Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архитектурные особенности кромлеха Стоунхендж (XIX-XVI вв. до н. э.)




 

Наиболее известной солнечной обсерваторией бронзового века, конечно же, является Стоунхендж. О том, что этот памятник был связан именно с культом солнца, писал Диодор Сицилийский: «На острове есть великолепное святилище Аполлона, а также прекрасный храм, сферический по форме…. Говорят также, что бог посещает остров каждые девятнадцать лет; это период, за который звезды завершают свой путь по небу и возвращаются на прежнее место. При своем появлении бог играет на кифаре и танцует ночь напролет от весеннего равноденствия до восхода Плеяд…» [7]. О нем упоминали в своих трудах Юлий Цезарь, Тацит и другие греческие и римские историки. В 1605 году впервые был зарисован архитектором Иниго Джонсом (рис. 1.19, 1.20).

 

 

Рис. 1.19. Общий вид Стоунхенджа (1800-1500 гг. до н. э.)

 

 

Рис. 1.20. Стоунхендж. Общий вид; траектория солнечного луча в канун летнего солнцестояния

 

Этот памятник был построен в 1800 году до н. э. и пережил несколько реконструкций. В течение 1850-1500 гг. до н. э. перестраивался трижды. Первый вариант был выполнен из серого сарсена (местная порода песчаника), второй – из голубоватых камней, привезенных из Уэльса (транспортный путь – порядка 250 км). Третий вариант включал камни обоих видов.Окончательный вариант датируется 1500 годом до н. э. (рис. 1.21). Вероятный автор последнего варианта – безымянный зодчий с острова Крит, о чем свидетельствует изображение минойского кинжала на одном из камней.

 

 

Рис. 1.21. Общий вид, аэрофотосъемка и план Стоунхенджа (1800-1500 гг. до н. э.):

 

В состав Стоунхенджа входили следующие компоненты:

 

1 – алтарный камень 4,8×1,0×0,5 м; 2 – трилиты (высота камней 6,0-7,2 м, диаметр подковы 15 м); 3 – кольца голубых камней; 4 – сарсеновое кольцо (30 камней высотой по 5,5 м, диаметр кольца – 31 м); 5 – кольцо лунок «Z» (30 лунок, диаметр кольца 40 м); 6 – кольцо лунок «Y» (30 лунок, диаметр кольца 53,4 м); 7 – кольцо лунок Джона Обри (56 лунок, диаметр кольца 87,8 м); 8 – внутренний меловой вал (диаметр вала – 100 м, ширина – 6,0 м, высота – 1,5 м); 9 – внешний земляной вал (диаметр вала – 115 м, ширина – 2,5 м, высота – 0,5-0,8 м); 10 – аллея; 11 – «Пяточный камень» Хеле (высота 6 м, вес – около 35 тонн)

 

Давно уже было замечено, что в семидесяти метрах от внешнего кольца Стоунхенджа стоит Хеле (Пяточный камень). Он как бы замыкает ось, идущую от алтарной плиты в центре святилища. Если в период летнего солнцестояния смотреть на этот камень со стороны алтаря, можно убедиться, что солнце восходит точно над ним. Это явление впервые отметили в III-II тыс. до н. э. Еще в начале нашей эры друиды праздновали здесь начало нового солнечного года, принося «сияющему» Лугу человеческие жертвы.

Джеральд Хоккинс был уверен, что многие камни внутри и за пределами Стоунхенджа ориентированы на точки восходов и заходов солнца и Луны в различные периоды года: «Пользуясь современной вычислительной техникой, (он) доказал, что большой менгир указывает направление на точку восхода Солнца в летнее солнцестояние, а камни F и D – предельные азимуты восходов Луны, повторяющихся каждые 18,61 года. Выяснилось также, что четыре опорных камня – ориентиры на точки равноденствий…» [8] (рис. 1.22, 1.23).

 

«В начале нашего века известный английский астрофизик Джозеф Норман Локьер пришел к выводу, что заключения другого английского исследователя доктора Уильяма Стьюкли, высказанные еще в середине XVIII века, имеют под собой весьма веские основания. Речь в данном случае идет о продуманной координации древних памятников, предназначенных для наблюдений за небом и звездами, друг с другом, об отражении ими некоей модели, выраженной строго рассчитанным расположением святилищ, менгиров, групп камней и т. д.

