Шкала сравнения (шкала относительной важности)
Возникают ситуации, когда основная шкала задачи существует, и суждения в этом случае выражаются как отношения на ней. Например, если сравниваются относительные веса элементов и имеются элементы i весом Wi и j весом Wj, то в качестве сравнения элемента i с элементом j в матрицу вводится отношение Wi/Wj. Обратная величина – Wj/Wi вводится в матрицу в качестве сравнения элемента j с элементом i. Сравнение начинается с левого верхнего элемента матрицы и задается вопрос: насколько он важнее, чем элемент правее? При сравнении элемента с самим собой отношение равно единице. Если первый элемент важнее, чем второй, то используется целое число из шкалы, которая будет дана позднее, в противном случае используется обратная величина. В любом случае обратные друг к другу отношения заносятся в симметричные позиции матрицы. Поэтому матрица сравнения всегда есть положительная обратносимметричная матрица, и необходимо сгенерировать только n(n—1)/2 суждений, где n — общее число сравниваемых элементов. При некоторых сравнениях можно использовать физические единицы измерения. Для социальных, политических, эмоциональных и других чисто конкретно вербально описываемых факторов, сравнение относительной важности которых не может быть проведено в рамках физических измерений разработана шкала сравнений, приведенная в таблице 1. Имеется несколько причин для установления верхнего предела шкалы, равного 9. Качественные различия значимы на практике и обладают элементом точности, когда величина сравниваемых предметов одного порядка или предметы близки относительно свойства, использованного для сравнения. Способность человека производить качественные разграничения хорошо представлена пятью определениями: равный, слабый, сильный, очень сильный и абсолютный. Можно принять компромиссные определения между соседними определениями, когда нужна большая точность. В целом, потребуется девять значений, и они могут быть хорошо согласованы. Получаемая в результате шкала подтверждается практикой.
Практический метод, часто используемый для оценки отдельных предметов, заключается в классификации стимулов в трихотомию зон: неприятия, безразличия, принятия. Для более тонкой классификации в каждую из этих зон заложен принцип трихотомии — деление на низкую, умеренную и высокую степени. Таким образом, получается девять оттенков значимых особенностей. Поэтому берется не больше девяти градаций. Если необходимо провести очень тонкие различия при парных сравнениях, то можно подразделить шкалу 1—9, рассматривая каждую пару значений, скажем 3 и 4, при добавлении к нижнему значению 0,25 для слабой, 0,5 для умеренной и 0,75 для сильной степени. Однако эксперименты не показали, что это дает большую эффективность, кроме случая, когда сравниваются только два объекта. В последнем случае для получения более тонких оттенков различия используется шкала от 1 до 1,5.
Таблица 1- Рекомендуемая шкала относительной важности
Шкала «1 -9» оказалась эффективной не только во многих приложениях, ее правомочность доказана теоретически при сравнении со многими другими шкалами. По соглашению сравнивается относительная важность левых элементов матрицы с элементами наверху. Поэтому, если элемент слева важнее, чем элемент наверху, то в клетку заносится положительное целое (от 1 до 9). В противном случае записывается обратное дробное число (1/9 – 1). При проведении попарных сравнений элементов (факторов), в основном, ставятся следующие вопросы. · какой из них важнее или имеет большее воздействие? · какой из них более вероятен? · какой из них предпочтительнее? При сравнении критериев обычно спрашивают, какой из критериев более важен; при сравнении альтернатив по отношению к критерию — какая из альтернатив более желательна; при сравнении сценариев, получаемых из критерия,— какой из сценариев более вероятен. Когда в дискуссии участвует несколько экспертов, по многим суждениям часто происходят споры и людям предлагается подтвердить свои суждения всевозможными доводами, суть которых определяется информацией, которой они располагают. В таких случаях обсуждение обычно сосредоточивается на допущениях, из которых следуют суждения, а не на самих суждениях. Иногда группа в качестве общей оценки принимает геометрическое среднее разных оценок для обратносимметричных суждений. Если имеются значительные расхождения, различные мнения могут быть сгруппированы и использованы для получения ответов. Те суждения в группе, в которых последовательно обнаруживается наибольшая согласованность, обычно получают всеобщую поддержку.
Синтез приоритетов Из группы матриц парных сравнений формируется набор локальных приоритетов, которые выражают относительное влияние множества элементов в группе на элемент примыкающего сверху уровня. Находится относительная сила, величина, ценность, желательность или вероятность реализации каждого отдельного объекта через вычисление параметров обратносимметричных матриц. Для этого нужно вычислить множество собственных векторов для каждой матрицы, а затем нормализовать результат к единице, получая тем самым вектор приоритетов. Одним из наилучших путей вычисления собственного вектора является геометрическое среднее. Это можно сделать, перемножая элементы в каждой строке и извлекая корни n-й степени, где n — число элементов. Полученный таким образом столбец чисел нормализуется делением каждого числа на сумму всех чисел. Иной способ заключается в нормализации элементов каждого столбца матрицы и затем в усреднении каждой строки. Таким образом, можно определить не только порядок приоритетов каждого отдельного элемента, но и величину его приоритета. При использовании любого метода аппроксимации существует опасность изменения порядка ранжирования и получения нежелательных результатов. Подход, основанный на собственном векторе, использует информацию, которая содержится в любой, даже несогласованной матрице, и позволяет получать приоритеты, основанные на имеющейся информации, не производя арифметических преобразований данных.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|