Мнемические процессы. Память, мышление и речь, их виды, свойства и функции
В научной психологии проблема памяти, по выражению П.П. Блонского , является "ровесницей психологии как науки". Особое место памяти среди психических функций исследователи видят в том, что ни одна другая функция не может быть осуществлена без ее участия, каждая психическая функция имеет свой мнемический аспект. Память обеспечивает целостность и развитие человеческой личности и занимает центральное положение в системе познавательной деятельности. Нормальное функционирование личности и общества без памяти невозможно. И.М. Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного. Классификация памяти представлена на рис 16. Рис. 16. Классификация видов памяти 1) В зависимости от волевых усилий личности различают непроизвольную и произвольную память:
2) по времени хранения материала различают несколько видов памяти:
3) В зависимости от момента получения информации различают память наследственную (генетическую), прижизненную и импринтинг (запечатление).
Память - это эталон, с которым сопоставляется целостный образ восприятия. Она отражает прошлый опыт или запечатлевает, сохраняет и воспроизводит что-либо. Основные процессы памяти - это заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Последовательными ступенями интеллектуального развития являются выделяемые генетической психологией виды мышления (рис. 17): Рис. 17. Виды мышления
Индивидуальные особенности мышления:
Интеллектуальное развитие личности определяется еще и по таким особенностям ума, как практический ум и теоретический ум.
Основные элементы процесса мышления:
Выделяют следующие мыслительные процессы: анализ, синтез, конкретизация, абстрагирование, обобщение, сравнение и классификация (рис. 18). Рис. 18. Виды мыслительных процессов Анализ - мысленное разделение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Синтез - мысленное объединение отдельных частей, свойств, действий в единое целое, построение целого из аналитически заданных частей. Конкретизация - мысленный переход от обобщенного знания к единичному, отдельному случаю. Абстрагирование - мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов и явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Сравнение - мысленное установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Классификация (систематизация) - мысленное распределение предметов или явлений по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия друг с другом. Процессы мышления, безусловно, тесно связаны с речью человека. Речь является средством человеческого общения.
Функции речи:
В зависимости от того, сам ли субъект создает речевую продукцию или воспринимает речевую информацию, речь может быть активной (говорение, письмо) или пассивной (слушание, чтение) (рис. 19).
Рис. 19. Виды речи Основой для развития всех видов речи является процесс слушания и понимания звучащей речи, обозначаемый термином " аудирование ". Для успешной деятельности человека необходимо соблюдать следующие требования к речи:
В заключение заметим, что возможности языка и речи в психологии далеко не исчерпаны, имеют большое значение и перспективы их использования в психологических исследованиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|