Аристотель 3 страница
Хаягрива даса: Ну, Аристотель особенно указывает на употребление человеком разума и видит, что счастье человека зависит от деятельности, совершаемой разумным способом, т. е. с добродетелью и интеллектуальной проницательностью. Здесь предлагается контроль чувств, но не бхакти. Возможно ли обрести счастье, просто контролируя умом чувства? Шрила Прабхупада: Да, таков процесс становления человеческим существом. Животные не ведают об этом процессе, и они действуют исключительно ради своего чувственного удовлетворения. Единственное их занятие это есть, спать, совокупляться и обороняться. Под должным руководством человеческое существо может заняться созерцанием, но оно должно направляться авторитетами, в противном случае, оно может созерцать своими ограниченными чувствами в течение миллионов лет и так и не суметь понять Бога. Хаягрива даса: Но для счастья, ананды, бхакти необходима? Шрила Прабхупада: Бог - это полное ананда, полное блаженство. Саччид-ананда. Он вечен и пребывает в полном знании обо всем. Если мы не соприкасаемся с Богом, не может идти и речи об ананде. Расо ваи сах. Из ведической литературы мы понимаем, что Бог является беспредельным вместилищем наслаждения, следовательно, как только мы приходим в соприкосновение с Богом, мы ощущаем это наслаждение. Материальное наслаждение есть лишь искаженное отражение настоящего наслаждения. Шьямасундара даса: Аристотель скорее отдавал предпочтение рациональной логике, чем личному руководству. Шрила Прабхупада: Да, но когда вас ведут, вы должны пожертвовать своей логикой, чтобы принять превосходящую логику вашего проводника. Шьямасундара даса: Ему казалось, что ум может иметь своего собственного проводника.
Шрила Прабхупада: Как я уже сказал, ум будет вести вас то туда, то сюда. В Бхагават-гите Арджуна говорит, что ум труднее контролировать, чем ветер. Если лошадью не управлять, если дать ей скакать вольно, это приведет к какому-нибудь несчастью. Когда лошадь управляема, она может привезти вас к месту назначения. Поэтому нам следует знать, как с помощью интеллекта контролировать ум. Шьямасундара даса: Но поскольку ум есть аспект Бога, мы обретаем наше совершенство и счастье в размышлении о Боге. Шрила Прабхупада: Все есть аспект Бога. В Бхагават-гите Кришна указывает, что у Него есть восемь отделенных энергий. Так зачем делать ударение на уме? Так как мы утратили общение с Богом, все мы стремимся к Нему. Мы сражаемся, но почему не знаем. Это следствие невежества. Если по счастливой случайности у нас есть шанс встретить истинного гуру и услышать от него: “Вы стремитесь к Богу. Вот путь к Нему. Вам надо только следовать”. Только тогда мы можем быть счастливы. Шьямасундара даса: Аристотель считал, что истина присуща или врождена внутри всего. Для него истина - это согласование знания и действительности. Она соответствует предметам в объективном мире. Шрила Прабхупада: Если истина внутри всего, тогда ее нужно выявить. Однако она выявляется не материей, а духом. Это означает, что необходима помощь превосходящей энергии. Согласно Бхагават-гите, живое существо является превосходящей энергией, а материя - подчиненной. Именно подчиненная энергия должна контролироваться превосходящей. И Бог, и живые существа - вечны, но Бог - Верховный Вечный. Живые существа - Нитйа-Кришна-даса, вечные служители Бога. Когда они склонны не повиноваться Богу, они страдают. Если мы хотим прибегнуть к нашей логике, то мы можем понять, что действуя независимо, мы потерпим неудачу. Поэтому нам нужно принять совет превосходящего интеллекта. Этот совет дается в Бхагават-гите. Неверно, что мы способны достичь истины своими собственными независимыми спекуляциями. Если мы хотим узнать кто наш отец, мы можем спекулировать целую вечность, но гораздо проще спросит свою мать. Если мы этого не сделаем, мы можем искать и искать миллионы лет и никогда не узнать. Что проку во всех этих тщетных поисках? Мы должны прийти к заключению, что пока мы находимся в материальных, иллюзорных условиях, наш долг принять помощь от Бога или Его представителя, который не излагает ничего такого, что первоначально не было сказано Богом. Например, Бог говорит: “Вручи себя Мне”; и представитель Бога говорит: “Вручи себя Богу”. Если негодяй говорит: “Я - Бог”, его нужно ударить. Живые существа являются неотъемлемыми частицами Бога, а часть никогда не может стать целым. Настоящий представитель Бога признает себя слугой Бога и просит каждого вручить себя Богу. Для того чтобы обрести совершенное знание, мы должны принять руководство либо непосредственно Бога, как это сделал Арджуна, либо от представителя Бога. Тогда мы добьемся успеха в выяснении истины.