 

 

Рис. 1.22. Стоунхендж. Проект реконструкции

 

 

Рис. 1.23. Стоунхендж. Утро в дни летнего солнцестояния (22-24 июня)

 

Альфред Уоткинс после смерти Н. Локьера выдвинул дерзкую идею о расположении святилищ и прочих древних сооружений по линиям, которые прослеживались за пределами видимого горизонта на многие десятки миль. Такого рода линии («дороги») со своеобразными вехами (памятниками вроде отдельных камней, колец, куч, каменных глыб, курганов, колодцев, храмов и с характерными природными «зарубками» на горизонте в виде эффективных скальных выступов) были ориентированы астрономически значимо и образовывали строгую систему. Эти линии покрывали, как сетью, значительные по площади районы, и, следуя по ним, можно было, не теряя ориентировки, путешествовать по стране.

Окончательный удар по скептикам в данной проблеме нанесен профессором Оксфордского университета А. Томом, который, обследовав на островах Англии сотни памятников со стоячими камнями, пришел к выводу, что они сооружались по единым стандартам и канонам, близким принятым пифагорейской школой. К началу второго тысячелетия до н.э. люди, жившие на территории нынешней Англии, использовали стандартную единицу измерения, которую А. Том назвал «мегалитическим ярдом», равным 2,72 фута (82,9 см)…» [4, С. 42].

 

По мнению Н.И. Брунова, в кольца лунок «Z», «Y» и Обри было положено по два камня – белого и черного. Дежурные жрецы-друиды перекатывали эти камни из одной лунки в другую через определенные периоды времени. Различные сочетания камней позволяли им предсказывать различные природные явления – затмения, приливы и т. п. В то же время Дж. Вуд довольно скептически оценивает астрономический потенциал Стоунхенджа: «Мы не должны предаваться соблазну и видеть в нём доисторический прототип Гринвичской обсерватории. Та научная астрономия, которую мы знаем теперь, возникла лишь несколько веков назад, а люди позднего неолита, хотя они и вели тщательные наблюдения солнца и Луны, делали это из религиозных побуждений, а не ради изучения небесной механики. Вот почему мы находим кремированные останки во рву и человеческие кости в лунках Обри…. После постройки сарсенового кольца и трилитов в Стоунхендже-III возможности для драматических эффектов в церемониях, связанных с солнцеворотами, безмерно расширились, и как знать – может быть, именно для этого они главным образом и были воздвигнуты…» [8, С. 227-228].

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. – М.-Л.: Наука (Ленинградское отделение), 1966. – 243 с.

2. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. – М.: Мысль, 1988 – 391 с.

2. Березкин Ю.Е. Голос дьявола среди снегов и джунглей: История древней религии – Л.: Лениздат, 1987 – 172 с., ил.

3. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. – 3-е изд., перераб. и доп. – Л.: Наука (Ленинградское отделение), 1979. – 240 с.

4. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. – В 2-х т. – Т. 1. Доклассовое общество, восточные деспотии. – М.: Центрполиграф, 2003. – 400 с., ил.

5. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. – М.: Наука, 1990. – 334 с., 8 л. ил.

6. Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество): Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История». – Изд. 2-е., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1988 – 416 с. – Указатель терминов и названий: С. 408-415.

4. Войцеховский А.И. Кто построил каменные цепи? // Знак вопроса, 1995, № 2 – С. 25-55.

5. Всемирная история, Т. 1. История первобытного общества и древнего мира до IV-V вв. н. э. / Под ред. Ю.П. Францова и др. – М.: Госполитиздат, 1955. – 748 с., ил.

6. Всеобщая история архитектуры (ВИА): Учебное пособие, в 2 т., Т.1 / Под ред. Б.П. Михайлова и др. – М.: Госстройиздат, 1958 – С. 1-7.

7. Всеобщая история архитектуры (ВИА), в 12 т., Т.1 / Под ред. О.Х. Халпахчьяна и др. – М.: Стройиздат, 1970 – С. 17-36.

8. Всеобщая история архитектуры, в 2 т. – М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1944-1948, 1949. – Т. 1. Архитектура древнего мира / Под ред. М.Я. Гинзбурга, В.Н. Владимирова и др. – 1944. – 203 с., ил.

7. Вуд Д. Солнце, Луна и древние камни: Пер. с англ. – М.: Мир, 1981 – 267 с., ил.

8. Геродот. История в девяти книгах. / Пер. Г.А. Стратановского. – М.: Наука, 1972 – 600 с.

9. Глазычев В.Л. Зарождение зодчества. – М.: Стройиздат, 1983 – 126 с., ил.

10. Гомбрих Э. История искусства: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1998 – 688 с.

11. Гуляев В.И. Идолы прячутся в джунглях – М.: Молодая гвардия, 1972 – 206 с., ил.

