№ п/п
| Класс
| Дата проведения урока
| Тема урока
| Цели и задачи урока
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Виды учебной деятельности
| Контроль
| |
|
| 3 г, д
3 е
3 а, ж
3 б
3 в, з
| 01.09
02.09
03.09
04.09
07.09
| Картины природы в музыке
| Наблюдать за звучанием природы; различать настроения и чувства, выраженные в музыке. Выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу в пластическом движении
| Знать об изобразительных возможностях музыки, живописи.
Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; исполнять песню с настроением, подходящим к содержанию текста
| Слушание:
К.Дебюсси. Прелюдии «Ветер на равнине»;
Пение:
К. Певзнер, А. Арканов, Г. Горин. «Оранжевая песенка»
| Устный
опрос.
Хоровое пение
| |
| 3 г, д
3 е
3 а, ж
3 б
3 в, з
| 08.09
09.09
10.09
11.09
14.09
| Может ли музыка «нарисовать» портрет?
| Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения
| Знать, какими «красками» пользуется музыка-художник, чтобы нарисовать портрет. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности; инсценировать песню «Любитель-рыболов»
| Слушание:
К. Дакен. «Кукушка»;
С. Прокофьев. «Джульетта-девочка» (фрагмент из балета «Ромео и Джульетта»).
Пение:
М. Старокадомский,
А. Барто.«Любитель-рыболов»
| Устный
опрос
| |
| 3 г, д
3 е
3 а, ж
3 б
3 в, з
| 15.09
16.09
17.09
18.09
21.09
| В сказочной стране гномов
| Знакомство с музыкальными сказками. Выявление содержательной общности между музыкой, поэзией
и живописью. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия тем, образов; распознавать художественный смысл трехчастной формы
| Знать певческие голоса.
Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в произведении;
разучивать и исполнять песню с движениями
| Слушание:
Э. Григ. «Шествие гномов».
Пение:
А. Журбин, И. Синявский.
«Смешной человечек»
| Устный
опрос
| |
| 3 г, д
3 е
3 а, ж
3 б
3 в, з
| 22.09
23.09
24.09
25.09
28.09
| Многообразие в единстве: вариации
| Распознавать художественный смысл вариационной формы; наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия тем, образов
| Знать значение понятий вариации, вариационный цикл, свободные вариации. Уметь определять
форму вариации в музыкальных произведениях; отличать вариации,
встречающиеся в виде отдельных произведений и как часть цикли-ческих форм (сюит, сонатных циклов)
| Слушание:
П. Чайковский. Симфония № 4.
IV часть (фрагмент)
| Устный
опрос
| |
| 3 г, д
3 е
3 а, ж
3 б
3 в, з
| 29.09
30.09
01.10
02.10
05.10
| «Дела давно
минувших
дней...»
| Соотносить художественно-образное содержание музыкаль-ного произведения с формой его воплощения. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения. Выражать в цветовом воплощении эмоциональное отношение к художественному образу
| Знать значение понятийзапев, запевала.
Уметь определять
и сравнивать характер, настроение
и средств музыкальной выразительности в произведениях; исполнять песню протяжно, напевно, легко, эмоционально
| Слушание:
М. Глинка. «Запев
Баяна», «Ария Руслана» (из оперы «Руслан и Людмила»).
Пение:
Е. Птичкин, М. Пляцковский. «Русская изба»
| Устный
опрос
| |
| 3 г, д
3 е
3 а, ж
3 б
3 в, з
| 06.10
07.10
08.10
09.10
12.10
| Там русский дух… там Русью пахнет!
| Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке; обнаружить общность истоков народной и профессиональной музыки
| Знать творческое наследие композиторов А. Бородина и Ю. Антонова, основные события их творческой жизни.
