Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Творческая деятельность и творческий процесс




Само понятие «творчество», как обобщенное действие, неразрывно связано с двумя следующими понятиями, которые собственно и являются составляющими его - это «творческая деятельность» и «творческий процесс».

Любую обобщенную деятельность индивида или же группы людей, к которой проявляется неподдельный интерес и, соответственно, имеющая творческое начало, можно смело назвать творческой деятельностью. Как правило, это достаточно протяженный во времени этап, включающий в себя совокупность различных процессов, направленных на создание чего-то нового, «шлифовку» и преобразования уже созданного ранее. В современных трудах этой деятельности дается следующее определение:

Творческая деятельность - осознанная, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности; создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т.п., способствующие дальнейшему развитию культуры. (3, 76)

Данное определение больше подходит к культурной сфере деятельности общества, однако, по большому счету верно и по отношению ко всем областям человеческой деятельности.

Подчеркивая роль творческой деятельности в культуре, нельзя вместе с тем недооценивать ее репродуктивной и воспроизводящей функций. Эти функции необходимы для поддержания жизни человеческого общества и сохранения накопленного им опыта. Они спасают культурное наследство от разрушительного воздействия времени.

Без творческой деятельности общества не только изменение, но и сохранение культуры было бы не всегда возможно. Когда в обществе замирает творческая деятельность людей (а это, к сожалению, случлось в истории), его способность адаптироваться к изменениям среды падает. Утратившие смысл в новых условиях традиции становятся мертвым грузом, лишь отягощающим жизнь, и постепенно разрушаются, а новые, более эффективные формы поведения не приходят им на смену. Это ведет к деградации культуры и примитивизации образа жизни. Забываются знания и умения, которые оказываются «лишними», хотя при творческом подходе к их использованию могли бы принести пользу. Подвергаются эрозии и гибнут сооружения, произведения искусства, рукописи, книги - материальные воплощения культуры прошлого, для сохранения и восстановления которых недостает ни сил, ни желания, да и нет возможности, так как для этого нужно было бы изобрести новые средства и новую технику.

Творческая деятельность - это механизм не только созидания нового, но и удержания старого в «работоспособном состоянии». Созидая новое, подобная деятельность не просто отвергает старое, а преобразует его, развертывает заложенные в нем потенции. В творческом диалоге наряду с голосом нового звучит и голос старого. Действительно, прислушаемся более внимательно к поисковому диалогу. Голос одного из его участников - «органа генерации» - дышит оптимизмом и надеждой. Он уверен, что делает свое дело хорошо, если предлагаемые им идеи обладают новизной: ведь его назначение в том и состоит, чтобы создавать новое. Голос другого участника - «органа селекции» - куда менее оптимистичен. Утверждая, что новое не всегда заслуживает одобрения, он то и дело вмешивается в работу собеседника, критикует ее результаты, уговаривает его соблюдать определенные «технологические нормы», выбросить на свалку одни заготовки и взяться за другие. Он видит свою цель в том, чтобы среди многочисленных идей выделить те и только те, которые обладают значимостью для решения творческой задачи, и сооружает из имеющихся у него в распоряжении нормативов фильтры, сквозь которые способны прорваться лишь значимые идеи.

Таким образом, «орган генерации» ответствен за новизну, а «орган селекции» - за значимость результатов творческой деятельноси. Голос первого есть голос новизны, а второго - голос значимости. Но новизна и значимость - это определяющие характеристики не только понятия «творчество», но и важнейшие составляющие всей творческой деятельности в целом.

Более узкое понятие, которое является составляющим звеном творческой деятельности - это творческий процесс.

В современных литературных источниках он характеризуется как «совокупность стадий работы художника, писателя, ученого по воплощению замысла в законченное художественное произведение или научное сочинение».

Однако, даже несмотря на художественную и научную направленность, любой процесс, отмеченный творческой окраской, подпадает под это определение. Любая точечная деятельность по созданию чего-то конкретного, отличающегося от уже имеющегося чем-то новым, а, порой, и принципиально ново по сути, строящееся по схеме «замысел - созидание - конечный продукт», уже является творческим процессом.

Творческий процесс, как и вся творческая деятельность, - понятие динамичное, он должен находиться в постоянном движении.

Работа над какой-либо новой ценности для общества должно являться позывом, необходимостью для создания чего-то более совершенного.

Непрерывность совокупности таких процессов, как непрерывна и совокупна работа отдельных колесиков в часовом механизме, переход от одного процесса к другому, как стремление к совершенствованию, в общем целом и составляют механизм более общего понятия «творческая деятельность».

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что понятия «творчество», «творческая деятельность», «творческий процесс» - основные инструменты творческого подхода во всех сферах деятельности общества, а так же главная необходимость в деятельности объединений художественной направленности.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...