Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Осуществление творческого подхода в работе коллектива современной хореографии




 

Для того, что бы потенциал хореографического коллектива постоянно расширялся, необходим определенный творческий подход в работе с ним. Однако он не должен быть спонтанным, от случая к случаю. Весь творческий, как и учебный процесс строится по определенным принципам, отвечающим современным требованиям всего образовательного процесса:

Принцип гуманности и толерантности, т.е. человечное, благожелательное отношение ко всем участникам (сторонам) образовательного процесса, уважение к их человеческому достоинству, независимо к их социальной причастности, полу, возрасту и т.д.

Системность и целостность программного обеспечения образовательного процесса.

Принцип «восхождения». Построение образовательной программы по принципу «от простого к сложному».

Принцип креативности, т.е. творческий подход к построению урока, способу передачи изучаемого материала, побуждение к творчеству учеников.

Принцип сотрудничества (сотворчества) преподавателя и учащихся.

Л.Д. Ивлева в учебном пособии «Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом» приводит более лаконичную и обобщенную систему принципов, применимых в обучении:

«Процесс обучения участников любительских коллективов основывается на общепедагогических принципах дидактики:

активности;

единства теории и практики;

наглядности;

доступности;

систематичности;

прочности усвоения знаний;

индивидуального подхода». (4, 7)

Все это должно прочно ложиться в основу как творческой деятельности в целом, так и в творческом подходе в частности.

Чем же характеризуется само понятие «творческий подход»? Прежде всего это совокупность неординарных, креативных способов побуждения к определенной деятельности, соотнесенной с творчеством. Правильно поставить творческую задачу, найти необычное, ни на что не похожее решение - это и есть основная сущность творческого подхода, относится ли это к развитию творческих способностей или же к самому творческому процессу непосредственно.

Для того, что бы успешно применять творческий подход в работе с коллективом, руководитель прежде всего сам должен так называемым творческим методом хореографа. Вот как это метод характеризовал В. И. Панферов в учебном пособии «Мастерство хореографа»:

«Творческий метод хореографа - это разнообразие возможных приемов творческой работы, используемых хореографом в работе над хореографическим произведением. Это способность выявлять новые танцевальные формы, композиции, движения. Это совершенствование творческих компонентов деятельности хореографа.

Творческая деятельность в работе хореографа весьма специфична. Эта специфика обусловлена, прежде всего тем, что хореограф, действительно, более чем какой - либо другой художник связан с движениями человеческого тела. Используя движения как материал для создания сценического хореографического образа, он в первую очередь должен создать не только условную (искусственную) среду сценического (хореографического) пространства, но и придать всему этому правдивый характер. Как всякий подлинный художник, хореограф одухотворяет созданное хореографическое произведение своим творческим воображением, своими сокровенными мыслями и чувствами, в конечном счете, отражающим его, хореографа, взгляд на мир и человека вообще.

Для определения значимости хореографического произведения необходимо выявить основные компоненты, из которых обычно складывается работа хореографа над этим произведением. Одним из них является выбор темы, идеи, сюжета, которые его больше волнуют, к чему он больше тяготеет, то, что созвучно творческим интересам хореографа. ….

Показателем творческого метода является связь условных приемов хореографического искусства с эмоциональной конкретностью сценического образа. Нарушить эту связь - значит уничтожить возможность разрешать средствами танца задачи, поставленные хореографом перед исполнителем в решении образа.

Говоря о специфике работы хореографа, мы имеем в виду ту особую целенаправленность, благодаря которой он уже с первых шагов начинает не только мыслить средствами хореографии, но и формировать свое действие с помощью этих средств. Каждый хореограф, разумеется, идет своим путем, но есть и общие закономерности воплощения замысла».

Этот творческий метод можно смело признать как творческий подход в процессе работы над хореографическим произведением самого хореографа. Однако, что бы решить все задачи, возникающие в творческом процессе, необходимо привлечение к их решению и участников коллектива.

Современная хореография, как, например, модерн - джаз танец, имеет уникальную специфическую особенность стремительно развиваться, заимствуя какие - то технические компоненты, интересную манеру и стиль движений из других альтернативных, инновационных, иногда только формирующихся школ танца (контемпорари, контактная импровизация и т.д.). Это позволяет в процессе репетиционной деятельности экспериментировать над новым материалом, интерпретировать его, создавать из различных по принадлежности к школам движений интересные миксты.

Подобная особенность дает возможность предлагать участникам коллектива современной хореографии различные творческие задания, позволяющие им не только развивать свои творческие способности, но и принимать участие в процессе создания новаторских идей в области лексики, образов и постановочной работы в целом.

Для того, что бы конкретизировать этот тезис, необходимо привести примеры подобных творческих заданий.

. Творческие задания на создание собственных оригинальных лексических связок:

разобрать на составные части определенное движение и развить его в пространстве, во времени, в различных темпах;

на основе изученного материала создать танцевальную фразу по заданной схеме (например: шаги - вращение - связка - прыжок - поза);

одну и ту же танцевальную комбинацию разложить в различных темповых и характерных решениях;

интерпритировать готовую танцевальную комбинацию, т.е. переложить в другой стиль хореографии (например: заготовку из классического танца переложить в стиле модерн - джаз танца).