12. Гурев Г.А. Системы мира. От древнейших времен до наших дней. – М.: Московский рабочий, 1950 – 393 с.

13. Древние цивилизации. / Под ред. Г.М. Бонгардт-Левина. – М.: Мысль, 1989 – 479 с.

14. Дубровская О.Н. Древние религии мира. / О. Дубровская. – М.: РИПОЛ Классик, 2003. – 445 с., ил.

11. Евсюков В.В. Мифы о мироздании. Вселенная в религиозно-мифологических представлениях – М.: Политиздат, 1986 – 112 с.

12. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной – Новосибирск: Наука, 1988 – 176 с., ил.

13. Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека – Прага: Артия, 1982 – 560 с., ил.

14. Еремеев А.Ф. Происхождение искусства: Теоретические очерки – М.: Молодая гвардия, 1970 – 271 с., ил.

15. Еспер К.-Г. Кто создал богов?: Пер. с нем. – М.: Политиздат, 1984 – 78 с., ил.

16. Ефименко П.П. Первобытное общество. Очерки по истории палеолитического времени – Изд. 3-е – Киев: Изд. АН УССР, 1953 – 663 с., ил.

17. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: Развитие традиций. – М.: Искусство, 1990. – 384 с.

18. Иорданский В.Б. Звери, боги, люди. Очерки африканской мифологии. – М.: Наука, 1991 – 319 с.

19. История искусства зарубежных стран (первобытное общество, Древний Восток, античность). / Под ред. М.В. Доброклонского – М.: Изобразительное искусство, 1979. – 407 с.

20. Итс Р.Ф. Шепот Земли и молчание Неба: Этнографические этюды о традиционных народных верованиях. – М.: Политиздат, 1990. – 318 с.

21. Конелес В.Ю. Сошедшие с небес и сотворившие людей. – М.: Вече, 2000 – 576 с.

22. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. – Изд. 2-е – М.: Изд. АН СССР, 1957 – 238 с., ил.

23. Крывелев И.А. История религий. Очерки в 2-х т., Т. 1. – М.: Мысль, 1975. – 415 с.

24. Ларичев В.Е. Колесо времени (Солнце, Луна и древние люди). – Новосибирск: Наука, 1986 – 175 с.

19. Ларичев В.Е. Пещерные чародеи. – 1-е изд. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1980 – 221 с., ил.

20. Ларичев В.Е. Колесо времени (Солнце, Луна и древние люди) – Новосибирск: Наука, 1986 – 175 с., ил.

21. Ларичев В.Е. Прозрение: Рассказы археолога о первобытном искусстве и религиозных верованиях – М.: Политиздат, 1990 – 223 с., ил.

22. Ларичев В.Е. Сотворение Вселенной. Солнце, Луна и Небесный дракон – Новосибирск: ВО «Наука», 1993 – 288 с., ил.

23. Липс Ю. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества: Пер. с нем. – М.: Издательство иностранной литературы, 1954 – 486 с., ил.

24. Лот, Анри. К другим Тассили. Новые открытия в Сахаре: Пер. с франц. – Л.: Искусство, 1984. – 215 c.

25. Майдар Д., Пюрвеев Д.Б. От кочевой до мобильной архитектуры. – М.: Стройиздат, 1980. – 216 с.

26. Окладников А.П. Открытие Сибири. – Изд. 3-е – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. Издательство, 1982 – 208 с., ил.

27. Ольдерогге Д.А., Потехин И.И. Народы Африки: Этнографические очерки. – М.: Изд. АН СССР, 1954 – 731 с., ил.

28. Пассек Т.С. Периодизация трипольских поселений (III-II тысячелетия до н.э.). – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. – 248 с., ил.

29. Першиц А.И., Монтгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества: Учебник.– Изд. 3-е – М.: Высшая школа, 1982 – 223 с., ил.

30. Равдоникас В.И. История первобытного общества. – М.: Наука, 1939 – 63 с.

31. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. – М.: Изд. МГУ, 1982 – 32 с., ил.

32. Роллестон, Томас. Мифы, легенды и предания кельтов: Пер. с англ. Е.В. Глушко. – М.: Центрполиграф, 2004. – 347 с., ил.

33. Соколова З.П. Культ животных в религиях. – М.: Наука, 1972 – 212 с., ил.

34. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. – М.: Искусство, 1985. – 298 с.

35. Страбон. География в 17 книгах. / Пер. Г.А. Стратановского – М.: Наука, 1964. – 941 с.

36. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1989 – 573 с.

37. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М.: Политиздат, 1990. – 622 с.

38. Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. – М.: Наука, 1980 – 134 с., ил.

