Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ конкурентоспособности ОАО «БМФ»

 

Прежде всего, посмотрим на положение ОАО «Биробиджанская мебельная фабрика» на рынке Дальнего востока, а затем произведём поэтапный анализ конкурентоспособности по ранее изложенной методологии Белоусова.

С целью определения емкости рынка ЕАО изделий, позиций на нем ОАО «БМФ», оценки потенциальных объемов продаж и покупательских предпочтений были проведены маркетинговые исследования.

ОАО «БМФ» со своей продукцией занимает 22% рынка столов, 29% кухонных столов, 26% домашней кухонной модульной мебели, 11% реализации соф, 19% диванов, 10% кресел с мягкой обивкой и 22% кресел с откидной спинкой. По ассортиментной позиции «столы кухонные» ОАО «БМФ» лидирует с 29%-й долей рынка.

 

Таблица 2.10 - Доля продукции ОАО «БМФ» на рынке ЕАО

Наименование изделий Объем реализации по Дальнему Востоку Доля рынка принадлежащая ОАО«Виктория», %
Столы 1100 22
Столы кухонные 1252 29
Мебель кухонная домашняя модульная 1370   26
Софы 1100 11
Диваны 1505 19
Кресла с мягкой обивкой 1990 10
Кресла мягкие с откидной спинкой домашние 2001 22

 

Что касается ценовой политики, то сравнение средних цен каждого производителя с ценами «БМФ» показывает, что практически по всем ассортиментным позициям «БМФ» имеет значительное ценовое преимущество. В абсолютном выражении оно составляет от 200 до 1800 рублей по отдельным видам товаров.

Для анализа конкурентоспособности мы выбрали ряд продуктов: мебель кухонная домашняя модульная, софы, диваны, кресла с мягкой обивкой. Данный выбор обусловлен наибольшей долей данных товаров в выручке предприятия: 21,1; 18,6; 27,78 и 10,4 процентов соответственно.

Теперь рассчитаем КМТК по каждому продукту в отдельности.

По продукту – мебель кухонная домашняя модульная:

Коэффициент рыночной доли:

 

 (2.37)

 

Коэффициент предпродажной подготовки:

 

, (2.38)

так как продукт не требовал предпродажной подготовки в отчетный период.

Коэффициент изменения объема продаж:

 

 (2.39)


По цене.

Коэффициент уровня цен — формула (4):

 

 (2.40)

 

По доведению продукта до потребителя.

Коэффициент доведения продукта до потребителя:

 

 (2.41)

 

По продвижению продукта на рынок.

Коэффициент рекламной деятельности:

 

 (2.42)

 

Коэффициент использования персональных продаж:

 

 (2.43)

 

Коэффициент использования связей с общественностью:

 

 (2.44)


Суммируя вышеперечисленные коэффициенты и находя среднеарифметическую величину, определим итоговый показатель конкурентоспособности маркетинговой деятельности данного продукта:

 

 (2.45)

 

По продукту – софы:

 

 

По продукту – диваны:

 

 

По продукту – кресла с мягкой обивкой:

 


 

Далее проведем расчет показателя, характеризующего конкурентоспособность маркетинговой деятельности фирмы с точки зрения всех продуктов фирмы — формула (10):

 

, где п - количество товаров. (2.46)

 

Теперь проведем расчет общефинансовых коэффициентов на основе анализа баланса фирмы за отчетный период.

Коэффициент текущей ликвидности (Ктл):

КТЛ = Итог 2-го раздела баланса / Итог 5-го раздела баланса (2.47)

Итог 2-го раздела баланса = 23525 тыс. руб.

Итог 5-го раздела баланса = 20649 руб.

 

 

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (КОСС):

 

 (2.48)

 

Итог 3-го раздела баланса = 14933 руб.

Итог 1-го раздела баланса = 14662 руб.

Итог 2-го раздела баланса = 23525 руб.


 

Проведем окончательный расчет конкурентоспособности фирмы:

 

 (2.49)

 

Показатель конкурентоспособности фирмы ОАО «Биробиджанская мебельная фабрика» равен 0,012, таким образом, на дальневосточном рынке мебельной продукции данная фирма является «занявшей рыночную нишу».

