Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О невеждах и недоучек, говорящих о религии без знаний.




Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Одним из признаков Судного Часа является то, что знание будут приобретать от малых». Ибн аль-Мубарак 61, ат-Табарани 908, аль-Лялякаи 102. Достоверность хадиса подтвердили хафиз ‘Абдуль-Гъанни аль-Макъдиси и шейх аль-Альбани.

Среди ученых было разногласие в понимании слова «малые». Одни сказали, что это приверженцы нововведений. Другие сказали, что речь идет о молодых. А третьи сказали, что речь идет о людях, которые ставят свое мнение выше слов сподвижников. Но как бы то ни было, слово «малые» в хадисе является обобщенным и поэтому неприемлемо брать знание у всех этих трех категорий людей. См. “Ахлякъу махмуда уа ахлякъу мазмума фи талябиль-‘ильм” 51.

Также на то, что этот хадис включает в себя и молодых в годах указывают слова Ибн Мас’уда, который говорил: “Люди будут пребывать в благополучии до тех пор, пока будут приобретать знания от пожилых, достойных доверия ученых. А когда они станут приобретать знания от молодых, то впадут в противоречия из-за своих порочных желаний, а затем погибнут”. ат-Табарани 8589, ‘Абдур-Раззакъ 11/249, аль-Байхакъи 1/275. Достоверность подтвердил хафиз Ибн Хаджар.

Имам Ибн Къутайба о словах Ибн Мас’уда сказал: “Он хотел сказать, что люди будут пребывать в благополучии до тех пор, пока их учеными будут пожилые шейхи, а не молодые люди. Ведь шейх уже забыл об усладах молодости, о свойственной ей горячности, поспешности и неразумности, приобрел знание и опыт. В отношении его знания его не посещают сомнения, им не овладевает страсть, его не охватывают желания, и шайтан уже не может заставить его ошибиться так, как в молодости. С возрастом приходит серьезность, величавость и почтение. Молодому же человеку свойственны все эти недостатки, от которых обезопасил себя шейх, и если они им овладеют, и он вынесет фатуа, то погубит себя и других”. См. “Насыхату ахлиль-хадис” 93.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах не забирает знание, просто лишая его Своих рабов, но Он забирает знание, забирая знающих, когда же Он не оставит в живых ни одного ученого, люди станут избирать для себя невежественных руководителей. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить фатуа, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!» аль-Бухари 100, Муслим 3/737.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Придут обманчивые годы, в которые будут верить лжецу, и не будут верить говорящему правду; будут доверять предателю, и не доверять достойному доверия; и заговорит ар-Рувайбида». Его спросили: «А что значит ар-Рувайбида?» Пророк ответил: «Невежественный человек обсуждающий вопросы, затрагивающие интересы всего общества». Ахмад, Ибн Маджах и аль-Хаким.

Сообщается, что Ибн Мас‘уд так же говорил: “Поистине вы сейчас находитесь в том времени, когда много факъихов и мало ораторов, мало просящих и много дающих, и деяния руководят страстями. Но наступит после вас такое время, когда будет мало факъихов и много ораторов, много просящих и мало дающих, и страсть в это время будет руководить делами. Так знайте же, что следовать правильному пути в конце времен будет лучше, чем некоторые праведные дела!” аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 2/258. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. «Фатхуль-Бари» 10/510

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Подтвердилась истинность слов Ибн Мас’уда в наши дни, как знамение”. См. “аль-Изтискар” 6/345. Сказавший это Ибн ‘Абдуль-Барр жил тысячу лет назад, а что же говорить про наши дни?!

Аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: “Так называемых ученых много, а мудрых из них мало. И поистине, под знанием подразумевается мудрость, «а тот, кому дарована мудрость, наделен великим благом!» (аль-Бакъара 2:269)” См. “Ахлякъуль-‘уляма” 63.