Уметь охарактеризовать значение творчества А. П. Бородина и Ю. Антонова; слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения
| Слушание:
А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». I часть (фрагмент);
Пение:
Ю. Антонов, М. Пляцковский. «Родные места» (слушание, пение)
| Устный
опрос
| |
| 3 г, д
3 е
3 а, ж
3 б
3 в, з
| 13.10
14.10
15.10
16.10
19.10
| «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»
| Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения; наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов
| Знать творческое наследие композитора С. С. Прокофьева; значение понятия «кантата», содержание и музыкальные образы кантаты. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении
| Слушание:
С. Прокофьев. «Ледовое побоище», «Вставайте, люди русские» (из кантаты «Александр Невский»);
Пение:
Г. Гладков, Ю. Энтин. «Край, в котором ты живешь» (слушание, пение)
| Устный
опрос
| |
8-9
| 3 г, д
3 е
3 а, ж
3 б
3 в, з
| 20.10-27.10
21.10-28.10
22.10-29.10
23.10-30.10
26.10-09.11
| Бег по кругу: рондо
| Распознавать художественный смысл формы рондо; Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения
| Знать определение понятий рондо, рефрен, принцип построения формы рондо.
Уметь находить повторы главной темы (рефрена) в музыкальном произведении; определять форму рондо в произведениях; петь легко, протяжно, используя певческое дыхание и звуковедение
| Слушание:
Л. Бетховен. «Ярость по поводу утерянного гроша»;
М. Глинка. «Рондо Фарлафа» (из оперы «Руслан и Людмила»).
Пение:
В. Алеев, Т. Фомина. «Веселое рондо»
| Устный
опрос
| |
10-11-12
| 3 г, д
3 е
3 а, ж
3 б
3 в, з
| 10.11
17.11
24.11
11.11
18.11
25.11
12.11
19.11
26.11
13.11
20.11
27.11
16.11
23.11
30.11
| Какими бывают музыкальные интонации
| Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства; определить жизненную основу музыкальных интонаций в рамках произведений драматического и лирического характера; импровизировать в соответствии с заданными критериями (исполнять ритм барабанной дроби или сигнала)
| Знать, что значит интонация, зерно интонация в музыкальном произведении. Уметь слышать зерно интонацию в музыкальных произведениях - характер музыки; определить устойчивые и неустойчивые интонации в музыке, выражающие вопрос, просьбу, недоумение, ответ, приказание; объяснить, как выражается зерно интонация радости, зерно интонация тревоги, как из зерна интонации вырастает музыкальное произведение
| Слушание:
Л. Бетховен. «Гремят барабаны»;
М. Мусоргский. «С куклой» (из вокального цикла «Детская»;
В.-А. Моцарт. Концерт № 21 для фортепиано с оркестром. II ч. (фрагмент).
Пение:
Я. Дубравин, В. Суслов. «Добрый день;
Л.Лядова, И. Шаферан. «Барабан»
| Устный
опрос.
Хоровое пение
| |
| 3 г, д
3 е
3 а, ж
3 б
3 в, з
| 01.12
02.12
03.12
04.12
07.12
| Знаки препинания в музыке
| Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл; сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие
| Знатьзначение знаков препинания и интонации в музыке. Уметь слышать различную интонацию в музыкальных произведениях
| Слушание:
Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 №7;
Л. Бетховен. Симфония № 5.1 часть, главная партия.
Пение:
Г. Телеман, Д. Штопле. «Счастье»
| Устный
опрос.
| |
| 3 г, д
3 е
3 а, ж
3 б
3 в, з
| 08.12
09.12
10.12
11.12
14.12
| «Мороз и солнце, день чудесный…»
| Наблюдать за звучанием природы; различать настроения и чувства, выраженные в музыке. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения. Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении музыкальной речи
| Знать музыкальные средства выразительности и их значение в создании музыкального образа, музыкального воплощения содержания и характера произведения.
Уметь эмоционально откликаться на музыкальные произведения; исполнять песню протяжно, легко, выразительно
| Слушание:
П. Чайковский. «Ноябрь. На тройке» (из фортепианного цикла «Времена года»);
Пение:
Е. Крылатов, Ю. Энтин. «Кабы не было зимы...»
| Устный
опрос.
