Анализ конкурентоспособности ОАО «БМФ»
Прежде всего, посмотрим на положение ОАО «Биробиджанская мебельная фабрика» на рынке Дальнего востока, а затем произведём поэтапный анализ конкурентоспособности по ранее изложенной методологии Белоусова. С целью определения емкости рынка ЕАО изделий, позиций на нем ОАО «БМФ», оценки потенциальных объемов продаж и покупательских предпочтений были проведены маркетинговые исследования. ОАО «БМФ» со своей продукцией занимает 22% рынка столов, 29% кухонных столов, 26% домашней кухонной модульной мебели, 11% реализации соф, 19% диванов, 10% кресел с мягкой обивкой и 22% кресел с откидной спинкой. По ассортиментной позиции «столы кухонные» ОАО «БМФ» лидирует с 29%-й долей рынка.
Таблица 2.10 - Доля продукции ОАО «БМФ» на рынке ЕАО
Что касается ценовой политики, то сравнение средних цен каждого производителя с ценами «БМФ» показывает, что практически по всем ассортиментным позициям «БМФ» имеет значительное ценовое преимущество. В абсолютном выражении оно составляет от 200 до 1800 рублей по отдельным видам товаров. Для анализа конкурентоспособности мы выбрали ряд продуктов: мебель кухонная домашняя модульная, софы, диваны, кресла с мягкой обивкой. Данный выбор обусловлен наибольшей долей данных товаров в выручке предприятия: 21,1; 18,6; 27,78 и 10,4 процентов соответственно. Теперь рассчитаем КМТК по каждому продукту в отдельности.
По продукту – мебель кухонная домашняя модульная: Коэффициент рыночной доли:
(2.37)
Коэффициент предпродажной подготовки:
, (2.38) так как продукт не требовал предпродажной подготовки в отчетный период. Коэффициент изменения объема продаж:
(2.39) По цене. Коэффициент уровня цен — формула (4):
(2.40)
По доведению продукта до потребителя. Коэффициент доведения продукта до потребителя:
(2.41)
По продвижению продукта на рынок. Коэффициент рекламной деятельности:
(2.42)
Коэффициент использования персональных продаж:
(2.43)
Коэффициент использования связей с общественностью:
(2.44) Суммируя вышеперечисленные коэффициенты и находя среднеарифметическую величину, определим итоговый показатель конкурентоспособности маркетинговой деятельности данного продукта:
(2.45)
По продукту – софы:
По продукту – диваны:
По продукту – кресла с мягкой обивкой:
Далее проведем расчет показателя, характеризующего конкурентоспособность маркетинговой деятельности фирмы с точки зрения всех продуктов фирмы — формула (10):
, где п - количество товаров. (2.46)
Теперь проведем расчет общефинансовых коэффициентов на основе анализа баланса фирмы за отчетный период. Коэффициент текущей ликвидности (Ктл): КТЛ = Итог 2-го раздела баланса / Итог 5-го раздела баланса (2.47) Итог 2-го раздела баланса = 23525 тыс. руб. Итог 5-го раздела баланса = 20649 руб.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами (КОСС):
(2.48)
Итог 3-го раздела баланса = 14933 руб. Итог 1-го раздела баланса = 14662 руб. Итог 2-го раздела баланса = 23525 руб.
Проведем окончательный расчет конкурентоспособности фирмы:
(2.49)
Показатель конкурентоспособности фирмы ОАО «Биробиджанская мебельная фабрика» равен 0,012, таким образом, на дальневосточном рынке мебельной продукции данная фирма является «занявшей рыночную нишу».