Имам аль-Фудайль говорил: “Что ты будешь делать, когда наступят такие времена, когда ты будешь видеть людей, неспособных отличить истину ото лжи, верующего от неверного, предателя от правдивого и невежду от ученого?!” См. “аль-Ибана” 1/24.

Суфьян ибн ‘Уяйна говорил: “Больше всех спешат дать фатуа те, кто меньше всех обладает знанием!” См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1588.

Ибн аль-Мани’ (да помилует его Аллах) говорил: “Одним из бедствий, постигающих знание, является то, что удовлетворенный собой и уверенный в собственном знании и проницательности человек, считает ненужным обращаться к ученым, учиться у них и черпать свет их мыслей”. См. “Иршаду-ттуляб” 93.

Хафиз Ибн Раджаб говорил: Множество мусульман из числа последующих поколений впало в заблуждение, полагая, что чем больше человек говорит или спорит о религии, тем больше у него знаний, в отличие от того, кто так не поступает. Это страшное невежество. Ведь если посмотреть на великих сподвижников пророка, то они говорили меньше чем кто-либо другой. См. “Фадлю ильм ас-саляф аля аль-халяф” 46.

Имам аш-Шатыби сказал: “Проблемы людей происходят по причине джахилей, которых они считают учеными”. См. «аль-И‘тисам» 1/145

Сказал истину имам Абу Шама: “Чаще всего люди попадают в бид‘а по причине того, что они начинают считать какого-то человека богобоязненным и обладающим знанием, тогда как тот не является таким в своей основе. И такие люди начинают взирать на их слова и дела и следовать за ними в этом, и приводят к нечестию свои дела!” См. «аль-Ма‘рифа уа-ттарих» 1/670

Шейхуль-Ислам Ибн Теймийя говорил: “Что же касается произвола джахилей, которые обвиняют в неверии ученых мусульман, то это является величайшим из порицаемых деяний, и начало этому положили хариджиты и рафидиты, которые называли неверными имамов мусульман, опираясь на свои догадки, считая, что те допустили ошибку в религии”. См. “Маджму’уль-фатауа” 35/100.

Шейхуль-Ислам Ибн Теймийя говорил: “Поспешность в обвинении в неверии свойственна тем, над кем возобладало невежество!” См. “Бугъйя аль-муртад”

Шейх уль-Ислям ибн Теймийя (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Многие приверженцы нововведений, как хариджиты, рафидиты, къадариты, джахмиты, имеют убеждения, которые являются заблуждением. Но это заблуждение видится им истиной. Поэтому они считают неверными всех, кто противоречит им в этом. Этим самым они проявляют огромное сходство с людьми Писания, которые не веруют в истину и притесняют людей. Большинство этих такфиристов обвиняют в неверии на основании вещей, суть которых неясна и аргументация неизвестна. А в другую крайность попали люди, которые не знают убеждений ахлю-с-сунны уа-ль-джама‘а, как следует: знают что-то, а чего-то не знают. Если даже что-то знают, то не разъясняют людям, а скрывают. Они не запрещают совершать нововведения, которые противоречат Корану и Сунне. Они не порицают нововведенцев и не наказывают их. Они не различают между тем, что говорят Коран, Сунна и единогласное мнение ученых (иджма‘) и между тем, что говорят приверженцы нововведений и раскола. Этот путь преобладает среди многих мурджиитов, некоторых суфистов и философов. Что же касается поспешного обвинения в неверии (то есть пути такфиристов), то он преобладает у приверженцев своих страстей и последователей каляма (философии). Однако оба пути (чрезмерность и упущение) являются отклонившимися от Корана и Сунны». См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 12/467

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да помилует его Аллах) говорил: «Удивляют те, что пожелали помочь шариату своими ограниченными умами и ложными умозаключениями, но своими действиями лишь проложили путь безбожникам – врагам религии, что придало им смелости против религии. Они ни Исламу не помогли, ни врагов не разбили». (См. «Маджму’уль-Фатауа» 9/253-254)