Такие фирмы, как правило, обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие участники конкуренции не видят или не принимают в расчет. Для них характерен высокий уровень специализации. Круг клиентов ограничен, но характерен высокий уровень цен. В своей деятельности фирмы максимально зависят от клиентов и опираются на них. И это действительно было видно в ходе проведенного анализа: цены на продукцию ОАО «БМФ» по многим продуктам выше среднего, наблюдается высокий уровень специализации, предприятие занимает маленький сегмент рынка.

Для повышения конкурентоспособности предприятие должно обратить внимание на следующие моменты:

- технический и технологический уровень производства;

- высокое качество продукции при сравнительно низких издержках на всех стадиях производственного цикла;

- применение современных методов организации и управления, информационных технологий;

- квалификация персонала;

- активная инновационная деятельность;

- наличие финансовых ресурсов;

- четкая организация сбыта (собственная сеть, эффективная реклама, широкий товарный ассортимент, красивая упаковка, надежное гарантийное обслуживание);

- наличие высокой организационной культуры, благоприятной репутации, имиджа.

Мерами по усилению конкурентоспособности являются:

- постоянное совершенствование продукта, повышающее его привлекательность, надежность, экономичность и пр.;

- обеспечение его превосходства над заменителями;

- нахождение новых сфер его использования, приспособление к нуждам потребителя;

- творческое использование полезного опыта конкурентов;

- умелое манипулирование ценовыми факторами конкурентной борьбы;

- интенсивное использование рекламы и прочее.

Выделяют следующие конкретные источники конкурентных преимуществ (в различных отраслях и странах они могут быть разными):

1. Высокая обеспеченность факторами производства, особенно теми, которые не могут быть скопированы (высококвалифицированной рабочей силой, самыми современным оборудованием и технологиями, материальными и природными ресурсами),финансовыми возможностями и их дешевизна (самое неблагоприятное положение по фактору - его большая стоимость).

Но сегодня роль этого источника становится второстепенной, ибо конкурентное преимущество на базе изобилия или дешевизны факторов производства привязано к местным условиям и непрочно и порождает застой. Обилие или дешевизна факторов может привести к их неэффективному применению.

2. Обладание уникальными знаниями (патентами, лицензиями, ноу-хау и пр.), прочные контакты с научными учреждениями. Использование предвосхищающих нововведений, быстрое накопление специализированных ресурсов и навыков, особенно протекающее в ускоренном режиме, при пассивности конкурентов может обеспечить лидерство на рынке. Конкурентные преимущества, возникающие из постоянных улучшений и перемен, поддерживаются также только благодаря ним.

Хотя большая часть нововведений обычно незначительны, носят эволюционный характер, но часто их накопление дает более значительный результат, чем технологический прорыв.

3.Удобное территориальное размещение, обладание необходимой производственной инфраструктурой. Однако в настоящее время низкие коммуникационные издержки приводят к тому, что роль расположения фирмы как фактора конкурентоспособности, особенно в сфере услуг, уменьшается.

4.Наличие инфраструктурных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих фирму на выгодных условиях материальными ресурсами, оборудованием, информацией. Удержаться на мировом рынке, например, предприятие сможет лишь тогда, когда поставщик также будет лидером в своей области.

Конкурентоспособные родственные отрасли за счет технологического и информационного взаимодействия, общей инфраструктуры усиливают конкурентоспособность также и экономики в целом.

5. Высокий уровень национального спроса на продукцию фирмы. Он благоприятствует развитию компании и укрепляет ее положение на внешнем рынке. Как показывают исследования, лидеры всегда начинают с преимущества, достигнутого дома, и затем на его основе распространяют свою деятельность по всему миру.

6. Обладание всесторонней точной информацией о ситуации на рынке (потребностях, тенденциях их изменения, основных конкурентах), позволяющей правильно выбрать рыночный сегмент и стратегию и успешно ее реализовывать.

7. Наличие надежных каналов сбыта, доступность потребителю, умелая реклама.

8. Высокий уровень организационной культуры, что является XXI в. одним из основных конкурентных преимуществ любой организации.

Успех в конкуренции достигается преимущественно противостоянием не столько денег, сколько людей, поэтому он - успех зависит от слаженных действий персонала и руководителей, что в немалой степени обеспечивается организационной культурой.

9. Благоприятная для компании конъюнктура, имидж (популярность, наличие известной торговой марки).

10.Меры государственной поддержки данного вида производства, связи руководства в экономических и политических кругах лоббирование.

11.Способность организовывать эффективное функционирование всех элементов ценностной цепочки.