Хаягрива даса: Аристотель очерчивает три различных концепции души: первая - сама душа есть отдельная субстанция; вторая - тело есть лишь инструмент души; и третья - душа есть подлинная форма тела. Шрила Прабхупада: Тело подобно одежде души, а наши одежды выкроены впору нашему телу. У пальто есть “руки”, потому что руки есть у нас, у брюк есть “ноги”, потому что мы имеем ноги. Итак, тело это как бы пальто и брюки души, и, так как тело имеет форму, значит и душа имеет ту же самую форму. Одежда, чем является тело, изначально не имеет формы, но, когда оно приходит в соприкосновение с душой, оно принимает форму. Шьямасундара даса: Создается впечатление, что Аристотель приравнивает душу к интеллекту. Шрила Прабхупада: Душа обладает интеллектом, но ее интеллект используется неправильно, если его ограничивает ум. Интеллект должен быть выше ума. Ум превосходит грубую материю, а интеллект превосходит ум, душа же превосходит интеллект. То, что превосходит душу, является конечной причиной души, Верховный Господь. Шьямасундара даса: Приравнивая бессмертие души к разуму, Аристотель полагает, что бессмертна лишь разумная душа, человеческая душа. У животных тоже есть души, но он представлял себе, что они ограничены до рамок чувствования, желания и жизни.
Шрила Прабхупада: Животные также разумны. Если собака войдет в мою комнату, и я скажу: “Пошла вон! ” - она тотчас же поймет это и выйдет. Как мы можем утверждать, что здесь нет разумности в работе? Если я положу свой палец перед муравьем, он тут же свернет. Если вы дадите корове мясо, она не притронется к нему. Корова понимает, что ее пища состоит из трав и злаков. Животные обладают разумностью, но один аспект разумности у них отсутствует: животное не способно думать о Боге. Это главное отличие животных от человека. Разумность человека развита настолько, что человек способен думать о Боге, в то время как животные не способны. Но не следует думать, что души животных смертны. Эта теория позволила христианам обосновывать убийство животных, однако они не могут доказать, что душа животного неразумна или смертна. Человек ест, спит, защищается и совокупляются - и животное делает тоже самое. Так в чем же разница? Шьямасундара даса: Может быть, различие заключается в умственной деятельности. Человек обладает способностью мыслить более сложным образом. Шрила Прабхупада: Но умственная деятельность предполагает принимать и отвергать. Животные тоже принимают и отвергают, следовательно, у них существует умственная деятельность. Шьямасундара даса: А как насчет развитого интеллекта? Шрила Прабхупада: Конечно, человек обладает более развитым интеллектом, но следует думать, что животные вообще не имеют интеллекта. Отец обладает большим интеллектом, чем его маленький ребенок, но лишь потому, что ребенок еще не подрос и не достиг того уровня. Точно также прогрессирует животное, поднимаясь по эволюционной лестнице. Оно обладает интеллектом, но неразвитым. Растения, животные и люди обладают сознанием. Доктор Джагадиш Чандра Боуз доказал, что дерево сознает, что его режут. Однако оно ощущает это не очень остро. Если вы ударите животное, оно почувствует это сильнее, и если вы ударите человека, человек почувствует в еще большей степени, чем животное. Весь вопрос в развитом сознании, развитом интеллекте. Это развитие непосредственно связанно с телом. Как только вы получаете тело дерева, ваше сознание тотчас же “закупоривается”. Оно уже не так активно. Когда вы обретаете человеческую форму, сознание более развито, и это развитое сознание следует развивать дальше до тех пор, пока вы не придете к сознанию Кришны, в чем заключается наивысшее совершенство живой сущности.
