Природа и основные функции психики
Во все времена ученые-психологи пытались понять природу психики. В настоящее время существует несколько различных подходов к пониманию природы психики человека:
Согласно материалистическому подходу, психические явления представляют собой "свойство высокоорганизованной живой материи отражать действительность в форме психических образов". Психические явления, по представлениям материалистов, возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи. Живое вещество вначале обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, которые проявлялись через механизмы обмена веществ с окружающей средой, развития и размножения. Чувствительность и готовность к научению стали проявляться более позднее - на уровне сложноорганизованных живых существ. Нервная система, как специальный орган с функцией управления развитием, поведением и воспроизводством, выделился в организмах живых существ в процессе их эволюционного самосовершенствования. Развитие форм поведения и деятельности, более сложные формы психической регуляции жизнедеятельности живых существ появились по мере усложнения и совершенствования их организма. Психика человека качественно отличается более высоким уровнем от психики животных. Сознание человека развивались в процессе трудовой деятельности, в совместных действиях при добывании пищи, обеспечении безопасности и т.д. Изготовление и использование орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми.
Сторонники трансперсонального подхода
В трансперсональной психологии делается попытка снять противопоставление научности и духовности, навязанное материалистическим мировоззрением, и отмечается, что многие великие ученые, осуществившие революцию в современной физике - А. Эйнштейн Научным обоснованием трансперсонального понимания психики стали наработки в области голографии, лазерной технологии, квантово-релятивистской (относительной) физики и нейрохирургических исследований мозга, которые привели к формированию новых принципов исследования психики. Эти принципы ("каждая частица содержит полную информацию о целом") получили название голографических, или голограммных, так как их природа лучше всего может быть продемонстрирована на примере голографии, математическая модель которой была разработана английским ученым Д. Гэбором
Мозг, действуя на основе голографического принципа, содержит в каждой своей точке всю информацию подобно тому, как голограмма содержит в каждой своей части все изображения. К. Прибрам В соответствии с духовно-ориентированным подходом Следует отметить, что в современной психологии все более активно обсуждаются проблемы духовной основы мира. Признание духовной основы мира и системности мироздания расширяют возможности познания психики человека и самого феномена бытия человека. Такое признание приводит к новому пониманию того, что деятельностью мозговой коры мышление не ограничивается и в ней не заканчивается
По словам Л.Д. Столяренко Так, например, на основе представлений Б.Г. Ананьева Рис. 6. Схема общей структуры человека и его взаимосвязи с окружающим миром: H.s. - "Homo sapiens" (человек разумный, биологический вид); о - онтогенез; с - социализация; ж - жизненный путь; л - личность; и - индивид; Ин - индивидуальность Так что же такое психика Самое полное современное издание психологических терминов и понятий Можно еще приводить множество вариантов различных трактовок, и мы придем к выводу, что в академической науке нет однозначного толкования понятия "психика". В психологии понятие "психика" часто используется для характеристики специфического для животных и человека сигнального взаимодействия с объективным миром. В чем сущность различий психики человека и животных? Животные, в отличие от человека, лишены способности к абстрактному мышлению, которое позволяет установить скрытые от непосредственного наблюдения взаимные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира. Особенность психики человека
Социальный характер психического отражения действительности человеком заключается в том, что это отражение опосредовано словесным знаком, человеческим понятием, сформированным в общественно-исторической практике. Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных состояниях, мимике, поведении и деятельности, их результатах и других внешне выражаемых реакциях: например, покраснении (побледнении) лица, потовыделении, изменениях в ритмике сердца, артериальном давлении и др. При этом важно помнить, что человек может скрывать свои действительные мысли, отношения, переживания и другие психические состояния. При существующих (отмеченных выше) различиях подходов к пониманию природы психики человека, следует отметить очевидное - психика человека представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. Психика человека сложна и многообразна по своим проявлениям. Взаимообусловленность и взаимосвязь структурных элементов психики человека являются бесспорными (непротиворечивыми) в понимании современных ученых-психологов. Психика как система обладает определенной организацией. При этом психические процессы, состояния и свойства образуют основной понятийный "каркас", на котором строится здание современной психологии (рис. 7.). Вместе с тем, следует отметить, что разделение на указанные группы основных понятий общей психологии достаточно условно. Так, понятие "психический процесс" подчеркивает процессуальный характер изучаемого общей психологией явления; "психическое состояние" характеризует статический момент, относительное постоянство психического явления; "психическое свойство" отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закрепленность в структуре личности. Например, аффект может рассматриваться и как психический процесс, поскольку в нем выражена динамика чувств, стадиальный его характер; и как психическое состояние, поскольку он характеризует психику в данный период времени; и как проявление психических свойств личности: вспыльчивости, гневливости. Рис. 7. Организационная структура психики человека (коллаж) Психика не только многоуровневая, но и многомерна, то есть у нее множество свойств и функций. Основными функциями психики, отмечает Л.Д. Столяренко являются отражение и регуляция поведения живого существа в целях обеспечения его выживания.
На наш взгляд, можно согласиться с Пономаревым П.А., который выделяет три основные функции психики человека, как социально опосредованного "продукта мозговой деятельности":
Отражение воздействий окружающей действительности - рефлексивная функция. Психическое отражение действительности имеет свои особенности. Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия. Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие (т.е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях. В-третьих, психическое отражение - это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий. Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира. В реальной жизни человек с помощью психики, отражая воздействия реальной действительности, фиксирует и осмысливает их, формируя в своем сознании реальную картину мира, в соответствии с которой он и действует. Психические процессы, состояния, образования и свойства людей, обладая определенной гибкостью, позволяют им адаптироваться к складывающимся условиям жизни и деятельности, преобразовать их в соответствии со своими потребностями и интересами. Регуляция поведения и деятельности - регулятивная функция. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой - регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики. Осознание человеком своего места в окружающем мире - когнитивная, познавательная функция. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. Кроме названных, еще выделяют коммуникативную функцию - обеспечивающую возможность общения людей друг с другом. На самом деле, правильное осознание человеком своих личностных характеристик помогает приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, достигать общих целей совместной деятельности, поддерживать гармонию в обществе в целом. Таким образом, психика человека дает возможность ему выступать в качестве субъекта труда, общения и познания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|