Роль общения в формировании личности подростка.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Общение в первую очередь необходимо для продуктивного выполнения задачи вхождения в группу сверстников. Задача вхождения в группу сверстников. Получение опыта дружбы и любви. Друзья, возникающие в подростковом возрасте, зачастую сопровождают в течение всей жизни. Дружеские отношения выполняют функцию содействия в самопознания. Друг становится вторым Я, становясь тем «зеркалом», которое способствуют осознанию своих свойств и качеств. Первый опыт отношений любви.
Однако общение важно и для решения других задач. См. предыдущие вопросы.
Основные закономерности психического развития в юношеском возрасте. В старшем подростковом возрасте характерно формирование следующих новообразований: · индивидуальное самосознание (личностная идентичность), осознание своих личностных качеств · построение жизненных планов во временной перспективе · мировоззрение и ценностное сознание · воля (не все исследователи согласны, например, Эриксон связывает возникновение воли с кризисом 3 лет); воля представляет собой функцию, обеспечивающую принятие решение при выборе из равноценных альтернатив · формально-логический интеллект (по Пиаже), дивергентное мышление, формирование когнитивного стиля · принятие моральных норм, возможность действовать на основе осознанного морального выбора, достижение конвенционального и постконвенционального уровня действий
В периодизации Л. Кольберга выделяются три основных периода морального развития: преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. В юношеском возрасте достигается конвенциональный и постконвециональный уровни морального развития.
Проблема нормативных возрастных кризисов зрелых возрастов. Кризис середины жизни. Показатели психологической зрелости: · готовность к самореализации и самоактуализации, готовность к новому опыту · расширение сферы заботы · достижение и принятие ответственности (свобода принятия выбора) · принятие других, толерантность к особенностям других людей, принятие разнообразия как нормы жизни · эмоциональная зрелость, оптимистическое мировосприятие · наличие жизненной философии и системы мировоззрения · адекватный образ себя и мира
Проблема периодизации зрелых возрастов. Нет единства исследователей в данном вопросе. Периодизации Эриксона, Брамлей (морфофизиологическое развитие), Левинсона (кризисы).
Периодизация (очень примерно): · Юность (18-21(22)) · Молодость (21(22)-30) · Расцвет (31-40) · Средняя зрелость (40-45) · Поздняя зрелость (от 55) · Пожилой возраст (от 65) · Старость (от 75 до 90) · Долгожительство (от 90)
Были попытки использовать критерии Эльконина для создания периодизации зрелых возрастов. Однако сам Эльконин считал принцип ведущей деятельности не оптимальным для периодизации зрелости.
Бригс Майерс В средневековье кризисов зрелых возрастов не было. Они возникли тогда, когда личность стала сталкиваться с необходимостью осуществления жизненных выборов. Кризис зрелости – выбор из альтернативных возможностей. Кризисы носят ценностно-смысловой характер. Кризисы экзистенциальной сути. Новые перспективы развития.
Б.С. Братусь Кризисы зрелости возникают значительно реже, чем кризисы детства и отрочества. Эти кризисы не привязаны в явном виде к хронологическому возрасту. Даже кризис середины жизни может проявляться в различных возрастах. Кризисы зрелости носят осознанный характер. Преодоление кризиса осуществляется самой личностью на основе принятия ответственности за свои решения.
Кризисы зрелости носят ценностно-смысловой характер.
Д. Левинсон Выделяются следующие кризисы зрелости (переходный период): · Кризис вступления в раннюю зрелость (от 17 до 22 лет) · Кризис тридцати лет (28-33 года) – первое подведение жизненных итогов; крушение розовой мечты · Кризис середины жизни (40-45) – четыре полярности: выборы между молодостью и старостью; между застоем и генеративностью; между мускулинностью и феминностью; между привязанностью и автономией
Р. Хевигхерст Задачи развития: · Молодость – поиск брачного партнёра, создание семьи; карьера; отделение от родителей · Зрелость – воспитание и помощь детям, профессиональная деятельность, адаптация к пожилым родителям, постановка новых жизненных целей
Когнитивный аспект взросления в зрелости
· Модель неотвратимости утраты · Модель утраты с компенсацией · Модель процессов приобретения и потери
Различные виды интеллекта: · операционно-подвижный динамический интеллект (скорость памяти) – убывает с возрастом · кристаллизованный интеллект – возрастает с возрастом
Резервы пластичности, накопленные в течение прошедшей жизни. Возможность возникновения новых схем мышления. Непрерывное образование в течение всей жизни является существенным необходимым и достаточным условием развития когнитивной сферы и когнитивных возможностей.
Перестройка личности в связи с выходом на пенсию. Принятие необратимости конца. Обретение мудрости. Повышение адаптивности к материальному недостатку и потере близких людей. Психологические особенности умственного развития и личности в зрелых возрастах. См. предыдущий вопрос. Дополнительно: Теория конвергенции двух факторов Штерн
Теория конвергенции двух факторов наследственности и среды (В. Штерн) Штерн представитель персонологии. Занимался проблемами способностей, развития талантов и одарённостей. 1. Врождённость двух целей (любому живому организму) – самосохранения и саморазвития (для человека – физический рост и духовное созревание). 2. Способности – как осуществление задатков в свойствах. Задатки – наследственно заданный предел, «потолок» развития Свойства – реализованные задатки 3. Врождённый темп развития (среда не может ускорить, только затормозить развитие) 4. Последовательность и содержание стадий развития заданы наследственностью.
Использование близнецового метода
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|