Шьямасундара даса: Аристотель представлял, что душа имеет двойственную природу. Существует индивидуальная душа, которая пробуждается при рождении и приобретает впечатления в течение своей жизни. Таким образом она растет и развивается, но она не вечна. Она подвержена обусловленности. Это как бы души животных. Потом, есть еще разумная душа, активная душа, которая вечна, хотя и несовершенна. Она побуждающее начало человека и цель его жития. Шрила Прабхупада: Кришна есть вечная, неизменная душа. В Бхагават-гите Кришна говорит Арджуне:
БАХУНИ МЕ ВЙАТИТАНИ ДЖАНМАНИ ТАВА ЧАРДЖУНА ТАНИ АХАМ ВЕДА САРВАНИ НА ТВАМ ВЕТТХА ПАРАНТАПА
“Через многие рождения прошли и ты, и Я. Я помню их все, ты же не можешь помнить, о покоритель врагов! ” (Б. г. 4. 5). Таков действительный смысл вечности - вечное знание. Таким образом, есть два вида душ: Сверхдуша (Параматма), которая есть Сам Кришна, и обычная душа (джива), которой обладает каждая живая сущность. Шьямасундара даса: По Аристотелю, разумная душа вечна, хотя он и говорит, что она несовершенна. Шрила Прабхупада: Это значит, что он должен принять две души: одна совершенная и разумная, а другая несовершенная и неразумная. Душа, которая совершенна и разумна - это Кришна, Сверхдуша. Шьямасундара даса: Он ничего не говорит о Сверхдуше, сопровождающей индивидуальную душу. Шрила Прабхупада: Это потому что он не знает. Он предполагает, что существует двойственная природа, но не имеет о ней никакого представления. Двойственная природа, на которую он ссылается, относится не к душе, а к уму. Душа едина. Покуда вы находитесь на платформе ума, вам кажется, что душа имеет двойственную природу, но когда душа достигает совершенства, вы думаете только о Кришне. Здесь не может быть речи о двойственности. Хаягрива даса: В “Политике” Аристотель пишет: ”Красота тела видима, но красота души не видна”. Это правда? Шрила Прабхупада: Красота души реальна, а красота тела поверхностна. В материальном мире мы видим множество уродливых и множество красивых тел, но здесь уродство и красота искусственны. Красота же души реальна, неискусственна. Пока мы не видим красоту Сверхдуши, Кришны, у нас нет представления о подлинной красоте. Поэтому преданные хотят видеть красоту Кришны, а не искусственную красоту материального мира.
Хаягрива даса: Есть ли какое-нибудь соответствие между красивым телом и прекрасной душой? Не связаны ли они кармой? Шрила Прабхупада: Определенное соответствие есть, потому что мы говорим, что этот материальный мир является искаженным отражением духовного. Изначально душа прекрасна, но здесь эта красота сокрыта. Мы можем видеть лишь проблеск подлинной красоты на материальном покрове, но, чтобы увидеть истинную красоту души, мы должны подождать. Эта красота есть истинная форма тела. Хаягрива даса: Говорят, что Сократ был физически уродлив, но душа его была очень прекрасна, и поэтому люди тянулись к нему. Шрила Прабхупада: В Индии говорят, что перепел черен и страшен, как ворона, но когда он начинает петь, его пение столь прекрасно, что оно привлекает к себе людей. Красота тела вторична, главное - красота души. Красивый, но глупый человек красив лишь покуда он не заговорит. Стоит ему заговорить, мы понимаем его истинное положение. По существу, внешняя красота бесполезна. Если безобразный человек хорошо говорит, он привлекает многих людей, а если красивый человек несет вздор, никто не обращает на него внимания. Одно дело натуральная притягательность, другое дело - искусственная. Шьямасундара даса: В человеческом поиске истины логика играет первостепенную роль. В соответствии с аристотелевским принципом противоречия, предположение не может быть в одно и тоже время истинным и ложным. Шрила Прабхупада: Это все на относительной платформе. В одно время мы можем что-нибудь принимать как истину, а в другое время мы можем отвергнуть как не истину. На умственной платформе мы не можем знать, что есть истина, а что нет. Поэтому мы должны узнать истину от Верховной Истины. Истина есть истина. Она не есть предмет спекуляций. В Бхагават-гите Кришна говорит, что после многих жизней, проведенных в спекуляциях, мудрый человек вручает себя Верховной Абсолютной Истине. Вначале человек может пользоваться дедуктивной логикой, но в конце он вручает себя. Он приходит к выводу: Васудевах сарвам ити(Б. г. 7. 