Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аристотель 4 страница




Шрила Прабхупада: Вы не можете размышлять о благе, если благо не направляет вас. Например, Арджуну направляло Высшее Благо; поэтому, несмотря на свою деятельность - участие в битве - он совершал высочайшее благо.

Шьямасундара даса: Аристотель полагает, что существует грандиозный замысел во вселенной, потому что все развивается от одной формы к другой, чтобы реализовать свою самую совершенную форму. Все тянется к самой совершенной форме.

Шрила Прабхупада: А он говорит, что существует лишь одна совершенная форма или множество совершенных форм? Что он имеет в виду? Что каждый стремится прийти к совершенной форме? Это форма одна или они разные.

Шьямасундара даса: Ну, поскольку каждая материальная форма задумана Богом и движется к Богу в своем желании совершенства, то должно быть разнообразие форм.

Шрила Прабхупада: В таком случае это соответствует ведической концепции. Мы говорим, что Кришна и Его спутники совершенны, потому, скажем, этот цветок достигает совершенной формы, находясь на Кришна-локе, планете Кришны. На Кришна-локе все совершенно, потому что там все непосредственно связано с Кришной. Следовательно, на Кришна-локе река Йамуна, лес Вриндавана, цветы, животные, птицы, мужчины и женщины - не отличны от Кришны.

 

АНАНДА-ЧИНМАЙА-РАСА-ПРАТИБХАВИТАБХИС

ТАБХИР ЙА ЕВА НИДЖА-РУПАТАЙА КАЛАБХИХ

ГОЛОКА ЕВА НИВАСТЙ АКХИЛАТМА-БХУТО

ГОВИНДАМ АДИ-ПУРУШАМ ТАМ АХАМ БХАДЖАМИ

“Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, который обитает в своем собственном царстве, Голоке, с Радхой, который похож на свой собственный духовный облик и воплощает экстатическую потенцию (хладини). Их сопровождают Ее наперстницы, которые воплощают простирания Ее телесной формы, и кто насыщен и преисполнен вечно блаженной духовной расой”. (Брахма-самхита 5. 37).

Когда Брахма похитил всех пастушков и телят, Кришна тут же распространил себя во множество пастушков и телят, и каждый обладал своей внешностью и складом ума. Матери пастушков не могли понять, что их настоящие сыновья украдены. Так как Кришна подменил их, любовь матерей к своим сыновьям только возросла. Таким образом, Кришна может распространить Себя во множестве форм - коров, телят, деревьев, мальчиков, девушек и так далее. И, тем не менее, Кришна - один.

Шьямасундара даса: Аристотель часто говорил, что поскольку Бог обладает духовной формой, Он не множествен в том смысле, что он не состоит из частей. Иначе говоря, Он - чистый дух.

Шрила Прабхупада: Да, Бог един, Он не множествен. Миллионы людей могут видеть солнце, и все же солнце одно. В полдень миллионы людей могут заявить: “Солнце над моей головой”, - но значит ли это, что у каждого свое солнце? Нет, солнце одно, но солнце может представлять себя по-разному.

Шьямасундара даса: Аристотель приводит два доказательства существования Бога. Одно состоит в том, что во вселенной есть замысел, а замысел предполагает наличие замыслившего. Другое заключается в том, что должна быть первопричина, причина всех причин.

Шрила Прабхупада: Это так. Более того, замысливший предполагает под собой личность. Кришна объясняет в Бхагават-гите:

 

МАЙАДХЙАКШЕНА ПРАКРИТИХ

СУЙАТЕ СА-ЧАРАЧАРАМ

ХЕТУНАНЕНА КАУНТЕЙА

ДЖАГАД ВИПАРИВАРТАТЕ

“Эта материальная природа работает по Моему указанию, о сын Кунти, и она производит все движущиеся и неподвижные существа. Под ее управлением это проявление творится и уничтожается снова и снова”. (Б. г. 9. 10). Кришна - также управляющая душа, пуруша, причина всех причин. Адир Говиндах сарва-карана-каранам - “Говинда (Кришна) есть источник всего. У Него нет иного источника, и Он - первопричина всех причин”. (Брахма-самхита 5. 1).

Хаягрива даса: В “Никомаховой этике” Аристотель пишет: “Нравственное совершенство связано с наслаждениями и страданиями: именно наслаждение заставляет нас совершить низменный поступок, и именно боль удерживает от благородных поступков. По этой причине, как говорит Платон, людей нужно с детства учить чувствовать наслаждение и боль в правильных вещах. В этом состоит правильное воспитание”. Как это соотносится с ведическим взглядом на образование?

