Анализ логопедического занятия (примерная схема протокола)
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 1. Место данного занятия в системе занятий по теме. Соответствие материала занятия программе, речевым и возрастным особенностям детей данной группы. Объем материала и его доступность для детей. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим. 2. Правильность постановки цели и задач занятия. Соответствие цели и задач теме и содержанию занятия. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Адекватность выбора речевого материала задачам занятия. 3. Организация занятия: количество детей, поведение; эстетическое оформление занятия, используемое оборудование, качество наглядных пособий и дидактического материала. 4. Структура занятия: основные этапы, их логическая последовательность, четкость перехода от одного этапа к другому, продолжительность занятия и его этапов; соотношение времени, отведенного на фронтальную и индивидуальную работу, соотношение речевых и неречевых заданий (по количеству и отведенному времени), высказываний логопеда и детей. Соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины. 5. Анализ этапов занятия. Содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу. Реализация дидактических принципов обучения. Методы и приемы, используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия. Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов и приемов обучения. Особенности применения методических приемов логопедом, знание материала занятия, владение методами и приемами работы на занятии, осуществление коррекционных приемов обучения, умение использовать методические пособия. Характеристика применяемых методических приемов (приемы привлечения внимания, приемы активизации познавательной деятельности и др.), использование разнообразных форм активности детей (двигательной, зрительной, слуховой) с целью предупреждения утомляемости детей. Обеспечение положительного эмоционального фона в процессе занятия и интереса дошкольников к заданиям. Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы. Использование воспитательных моментов занятия, использование специальных методических приемов. Контроль за речью детей, исправление допущенных детьми ошибок. Адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребенка. Доступность и четкость инструкций и вопросов логопеда, использование различных видов вопросов (наводящие, альтернативные и др.). Включение элементов рациональной психотерапии на занятии. Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей.
6. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии; активность, проявление интереса, степень сформированности структуры деятельности, уровень сосредоточенности на заданиях, устойчивость внимания в начале занятия и на отдельных его этапах, возможности переключения внимания от одного к другому заданию, причины отклонений в деятельности и поведении детей, качество знаний, умений и навыков, полученных или закрепленных детьми на занятии. 7. Характеристика логопеда. Возможности контакта с группой детей, умение владеть вниманием детей и организовать их для работы, владение приемами повышения активности, интереса и внимания детей дошкольного возраста, практическое осуществление индивидуального подхода к детям с учетом их личностных особенностей, настойчивость в достижении цели, проявление педагогического такта. Речь логопеда (доступность, логичность, мелодико-интонационная выразительность и эмоциональность, особенности дикции, силы, голоса, темпа и ритма). Внешний вид логопеда, его поведение в процессе общения с детьми.
8. Результаты занятия. Достижение цели, выполнение намеченного плана, эффективность использованных методов и приемов. Оценка занятия в соответствии с возможностями детей. Характер деятельности детей в процессе занятия (степень самостоятельности, уровень активности, темп работы). 9. Педагогические выводы, пожелания к совершенствованию занятия. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Речевая карта № 1 (для детей с общим недоразвитием речи) 1. Дата поступления ребёнка в группу. 2. Фамилия, имя. 3. Месяц, число, год рождения. 4. Домашний адрес. 5. Из какого детсада направлен ребёнок. 6. Жалобы родителей. 7. Слух. 8. Интеллект. 9. Данные о ходе речевого развития (гуление, лепет, первые слова и предложения. Прерывалось ли речевое развитие ребёнка, по какой причине, как длительно). 10. Раннее физическое развитие ребёнка. 11. Связная речь: а) беседа; б) составление рассказа по сюжетной картинке; в) составление рассказа по серии картинок; г) пересказ; д) составление рассказа - описание предмета. 12. Словарь (активный и пассивный). 13. Грамматический строй речи (понимание грамматических форм и употребление их в активной речи). 14. Состояние артикуляционного аппарата. 15. Произношение и различение звуков. 16. Готовность к звуковому анализу и синтезу слов. 17. Произношение слов слогового состава. 18. Заключение. Речевая карта №2 (для детей с недоразвитием фонетического строя речи) 1. Дата поступления ребёнка в группу. 2. Фамилия, имя. 3. Возраст. 4. Домашний адрес. 5. Из какого сада направлен (№, дата, адрес). 6. Жалобы родителей. 7. Данные о ходе речевого развития. 8. Состояние общей моторики. 9. Слух: а) физиологический; б) фонематический. 10. Общее развитие ребёнка. 11. Внимание. 12. Работоспособность. 13. Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость, артикуляция, дыхание). 14. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность). 15. Произношение различение звуков. 16. Анализ и синтез звукового состава речи. 17. Произношение слов сложного слогового состава (строительство, электричка, велосипед, гимнасты и т.д.) 18. Грамматический строй речи.
19. Словарь. 20. Навыки словообразования. (В карте приводятся образцы высказываний ребёнка).