13) - “Бог есть все, следовательно, я должен вручить себя”. Это совершенство, и конечное завершение умственных процессов спекуляций. То есть спекуляцию отвергают. Шьямасундара даса: Аристотель в той или иной степени использует метод Санкхйа - йоги, анализируя различные объекты и относя их к общим категориям. Эти категории все более и более обобщаются до тех пор, пока личность не достигает последней причины или конечной категории. Шрила Прабхупада: Да, это метод Нети-нети, с помощью которого человек надеется в конце концов достичь Брахман, поняв, что не есть Брахман. В соответствии с этим методом, человек проходит через всю вселенную, приговаривая нети-нети - “Это не Брахман, и то не Брахман. Это не истина, и то не истина”. Это все тот же индуктивный метод. Например, если вы хотите установить, смертен человек или нет, вы можете изучать одного человека за другим и делать вывод: каждый человек смертен или нет. Таким образом, вы можете продолжать до бесконечности, обнаруживать, что все люди умирают. Тогда почему же не принять как факт, что человек смертен? В своих попытках обнаружить бессмертного человека вы неизбежно потерпите крах. Вы найдете лишь смерть. Это результат метода нети-нети. Шьямасундара даса: Идея в том, что посредством этого метода мы можем прийти к последней причине, последней категории. Шрила Прабхупада: Последняя категория состоит в том, что мы - неотъемлемые частицы Бога. Вот и все. Шьямасундара даса: Аристотель считал, что материя как таковая имеет врожденный замысел. Если бы этого не было, она была лишена очертания или формы. Грубая материя должна быть приведена в действие; иначе она останется в дремлющем состоянии небытия. На материю необходимо оказать воздействие извне, чтобы она реализовалась. Шрила Прабхупада: Это означает, что Верховный Абсолют должен иметь форму. Ишварахпарамах Кришнах сач-чид-ананда-виграхах(Брахма-самхита 5. 1). Слово Виграхасвидетельствует о форме. Эта форма не мертва, но является активирующим духом. Форма Кришны есть Сач-чид-ананда, вечная, полностью знающая и блаженная. Наши тела ни полностью знающие, ни полностью блаженны, но тело Кришны таково. Он знает прошлое, настоящее и будущее, и Он всегда счастлив. Наше знание ограничено, и мы вечно исполнены беспокойства. Шьямасундара даса: По Аристотелю, форма обладает врожденной целью, энтелехией (греч. ). Поэтому вся материя обладает некой формой своего осуществления. Мир есть раскрытие феноменов в процессе реализации себя (их самореализации). Иными словами, природа имеет цель. Шрила Прабхупада: Мы соглашаемся с этим. Согласно Падма пуране, существует 8400000 различных форм, и ни одна из них не случайна. По карме личность получает определенный тип формы. Брахма получает свою форму в соответствии со своей кармой, а собака или кошка получают свою форму - в соответствии со своей. Здесь не может быть и речи о случайности. Природа развертывается в соответствии с планом, по которому эти различные формы существуют.
ЙАС ТВ ИНДРА-ГОПАМ АТХАВЕНДРАМ АХО СВА-КАРМА БАНДХАНУРУПА-ПХАЛА-БХАДЖАНАМ АТАНОТИ КАРМАНИ НИРДАХАТИ КИНТУ ЧА БХАКТИ-БХАДЖАМ ГОВИНДАМ АДИ-ПУРУШАМ ТАМ АХАМ БХАДЖАМИ