Хоровое пение
| |
15-16
| 3 г, д
3 е
3 а, ж
3 б
3 в, з
| 15.12
22.12
16.12
23.12
17.12
24.12
18.12
25.12
21.12
28.12
| «Рождество Твое, Христе Боже наш...»
| Определять жизненную основу музыкальных интонаций; применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения. Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении музыкальной речи
| Знать особенности церковного песнопения.
Уметь выражать свои чувства, слушая духовную музыку
| Слушание:
А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш...»;
Пение:
Е. Птичкин, В. Степанов. «Художник Дед Мороз»
| Устный
опрос.
Хоро-вое пение
| |
| 3 в, з
3 г, д
3 е
3 а, ж
3 б
| 11.01
12.01
13.01
14.01
15.01
| Колокольные
звоны на Руси
| Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического
прошлого в слове, пении
| Знать, что такое духовная музыка, каковы ее особенности.
Уметь размышлять о музыке, творчески, ярко, эмоционально передавать в пении характер музыки
| Слушание:
Ростовские колокольные звоны; Н. Римский-Корсаков, Вхождение в невидимый град. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»;
Пение:
Д. Тухманов, стихи Ю. Энтина. Колокольчик мой хрустальный
| Устный
опрос.
Хоро-
вое пение
| |
| 3 в, з
3 г, д
3 е
3 а, ж
3 б
| 18,01
19.01
20.01
21.01
22.01
| Музыка
в храме
| Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове,
пении. Различать настроения
и чувства, выраженные в музыке
| Знать, что такое духовная музыка, каковы ее особенности.
Уметь размышлять о музыке, творчески ярко, эмоционально передавать в пении характер музыки
| Слушание:
М. Мусоргский. Пролог. Из оперы «Борис Годунов». Фрагмент;
П. Чайковский. В церкви. Из «Детского альбома»;
Пение:
Небо и земля. Народное песнопение
| Устный
опрос.
Хоро-
вое пение
| |
| 3 в, з
3 г, д
3 е
3 а, ж
3 б
| 25.01
26.01
27.01
28.01
29.01
| М. И. Глинка — основоположник
русской
классической
музыки
| Рассуждать об отечественной музыке.
Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. Участвовать в коллективном музицировании на детских музыкальных инструментах
| Знать творческое наследие русского композитора М. И. Глинки. Уметь определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку
| Слушание:
М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила». Фрагмент;
Пение:
М. Глинка, стихи В. Забилы. Ты, соловушка, умолкни.
Игра на детских музыкальных инструментах:
М. Глинка. Арагонская хота. Обработка для детского оркестра Т. Бейдер. Фрагмент
| Устный
опрос
| |
| 3 в, з
3 г, д
3 е
3 а, ж
3 б
| 01.02
02.02
03.02
04.02
05.02
| Что такое
патриотизм
| Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы. Рассуждать об отечественной музыке и музыкальном фольклоре России
| Знать значение понятия патриотизм. Уметь определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку
| Слушание:
Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка». Из оперы «Садко»;
М. Глинка, стихи А. Машистого. Патриотическая песня;
Пение:
Л. Афанасьев, стихи И. Шаферана. Гляжу в озера синие
| Устный
опрос.
Хоро-
вое пение
| |
| 3 в, з
3 г, д
3 е
3 а, ж
3 б
| 08..02
09.02
17.02
18.02
19.02
| Русский
национальный
герой Иван
Сусанин
| Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Сравнивать произведения
разных жанров на основе критериев, заданных в учебнике. Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки. Участвовать в коллективном музицировании на детских музыкальных инструментах
| Знать содержание оперы «Иван Сусанин», историю ее создания.
Уметь высказывать свои размышления о музыкальных произведениях, свое отношение к главному герою
| Слушание:
М. Глинка. Ария Ивана Сусанина; Хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя»;
Игра на детских музыкальных инструментах:
М. Глинка. Хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя». Обработка для детского оркестра Н. Ветлугиной
| Устный
опрос.