Такие фирмы, как правило, обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие участники конкуренции не видят или не принимают в расчет. Для них характерен высокий уровень специализации. Круг клиентов ограничен, но характерен высокий уровень цен. В своей деятельности фирмы максимально зависят от клиентов и опираются на них. И это действительно было видно в ходе проведенного анализа: цены на продукцию ОАО «БМФ» по многим продуктам выше среднего, наблюдается высокий уровень специализации, предприятие занимает маленький сегмент рынка. Для повышения конкурентоспособности предприятие должно обратить внимание на следующие моменты: - технический и технологический уровень производства; - высокое качество продукции при сравнительно низких издержках на всех стадиях производственного цикла; - применение современных методов организации и управления, информационных технологий; - квалификация персонала; - активная инновационная деятельность; - наличие финансовых ресурсов; - четкая организация сбыта (собственная сеть, эффективная реклама, широкий товарный ассортимент, красивая упаковка, надежное гарантийное обслуживание); - наличие высокой организационной культуры, благоприятной репутации, имиджа. Мерами по усилению конкурентоспособности являются: - постоянное совершенствование продукта, повышающее его привлекательность, надежность, экономичность и пр.; - обеспечение его превосходства над заменителями; - нахождение новых сфер его использования, приспособление к нуждам потребителя; - творческое использование полезного опыта конкурентов; - умелое манипулирование ценовыми факторами конкурентной борьбы; - интенсивное использование рекламы и прочее. Выделяют следующие конкретные источники конкурентных преимуществ (в различных отраслях и странах они могут быть разными): 1. Высокая обеспеченность факторами производства, особенно теми, которые не могут быть скопированы (высококвалифицированной рабочей силой, самыми современным оборудованием и технологиями, материальными и природными ресурсами),финансовыми возможностями и их дешевизна (самое неблагоприятное положение по фактору - его большая стоимость).
Но сегодня роль этого источника становится второстепенной, ибо конкурентное преимущество на базе изобилия или дешевизны факторов производства привязано к местным условиям и непрочно и порождает застой. Обилие или дешевизна факторов может привести к их неэффективному применению. 2. Обладание уникальными знаниями (патентами, лицензиями, ноу-хау и пр.), прочные контакты с научными учреждениями. Использование предвосхищающих нововведений, быстрое накопление специализированных ресурсов и навыков, особенно протекающее в ускоренном режиме, при пассивности конкурентов может обеспечить лидерство на рынке. Конкурентные преимущества, возникающие из постоянных улучшений и перемен, поддерживаются также только благодаря ним. Хотя большая часть нововведений обычно незначительны, носят эволюционный характер, но часто их накопление дает более значительный результат, чем технологический прорыв. 3.Удобное территориальное размещение, обладание необходимой производственной инфраструктурой. Однако в настоящее время низкие коммуникационные издержки приводят к тому, что роль расположения фирмы как фактора конкурентоспособности, особенно в сфере услуг, уменьшается. 4.Наличие инфраструктурных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих фирму на выгодных условиях материальными ресурсами, оборудованием, информацией. Удержаться на мировом рынке, например, предприятие сможет лишь тогда, когда поставщик также будет лидером в своей области. Конкурентоспособные родственные отрасли за счет технологического и информационного взаимодействия, общей инфраструктуры усиливают конкурентоспособность также и экономики в целом. 5. Высокий уровень национального спроса на продукцию фирмы. Он благоприятствует развитию компании и укрепляет ее положение на внешнем рынке. Как показывают исследования, лидеры всегда начинают с преимущества, достигнутого дома, и затем на его основе распространяют свою деятельность по всему миру.