“Позвольте мне принести почтительные поклоны изначальной личности Бога, Говинде, который регулирует страдания и наслаждения кармической деятельности каждого: от царя небес Индры до мельчайшего насекомого (Индра-гопа). Та же самая Личность Бога разрушает насладительную карму того, кто занят преданным служением”. (Брахма-самхита 5. 54). От Индры до Индра-гопа, микроскопической бактерии, все живые существа отрабатывают результаты своей кармы. Если чья-то карма хороша, он получает более высокую форму; а если не хороша - получает более низкую форму. Шьямасундара даса: Аристотель также полагал, что все это задумано Богом для достижения какой-то определенной цели. Это свидетельствует о грандиозном плане. Шрила Прабхупада: Это процесс эволюции. Живое существо переходит из одного вида в другой, от деревьев к овощам, насекомым, рыбам, птицам, зверям и человеку. В человеческой форме эволюция проявляется полностью. Это как цветок, распускающийся из почки. Когда живое существо достигает человеческой формы, его долг собственно, понять свои утраченные взаимоотношения с Богом. Если Оно упускает эту возможность, оно может регрессировать. Поэтому Аристотель прав, говоря, что все имеет цель. Весь процесс творения имеет своей целью привести живую сущность назад к Богу. Шьямасундара даса: К этому моменту в конце концов подходит все? Шрила Прабхупада: Как человеческое существо вы можете правильно использовать свое сознание, а можете злоупотреблять им. Это зависит от вас. Кришна дает Арджуне наставления, а затем говорит ему, что решение зависит от него. По повелениям Кришны, природа провела вас через многие виды. Сейчас как у человека у вас есть выбор - либо вернуться к Богу, либо опять пройти через круг рождения и смерти. Если вы удачливы, вы сделаете верный выбор, согласно наставлениям духовного учителя и Кришны. Тогда ваша жизнь увенчается успехом. Шьямасундара даса: Аристотель видит иерархию форм, простирающуюся от минералов, растений, животных к человеческим существам и, наконец, к Богу, который есть чистая форма и чистое действие. Бог лишен всякой потенциальной возможности, или материальности. Шрила Прабхупада: Нет никакой гарантии в том, что мы будем двигаться вверх по этой иерархии. Ведь факт, что индивидуальная душа трансмигрирует от одной формы к другой, но как вы можете утверждать, что следующая форма, которую вы обретете, будет ближе к совершенству? Если в этой жизни вы имеете человеческую форму, это еще не является гарантией того, что в следующей жизни вы получите более высокую форму. Вы принимаете другую форму, как принимаете другое платье. И это платье может быть дорогим или совсем дешевым. Мне дают платье в соответствии с той ценой, которую я заплатил, я принимаю форму в соответствии со своей работой. Шьямасундара даса: Но для того чтобы достичь совершенства, мы должны двигаться к Богу. Это цель, ради которой изначально создана живая сущность. Шрила Прабхупада: Это очень квалифицированно объясняется в ведической литературе в таких понятиях как карма, акарма и викарма. Вы являетесь причиной своей собственной формы. Вы наслаждаетесь или страдаете по своим делам. В любом случае материальная форма никогда не бывает совершенной, потому что она претерпевает шесть изменений. Она рождается, растет, она остается некоторое время, она оставляет какие-то побочные продукты, чахнет и затем исчезает. Когда ваша форма исчезает, вы должны принять иную форму, которая также претерпевает те же самые процессы. Исчезая, форма распадается, и различные элементы возвращаются в природу. Вода возвращается в воду, земля возвращается в землю, воздух возвращается в воздух и так далее. Шьямасундара даса: Бог Аристотеля - это неподвижная движущая сила. Он совершенен, и Он ничего не хочет. Он не должен осуществлять Себя, потому что Он полностью осуществлен. Шрила Прабхупада: Мы тоже согласны с тем, что Бог всесовершенен. Парашара Муни определяет Бога как совокупность мудрости, силы, богатства, славы, красоты и отречения. Всеми этими качествами Кришна обладает в полной мере, и когда Кришна был здесь, каждый мог видеть, что Он всесовершенен. Кто совершенен, тот может править другими, мы принимаем чье-то лидерство в соответствии со степенью его совершенства. Если кто-то отчасти не обладает