Пример заполнения речевой карты Речевая карта 1. Фамилия, имя Сергей М. ___________________________________ 2. Возраст 5 л. 9 мес. _______________________________ 3. Домашний адрес г. Смоленск, ул. Соколовского, д. 24, кв.8 _________ 4. Из какого сада направляется из д/с Ёжик "_______________________ 5. Дата поступления ребёнка в группу 17. 09. 02 ._______________ 6. Жалобы родителей и анамнез ___ плохо говорит ___________________ 7. Слух (заключение специалиста) N ______________________________ 8. Интеллект (заключение специалиста): из медицинских документов с указанием даты обследования и фамилии врача_____________________ 9. Данные о ходе речевого развития (со слов матери):____________ - гуление 3 мес .________________________________________________ - лепет 6 мес ._________________________________________________ - первые слова п осле 3-х лет _____________________________________ -предложения к 4-м годам ______________________________________ - прерывалось ли речевое развитие ребёнка, по какой причине, как длительно нет ________________________________________________ 10. Раннее физическое развитие (наблюдались ли отклонения в физическом развитии, перенесённые заболевания, в какой форме) ____ не наблюдались ______________________________________________ 11. Состояние общей моторики движения скованные, не координированные ________________________________________________ 12. Связная речь: а) беседа: 1) отвечает односложно _________________________________________ 2) простой фразой _____________________________________________ 3) распространёнными предложениями ____________________________ 4) аграмматизмы грубые _________________________________________ б) составление рассказа по сюжетной картинке (фотозапись детского рассказа с его фонетическими, грамматическими ошибками):_________ ________ Ёзику аивают маако, матик не, два. ______________________ 1) составляет самостоятельно _____________________________________ 2) составляет по плану ___________________________________________ 3) составляет по образцу логопеда ________________________________ 4) не справился _________________________________________________ в) составление рассказа по серии картинок (фотозапись):____________ Кот исет мыску. Кот потом исет мыску. Спатаясь под сапог. Когда кот побезит ботинку. Мыска папайясь ._________________ ____
1) самостоятельно разложил картинки ______________________________ 2) с помощью логопеда___________________________________________ 3) не справился__________________________________________________ 4) составил рассказ самостоятельно________________________________ 5) по плану ______________________________________________________ 6) по образцу логопеда___________________________________________ 7) не справился__________________________________________________ г) пересказ (фотозапись): Хотеа галька попить. Она не мога достать. Она покидаа камни. Высе. Мозно пить .___________________________ ___ 1) понял содержание рассказа _____________________________________ 2) не понял содержание __________________________________________ 3) последовательность изложения недостаточная ____________________ 4) полнота изложения недостаточная _______________________ д) составление рассказа-описания предмета (фотозапись)______________ Утоцка. Зотая маинькая отень. Как муха _____________________ 1) составил самостоятельно _______________________________________ 2) составил по плану _____________________________________________ 3) составил по образцу логопеда ___________________________________ 4) не справился __________________________________________________ Выводы 1. Владеет элементарной связной речью на уровне простого распространённого предложения. 2. Умеет составить связный рассказ с помощь логопеда, пользуется двухсоставным предложением. 3. Не владеет связной речью. 13. Словарь (пассивный) ограничен __________________________
I. Понимание речи: 1) Приближается к норме_________________________________________ 2) Ограничено ___________________________________________________ 3) Не понимает обращённой речи _________________________________ II. Активный словарь ограничен 1) Название предметов по картинкам или по непосредственному предъявлению_________________________________________________ а) части тела не знает ресницы, "локти" (ногти)________________ б) игрушки отсутствует обобщающее понятие _________________ в) одежда + не называет детали одежды ______________________ г) посуда + не называет части чайника _______________________ д) мебель отсутствует обобщающее слово ____________________ е) животные и их детёныши домашние - кошка и собака,диких ____ животных называет; детёнышей не знает __________ _____________ 2) Название действий и состояний предметов: Бежит + ___________ причёсывается чешет _____________ Пьёт + ___________ умывается моет ____________ ___ Режет-___________ одевается+________________ Сидит + ___________ улыбается-________________ Идёт ходит________ смеётся_________-________________ Вяжет - спица ________ плачет_____________+________________ Рисует + ___________ 3) Название признаков предметов. Качественные прилагательные а) цвет не знает: синий, оранжевый; смешивает: зелёный - красный _ б) форма _-______________________________________________________ в) величина+______________________________________________ Антонимы: Большой - маленький тупой - -_______ высокий - -___ Холодный - горячий мокрый - сухой _____ старший - ____-___ Чистый - грязный __ широкий- -_______ длинный - ____-___
Твёрдый- не твёрдый светлый - __________ 4) Словообразование. Суффиксальный способ словообразования: а) шапка - шапочка голова - - ____ дрова - довка_ дерево - сумка - сумотька ваза - вазотька ухо - ухи ____ воробей - гнездо - _____-___ птица - птитька лоб - опка ___ ковёр - ковёик ведро - вёдйышко_ стул - стулик ___ б) дерево - деревянный снег - снежный железо - железный -__ - стеклянный бумага - бумажный -___ - зимний -__ - дубовый лимоновый - лимонный -_ - осенний апельсилинный – апельсиновый Префиксальный способ словообразования: Льёт - наливает - поливает - выливает -
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|