12.Высокое качество и широкий ассортимент продукции, низкие затраты, хорошая организация обслуживания, и пр. Они формируют важнейшее преимущество фирмы - благосклонное отношение к ней потребителя.

13.Постоянные инновации (в технике и технологии, управлении, маркетинге), особенно предвосхищающие потребности.

Конкурентные преимущества проистекают в основе своей из улучшений, новшеств и перемен в самом широком смысле, ведущих к смене лидерства в конкуренции, особенно, если остальные соперники не поняли или не приняли нового.


Заключение

 

В данной ВКР рассматриваются теоретические аспекты конкурентоспособности, понятие и сущность конкурентоспособности товара и организации, приводятся факторы и критерии, влияющие на конкурентоспособность предприятия, приводятся и раскрываются методики оценки конкурентоспособности фирмы. После этого проведен анализ фирмы, состоящий из следующих компонентов:

- дана краткая технико-экономическая характеристика ОАО «БМФ»;

- показана динамика основных экономических показателей;

- проведен анализ основных средств предприятия;

- проанализировано финансовое состояние предприятия;

- произведен анализ прибыли и рентабельности;

- произведен расчет комплексного показателя конкурентоспособности по методике Белоусова.

В результаты анализа основных экономических показателей выявилось следующее:

- сумма активов предприятия увеличилась на 2,49%;

- выручка от продаж увеличилась на 23,85%;

- прирост чистой прибыли составил 18,59%;

- темпы роста иммобилизованных (внеоборотных) активов (94,62%) ниже темпов роста оборотных активов (108,1%);

- высокий темп роста абсолютно ликвидных денежных средств (150,96%) и дебиторской задолженности (108,36%) говорит об увеличении платёжеспособности и ликвидности предприятия, что в дальнейшем подтверждается анализом ликвидности и платежеспособности;

- коэффициент автономии выходит за рамки нормативов (от 0,4 до 0,6) и составляет 0,39, что говорит о завышенной зависимости предприятия от кредиторов и заемщиков;

- наблюдается рост прибыли в 2008 году на 2336 тыс. рублей, но вместе с тем возросла и доля себестоимости в выручке, что стало следствием внутрисменных и целодневных простоев оборудования;

Результаты анализа основных средств показали, что:

- Фондоотдача в 2007 году равна 2,1, в 2008 году она составляет 2,75, то есть с вложенных в основные фонды денег предприятие стало получать больше прибыли.

- Фондоемкость снижается с 0,48 до 0,36, что говорит о снижении стоимости основных фондов на 1 рубль выпущенной продукции.

- Фондорентабельность увеличилась с 0,85 до 1,06, что говорит об увеличении чистой прибыли на рубль основных фондов.

- Фондовооруженность выросла с 212,04 до 218,63 тыс. руб., что говорит о повышении доли основных фондов на 1 работника на 6,59 тысяч рублей.

- Интегральный коэффициент использования оборудования повысился с 0,73 до 0,82, то есть оборудование стало использоваться лучше.

- Коэффициент износа составил 0,97, что говорит о необходимости обязательной замены оборудования.

По результатам анализа эффективности использования основных средств выяснилось, что на предприятии ОАО «БМФ» наблюдаются следующие тенденции:

- увеличение себестоимости выпускаемой продукции на (23587–18170)=5417 тысяч рублей за счет увеличения материальных затрат;

- вследствие увеличения себестоимости наблюдается снижение рентабельности продукции на (1,79-1,71)=0,08;

- темп роста коэффициента выбытия опережает темп роста коэффициента обновления на (0,004-0,003)=0,001;

- фактический фонд рабочего времени оборудования меньше нормативного на (101376-96768)=4608 часов;

- дебиторская задолженность увеличилась с 6927 тысяч рублей до 7506 тысяч рублей, то есть на 579 тысяч рублей.

- увеличение выручки от реализации на (40266-32513)=7753 тысячи рублей;

- увеличение фондоотдачи на (2,75-2,1)=0,65;

- рост коэффициента автономии на (0,65-0,64)=0,01;

- возрастание стоимости машин и оборудования на (6006-5574)=432 тысячи рублей за счет ввода новых станков;

- повышение эффективности использования оборудования, отражающееся в росте ряда коэффициентов: коэффициент сменности вырос на 0,1, загрузки оборудования на 0,05, интенсивности использования увеличился на 0,1, интегральный коэффициент вырос на 0,1;

- в 2008 году экономия основных фондов составила 4522 тысячи рублей;

- увеличение фондорентабельности на (1,06-0,85)=0,21.