мудростью, красотой, богатством или т. п., с какой стати мы должны принимать его как лидера? Кто во всех этих качествах являет высшее совершенство, тот является верховным лидером. Это естественно. Поскольку Кришна в высшей степени совершенен, нам следует принять Его как своего лидера. Шьямасундара даса: Аристотель представляет Бога как чистую мысль, ноус (греч. ). Жизнь Бога - это жизнь ума, но Богу не нужно делать что-либо для дальнейшего самоусовершенствования. Шрила Прабхупада: Что он имеет в виду, говоря, что Бог - это ум? А у него есть какое-нибудь представление о личностном Боге? Имеет ли он какую-то концепцию о личности Бога? Бог должен быть личностью. А иначе, как Он может думать? Шьямасундара даса: Аристотель представляет себе Бога, вечно занятым самосозерцанием. Шрила Прабхупада: Означает ли это, что когда некто совершенен, он не занимается деятельностью? Что Бог просто сидит и медитирует? А коли так, то где же разница между Богом и камнем? Камень сидит и не действует. Как бездеятельность может быть совершенством? Кришна никогда не медитирует и все же, когда Он говорит, Он сообщает совершенное знание. Кришна занят разнообразными играми. Он сражается с демонами, защищает Своих преданных, танцует с гопи и сообщает речи, которые просвещают. Не может быть и речи о том, чтобы Бог сидел как камень и занимался самомедитацией. Шьямасундара даса: Но разве невозможно медитировать во время действия? Шрила Прабхупада: Разумеется можно, но Богу не нужно медитировать. Зачем ему медитировать? Он совершенен. Медитация подразумевает переход от несовершенной стадии к совершенной стадии. Во-первых, поскольку Бог совершенен, чего ради ему медитировать? Все осуществляется по одной лишь Его воле. Шьямасундара даса: Разве Он не размышляет над Своими собственными действиями? Шрила Прабхупада: Зачем Ему это, если Он совершенен? Аристотель советует человеку медитировать для того, чтобы стать совершенным. Эта медитация предполагает несовершенство. Размышление рекомендуется живым сущностям, но мы должны понять: чего бы Бог не пожелал или захотел - это тут же выходит в бытие. Эти сведения приводятся в Ведах: Парасйа шактир видхаива шруйате. Многочисленные энергии Бога столь могущественны, что стоит Ему пожелать, как все немедленно осуществляется. Шьямасундара даса: А как насчет медитаций Будды? Шрила Прабхупада: У Будды была иная миссия. Он подавал пример негодяям, которые занимались преступлениями. Он советовал им сидеть и медитировать, так же как вы говорите непослушному ребенку сесть в углу и успокоиться. Шьямасундара даса: Ну, Аристотель не говорит, что мы должны прекратить нашу деятельность. Наоборот, мы должны постоянно размышлять о Боге. Шрила Прабхупада: Это наш метод, рекомендуемый в Шримад-Бхагаватам:
ШРАВАНАМ КИРТАНАМ ВИШНОХ СМАРАНАМ ПАДА-СЕВАНАМ АРЧАНАМ ВАНДАНАМ ДАСЙАМ САКХЙАМ АТМА-НИВЕДАНАМ
ИТИ ПУМСАРПИТА ВИШНАУ БХАКТИШ ЧЕН НАВА-ЛАКШАНА КРИЙЕТА БХАГАВАТЙ АДДХА ТАН МАНЙЕ ДХИТАМ УТТАМАМ “Слушать и воспевать о трансцендентных имени, форме, качествах, атрибутах и играх Господа Вишну, помнить о них, служить лотосным стопам Господа, преподносить Господу почтительное поклонение с шестнадцатью видами атрибутов, приносить молитвы Господу, стать Ему служителем, относиться к Господу как к Своему лучшему другу и вручить Ему все (иными словами, служить Ему телом, умом и словами) - девять этих процессов считаются чистым преданным служением. Кто посвятил свою жизнь служению Кришне через эти девять методов, того следует считать самым ученым человеком, ибо он обрел полное знание”. (Бхаг. 7. 5. 23-24). Нам всегда следует думать о Вишну. Сознание Кришны означает помнить Кришну и действовать ради Него. Когда вы подметаете храм Кришны, вы помните Его. Когда вы готовите для Кришны, вы помните Кришну. Когда вы говорите о Кришне, вы помните Кришну. Этот метод также рекомендует Бхагават-гита. Лучший из йогов постоянно думает о Кришне.