6. Обладание всесторонней точной информацией о ситуации на рынке (потребностях, тенденциях их изменения, основных конкурентах), позволяющей правильно выбрать рыночный сегмент и стратегию и успешно ее реализовывать. 7. Наличие надежных каналов сбыта, доступность потребителю, умелая реклама. 8. Высокий уровень организационной культуры, что является XXI в. одним из основных конкурентных преимуществ любой организации. Успех в конкуренции достигается преимущественно противостоянием не столько денег, сколько людей, поэтому он - успех зависит от слаженных действий персонала и руководителей, что в немалой степени обеспечивается организационной культурой. 9. Благоприятная для компании конъюнктура, имидж (популярность, наличие известной торговой марки). 10.Меры государственной поддержки данного вида производства, связи руководства в экономических и политических кругах лоббирование. 11.Способность организовывать эффективное функционирование всех элементов ценностной цепочки. 12.Высокое качество и широкий ассортимент продукции, низкие затраты, хорошая организация обслуживания, и пр. Они формируют важнейшее преимущество фирмы - благосклонное отношение к ней потребителя. 13.Постоянные инновации (в технике и технологии, управлении, маркетинге), особенно предвосхищающие потребности. Конкурентные преимущества проистекают в основе своей из улучшений, новшеств и перемен в самом широком смысле, ведущих к смене лидерства в конкуренции, особенно, если остальные соперники не поняли или не приняли нового. Заключение
В данной ВКР рассматриваются теоретические аспекты конкурентоспособности, понятие и сущность конкурентоспособности товара и организации, приводятся факторы и критерии, влияющие на конкурентоспособность предприятия, приводятся и раскрываются методики оценки конкурентоспособности фирмы. После этого проведен анализ фирмы, состоящий из следующих компонентов: - дана краткая технико-экономическая характеристика ОАО «БМФ»; - показана динамика основных экономических показателей; - проведен анализ основных средств предприятия; - проанализировано финансовое состояние предприятия; - произведен анализ прибыли и рентабельности; - произведен расчет комплексного показателя конкурентоспособности по методике Белоусова. В результаты анализа основных экономических показателей выявилось следующее: - сумма активов предприятия увеличилась на 2,49%; - выручка от продаж увеличилась на 23,85%; - прирост чистой прибыли составил 18,59%;
- темпы роста иммобилизованных (внеоборотных) активов (94,62%) ниже темпов роста оборотных активов (108,1%); - высокий темп роста абсолютно ликвидных денежных средств (150,96%) и дебиторской задолженности (108,36%) говорит об увеличении платёжеспособности и ликвидности предприятия, что в дальнейшем подтверждается анализом ликвидности и платежеспособности; - коэффициент автономии выходит за рамки нормативов (от 0,4 до 0,6) и составляет 0,39, что говорит о завышенной зависимости предприятия от кредиторов и заемщиков; - наблюдается рост прибыли в 2008 году на 2336 тыс. рублей, но вместе с тем возросла и доля себестоимости в выручке, что стало следствием внутрисменных и целодневных простоев оборудования; Результаты анализа основных средств показали, что: - Фондоотдача в 2007 году равна 2,1, в 2008 году она составляет 2,75, то есть с вложенных в основные фонды денег предприятие стало получать больше прибыли. - Фондоемкость снижается с 0,48 до 0,36, что говорит о снижении стоимости основных фондов на 1 рубль выпущенной продукции. - Фондорентабельность увеличилась с 0,85 до 1,06, что говорит об увеличении чистой прибыли на рубль основных фондов. - Фондовооруженность выросла с 212,04 до 218,63 тыс. руб., что говорит о повышении доли основных фондов на 1 работника на 6,59 тысяч рублей. - Интегральный коэффициент использования оборудования повысился с 0,73 до 0,82, то есть оборудование стало использоваться лучше. - Коэффициент износа составил 0,97, что говорит о необходимости обязательной замены оборудования. По результатам анализа эффективности использования основных средств выяснилось, что на предприятии ОАО «БМФ» наблюдаются следующие тенденции: - увеличение себестоимости выпускаемой продукции на (23587–18170)=5417 тысяч рублей за счет увеличения материальных затрат; - вследствие увеличения себестоимости наблюдается снижение рентабельности продукции на (1,79-1,71)=0,08; - темп роста коэффициента выбытия опережает темп роста коэффициента обновления на (0,004-0,003)=0,001; - фактический фонд рабочего времени оборудования меньше нормативного на (101376-96768)=4608 часов; - дебиторская задолженность увеличилась с 6927 тысяч рублей до 7506 тысяч рублей, то есть на 579 тысяч рублей. - увеличение выручки от реализации на (40266-32513)=7753 тысячи рублей; - увеличение фондоотдачи на (2,75-2,1)=0,65; - рост коэффициента автономии на (0,65-0,64)=0,01; - возрастание стоимости машин и оборудования на (6006-5574)=432 тысячи рублей за счет ввода новых станков; - повышение эффективности использования оборудования, отражающееся в росте ряда коэффициентов: коэффициент сменности вырос на 0,1, загрузки оборудования на 0,05, интенсивности использования увеличился на 0,1, интегральный коэффициент вырос на 0,1; - в 2008 году экономия основных фондов составила 4522 тысячи рублей; - увеличение фондорентабельности на (1,06-0,85)=0,21. При анализе ликвидности были рассчитаны ликвидность баланса, показатели общей, абсолютной, срочной и текущей ликвидности. Все они ниже нормативных, что говорит о неликвидности и неплатежеспособности предприятия. Это значит, что организация не имеет способности отвечать по своим текущим финансовым обязательствам. Положительными тенденциями, выявленными в процессе данного анализа, выступает повышение ликвидности и платежеспособности фирмы. Анализ прибыли и рентабельности показывает увеличение этих показателей по сравнению с предыдущим отчетным периодом, следственно, у предприятия появляется больше средств для самофинансирования и направления этих средств на свое развитие и увеличение масштабов деятельности. Таким образом, поставленные перед ВКР задачи выполнены, цель проекта достигнута. Список использованной литературы
1. Абрютина, М.С. Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия / Абрютина, М.С., Грачев, А.В.: учебно – практическое пособие – М.: Дело и сервис, 2000. – с.234. 2. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учебное пособие/Д.А.Панков, Е.А.Головкова, Л.В. Пашковская и др. – М.: Новое знание, 2002. – 409 с. 3. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ / Артеменко, В.Г., Белляндир, М.В.. – М.: ДИС, 2000. – с. 125-132. 4. Балабанов, А.И. Финансы / Балабанов, А.И., Балабанов И.Т. – СПб.:Питер, 2002.–192с. 5. Белолипецкий, В.Г. Финансы фирмы: Курс лекций / Под ред. И.П. Мерзлякова. – М.: ИНФРА – М, 1999. – с.250-251. 6. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – К.: «Ника – Центр», 1999. – 312 с. 7. Бляхман, Л.С. Экономика фирмы: Учебное пособие. – СПб.: Издательство михайлова В.А., 1999. - 8. Богатко, А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2001. 9. Бригхем, Ю. Финансовый менеджмент / Бригхем, Ю., Гапенски, Л: Полный курс./Пер. с англ. Под ред. В. В. Ковалева. – СПб., 2000. – т.2 – с. 256 – 402. 10. Вакуленко, Т.Г. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений / Вакуленко, Т.Г., Фомина, Л.Ф. - М. СПб.: Издательский дом «Герда», 2001. 11. Владимирова, Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: 2004г. – 400 с. 12. Волков, О.И. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2001. 13. Волков, О.И. Экономика предприятия / Под редакцией Волкова О.И. – М.: Инфра – М, 1999. 14. Грачев, А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия: От бухгалт. учета к экон.: Учеб.-практ. пособие. - М.: Финпресс, 2002.- 208 с. 15. Грузинов, В.П. и другие. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под редакцией Грузинова В.П. – М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2001. 16. Денисов, А.Ю. Экономика управления предприятием и корпорацией / Денисов, А.Ю., Жданов, С.А. – М.: издательство «Дело и Сервис», 2002. 17. Ефимова, О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухучет, 2002. 18. Жилкина, А.Н. Финансовое планирование на предприятии – М.: ООО Фирма «Благовест-В», 2004г. -248 с. 19. Зимин, Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятий: Учеб. пос./ Н. Е. Зимин.- М.: НКФ «ЭКМОС», 2002. 20. Ковалев, А.И. Анализ финансового состояния предприятия / Ковалев, А.И., Привалов, В.П. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. 21. Ковалев, А.И. Анализ финансового состояния предприятия / Ковалев, А.И., Привалов, В.П. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. 22. Ковалёва, А.М. Финансы предприятий. – М.: Финансы и статистика, 2002. 23. Ковалёва, А. М. Финансы фирмы / Ковалёва, А. М., Лапуста, М. Г.: Учебник. 2-е 24. http://www.aup.ru/books/m67/3.htm Приложение А
ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ За 2008 г.
Форма №1 по ОКУД Дата (год, месяц, число) Организация ОАО «Биробиджанская мебельная фабрика» __ По ОКПО Идентификационный номер налогоплательщика ИНН Вид деятельности изготовление мебели _____________________По ОКВЭД Организационно – правовая форма форма собственности
Общество с ограничеснной ответственностью По ОКОПФ / ОКФС Единица измерения ________ тыс. руб.______ По ОКЕИ Местонахождение (адрес) 679016 г. Биробиджан, ул. Шолом –Алейхема 40 _
Приложение Б
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС на 31 декабря 2008 г.
Форма №1 по ОКУД Дата (год, месяц, число) Организация ОАО «Биробиджанская мебельная фабрика» __ По ОКПО Идентификационный номер налогоплательщика ИНН Вид деятельности изготовление мебели _____________________По ОКВЭД Организационно – правовая форма форма собственности
Общество с ограниченной ответственностью По ОКОПФ / ОКФС Единица измерения ________ тыс. руб.______ По ОКЕИ Местонахождение (адрес) 679016 г. Биробиджан, ул. Шолом –Алейхема 40 _
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|