Хоро-
вое пение
| |
| 3 в, з
3 г, д
3 е
3 а, ж
3 б
| 15.02
16.02
24.02
25.02
26.02
| Прощай,
Масленица
| Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения
и чувства человека, выраженные в музыке. Выявлять по жанровым
признакам различные музыкальные интонации
| Знать русские народные песни. Уметь различать жанры русской народной песни, характерные особенности музыкального языка народной песни; исполнять заданный ритмический рисунок
| Слушание:
Н. Римский-Корсаков. Хор «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка»;
Пение:
Н. Римский_Корсаков, стихи И. Устюжанина. Проводы зимы;
Перед весной. Русская народная песня, обработка В. Попова
| Устный
опрос.
Хоро-
вое пение
| |
23-24
| 3 в, з
3 г, д
3 е
3 а, ж
3 б
| 22.02-29.02
23.02-01.03
02.03-09.03
03.03-10.03
04.03-11.03
| Музыкальная
имитация
| Определять полифоническую форму в музыке. Разыгрывать простые музыкальные пьесы, основанные на приеме имитации
| Знать значение слова имитация. Уметь исполнять музыкальное произведение, сохраняя его ритмический рисунок
| Слушание:
С. Ляховицкая. Дразнилка;
В. Шаинский. Веселая фуга;
Пение:
Со вьюном я хожу. Русская народная песня
| Устный
опрос
| |
| 3 в, з
3 г, д
3 е
3 а, ж
3 б
| 14.03
15.03
16.03
17.03
18.03
| Композиторы -
детям
| Различать настроения, выраженные в музыке. Различать маршевость
в музыке
| Знать композиторов, сочинявших музыку для детей. Уметь определять общий характер музыкальных произведений, основные интонации, характеризующие музыкальные образы
| Слушание:
С. Прокофьев. Пятнашки. Из фортепианного цикла «Детская музыка»;
С. Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам»;
Пение:
В. А. Моцарт. Детские игры
| Устный
опрос
| |
| 3 в, з
3 г, д
3 е
3 а, ж
3 б
| 21.03
22.03
23.03
24.03
25.03
| Картины,
изображающие
музыкальные
инструменты
| Узнавать по изображению музыкальные инструменты: лютню, виолу да гамба, гитару, а также узнавать на слух звучание лютни и гитары. Сравнивать содержание живописных и музыкальных произведений на уровне темы, сюжета, настроения
| Уметь: определять общий характер музыкальных произведений; определять на слух (по звучанию) название музыкального инструмента
| Слушание:
Л. Нарваэс. Фантазия на тему «Guardame las vасаs» («Охраняй моих коров») (звучание лютни);
Г. Ф. Гендель. Siciliana; Аllеgrо. Из сонаты для флейты, виолончели и клавесина фа мажор;
Ф. Таррега. Воспоминания об Альгамбре (звучание гитары).
Пение:
Б. Окуджава. Музыкант (слушание, пение)
| Устный
опрос
| |
| 3 в, з
3 г, д
3 е
3 а, ж
3 б
| 04.04
05.04
06.04
07.04
08.04
| «Жизненные
правила для
музыкантов»
Р. Шумана
| Знакомство с некоторыми важнейшими правилами (советами), адресованными Р. Шуманом юным музыкантам. Участвовать в коллективном обсуждении музыкальных вопросов проблемного содержания
| Знать творческое наследие композитора Р. Шумана. Уметь определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку
| Слушание:
Р. Шуман. Циклы «Бабочки», «Детские сцены» Пение:
Много песен мы споем. Венгерская народная
песня
| Устный
опрос
| |
| 3 в, з
3 г, д
3 е
3 а, ж
3 б
| 11.04
12.04
13.04
14.04
15.04
| Струнные
смычковые
инструменты
| Узнавать по изображению
музыкальные инструменты,
входящие в группу струнных
смычковых; определять их
выразительные особенности. Определять на слух звучание струнного ансамбля
| Знать музыкальные инструменты, входящие в группу смычковых инструментов, виды оркестров. Уметь анализировать музыкальные произведения
| Слушание:
Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане»;
А. Дворжак. Мелодия;
Е. Дога. Вальс. Из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»;
Пение: Р. Бойко, стихи И. Михайловой. Скрипка
| Устный
опрос
| |
29-30
| 3 в, з
3 г, д
3 е
3 а, ж
3 б
| 18.04-25.04
19.04-26.04
20.04-27.04
21.04-28.04
22.04-29.04
| С. Прокофьев.