Шрила Прабхупада: Согласно ведическому взгляду, в материальном мире нет наслаждения. Мы можем все подготовить для наслаждения и вдруг умереть. Так где же наслаждение? Если мы все подготавливаем для наслаждения, а затем не наслаждаемся этим, нас постигает разочарование. Мы постоянно пытаемся получить наслаждение, изобретая великое множество приспособлений, но поскольку мы находимся под контролем некой высшей силы, мы можем в любой момент быть вышвырнуты из дома нашего наслаждения. Следует вывод, что в материальном мире нет наслаждения. Наслаждение здесь - иллюзия, мираж. В пустыне у вас может возникать галлюцинация воды, но вы в конце концов умрете от жажды.

Шьямасундара даса: По Аристотелю, добродетель - это золотая середина или такая деятельность, которая находится между двух крайностей. С помощью разума человек способен постигать и действовать, придерживаясь этой золотой середины. В конечном счете, все добродетели сводятся к добродетели справедливости, означающей, что человек поступает верно по отношению к каждому заинтересованному лицу так, чтобы охранять права каждого.

Шрила Прабхупада: Но если должны охраняться права каждого, как вы можете убивать животных? Почему у животных не должно быть права на жизнь? Согласно ведической концепции, вы несете ответственность даже за несознательное убийство муравья. Так как мы невольно убиваем великое множество муравьев и бактерий, мы должны проводить панча-йаджану, жертвоприношение. Можно сознательно избегать убийства животных, но несознательно мы можем многих убивать. Поэтому жертвоприношение обязательно в любом случае.

Шьямасундара даса: Аристотель полагает, что добродетель можно анализировать, что любую ситуацию можно проанализировать с помощью интеллекта, и тогда интеллект можно употребить для правильного действия.

Шрила Прабхупада: Ему следовало бы посредством интеллекта понять, имеют ли животные душу или нет. Если у животных нет души, то почему же они поступают как человеческое существо? Человек ест, спит, совокупляется и обороняется. Они едят, спят, совокупляются и обороняются. Как можно говорить, что у них нет души? Признаки жизни одни и те же.

Шьямасундара даса: Он приравнивает бессмертную душу к деятельности разума.

Шрила Прабхупада: Ну, а животные тоже обнаруживают деятельность разума. Я уже объяснял это. Несомненно, философ должен знать признаки души, и они должны быть определенны. Мы получаем совершенную информацию об этом предмете из Бхагават-гиты, когда Кришна говорит:

 

САРВА-ЙОНИШУ КАУНТЕЙНА

МУРТАЙХ САМБХАВАНТИЙАХ

ТАСАМ БРАХМА МАХАД ЙОНИР

АХАМ БИДЖА-ПРАДАХ ПИТА

“Следует понять, что все виды жизни, о сын Кунти, становятся возможны благодаря рождению в этой материальной природе, и что Я - отец, дающий семя”. (Б. г. 14. 4).

Означает ли это, что Бог - отец только человеческих существ? Например, евреи утверждают, что они - единственный избранный Богом народ. Но что же это за Бог, который избирает одних людей и проклинает других? Вот слова Бога: Кришна говорит: Сарва-йони - “Я - отец всех видов жизни”. Всякий есть сын Божий. Как я могу убивать и поедать какое-либо существо? В любом случае это мой брат. Предположим, что у человека пять сыновей и двое из них дураки. Значит ли это, что разумные сыновья имеют право убивать и есть дураков? Понравится ли это отцу? Кто спрашивает у отца: “Отец, эти два сына дураки и никчемные мошенники. Можно ли нам нарезать их на кусочки и съесть? ” Согласится ли на такое отец? Или согласится государство? А почему должен соглашаться Бог?

Шьямасундара даса: Аристотель утверждает, что человек может использовать свой интеллект, чтобы жить добродетельно. Но вы как-то говорили, что, поскольку вор почитает за добродетель воровство, он может использовать свой интеллект, чтобы воровать.

Шрила Прабхупада: Да, интеллект вора был охарактеризован как душкритина. Слово “крити” означает “весьма достойный похвалы”. А слово “душ” - “используемый неправильно”. Добродетельно ли это, когда интеллект человека используется неправильно? Когда достоинства и разум используются правильно и для правильной деятельности, это и есть добродетель. Такая деятельность не запутывает человека. Это есть разум и добродетель.

Шьямасундара даса: Честолюбие принадлежит к числу аристотелевых добродетелей, но человек может иметь честолюбивые устремления, чтобы стать вором.