При анализе ликвидности были рассчитаны ликвидность баланса, показатели общей, абсолютной, срочной и текущей ликвидности. Все они ниже нормативных, что говорит о неликвидности и неплатежеспособности предприятия. Это значит, что организация не имеет способности отвечать по своим текущим финансовым обязательствам. Положительными тенденциями, выявленными в процессе данного анализа, выступает повышение ликвидности и платежеспособности фирмы.

Анализ прибыли и рентабельности показывает увеличение этих показателей по сравнению с предыдущим отчетным периодом, следственно, у предприятия появляется больше средств для самофинансирования и направления этих средств на свое развитие и увеличение масштабов деятельности.

Таким образом, поставленные перед ВКР задачи выполнены, цель проекта достигнута.


Список использованной литературы

 

1. Абрютина, М.С. Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия / Абрютина, М.С., Грачев, А.В.: учебно – практическое пособие – М.: Дело и сервис, 2000. – с.234.

2. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учебное пособие/Д.А.Панков, Е.А.Головкова, Л.В. Пашковская и др. – М.: Новое знание, 2002. – 409 с.

3. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ / Артеменко, В.Г., Белляндир, М.В.. – М.: ДИС, 2000. – с. 125-132.

4. Балабанов, А.И. Финансы / Балабанов, А.И., Балабанов И.Т. – СПб.:Питер, 2002.–192с.

5. Белолипецкий, В.Г. Финансы фирмы: Курс лекций / Под ред. И.П. Мерзлякова. – М.: ИНФРА – М, 1999. – с.250-251.

6. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – К.: «Ника – Центр», 1999. – 312 с.

7. Бляхман, Л.С. Экономика фирмы: Учебное пособие. – СПб.: Издательство михайлова В.А., 1999. -

8. Богатко, А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2001.

9. Бригхем, Ю. Финансовый менеджмент / Бригхем, Ю., Гапенски, Л: Полный курс./Пер. с англ. Под ред. В. В. Ковалева. – СПб., 2000. – т.2 – с. 256 – 402.

10. Вакуленко, Т.Г. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений / Вакуленко, Т.Г., Фомина, Л.Ф. - М. СПб.: Издательский дом «Герда», 2001.

11. Владимирова, Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: 2004г. – 400 с.

12. Волков, О.И. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2001.

13. Волков, О.И. Экономика предприятия / Под редакцией Волкова О.И. – М.: Инфра – М, 1999.

14. Грачев, А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия: От бухгалт. учета к экон.: Учеб.-практ. пособие. - М.: Финпресс, 2002.- 208 с.

15. Грузинов, В.П. и другие. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под редакцией Грузинова В.П. – М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2001.

16. Денисов, А.Ю. Экономика управления предприятием и корпорацией / Денисов, А.Ю., Жданов, С.А. – М.: издательство «Дело и Сервис», 2002.

17. Ефимова, О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухучет, 2002.

18. Жилкина, А.Н. Финансовое планирование на предприятии – М.: ООО Фирма «Благовест-В», 2004г. -248 с.

19. Зимин, Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятий: Учеб. пос./ Н. Е. Зимин.- М.: НКФ «ЭКМОС», 2002.

20. Ковалев, А.И. Анализ финансового состояния предприятия / Ковалев, А.И., Привалов, В.П. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.

21. Ковалев, А.И. Анализ финансового состояния предприятия / Ковалев, А.И., Привалов, В.П. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001.

22. Ковалёва, А.М. Финансы предприятий. – М.: Финансы и статистика, 2002.

23. Ковалёва, А. М. Финансы фирмы / Ковалёва, А. М., Лапуста, М. Г.: Учебник. 2-е

24. http://www.aup.ru/books/m67/3.htm


Приложение А

 

ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

За 2008 г.