ЙОГИНАМ АПИ САРВЕШАМ МАД-ГАТЕНАНТАРАТМАНА ШРАДДХАВАН БХАДЖАТЕ ЙО МАМ СА МЕ ЙУКТАТАМО МАТАХ “Из всех йогов тот, кто с великой верой всегда пребывает во Мне, поклоняясь Мне с трансцендентным любовным служением, то теснее всех связан со мной в йоге и стоит выше всех”. (Б. г. 6. 47). Хаягрива даса: По Аристотелю, Бог в сущности ничего не знает о мире и, следовательно, Он не может отвечать на любовь, которую Он получает. Он и не любит человечество, и не заботится о нем. Шрила Прабхупада: Что же это за Бог такой? Если человек ничего не знает о Боге, он не должен о Боге говорить. Бог, безусловно, платит взаимностью. До какой степени мы приносим Ему свою любовь, соответственно Он отвечает нам и сотрудничает. В Бхагават-гите Кришна говорит:
ЙЕ ЙАТХА МАМ ПРАПАДЙАНТЕ ТАМС ТАТХАИВА БХАДЖАМЙ АХАМ МАМА ВАРТМАНУВАРТАНТЕ МАНУШЙАХ ПАРТХА САРВАШАХ “Всех их - до какой степени они вручают себя Мне, соответственно Я вознаграждаю. Каждый во всех отношениях следует Моим путем, о сын Притхи”. (Б. г. 4. 11). Когда мы полностью вручаем себя Богу в любовном служении, мы можем понять природу Бога. Хаягрива даса: По Аристотелю, Бог любим всеми во вселенной, и Он притягивает все объекты во вселенной, как магнит притягивает гвозди. Все устремлено к Нему и жаждет Его, но здесь не упоминается о Нем как о личности. Тем не менее, Аристотель говорит о Боге как о чистой форме. Является ли это воображаемой формой, как у майавади? Шрила Прабхупада: Да, такое впечатление, что Аристотель - майавади. Человек вынужден спекулировать, если не получил совершенное знание от Самого Бога. Если Бог не является всепривлекающим, то как Он может быть Богом? Поэтому слово “Кришна”, которое означает “всепривлекающий”, есть совершенное имя для Бога, так как Бог привлекает каждого. Во Вриндаване Он привлекает к Себе Своих родителей, пастушков и пастушек, животных, фрукты и цветы, воду - все. Ты читал описание того, как вода Ямуны застыла в неподвижности, как только увидела Кришну? Так что даже вода привлекалась Кришной. Шьямасундара даса: Аристотель полагал, что мысль и действие едины с Богом. Здесь нет двойственности, потому что Бог есть чистое действие и чистая мысль. Шрила Прабхупада: Да, это так. Стоит Богу подумать о вещи, как эта вещь тотчас же создается или осуществляется. Мышление Бога, ощущение, желание и деятельность - суть одно. Поскольку я несовершенен, то когда я думаю о чем-то, это может произойти, а может не произойти, но когда бы Бог ни подумал о чем-то, это случается. Поскольку Кришна думал, что битва при Курукшетре должна произойти, ничто не могло ее предотвратить. Поначалу Арджуна был не склонен сражаться, но Кришна спокойно объяснил ему, что независимо от того, будет он сражаться или нет, большинству людей, собравшихся здесь, уже суждено погибнуть. Поэтому Он сказал Арджуне стать лишь инструментом и принять славу за их убийство. Никто не может воспрепятствовать тому, что замыслил Бог. Неважно, помогаете вы Богу или нет, но в ваших личных интересах стать Его инструментом. Шьямасундара даса: Аристотель говорит, что человеку следует совершать свою деятельность так, чтобы он все время размышлял о Боге. Шрила Прабхупада: Да, это процесс бхакти. Если человек не преданный, как он может постоянно думать о Боге. Рупа Госвами приводит пример замужней женщины, которая имеет любовника. Она прекрасно выполняет свои домашние обязанности, но все время думает: “Когда же наступит ночь и придет мой возлюбленный? ”. Если можно все время думать о чем-то таком материальном, то почему не думать о духовном. Это дело практики. Несмотря на занятость в столь многих, разнообразных видах деятельности, вы можете непрестанно думать о Боге. Аристотель может иметь некую концепцию Бога, но он не имеет ясной идеи о личности Кришны. Мы можем размышлять о Боге очень конкретно и лично, потому что получили информацию из ведической литературы, что Бог это личность и обладает определенной внешностью. В Бхагават-гите утверждается, что имперсоналисты испытывают великие беспокойства, потому что у них нет ясного представления о Боге.
КЛЕШО ДХИКАТАРАС ТЕШАМ АВЙАКТАСАКТА-ЧЕТАСАМ АВЙАКТА ХИ ГАТИР ДУХКХАМ ДЕХАВАДБХИР АВАПЙАТЕ “Для тех, чей ум привязан к непроявленной, безличной ипостаси Всевышнего, продвижение очень затруднительно. Преуспеть в этом обучении всегда сложно для тех, кто воплощен”. (Б. г. 12. 5). Если у вас нет концепции формы Бога, ваши попытки реализовать Бога будут сопряжены с большими трудностями. Шьямасундара даса: Аристотель представляет Бога как величайшее благо, как чистую мысль. Когда мы действуем, мы должны постоянно размышлять о благе. Тем самым мы можем вести божественную жизнь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|