. Творческое задание для участников коллектива на создание образов:

на предложенный музыкальный материал придумать свой собственный образ («что я вижу под эту музыку, что она мне навевает?»);

придумать любому предмету два - три образа и показать их в короткой танцевальной миниатюре (пример: ведро может быть в образе шляпы, стула, барабана и т.д.);

с помощью одной, специально заготовленной танцевальной комбинации, под соответственно предложенный музыкальный материал попытаться выразить заданные эмоции, например, печаль, негодование, радость, гордыню и т.д.

Творческие задания могут носить различный характер. Если хореографию связать с живописью, то можно предложить участникам коллектива продолжить неоконченное движение героя какой - либо картины, используя различные направления современной хореографии, рассказать в танце о внутреннем мире этого персонажа. Наконец, придумать историю этого персонажа.

Такие задания могут быть индивидуальными, парными и групповыми - все зависит от насущно поставленных задач, уровня подготовки участников и творческого разнообразия мышления хореографа.

Одним из самых интересных методов для развития творческого потенциала руководителя и участников является импровизация. Импровизация, как основной инструмент исследования возможностей собственного тела, движения вообще, дает огромный шанс для самовыражения и самореализации, очень часто используется для творческого поиска в решении различных задач.

Часто используемая в различных направлениях современной хореографии, она переросла в собственное, отдельное направление - контактную импровизацию. Решение многих танцевальных задач двумя партнерами или группой участников с помощью контактной импровизации уже само по себе непрерывный творческий процесс, творческий подход к каждому малейшему движению.

Творческий подход должен проявляться не только в какой - то отдельной части репетиции, но и во всей репетиционной деятельности в целом.

Необходимо творчески подходить к построению каждой репетиции. Каждая из них должна быть выстроена так, чтобы мало походила на предыдущую, была целенаправленна, а рабочий материал варьировался так, что бы эта цель обязательно была достигнута. Как правило, такой творческий подход к репетиционной деятельности вызывает хорошую ответную реакцию, дает прекрасные результаты в творческой отдаче.

Постоянно развивающееся большими темпами искусство современной хореографии требует к себе не только работоспособность, но и неординарность и творческость в подходе к нему.

Таким образом, необходимость творческого подхода в работе с коллективом современной хореографии неоспоримо, и только при этом условии возможна полноценная творческая деятельность, дающая высокий результат и достижение основной цели, которую ставит перед собой руководитель и коллектив.


 

Заключение

 

Подводя итог данного исследования, можно сделать следующие выводы, что проанализировав теоретические источники по заявленной теме, выявив влияние творческого подхода на работу хореографа - постановщика с коллективом современной хореографии, были выявлены наиболее эффективные методы в работе хореографа сданным коллективом посредством творчества. Любое искусство неразрывно связано с творчеством, а наличие творческого процесса говорит о том, что это искусство развивается, живет. В настоящее время современная хореография - один из видов искусства, который развивается наиболее стремительно и бурно. Возникшая в XX веке как альтернатива более консервативной школе классического танца, ее школа не только, набирая иногда немыслимые темпы, увеличивает свой диапазон, но и по-прежнему раскрывает перед своими последователями безбрежные возможности для исследования и новых творческих находок. Коллективы современной хореографии - плодородная почва для взращивания новых ростков открывателей в хореографическом творчестве. Единство интересов и грамотная организация работы руководителем подобного коллектива непременно дадут высокий результат. Однако, единожды получив его и успокоившись, такое объединение, остановившееся в развитии, непременно откатится назад. Для того, что бы этого не происходило, необходимо, что бы творческий процесс был в постоянном движении, шел поиск нового и неизведанного. Это реализуемо только при наличии творческого подхода ко всем сторонам работы с коллективом современной хореографии. Необъятные горизонты возможностей, которые предоставляет современная хореография, исследование этих горизонтов само собой подразумевает наличие творческого подхода как главного метода исследования и обязательного условия дальнейшего развития самого коллектива.


 

Список литературы

 

1. Архангельский А. Балет без правил. <http://ogoniok.com>

. Выготский Л.С. Психология искусства. М.;1986.

. Ершова Т.М. Народная художественная культура: учеб. терминол. слов./ Челяб. гос. акад. культуры и искусств; Челябинск, 2009 - 106 с.

. Ивлева Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: Учеб пособие /ЧГАКИ. - Челябинск, 2009 - 58 с.

. Киссельгоф А. Танцовщик и танец. Журнал «Советский балет», 1991.

. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Этапы развития. Метод. Техника. Москва, 2004.

. Никитин В.Ю. Модерн - методика преподавания. «Я вхожу в мир искусств» №12. Москва, 2002.

. Никитин В.Ю. Модерн - продолжение обучения. «Я вхожу в мир искусств». №4 Москва, 2001.

. Панферов В.И. Курсовая и дипломная работа: Методические рекомендации / ЧГАКИ. Челябинск 2008. - 48 с.

. Панферов В. И. Мастерство хореографа: учебное пособие. ЧГАКИ. Из-во ООО «Полиграф - Мастер», 2009. - 368 с.

. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера. Учеб. пособие для студентов культ.- просвет. фак. Вузов культуры и искусств. - М., Просвещение, 1986. - 192 с.

. Судакова М.В. Композиция танца: информационный сборник № 2. Хабаровск. КНОТОК, 2003. - 72с.

. Судакова М.В. Импровизация в современной хореографии. Сборник научных трудов кафедры хореографии за 2003 - 2004 г. Хабаровск. ХГИИК, 2004. - 54с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...