 

КОДЫ

0710001

2005/12/31

53627348

7901020125/790101001

 

67   16  

384

Форма №1 по ОКУД

Дата (год, месяц, число)

Организация ОАО «Биробиджанская мебельная фабрика» __ По ОКПО

Идентификационный номер налогоплательщика  ИНН

Вид деятельности изготовление мебели _____________________По ОКВЭД

Организационно – правовая форма форма собственности

 

Общество с ограничеснной ответственностью По ОКОПФ / ОКФС

Единица измерения ________ тыс. руб.______

По ОКЕИ Местонахождение (адрес)

679016 г. Биробиджан, ул. Шолом –Алейхема 40 _

 

Показатель

Код

За отчетный период

За аналогичный период предудущего года

1

2

3

4

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

10

40266

32513

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг

20

23587

18170

Валовая прибыль

29

16679

14343

Коммерческие расходы

30

 

 

Управленческие расходы

40

 

 

Прибыль (убыток) от продаж

50

48716

34973

Прочие доходы и расходы Проценты к получению

60

 

 

Проценты к уплате

70

 

 

Доходы от участия в других организациях

80

 

 

Внереализационные доходы

90

 

 

Внереализационные расходы

100

 

 

Прибыль (убыток) до налогообложения

140

16680

14020

Отложенные налоговые активы

 

 

 

Отложенные налоговые обязательства

 

 

 

Текущий налог на прибыль

150

1086

871

Чистая прибыль (убыток) отчетного года

190

15594

13149

СПРАВОЧНО  Постоянные налоговые обязательства (активы)

 

 

 

Базовая прибыль (Убыток) на акцию

 

 

 

Разводненная прибыль (убыток) на акцию

 

 

 

             

 


Приложение Б

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

на 31 декабря 2008 г.

КОДЫ

0710001

2005/12/31

53627348

7901020125/790101001

 

67   16  

384

Форма №1 по ОКУД

Дата (год, месяц, число)

Организация ОАО «Биробиджанская мебельная фабрика» __ По ОКПО

Идентификационный номер налогоплательщика  ИНН

Вид деятельности изготовление мебели _____________________По ОКВЭД

Организационно – правовая форма форма собственности

 

Общество с ограниченной ответственностью По ОКОПФ / ОКФС

Единица измерения ________ тыс. руб.______

По ОКЕИ

Местонахождение (адрес)

679016 г. Биробиджан, ул. Шолом –Алейхема 40 _

 

АКТИВ

Код показателя

На начало отчетного года

На конец отчетного года

1

2

3

4

 ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

 

 

Нематериальные активы

110

9

6

Основные средства

120

15479

14648

Незавершенное строительство

130

 

 

Доходные вложения в материальные ценности

135

8

8

Долгосрочные финансовые вложения

140

 

 

Отложенные налоговые активы

145

 

 

Прочие внеоборотные активы

150

 

 

ИТОГО по разделу 1

190

15496

14662

 ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

 

 

Запасы

210

13454

14867

 в том числе:

 

 

 

 сырье, материалы и другие аналогичные ценности

211

11402

13256

 животные на выращивании и откорме

212

 

 

 затраты в незавершенном производстве

213

594

605

 готовая продукция и товары для перепродажи

214

1458

1006

 товары отгруженные

 

 

 

 расходы будущих периодов

 

 

 

 прочие запасы и затраты

 

 

 

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

220

964

521

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

230

 

 

 в том числе покупатели и заказчики

 

 

 

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты)

240

 

 

 в том числе покупатели и заказчики

 

6927

7506

Краткосрочные финансовые вложения

250

 

 

Денежные средства

260

418

631

Прочие оборотные активы

270

 

 

ИТОГО по разделу 2

290

21763

23525

БАЛАНС

300

37259

38187

ПАССИВ

Код показателя

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

1

2

3

4

 КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

 

 

 

Уставный капитал

410

12689

12689

Добавочный капитал

420

117

117

Резервный капитал

430

 

 

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

470

988

2127

ИТОГО по разделу 3

490

13794

14933

 ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

 

 

Займы и кредиты

510

2348

2605

Отложенные налоговые обязательства

515

 

 

Прочие долгосрочные обязательства

520

 

 

ИТОГО по разделу 4

590

2348

2605

 КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

 

 

Займы и кредиты

610

 

 

Кредиторская задолженность

620

21117

20649

 в том числе: поставщики и подрядчики

621

19672

17619

 задолженность перед персоналом организации

622

638

1666

 задолженность перед государственными внебюджетными фондами

623

21

39

задолженность по налогам и сборам

624

26

82

 прочие кредиторы

625

760

1243

Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов

 

 

 

Доходы будущих периодов

 

 

 

Резервы предстоящих расходов

 

 

 

Прочие краткосрочные обязательства

 

 

 

ИТОГО по разделу 5

690

21117

20649

БАЛАНС

700

37259

38187

                   

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...