Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизмы закупочной логистики




Практикум по логистике

Учебно-методическое пособие

Для студентов специальностей 080502.65 «Экономика и управление на предприятиях (культуры и искусств)» и 080507.65 «Менеджмент организации» очной и заочной форм обучения

 

Улан-Удэ

Издательско-полиграфический комплекс

ФГОУ ВПО ВСГАКИ


УДК 658(075.8)

ББК 65.291.592я73

П691

Ут­вер­жде­но

ре­дак­ци­он­но-из­да­тель­ским Со­ве­том

ФГОУ ВПО «Вос­точ­но-Си­бир­ская го­су­дар­ст­вен­ная ака­де­мия

куль­ту­ры и ис­кусств»

 

 

Рецензенты:

д.э.н., проф. ВСГТУ В.Г.Беломестнов;

к.э.н., доцент ВСГАКИ Ф.А. Алексеева

   
П691 Практикум по логистике:учеб.-метод. пособие для студентов специальности 080502.65 «Экономика и упр. на предприятиях (культуры и искусств)» и 080507.65 «Менеджмент организации» очной и заоч. форм обучения / сост. Л. С. Кирикова. – Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2010. – 64 с.

 

УДК 658(075.8)

ББК 65.291.592я73

 

© ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2010.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4

2. РУКОВОДСТВО ПО ВЫПОЛННИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ 6

2.1. Задачи и функции логистики 6

2.2. Механизмы закупочной логистики 10

2.3. Логистика производственных процессов 12

2.4. Организация материальных потоков в производстве. 14

2.5. Логистика распределения и сбыта. 22

2.6. Логистика запасов 29

2.7. Транспортная логистика 36

3. Оформление выполненных работ 48

4. Приложения.. 49


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методические указания по выполнению практических заданий по дисциплине «Логистика» предназначены для студентов специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятиях (культуры и искусств)» и 080507.65 «Менеджмент организации» очной и заочной форм обучения.

В настоящее время в мире бурно развивается научное направление «логистика» – наука об эффективном управлении товарно-материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сфере производства и обращения. Основная цель логистики – чтобы нужные товары и услуги имелись в нужном месте, в нужном количестве и в нужный момент. Подготовка специалистов менеджеров или экономистов в сфере услуг становится невозможной без знаний ими основных составляющих логистики и их взаимосвязи – информационной логистики, логистики товарно-материальных запасов, логистики складирования и транспорта.

Данная дисциплина преподается студентам на базе экономической теории, экономики предприятия, бухгалтерского учета, хозяйственного права, маркетинга и информатики. Цель данного курса – дать студентам представление об основных этапах становления логистики как науки и рыночных предпосылках ее формирования; взаимосвязи складирования, обработки, транспортировки продукции и современных концепциях логистики; раскрыть подходы ряда российских ученых к логистике как науке по управлению потоковыми процессами в экономике.

 

Поставленная цель требует решения следующих задач:

Ø сформировать у студентов представления о понятийном аппарате логистики и факторах ее развития;

Ø раскрыть специфику логистики, которая заключается в том, что ее составляющие (управление договорами, складирование, сбыт, организация транспортировки) изучены давно, а новизна логистического подхода заключается в интеграции перечисленных и других (неназванных) областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов;

Ø показать эволюционный путь развития современных концепций логистики, в которых анализируется взаимодействие основных функций по транспортировке, складированию и обработке материальных и информационных потоков;

Ø раскрыть суть концепции всеобщих затрат, так как в настоящее время не только традиционно крупные предприятия оптимизируют затраты.

В предпринимательскую деятельность активно включаются малые и средние формы, занимающиеся транспортировкой, доставкой товаров, мелких и ценных грузов, осуществляющих хранение материальных ресурсов и погрузо-разгрузочные работы. Данное учебно-методическое пособие включает тематический план курса и тематическое содержание дисциплины с рекомендуемой литературой, вопросами и заданиями по разделам, вопросы к семинарским занятиям, темы для написания рефератов и примерные вопросы к зачету. Особое место в процессе изучения логистики занимает практическая подготовка – освоение понятийного аппарата, приобретение навыков заключения основных видов договоров, выполнения элементарных расчетов. Поэтому каждому студенту необходимо выполнить расчеты самостоятельно.

