Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема соотношения обучения и развития в современной психологии.




Системой, ставшей популярной в московских школах, является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Система Эльконина-Давыдова разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы № 91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.

Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В настоящее время разработаны и практически применяются программы по математике, русскому языку, литературе, естествознанию, изобразительному искусству и музыке для начальной школы и программы по русскому языку и литературе для средней школы.

 

Помним, что всё это основывается на постулате Л.С. Выготского «Обучение ведёт за собой развитие».

Система обучения в начальной школе (Занков). Необходимо ставить проблемы, которые будут приводить к мобилизации интеллектуальных ресурсов и познавательной мотивации. Надо непрерывно стимулировать активность ребёнка. Однако использование данной системы зачастую приводит к невротизации.


Проблема возраста. Социально-историческая природа детства.

Проблема возраста – проблема природы детства и его перио­дов, вопрос о том, являются ли они вечными, неизменными проявле­ниями биологической природы развития или имеют общественно-исторический характер. Существуют две противоположные пози­ции в решении проблемы возраста:

· последовательность и содержание периодов детства врождены
и определяются наследственностью (теории нативизма, двух
факторов);

· детство имеет социально-историческую природу, новые перио­ды детства возникают в связи с развитием общественного производства и социальных отношений (Д Б. Эльконин).

 

Л.С. Выготский в работе «Проблема возраста» дал исчерпывающую критику существующих периодизаций, не потерявшую своего значения и сегодня. Ученый сформулировал принципы и критерии построения научной периодизации, создал новую теорию кризисов и предложил свою периодизацию. Все схемы периодизации он разделил на три группы по их теоретическим основаниям:

1. Соотнесение психического развития ребенка с другим процессом. Критерий – внешний по отношению к развитию признак (периодизация Г. С. Холла, основанная на выделении образовательных ступеней).

2. Критерий – один признак, абстрагированный из целостного развития (периодизация 3. Фрейда на основе психосексуального развития, теория Ж. Пиаже на основе развития интеллекта, теория П.П. Блонского на основе развития мышления или дентиции).

Недостатки таких периодизаций в утрате целостности развития, в потере показательности единственного признака, лежащего в основе развития.

3. Внутренние закономерности процесса развития как основа периодизации (А. Гезелл – изменение темпа развития).

Л. С. Выготский, стремясь реализовать принцип учета внутренних закономерностей развития, предложил в качестве «единицы» развития рассматривать психологический возраст (учение о структуре и динамике возраста).

Основные теоретические подходы к проблеме периодизации психического развития.

Л. С. Выготский в работе «Проблема возраста» дал исчерпывающую критику существующих периодизаций, не потерявшую своего значения и сегодня. Ученый сформулировал принципы и критерии построения научной периодизации, создал новую теорию кризисов и предложил свою периодизацию. Все схемы периодизации он разделил на три группы по их теоретическим основаниям:

1. Соотнесение психического развития ребенка с другим процессом. Критерий – внешний по отношению к развитию признак (периодизация Г. С. Холла, основанная на выделении образовательных ступеней).

2. Критерий – один признак, абстрагированный из целостного развития (периодизация 3. Фрейда на основе психосексуального развития, теория Ж. Пиаже на основе развития интеллекта, теория П.П. Блонского на основе развития мышления или дентиции).

Недостатки таких периодизаций в утрате целостности развития, в потере показательности единственного признака, лежащего в основе развития.

3. Внутренние закономерности процесса развития как основа периодизации (А. Гезелл – изменение темпа развития).

Л.С. Выготский, стремясь реализовать принцип учета внутренних закономерностей развития, предложил в качестве «единицы» развития рассматривать психологический возраст (учение о структуре и динамике возраста).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...