Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место проведения практики.




Программа производственной практики

"На логопункте в дошкольных образовательных учреждениях"

 

 

Курс – 2

Семестр – 4

 

1. Цель практики: овладение системой про­фессио­нально-педагогических компетенций, составляющих содержание деятельности учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения.

Задачи практики:

в области коррекционно-педагогической деятельности:

- компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей дошкольного возраста с нарушениями речи;

- изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация детей дошкольного возраста с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях;

- построение и корректировка индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста с нарушениями речи;

в области диагностико-консультативной деятельности

- психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического, речевого развития и образовательных возможностей детей дошкольного возраста с нарушениями речи;

- оказание консультативной помощи членам семей детей дошкольного возраста с нарушениями речи по вопросам семейного воспитания;

- в области исследовательской деятельности:

– сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности;

- выбор и обоснование учебно-методического обеспечения;

- планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения речи;

- в области культурно-просветительской деятельности:

- формирование общей культуры детей школьного возраста с нарушениями речи;

- пропаганда толерантного отношения к детям с нарушениями речи среди широкой общественности.

Место проведения практики.

Производственная практика бакалавров по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» с профилем подготовки «Логопедия» проводится на базе дошкольных образовательных учреждений, структурным подразделением которых является логопедический пункт.

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

- наличие в образовательных учреждениях специалистов, обладающих высоким профессиональным уровнем;

- наличие и оснащение логопедического кабинета;

- уровень обеспеченности учебно-методической литературой и дидактическими материалами;

- наличие технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации).

 

4. Время проведения практики. Производственная практика проводится в течение четырех недель на 2-м курсе в 4 семестре (практика в качестве учителя-логопеда)

Группы формируются в составе не более 4-5 человек на один логопункт.

 

5. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе прохождения практики:

общекультурные компетенции:

-способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

-способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);

профессиональные компетенции:

-способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

-способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

-способность использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОП-3);

профессиональные компетенции в области коррекционно-педагогической деятельности:

-способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

-готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

-способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

профессиональные компетенции в области диагностико-консультативной деятельности:

-способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

-способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

-способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности
(ПК-7);

-готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

профессиональные компетенции в области исследовательской деятельности:

- готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности;

- способность к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);

- способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);

профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности:

-готовность к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13);

-способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).

В результате прохождения производственной практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

знать:

· механизмы, структуру и симптоматику различных форм речевой патологии (дислалии, дизартрии, ринолалии);

· особенности психофизического развития детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями;

· знать основные формы и приемы логопедической диагностики детей дошкольного возраста;

· диагностические показатели сформированности разных сторон речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями;

· формы организации и способы реализации логопедического воздействия в дошкольном образовательном учреждении;

· особенности коррекционно-педагогической среды в условиях структуры образования, ее методического и технического обеспечения;

· формы и способы проведения консультирования лиц с расстройствами речи, их родственников, работающих с ними специалистов иных профилей по проблемам восстановительного обучения и социальной адаптации;

у меть:

· реализовывать в практической деятельности знания в области научно-методических аспектов изученных дисциплин, входящих в учебный план;

· проводить логопедическое обследование речевой деятельности детей дошкольного возраста, анализировать его результаты и диагностировать выявленные отклонения в развитии детей дошкольного возраста;

· осуществлять перспективное планирование и текущее планирование содержания индивидуальных занятий в условиях логопункта с детьми, имеющими речевые нарушения (дислалию, дизартрию, фонетико-фонематическое недоразвитие речи);

· определять и реализовывать во взаимосвязи коррекционные, развивающие и воспитательные задачи, используя разнообразные приемы психолого-педагогического воздействия с учетом индивидуальных личностных особенностей детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии;

· обоснованно выбирать и применять методы и приемы преодоления нарушений речевой деятельности детей дошкольного возраста во взаимосвязи с другими сторонами их психического развития на индивидуальных логопедических занятиях;

владеть:

· приемами организации совместной работы с сотрудниками дошкольного образовательного учреждения (психологами, воспитателями, музыкальным руководителем и др.), а также родителями детей;

· навыками осуществления методически правильного выбора языкового и речевого материала, наглядных и технических средств обучения дошкольников с речевыми нарушениями;

· навыками изготовления демонстрационного и раздаточного дидактического материала;

· навыками осуществления анализа хода и результатов логопедического занятия;

· навыками осуществления адекватной оценки собственной деятельности и студентов микрогруппы;

· навыками проведения пропаганды логопедических знаний среди воспитателей и родителей, толерантного отношения к лицам с ОВЗ.