Ибн аль-Каййим сказал: "Тот, кто дает людям фетвы лишь на основании того, что передано в книгах, без учета их нравов и традиций, времени, места и обстоятельств, тот заблуждается сам и вводит в заблуждение других. Преступление, которое совершает такой муфтий против религии, хуже, чем преступление, которое совершает врач, лечащий всех людей по единой медицинской книге, без учета разницы в месте и времени проживания, темпераменте и привычках. Такие невежественные врачи и муфтии наносят самый большой вред религии и здоровью людей. И лишь к Аллаху мы обращаемся за помощью". "Илам аль-Мукиин ан Рабб аль-Аламин" (3/89).

Шейх Салих аль-Фаузан сказал: “Образованные люди и охваченные энтузиазмом проповедники не заменят исламской общине ее ученых. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил, что «к концу времен увеличатся чтецы и уменьшатся знающие». ат-Табарани 3277, аль-Хаким 4/457. Иснад хадиса хороший. Эти образованные люди и проповедники – являются чтецами, но не учеными, и применение слова «ученые» в отношении них неуместно. Смысл познается сущностью предмета, а не по его названию. Много таких, кто, украшая слова, привлекает тем самым к себе толпы неграмотных людей, но на самом деле не являясь факихом. И выявляет реальную сущность таких людей то, что когда они сталкиваются со сложными вопросами, постигшими общину мусульман (науазиль), которые нуждаются в знании шариатского постановления, …. и настает время истинных ученых. Так давайте уделим внимание этому, и будем отдавать должное нашим ученым, будем знать их степень и достоинство!” См. “Мухадарат филь-‘акъида уа ад-да’уа” 2/186-187.

И в конце хочу сделать наставление себе и всем мусульманам, чтобы не спешили обвинять ученых в том, к чему они не причастны, чтобы это не привело к большим грехам как бухтан (клевета) и гъиба (злословие). Шейх ибн Усаймин толкуя хадис, в котором один человек сказал, что пророк несправедливо и не ради Аллаха разделил трофеи, сказал: И если такие слова говорили даже о пророке (мир ему и благословение Аллаха), то совсем неудивительно слышать нечто подобное об ученых в наши дни. Говорят: «Этот ученый такой-то и такой-то», приписывая ему пороки. Шайтан толкает этих людей к тому, чтобы они порочили ученых. Ведь, если эти люди будут порочить ученых, случится так, что слова ученых не будет иметь веса среди народа, а кто же тогда будет направлять людей к Книге Аллаха?! Кто будет направлять людей к Книге Аллаха, если люди перестанут верить ученым и их словам?! Люди последуют за шайтаном и его партией! Посему, обсуждение за спиной ученых намного хуже обсуждения (гъибы) простых людей. Обсуждение за спиной (гъиба) простого человека ограничивается только на нем самом. Что же касается обсуждения ученых, то это вредит всему Исламу, ибо ученые несут знамя Ислама! Если люди перестанут им верить, знамя Ислама упадет, в результате чего пострадает вся община мусульман. См. "Шарх Рийад ас-салихин", хадис № 42

Мы должны знать, что большие вопросы Ислама, как польза и вред, джихад и построение халифата и другие большие вопросы должны решать ученые, потому что они лучше всех разбираются в шариате Аллаха и лучше знают какие решения шариата подходят для той или иной местности или личности. Сегодня мусульмане во многих странах унижены и слабы, но однако нельзя оставлять ученых, решая проблемы мусульман на эмоциях и невежестве. Эмоции молодых и фетвы недоучек привели и приводят мусульман к ещё большему унижению и слабости. Прошу Всевышнего Аллаха, чтобы Он дал нам полезные знания и укрепил мусульман на его религии!

Хвала Аллаху Господу миров! Мир и благословение пророку Мухаммаду, его семье и всем праведным рабам.

Собрал из разных книг и статей Муслим.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...