Творчество как основополагающее явление во всех сферах деятельности человека
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Оглавление
Введение . Творчество как основополагающее явление во всех сферах деятельности человека Понятие творчества Творческая деятельность и творческий процесс . Творчество в хореографическом коллективе современного направления Хореографический коллектив и его специфика Осуществление творческого подхода в работе коллектива современной хореографии Заключение Список литературы
Введение
Современная хореография - динамично развивающаяся система, органично соединяющая технику джазового танца, танца модерн и классического балета. Развиваясь в течении последних 40 лет, эта техника танца сформировала свой лексический модуль, форму урока и методику преподавания. Особенность лексического модуля, т.е. движенческого словаря современной хореографии, состоит в том, что в единое целое (комбинацию урока, сценическую композицию и т.д.) органически соединяются движения, характерные для танцевальных систем - антагонистов, какими на первый взгляд являются джазовый танец и классический балет. Однако именно эта «всеядность» позволяет создать свой богатейший, выразительный язык движений, характерный именно для современной хореографии. (8, 3) В последнии годы наблюдается все больше миксовых танцевальных техник, которые объединяют все основные системы. Хореографы в своих постановках стараются найти прежде всего что-то новое, необычное, вне зависимости от лексической принадлежности. Хореограф мыслит движением, а поскольку профессиональные хореографы владеют множеством танцевальных техник, то процесс заимствования и соединения неизбежен. И это естественный процесс интеграции. Поэтому в настоящее время не ставятся, какие-то строгие рамки, главное - творчество. (7, 7)
Именно поэтому вполне оправдано обращение к опыту профессиональных школ при работе с любительским хореографическим коллективом. Естественно, что знание основных дисциплин не менее необходимо для руководителя любительского коллектива, но организация и содержание работы в этих условиях должны быть иными, поскольку творческие интересы его участников носят иную направленность. Собственно учебный процесс в любительских коллективах протекает в той же последовательности, однако овладение профессиональными навыками и освоение репертуара подчинены максимальному развитию творческих способностей. (4, 7) Собственно сама работа с подобными коллективами должна являться единым творческим процессом, где учащиеся постепенно развивают свои способности и, со временем, совместно с педагогом включаются в творческую деятельность при создании новых пластических решений, танцевальных композиций, а, может быть, и создания репертуара. Однако далеко не все педагоги идут по этому пути, что очень наглядно просматриваеся в их конечном результате - сценической деятельности. Отсутствует творческая «изюминка» не только в пластическом решении хореографической постановки, но и в исполнительском мастерстве и выразительности участников коллектива. Все «сухо», однообразно и неинтересно. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что в настоящее время достаточно остро стоит проблема популяризации творческого подхода в работе с коллективами современной хореографии. Цель данного исследования: Выявить наиболее эффективные методы в работе с коллективом современной хореографии через творчество. Объект: Процесс работы с коллективом современной хореографии. Предмет: Творческий подход в работе с коллективом современной хореографии. Задачи: Проанализировать теоретические источники по исследованию темы.
Разработать понятийный аппарат. Выявить влияние творческого подхода на работу хореографа - постановщика с коллективом современной хореографии. Для исследования проблемности заявленной выше темы были использованы книжные источники по мастерству хореографа, теории и истории современного танца, методические пособия по руководству любительскими хореографическими коллективами, а так же отдельные статьи по проблемности в хореографии. Л.Д. Ивлева. «Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом». В основу учебного пособия легли теоретические и практические труды видных педагогов, психологов, деятелей хореографического искусства, а так же многолетний опыт педагогической работы автора. Рассматриваются психолого - педагогические аспекты руководства любительским хореографическим коллективом соответственно этапам его развития. В.И. Панферов. «Мастерство хореографа». В основу этого труда положен анализ теоретических трудов и практической деятельности хореографов - постановщиков, заложивших основы мастерства хореографа, а так же многолетний постановочный и педагогический опыт автора. В первом разделе изложены вопросы формирования профессии хореографа, развития его творческих способностей, творческие и организационные методы его деятельности. Во втором разделе значительное внимание уделено вопросам сочинения хореографического текста и основам композиции танца. Четвертые раздел посвящен авторским вариантам практических занятий и индивидуальным занятиям для самостоятельной работы студентов. В.Ю. Никитин. «Модерн - джаз танец. Методика преподавания». Автор книги основное внимание уделяет процессу воспитания будущих педагогов современного танца, проводит разбор основных ошибок молодых педагогов. В разделе «Практика» даны описания уроков для более продвинутого уровня обучения. В.Ю. Никитин. «Модерн - джаз танец. Продолжение обучения». Автор на основе сравнительного анализа изученных техник танца и практического опыта рассматривает вопросы методики преподавания модерн - джаз танца на продвинутом этапе обучения. В.Ю. Никитин. «Модерн-джаз танец. Этапы развития. Метод. Техника». На основе анализа литературного опыта отечественных и зарубежных авторов В.Ю. Никитин развернуто излагает историю развития модерн - джаз танца, методику его преподавания. В этой работе так же даны примерные упражнения для всех разделов урока по модерн - джаз танцу.
