Психология как наука: предмет, методы исследования
Стр 1 из 27Следующая ⇒ ГЛАВА 1. РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ Тема 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии Изучение любой науки начинается с определения ее предмета, то есть выяснения тех специфических явлений, которые изучает данная наука. Что же представляет собой психология как наука? Что входит в предмет ее научного познания? Что является объектом науки психологии? На эти вопросы ответ представляется не таким простым, как может показаться вначале. Психология как наука: предмет, методы исследования Можно предположить, что психологическое знание на бытовом (житейском) уровне существовало со времени появления человека разумного. Несомненно, психологическое научное знание возникло на базе жизненно важных представлений, сложившихся в процессе длительных наблюдений и практического опыта многих поколений людей, то есть на базе того, что обычно называют здравым смыслом. Психологию - пожалуй, как никакую другую науку - с периода ее возникновения и до настоящего времени сопровождают связанные в единый целостный блок разногласий "душевные муки" несостоявшейся парадигмы психологического знания. Известно, что психология, как и педагогика, берет свое начало в глубине тысячелетий. Поступки и поведение человека привлекали пристальное внимание мыслителей, философов, исследователей еще в древности. Само название психологии, в буквальном смысле, как бы означает, что психология - это наука о душе (от греч. "Psyche" - душа, "logos" - наука). Действительно, первым этапом в становлении предмета психологии и явилось изучение, объяснение души, то есть тех явлений, которые в результате самонаблюдения человек мог обнаружить в собственном сознании (в научных исследованиях эти явления принято называть психическими, а все вместе взятые психические явления иногда обобщенно называют словом " психика ").
Психологическое знание исторически развивалось - одни представления сменялись другими (табл. 1). Таблица 1. Предмет психологии в традиционных представления
К психическим явлениям, изучаемым психологией, кроме тех, которые встречаются у отдельных людей, относят также явления, возникающие в процессе взаимодействия людей в группах или массах. Это, например, социальные установки, лидерство, взаимоотношения, общественное мнение (общественное сознание, общественное настроение), мода, слухи, паника и др. Отметим, что и в настоящее время существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. На наш взгляд, психология, прежде всего, должна отвечать на вопрос о том, почему человек (или любой другой носитель психики) ведет себя так или иначе (поведение животных исследует раздел психологии "зоопсихология" и раздел зоологии "этология"). Как отмечает психолог Гинецинский В.И. , первым и важнейшим объектом психологии является человек. Как и любой другой объект действительности, человек обладает бесконечным набором свойств - признаков, обнаруживающихся через его отношения к бесконечно разнообразной действительности, через способы воздействия действительности на человека.
Считается, что термин "психология", заменивший со временем древнее название "наука о душе", впервые употребил в латинской транскрипции (psychologia) немецкий протестантский богослов Ф. Меланхтон (1497 - 1560). В научно-философском языке термин "психология" впервые появился в XVIII веке в книгах немецкого философа Х. Вольфа "Рациональная психология" (1732) и "Эмпирическая психология" (1734), а с середины XVIII века этот термин становится общепризнанным. Окончательно название "психология" за наукой закрепилось лишь в XVIII-XIX вв., когда сфера психологических исследований расширилась изучением неосознаваемых психических процессов (бессознательное) и деятельности (поведение) человека. По существу, с XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний. При этом исследовать "душу" (не только описывать, но и объяснять!) научными методами оказалось достаточно сложно и невозможно (как невозможно это сделать даже по современным "научным меркам"). Принцип объективного психологического исследования обязывает строить систему психологического научного знания строго в соответствии с психологической реальностью, констатировать только то, что действительно существует. Таким образом, ориентируясь на естественнонаучные методы исследования и общенаучный идеал объективности, психологи отказались от понятия души и стали разрабатывать программы построения психологии как единой научной дисциплины на базе материалистического мировоззрения. В контексте изучения данного учебного курса (первый и второй модуль) особый интерес представляют исследования известного психолога Немова Р.С. "Строго говоря - отмечает ученый - есть две основные, фундаментальные, взаимно дополняющие друг друга области психологических знаний. Это - общая психология и социальная психология. В общей психологии исследуются психические явления, характерные для отдельно взятых людей, а в социальной психологии - явления, свойственные группам или массам людей. Их также иногда именуют массовидными явлениями психики. В этой связи, следующим образом представляются (по Немову Р.С.) основные типы явлений, которые изучает современная психология (рис. 1), а также примеры некоторых групп психических явлений и соответствующих им конкретных феноменов, изучаемых в психологии (табл. 2).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|