Материалы «Практикума» позволят студенту более прочно усвоить дидактические единицы, предусмотренные образовательными стандартами специальностей «Экономика и управление на предприятии» и «Менеджмент организации». Общие дидактические единицы и составили структуру пособия:

1. Задачи и функции логистики.

2. Механизмы закупочной логистики.

3. Логистика производственных процессов.

4. Организация материальных потоков в производстве.

5. Логистика распределения и сбыта.

6. Логистика запасов.

7. Транспортная логистика.

 


2. РУКОВОДСТВО ПО ВЫПОЛННИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

2.1. Задачи и функции логистики

«Методические рекомендации проведения деловой игры «Выбор поставщика материальных ресурсов»

Цель деловой игры:систематизация знаний студентов об условиях поставок и заключении договоров на поставку ресурсов. Развитие навыков ведения переговоров, выработки стратегии и тактики переговорного процесса с потенциальным поставщиком и принятия решений о выборе поставщика материальных ресурсов.

Для проведения деловой игры необходимы:

– комплект раздаточных материалов, содержащий описание ситуации и позиции сторон перед переговорами выдается каждому студенту;

– видеокамера;

– технические средства, обеспечивающие просмотр видеозаписи; таймер.

Учебная группа разделяется на подгруппы. Все студенты учебной группы участвуют в разработке стратегии ведения переговоров по подгруппам, шесть студентов (по два от каждой подгруппы) непосредственно участвуют в переговорном процессе, остальные выступают в роли наблюдателей переговоров, а затем все студенты анализируют состоявшиеся переговоры и обсуждают возможные варианты взаимных уступок. На проведение деловой игры требуется 4 академических часа.

Задача 1. Описание проведения деловой игры.

1. Постановка проблемы – определение цели и задач занятия – 20 мин. Каждому студенту выдается раздаточный материал с описанием ситуации и позиций сторон перед переговорами.

2. Ситуация

ЗАО «Darts», г. Калининград, производит сувениры – игры «Дартс», которые продает на всей территории России. Для производства готовой продукции ЗАО «Darts» требуется:

1) продукт А – различные комплектующие, имеющие высший приоритет, их необходимо поставлять два раза в неделю;

2) продукт В – комплектующие, отсутствие которых может вызвать затруднения на конечном этапе сборки готовой продукции; его необходимо поставлять в пределах семи рабочих дней.

ЗАО «Darts» приняла решение заключить контракт на поставку продуктов А и В только с одной фирмой-поставщиком. После предварительного рассмотрения примерно 20 квалифицированных поставщиков ЗАО «Darts» остановило свой выбор на двух крупных поставщиках, работающих по всей Восточной Европе, с которыми оно уже сотрудничало ранее. Обе организации хорошо себя зареко­мендовали, имеют профсоюз и стабильное финансовое положение. Одна из них – фирма Plastos – расположена в г. Каунас (Литва), вторая – фирма Metalic – расположена в г. Гданьск (Польша). ЗАО «Darts» планирует обсудить условия контракта с каждым поставщиком, а затем выбрать одного поставщика, чьи условия окажутся наиболее приемлемыми.

Существует ряд вопросов, которые следует обсудить в процессе переговоров. ЗАО «Darts», фирмы Plastos и Metalic обладают всей необходимой информацией: несмотря на то, что оба конкурирующих поставщика не обменивались напрямую стратегическими сведениями, оба они были втянуты в общие дискуссии по ценообразованию, поэтому владеют определенной информацией о затратах и стратегиях друг друга. Наиболее важные вопросы, подлежащие обсужде­нию при заключении контрактов, приведены в табл. 1 с некоторы­ми пояснениями позиций ЗАО «Darts», фирм Plastos и Metalic. Необ­ходимо изучить позиции сторон перед переговорами, изложенными в Приложении 1.