 

 

6. Структура и содержание практики

№ п/п   Этапы практики Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов Трудоем- кость видов учебной работы (в часах) Формы текущего контроля
1. Организационный этап Проведение установочной конференции: ознакомление студентов с задачами, организацией, этапами практики, требованиями, предъявляемыми при выполнении программы практики, отчетной документацией; закрепление за методистами кафедры специальной педагогики и психологии и распределение по учреждениям; проведение инструктажа по технике безопасности.   Отчетные материалы: - медицинские книжки (допуск к работе в ДОУ); - договор с принимающей организацией для студентов, проходящих практику по месту жительства; - бланк оценочного листа; - бланк отчета о производственной практике; - инструктаж по технике безопасности
2. Аналитико-проектировочный этап 1. Знакомство с учителем-логопедом и другими специалистами, с администрацией и педагогическим коллективом, с режимом работы ДОУ, с оборудованием логопедического кабинета. 2. Изучение документации учителя-логопеда: · речевых карт детей; · журнала учета продвижения детей; · перспективного плана работы; · календарных планов подгрупповых и индивидуальных занятий; · журнала учета посещения детьми занятий; · графика работы учителя-логопеда, · индивидуальных тетрадей домашних заданий, · годового отчета специалиста. 3.Составление индивидуального графика работы на период практики. 4. Наблюдение за деятельностью учителя-логопеда и ее анализ.   Отчетные материалы: - список обучающихся на логопункте (без указания фамилий детей); - нормативно-правовая база логопедического сопровождения ребенка в ДОУ(печатный/электронный вариант); - образцы документации учителя-логопеда ДОУ; - конспекты 2-х индивидуальных занятий, проведенных логопедом, с аналитическим разбором; - конспект одного фронтального/ подгруппового занятия, проведенных логопедом, с аналитическим разбором.  
3. Диагностический этап 1.Наблюдение за детьми во время занятий, анализ их речи, особенностей познавательной деятельности, поведения; 2.Обследование речи ребенка, заполнение речевой карты.     Отчетные материалы: - схема психолого-педагогического обследования ребенка дошкольного возраста; - модель логопедического обследования дошкольника с речевой патологией; - одна речевая карта, заполненная на ребенка для индивидуальной работы и перспективный план работы с ним на период практики; - график проведения зачетных индивидуальных занятий.  
4. Коррекционно-воспитательный этап 1.Проведение пробных и зачетных индивидуальных логопедических занятий с детьми, закрепленными за студентами. 2.Самоанализ и анализ логопедических занятий, проведенных студентами. 3. Заполнение индивидуальных тетрадей для домашних заданий. 4.Подготовка материалов по пропаганде логопедических знаний для педагогов и родителей. 5. Изготовление наглядных пособий, дидактического материала для логопедических занятий. 6.Участие в мероприятиях, проводимых в ДОУ.     Отчетные материалы: - конспекты 5-ти индивидуальных логопедических занятий, проведенных с закрепленным ребенком; - конспект 2-х индивидуальных занятий, проведенных товарищами, с анализом; - материалы по пропаганде логопедических знаний (по заданию учителя-логопеда и методиста); - методические, дидактические материалы и наглядные пособия, изготовленные студентом по заданию учителя-логопеда.  
5. Аналитико-результативный этап 1. Анализ становления профессионально значимых личностных качеств будущего специалиста. 2.Самоанализ эффективности производственной практики. 3. Анализ организационных аспектов производственной практики. 4. Оформление отчетной документации по итогам практики. 5. Выступление на итоговой конференции.   Отчетные материалы: - самоанализ и анализ практики - оформление дневника практики; - составление отчета; - материал для итоговой конференции (видеоотчет, презентация, фотоотчет, стихотворение, песня и др. формы).. Дифференцированный зачет.
    Итого    

Основные этапы и программное содержание деятельности студентов в период производственной практики

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...