Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология как наука: предмет, методы исследования




ГЛАВА 1. РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Тема 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии

Изучение любой науки начинается с определения ее предмета, то есть выяснения тех специфических явлений, которые изучает данная наука. Что же представляет собой психология как наука? Что входит в предмет ее научного познания? Что является объектом науки психологии? На эти вопросы ответ представляется не таким простым, как может показаться вначале.

Психология как наука: предмет, методы исследования

Можно предположить, что психологическое знание на бытовом (житейском) уровне существовало со времени появления человека разумного. Несомненно, психологическое научное знание возникло на базе жизненно важных представлений, сложившихся в процессе длительных наблюдений и практического опыта многих поколений людей, то есть на базе того, что обычно называют здравым смыслом. Психологию - пожалуй, как никакую другую науку - с периода ее возникновения и до настоящего времени сопровождают связанные в единый целостный блок разногласий "душевные муки" несостоявшейся парадигмы психологического знания.

Известно, что психология, как и педагогика, берет свое начало в глубине тысячелетий. Поступки и поведение человека привлекали пристальное внимание мыслителей, философов, исследователей еще в древности. Само название психологии, в буквальном смысле, как бы означает, что психология - это наука о душе (от греч. "Psyche" - душа, "logos" - наука). Действительно, первым этапом в становлении предмета психологии и явилось изучение, объяснение души, то есть тех явлений, которые в результате самонаблюдения человек мог обнаружить в собственном сознании (в научных исследованиях эти явления принято называть психическими, а все вместе взятые психические явления иногда обобщенно называют словом " психика ").

Психологическое знание исторически развивалось - одни представления сменялись другими (табл. 1).

Таблица 1. Предмет психологии в традиционных представления

Предмет исследования (научные школы) Представители научного мира
Душа Все исследователи до начала XVIII века
Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология) Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, А. Бэн, Герберт Спенсер
Непосредственный опыт субъекта (структурализм) Вильгельм Вундт
Интенциональные акты сознания (функционализм) Франц Брентано
Происхождение психических деятельностей (психофизиология) Иван Михайлович Сеченов
Поведение (бихевиоризм) Джон Уотсон
Бессознательное (психоанализ) Зигмунд Фрейд
Процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальтпсихология) Макс Вертгеймер
Личный опыт человека (гуманистическая психология) Абрахам Маслоу, К. Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй

К психическим явлениям, изучаемым психологией, кроме тех, которые встречаются у отдельных людей, относят также явления, возникающие в процессе взаимодействия людей в группах или массах. Это, например, социальные установки, лидерство, взаимоотношения, общественное мнение (общественное сознание, общественное настроение), мода, слухи, паника и др. Отметим, что и в настоящее время существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. На наш взгляд, психология, прежде всего, должна отвечать на вопрос о том, почему человек (или любой другой носитель психики) ведет себя так или иначе (поведение животных исследует раздел психологии "зоопсихология" и раздел зоологии "этология"). Как отмечает психолог Гинецинский В.И. , первым и важнейшим объектом психологии является человек. Как и любой другой объект действительности, человек обладает бесконечным набором свойств - признаков, обнаруживающихся через его отношения к бесконечно разнообразной действительности, через способы воздействия действительности на человека.

Считается, что термин "психология", заменивший со временем древнее название "наука о душе", впервые употребил в латинской транскрипции (psychologia) немецкий протестантский богослов Ф. Меланхтон (1497 - 1560).

В научно-философском языке термин "психология" впервые появился в XVIII веке в книгах немецкого философа Х. Вольфа "Рациональная психология" (1732) и "Эмпирическая психология" (1734), а с середины XVIII века этот термин становится общепризнанным. Окончательно название "психология" за наукой закрепилось лишь в XVIII-XIX вв., когда сфера психологических исследований расширилась изучением неосознаваемых психических процессов (бессознательное) и деятельности (поведение) человека. По существу, с XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний. При этом исследовать "душу" (не только описывать, но и объяснять!) научными методами оказалось достаточно сложно и невозможно (как невозможно это сделать даже по современным "научным меркам"). Принцип объективного психологического исследования обязывает строить систему психологического научного знания строго в соответствии с психологической реальностью, констатировать только то, что действительно существует. Таким образом, ориентируясь на естественнонаучные методы исследования и общенаучный идеал объективности, психологи отказались от понятия души и стали разрабатывать программы построения психологии как единой научной дисциплины на базе материалистического мировоззрения.

В контексте изучения данного учебного курса (первый и второй модуль) особый интерес представляют исследования известного психолога Немова Р.С. "Строго говоря - отмечает ученый - есть две основные, фундаментальные, взаимно дополняющие друг друга области психологических знаний. Это - общая психология и социальная психология. В общей психологии исследуются психические явления, характерные для отдельно взятых людей, а в социальной психологии - явления, свойственные группам или массам людей. Их также иногда именуют массовидными явлениями психики. В этой связи, следующим образом представляются (по Немову Р.С.) основные типы явлений, которые изучает современная психология (рис. 1), а также примеры некоторых групп психических явлений и соответствующих им конкретных феноменов, изучаемых в психологии (табл. 2).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...