3. Определение основных этапов и тактики ведения переговоров – 10 мин. Определяются участники и интересы сторон в переговорах, которые необходимо провести в соответствии с условиями предложенной ситуации. Рассматриваются основные тактики и этапы ведения переговоров. Необходимо обсудить степень доверия между сторонами, и если она велика и они не склонны рассматривать свои интересы как взаимоисключающие, то переговорный процесс может свестись к высшей форме сотрудничества – «мозговому штурму». Стороны могут использовать метод принципиальных переговоров, в соответствии с которым:

1) первичны не позиции сторон, а их интересы, которые необходимо рассматривать с учетом всего спектра возможных позиций;

2) до начала переговоров необходимо сформулировать принципы, на основе которых будет оцениваться приемлемость конкретного варианта договора.

Целесообразна следующая последовательность этапов переговорного процесса: исследовательский; аргументации; согласования; формулировки решения. Необходимо, чтобы переговорный процесс прошел все этапы, в противном случае вместо поисков решения, которое максимально удовлетворяло бы интересы обеих сторон, переговоры могут свестись к позиционному торгу или перерасти в «войну» между сторонами.

4. Подготовка подгрупп к проведению переговоров – 20 мин. При подготовке к переговорам каждая подгруппа должна:

-определить цель переговоров;

-определить интересы сторон;

-разработать приемлемые области соглашения;

-аргументировать позицию;

-разработать варианты взаимных уступок.

5. Проведение переговоров в режиме реального времени – 30 мин. Делегация, участвующая в переговорах от каждой подгруппы, должна состоять из 2 человек. Переговоры между командами Darts и Plastos должны проводиться отдельно от переговоров между командами Darts и Metalic. На каждые переговоры отводится по 15 мин.

Каждый пункт (см. табл.) следует обсуждать отдельно, насколько это возможно. Для ЗАО «Darts» будет считаться неэтичным пользование уступок, полученных в результате переговоров с одной из компаний-поставщиков, как средства для получения больших уступок от другой компании-поставщика. Организация заботится о своем престиже и высокой репутации и заинтересована в обоюдовыгодных долгосрочных взаимосвязях со своими партнерами. Поэтому компания намеренно не будет заключать конт­ракт, который не выгоден для поставщика и в результате которого поставщик будет нести убытки при выполнении условий договора.

В процессе переговоров стороны должны делать пометки о дос­тигнутых договоренностях.

На этом этапе студенты, не участвующие в переговорном про­цессе выступают наблюдателями и фиксируют используемые ар­гументы, психологическое воздействие на партнеров и применяе­мые переговорные тактики. Необходимо поручить одному из наб­людателей вести видеозапись всего процесса переговоров в целях дальнейшего анализа и обсуждения.

6. Принятие решения о выборе поставщика материальных ресурсов – 5 мин. На основе проведенных переговоров подгруппа, представляю­щая интересы ЗАО «Darts», должна принять окончательное реше­ние о выборе фирмы-поставщика материальных ресурсов. Реше­ние объявляется перед всей учебной группой.

7. Анализ состоявшегося переговорного процесса – 10 мин. Если после проведения переговоров наблюдается повышенная эмоциональность участников, то можно задать вопрос об их самочувствии и впечатлениях.

Сразу после игры необходимо задать вопросы участникам переговоров.

1) Успешно ли прошли переговоры?

2) Каковы были позиции и интересы сторон перед началом пе­реговоров?

Далее следует задать вопросы наблюдателям.

1) Какая команда использовала более сильные аргументы?

2) Какие переговорные тактики использовались?

3) Наблюдалось ли манипулирование партнерами?

Как правило, участники переговоров не применяют стратегию сотрудничества, позволяющую совместно найти решение пробле­мы, а используют наиболее распространенную форму ведения пе­реговоров – позиционный торг, в процессе которого стороны формулируют свои позиции, и в дальнейшем идет их корректировка, причем обычно используется метод компромисса. В результате применения такой тактики переговорного процесса обе стороны чаще всего получают вовсе не то, что они хотели бы получить.