Симфоническая
сказка «Петя
и волк»
| Узнавать по изображению
инструменты, составляющие группу деревянных духовых, а также некоторые ударные инструменты: большой барабан, литавры; определять на слух их тембровую окраску. Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки. Сравнивать различные музыкальные интонации. Различать маршевость в музыке
| Знать содержание симфонической
сказки. Уметь определять название музыкального инструмента на слух; высказывать свои размышления о музыке
| Слушание:
С. Прокофьев. Петя и волк. Симфоническая сказка;
Пение:
В. Шаинский, стихи Ю. Энтина. В мире много сказок
| Устный
опрос
| |
| 3 в, з
3 г, д
3 е
3 а, ж
3 б
| 02.05
03.05
04.05
05.05
06.05
| Вечная
память героям.
День Победы
| Размышлять о роли музыки в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в пении. Проявлять личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений
| Знать текст песен о войне.
Уметь определять общий характер музыки, эмоционально откликаться на музыку и пение
| Слушание:
Р. Шуман. Грезы. Из форт. цикла
«Детские сцены»;
Д. Тухманов, стихи В. Харитонова. День Победы (слушание, пение);
Пение:
Т. Попатенко, стихи И. Черницкой. Вот какая бабушка;
Д. Тухманов, стихи А. Поперечного. Аист на крыше;
Солдатушки, бравы ребятушки. Русская народная песня
| Устный
опрос.
Хоро-
вое пение
| |
| 3 в, з
3 г, д
3 е
3 а, ж
3 б
| 16.05
10.05
11.05
12.05
13.05
| Легко ли быть музыкальным исполнителем?
| Передавать в собственном
исполнении (пении) различные музыкальные образы.
Участвовать в совместной
деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
| Знать: определение понятий музыкант, исполнитель, инструмен-талист, певец; текст и мелодию разучиваемых произведений. Уметь петь легко, протяжно, весело, эмоционально
| Пение:
А. Зацепин, стихи А. Дербенева. Волшебник;
М. Минков, стихи Ю. Энтина.
Да здравствует сюрприз!
| Устный
опрос
| |
| 3 в, з
3 г, д
3 е
3 а, ж
3 б
| 23.05
17.05
18.05
19.05
20.05
| Выдающиеся
музыканты-
исполнители
| Узнавать по звучанию
и называть выдающихся
отечественных музыкальных исполнителей. Осуществлять первые опыты анализа исполнительских интерпретаций
| Знать имена выдающихся музыкантов-исполнителей, направления их деятельности. Уметь определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку и пение
| Слушание:
С. Рахманинов. Прелюдия си-бемоль мажор, соч. 23 № 2 (в исполнении С. Рихтера);
К. Сен-Санс. Рондо-каприччиозо. Из цикла «Интродукция и рондо-каприччиозо для скрипки и оркестра». Фрагмент (в исполнении Д. Ойстраха);
М. Мусоргский. Сцена с Юродивым. Из оперы
«Борис Годунов». Фрагмент
(в исполнении И.Козловского);
Пение: Музыканты. Немецкая народная песня
| Устный
опрос
| |
| 3 в, з
3 г, д
3 е
3 а, ж
3 б
| 30.05
24.05
25.05
26.05
27.05
| Концертные
залы мира
| Узнавать по изображениям ведущие концертные залы мира. Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Определять жанровые
особенности инструментального концерта
| Знать концертные залы мира, определение понятия кода. Уметь определять общий характер музыки, эмоционально откликаться на музыку
| Слушание:
П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть, кода;
Пение:
песенный материал по выбору учителя (учащихся)
| Устный
опрос
| |