И.В. Смирнов. «Искусство балетмейстера». Автор данного пособия пишет о специфике самодеятельного танцевального коллектива, об особенностях творческой балетмейстерской деятельности на базе любительского коллектива. Автор обобщает опыт работы ведущих балетмейстеров и профессиональных коллективов страны его периода времени в единстве вопросов композиции танца, драматургии, принципа работы над образом и т.д. С Новак. «Размышления о танцевальной импровизации». В этой статье автор ищет определение термину «импровизация», проведя небольшой экскурс в историю появления и развития современной хореографии, размышляет о роли импровизации в этом процессе и в процессе подготовки молодых хореографов. А. Киссельгоф. «Танцовщик и танец». В Этой статье - интервью приводятся размышления Мерса Кеннингема о взглядах на проблемы создания современного балетного спектакля, о поисках новых композиционных и лексических решениях. А.Р. Рахманова. «Терапевтический потенциал контактной импровизации». Опираясь на определенные литературные труды, опыт коллег и свой собственный, автор этой монографии рассматривает контактную импровизацию как определенный терапевтический метод, входящий в систему танцтерапии. М.В. Судакова. «Импровизация в современной хореографии». Данные методические рекомендации предназначены для руководителей коллективов современной хореографии. Импровизация во времени, пространстве, в развитии самого движения - как исследование возможностей и поиск новизны в хореографии и раскрытие творческого потенциала хореографа и исполнителей. Выготский Л.С. «Психология искусства». Автор исследует историю развития личности, и, опираясь на труды предшественников и собственные изыскания, выдвигает собственную теорию творчества. В этом труде он доказывает, что творчество заложено в каждом человеке от рождения, а не присуще только избранным.
Творчество как основополагающее явление во всех сферах деятельности человека Понятие творчества
Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно привлекало внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры. О глубоком интересе к этому предмету можно судить хотя бы по уходящему вглубь веков и неугасающему стремлению создать «теорию творчества», вернее, по многократным попыткам ее построения. Попытки эти, конечно, не были строго научным воспроизведением законов объективной действительности, не представляли собой логически завершенной системы знаний. В большинстве случаев они охватывали, описывали действительность на уровне поверхностей явлений, нередко - фантастики, резко искаженно, идеалистически. На рубеже 19 - 20 столетий в труде «Введение в теорию и психологию творчества» С.О. Грузенберга начала складываться как специальная область исследования та «наука о творчестве», которая именовалась «психологией творчества». Она вырастала из «теории творчества», существенно не отличаясь от своей предшественницы. Вопросы «теории» и «психологии» творчества рассматривались во многих работах начала 20 века. Такое рассмотрение даже формально объединялось общим названием - «теория и психология творчества». Никаких четких границ между тем и другим не было, одно растворялось в другом. Ориентировочно представление об истории, общей направленности, характере «теории и психологии творчества» можно составить, например, по зафиксированным впечатлениям наблюдателей того времени. Однако С.О. Грузенберг свою теорию и вкрапленную в нее психологию не решался отнести к числу научных дисциплин. С его точки зрения, это, скорее, тенденциозная группировка отрывочных фактов и случайных эмпирических данных, выхваченных без всякого метода, без всякой системы и связи из области физиологии нервной системы, невропатологии, истории литературы и искусства. В свое время творцы науки, техники, искусства, стихийно осуществляемые ими открытия, изобретения вполне удовлетворяли темпы развития общества. Затем обстоятельства резко изменились. Исследования эффективности творчества оказалось под воздействием острых жизненно важных потребностей. Характерная особенность исследований того времени состояла и в том, что в большинстве из них, как правило, не усматривалось отчетливой связи с производственной деятельностью людей. Внимание сосредотачивалось либо на художественном, либо на научно-философском творчестве. Проблема повышения эффективности созидания ценностей также не была актуальной. Большинство авторов выражали глубокое убеждение в том, что сознательная деятельность людей ни в какой мере не может повлиять на формирование гениальных творцов. В творчестве видели наиболее выраженную свободу проявления человеческого духа, трудно или вообще не поддающуюся научному анализу. Идея о существовании объективных законов творческой деятельности человека, которые могут быть вскрыты и использованы хотя бы в отдаленном будущем в целях повышения творческого потенциала, казалась весьма маловероятной.
До середины 20 века исследованиям творчества не придавалось существенного значения: общество не имело острой потребности в такого рода исследованиях - появление лиц, отвечающим эстетическим требованиям общества было стихийно. Иначе говоря, научно-техническая революция создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества. Главная особенность этого этапа связана с резким сдвигом в типе социальной стимуляции исследований творчества в области науки. Если прежде общество не имело острой практической потребности в таких исследованиях и основным стимулом совершенствования данной области знаний оставалась любознательность, то теперь новый стимул требует создание условий управления творческой деятельностью. И уже во второй половине 20 в. выдающимся психологом Л.С. Выгодским была исследована история развития личности человека, деятельности, выполняемой им. Его исследования доказали, что в каждом человеке заложены задатки творчества с рождения. По его мнению: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или неизвестным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». Это показывает, что Л.С. Выгодский решительно возражает против того, что творчество является уделом избранных: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития». Уже из этого легко видеть, что обыденное представление о творчестве не вполне соответствует научному пониманию этого слова. В обычном представлении творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие произведения литературы, живописи и т.п. Обыватель охотно признает и легко узнает творчество в деятельности Толстого, Пушкина и т. д., и нам обычно представляется, что в жизни рядового человека этого творчества нет вовсе. Однако творчество на деле существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. Суммируя все вышесказанное, наиболее верным необходимо считать современную трактовку понятия «творчество», приведенное в современных словарях. ТВОРЧЕСТВО - деятельность, порождающее нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно - исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности. (3, 76)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|