Формирующая стратегия исследования как альтернатива констатирующей стратегии.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ОТВЕТЫ на вопросы к экзамену по возрастной психологии © Хохлов Н.А. Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение.
Предмет возрастной психологии изучает закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий развития.
Теоретическими задачами психологии развития являются: 1. Изучение общих закономерностей психического развития человека в онтогенезе, определение детерминант (причин) развития, определение роли наследственности, среды, общения и деятельности в развитии. 2. Построение периодизации психического развития человека в онтогенезе от рождения до завершения жизненного цикла. Периодизация проявляет и делает «прозрачными» представления той или иной теории о механизмах развития. 3. Определение соотношения и взаимообусловленности процессов обучения и развития. 4. Определение качественного своеобразия и психологических особенностей человека на каждой из возрастных стадий. Метафора «психологический портрет возраста» делает очевидной эту задачу. Важнейшей задачей возрастной психологии является контроль за ходом и динамикой психического развития человека, предполагающий при необходимости коррекцию и профилактику негативных тенденций и нарушений. Соответственно, можно выделить ряд частных задач, специфических для каждой возрастной стадии. Например: · В каком возрасте следует начинать школьное обучение? · Как определить психологическую готовность ребенка к школе? · Что обеспечивает прогрессивное развитие личности в старости?
· Как пережить кризис середины жизни?
Соотношение понятий рост, развитие, созревание. Рост – количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей органа, системы, организма.
Развитие – качественные изменения, перестройка, преобразование структуры.
Созревание – запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом.
Особенности наблюдения и эксперимента в психологии развития и возрастной психологии.
Наблюдение – точное и систематическое наблюдение в течение более-менее длительного природа времени за особенностями поведения и деятельности ребёнка в естественных, специально не изменяемых условиях.
Требования к наблюдению: · Определение цели наблюдения · Систематичность · Объективность · Ребёнок не должен знать, что за ним наблюдают
Используется метод включённого наблюдения – исследователь выполняет какую-либо деятельность в том же помещении, где находится испытуемый. В данном случае необходимо создать легенду своего пребывания там.
Виды наблюдения: В зависимости от того, кто наблюдает: · самонаблюдение · объективное наблюдение В зависимости от систематичности: · сплошное · выборочное В зависимости от позиции наблюдателя: · внешнее · включённое · параллельное (резко уменьшает вероятность ошибки)
Метод эксперимента остаётся ведущим методом в изучении детского развития. Эксперимент – решение испытуемыми задач в специально контролируемых условиях. Характеристики метода эксперимента: · контроль условий · выделение независимой и зависимой переменных · экспериментальная и контрольная группы · последовательность этапов исследования от претеста к посттесту Использование эксперимента в отношении ребёнка всегда подразумевает наличие опасности в том, что ребёнок будет выполнять не ту задачу, которую ему дал экспериментатор.
По Эльконину, существуют четыре установки ребёнка в отношении решения задачи: · адекватное принятие задачи · подмена задачи коммуникацией · подмена задачи исследованием своих возможностей · отказ от выполнения задачи в силу её бессмысленности для испытуемого (по Кёлеру, сверхтрудная задача обессмысливает действие)
Виды эксперимента: · лабораторный – специально созданная ситуация, использование приборов · естественный – отвечает требованию экологической валидности · педагогический/обучающий – оценка развивающего эффекта учебных программ
Формирующая стратегия исследования как альтернатива констатирующей стратегии. Стратегии исследования: · Констатирующая – развитие – стихийный естественный процесс; позиция наблюдателя внешняя. · Формирующая – развитие – процесс усвоения социо-культурного опыта; исследование – управляемое моделирование форм сотрудничества ребёнка с взрослым в ходе усвоение опыта.
Формирующую стратегию предложил Л.С. Выготский. Концепция Выготского – развитие ребёнка происходит в социуме. Развития вне культуры быть не может. Закон развития ВПФ. Усвоение культурных средств. Формирующая стратегия подразумевает целенаправленно моделирование общения ребёнка с взрослым, целью которого является усвоение культурно-исторического опыта. 3 этапа развития формирующей стратегии исследования развития: 1. Генетико-моделирующий метод – моделирование развитие ВПФ (Выготский) 2. Моделирование процесса преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность (Леонтьев) 3. Метод планомерно-поэтапного формирования умственных действий (Гальперин) Пиаже отстаивал необходимость констатирующей стратегии, развитие ребёнка спонтанно и любое вмешательство в него нежелательно. Гальперин писал, что констатирующая стратегия предполагает абсолютизацию стихийного характера развития. Этому подходу, по его мнению, надо противопоставить концепцию поэтапного формирования психических действий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|