Выяснение интересов сторон гораздо более эффективно, чем позиционный торг, но для того, чтобы переговорный процесс был проведен с использованием тактики сотрудничества, стороны долж­ны захотеть этого, и ни одна из сторон не должна подталкивать партнера к тому, чтобы тот быстро определил свою позицию.

8. Видеопросмотр переговоров с остановками для обсуждения по ходу действия – 50 мин. Обсуждение деловой игры должно показать преимущество со­трудничества в переговорном процессе перед позиционным торгом.

Преподаватель периодически останавливает просмотр видеоза­писи, чтобы акцентировать внимание на тех фрагментах, которые являются яркими иллюстрациями замечаниям, высказанным наб­людателями, а также на тех фрагментах, которые не были ими за­мечены, но важны для общего анализа сложившейся ситуации.

9. Обсуждение возможных вариантов взаимных уступок – 15 мин.

После видеопросмотра еще раз проводится обсуждение воз­можных вариантов взаимных уступок и составляется окончатель­ный вариант договора поставки.

10. Подведение итогов деловой игры – 15 мин.
Обсуждение конкурентных сил поставщиков и потребителей, их взаимного влияния в процессе формирования стратегии снабжения.

Механизмы закупочной логистики

Оптимальная партия поставки, оптимальный размер заказа (Economic Order Quantity, EOQ) – объем партии поставки, отгружаемой поставщиком по заказу потребителя, который обеспечивает для потребителя минимальное значение суммы двух составляющих:

1) затраты на формирование и хранение запасов – затраты на текущее обслуживание запасов включают издержки на проведе­ние инвентаризаций, издержки хранения, стоимость рисков и дру­гие издержки;

2) транспортно-заготовительные расходы – затраты, связан­ные с организацией заказа и его реализацией, включают расходы на мониторинг показателей работы поставщиков, выбор и оценку поставщика, транспортные издержки, затраты на коммуникаци­онный процесс, командировочные, представительские и другие расходы.

Оптимальная партия поставки определяется по формуле Уилсона

q = Ö2Cтз*Q/C хр (1)

 

Гдеq опт – оптимальная партия поставки (экономичный размер заказа);

C тз – транспортно-заготовительные расходы в расчете на одну пар­тию поставки;

C хр – издержки хранения в расчете на единицу продукции;

Q – годовая потребность в продукции.

Оптимальная периодичность поставки Т опт определяется как отношение найденной оптимальной партии поставки к годовой потребности в материальных ресурсах:

Т опт = 360*q опт /Q (2)

Количество поставок в год N определяется отношением годовой потребности в материальных ресурсах к оптимальной партии поставки:

N = Q/ q опт

Задача 2

Для производства погрузчиков предприятию необхо­димо закупить в следующем году 8000 шт. комплектующих по цене 320 денежных единиц за штуку. Стоимость содержания одного ком­плектующего изделия на складе предприятия составляет 13% от его цены. В прошлом году транспортно-заготовительные расходы в рас­чете на одну партию поставки составили 850 денежных единиц.

Определить:

1) оптимальную партию поставки комплектующих изделий;

2) оптимальную периодичность поставки комплектующих;

3) количество поставок в год.


Задача 3

Для производства титанового проката металлургическому предприятию необходимо закупить в следующем году 3800 т сырья. Подразделение по логистике рассчитало, что при закупке сырья партиями по 280 т затраты на размещение и выполнение заказа, а также издержки на хранение запасов будут минимальны.

Определить:

1) количество поставок в год;

2) оптимальную периодичность поставки сырья.
Задача 4

Торгово-посредническая организация закупает различные виды продукции. Годовая потребность в продукте W составляет 1300 единиц, цена единицы продукта W – 880 денежных единиц: Издержки хранения в расчете на единицу продукции W составляют 18% от его цены. Учет затрат показал, что транспортно-заготовительные расходы в расчете на одну партию поставки составляют 5 тыс. денежных единиц.

Определить:

1) оптимальную партию поставки продукции W;

2) количество поставок в год;

3) оптимальную периодичность поставки продукции W.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...