Шрила Прабхупада: Да, Гитлером тоже двигало честолюбивое стремление стать абсолютным правителем Европы. Он убил множество людей и в конце концов убил сам себя. Так какая же цена всем этим честолюбивым устремлениям? Все эти политики очень честолюбивы, но они удовлетворяют свое честолюбие, ущемляя законные права других. Нам следует направлять свое честолюбие на то, чтобы стать искренним служителем Бога. И это - подлинное честолюбие.

Шьямасундара даса: К числу добродетелей Аристотель относит мужество, терпимость, щедрость, великолепие и честолюбие.

Шрила Прабхупада: Великолепно ли убивать животных? Как можно не иметь милосердия к бедным животным и в то же время рассуждать о великолепии? Харав абхактасйа(Бхаг. 5. 18. 12). Если ваш последний вывод не есть сознание Бога, у вас нет никаких добрых качеств. Вы не можете быть ни ученым, ни философом, потому что вы нарадхама, парящий на умственном уровне. Таким образом вы выдумываете множество теорий.

Шьямасундара даса: Что же касается социальной философии Аристотеля, то он утверждает, что человек является по существу политическим и социальным животным и, чтобы осуществить себя, он должен существовать в каком-либо обществе. Люди живут вместе, чтобы подняться над своим грубым естественным состоянием и прийти к культуре, этической и интеллектуальной жизни.

Шрила Прабхупада: Если это происходит, то все хорошо, но его философия гласит, что у животных нет души. Следуя его философии, люди говорят: “Давайте убивать животных и есть их”. Что же толку от того, что люди сгруппировались в общество? Вместо того, чтобы группироваться, мы должны культивировать знание о Боге. Вот, что необходимо. Какой толк в том, что люди живут вместе только для того, чтобы грабить другие народы и убивать других живых существ? Такая группа - просто группа мошенников и разбойников. Даже сегодня в ООН люди собираются вместе и планируют, как им ущемить права друг друга. Поэтому, какой смысл во всех этих группах разбойников?

Шьямасундара даса: Аристотель говорит о том, как следует организовать идеальное государство или политический орган. Он говорит, что в идеальном случае государство должно быть основано для того, чтобы давать людям образование на самом высшем уровне.

Шрила Прабхупада: Но если мы не знаем, что такое образование, и не знаем самого высшего уровня образования, или даже не знаем начальных принципов жизни в добродетели, как можно говорить об этих вещах? Поэтому нам следует быть очень осторожными в выборе истинного проводника. В ведической цивилизации законодателем является Ману, и он считается совершенным. Например, Ману утверждает, что женщине не следует предоставлять независимость. В наши дни в определенных кругах спрашивают: “А почему? ” Таким образом, возникают столкновения, и, конечно Ману подвергается критике, но его концепция в любом случае справедлива. Следует принимать наставления от освобожденных личностей. На что способно сборище глупцов? Одна освобожденная личность, подобная Ману, может указать верное направление. В наше время во имя независимости сеется разорение.

Шьямасундара даса: Аристотелево государство должно строго управляться либо монархом, либо группой высокоинтеллектуальных и нравственных людей. Они руководили бы всеми прочими людьми.

Шрила Прабхупада: Да, это было бы прекрасно. Если человек не обладает высокими нравственными качествами, он не может руководить. В наши дни в демократических странах, на руководящие должности выбирают всякого рода мошенников. И какой толк в этих группах?

Шьямасундара даса: Аристотель осуждает демократию, потому что при демократии каждый человек думает только о своих интересах.

Шрила Прабхупада: Да, именно так и происходит. Монархия хороша в том случае, если монарх получил такое воспитание, что может должным образом управлять. Это ведическая система. Но даже тогда, монарх находился под контролем великих мудрецов. В истинном правительстве брахманы и мудрецы должны сформировать консультативный комитет. Им не следует заниматься политикой. Кшатрийи, жаждущие править, должны править под руководством брахманов и мудрецов. Махараджа Йудхиштхира был очень благочестив, и его поданные жили очень счастливо, потому что он действовал под руководством брахман и мудрецов. Прежде монархом руководили священнослужители, религиозные, или святые люди. И это было очень хорошо. Это движение сознания Кришны способно руководить обществом, но сейчас общество находится в таком состоянии, что даже не хочет учитывать важность нашего движения.

К сожалению, это так. И тем не менее, мы должны сражаться, чтобы распространить сознание Кришны, потому что мы представители Кришны, и желания Кришны - приказы для нас.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...