39. Франкфорт Г.А. и др. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека: Пер. с англ. – М.: Наука, 1984 – 236 с.

40. Фройде М. Животные строят: Пер. с нем. – М.: Мир, 1986 – 216 с.

41. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии: Пер. с англ. – Изд. 2-е – М.: Политиздат, 1983 – 703 с.

42. Хайнц, Сабина. Символы кельтов: Пер. с нем. – СПб.: ДИЛЯ, 2008. – 297 с., ил.

43. Харузин Н.Н. История развития жилища у кочевых и полукочевых тюркских и монгольских народностей России. – М.: Изд-во «Левенсон», 1896. – 124 с., ил.

44. Хокинс Д., Уайт Д. Разгадка тайны Стоунхенджа: Пер. с англ. – М.: Мир, 1973 – 242 с., ил.

45. Циркунов В.Ю. О происхождении зодчества. – М.: Стройиздат, 1965 – 215 с., ил.

46. Чайлд, Гордон. У истоков европейской цивилизации: Пер. с англ. / Под ред. Т.С. Пассек. – М.: Изд. иностр. лит., 1952. – 468 с., ил.

47. Чебоксаров Н.Н. Виды традиционного сельского жилища народов Юго-Западной и Юж- ной Азии. – М.: Наука, 1981. – 285 с., ил.

48. Шилов Ю.А. Космические тайны курганов. – М.: Молодая гвардия, 1990 – 272 с., ил.

49. Широкова, Надежда Сергеевна. Кельтские друиды: Учебное пособие. – Л.: ЛГУ, 1984. – 70 с.

50. Шурц Г. История первобытной культуры. – М.: Наука, 1923. – 63 с.

51. Элиаде М. Священное и мирское: Пер. с франц. – М.: Изд. МГУ, 1994. – 144 с.

52. Элфорд, Алош Ф. Когда боги спустились с небес: Пер. с англ. Е.Б. Махиянова. – М.: Вече, 2008. – 493 с., ил.

53. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М.: Политиздат, 1982 – 238 с.

54. Atkinson R.J.C. The Dorset Cursus. // Antiquity, 1955, № 29 – p. 4-9.

55. Atkinson R.J.C. Moonshine on Stonehenge. // Antiquity, 1966, № 40 – p. 212-216.

56. Atkinson R.J.C. Megalithic astronomy: a prehistorian`s comments. // Journal for the History of Astronomy, 1975, № 6 – p. 42-52.

57. Atkinson R.J.C. The Stonehenge stations. // Journal for the History of Astronomy, 1976, № 7 – p. 142-144.

58. Beach A.D. Stonehenge I and lunar dynamics. // Nature, 1977, № 265 – p. 17-21.

59. Brinckerhoff R.F. Astronomically orientated marking of Stonehenge. // Nature, 1976, № 263 – p. 465-469.

60. Cooke J.A., Few R.W., Morgan J.G., Ruggles C.I.N. Indicated declinations at the Callanish megalithic sites. // Journal for the History of Astronomy, 1977, № 8 – p. 113-133.

61. Hawkins G.S. Stonehenge: a Neolitic computer. // Nature, 1964, № 202 – p. 1258-1261.

62. Hawkins G.S. White J.B. Stonehenge decoded. // Souvenir Press Ltd. – London: 1966.

63. Hawkins G.S. Callanish: a Scottish Stonehenge. // Science, 147, 1965 – p. 127-130.

64. Heggie D.C. Megalithic Lunar observatories: an astronomer`s view. // Antiquity, 1972, № 46 – p. 43-48.

65. Hoyle F. Stonehenge: an eclipse predictor. // Nature, 1966, № 211 – p. 454-456.

66. Hutton, Roland. The triumph of the Moon: A history of mod pagan witchcraft. / Roland Hutton. – Oxford [etc.]: Oxford univ. press, 1999. – XV, 486 c.

67. Ivimy J. The Sphince and the Megaliths. // Turnstone Books Ltd. – London: Abacus, 1976.

68. Lockyer N.J. Stonehenge and other British Stone Monyments Astronomically Considered. // Macmillan. – London: 1906.

69. Newham C.A. Stonehenge: a Neolithic «observatory». // Nature, 1966, № 211 – p. 456-458.

70. Patrick J. Midwinter sunrise at New Grange. // Nature, 1974, № 249 – p. 517-519.

71. Patrick J., Butler C.J. On the interpretation of Carnac menhirs and alignments by A. and A.S. Thom. // Ulster Journal of Archaeology, 1976, № 35 – p. 29-44.

72. Penny A., Wood J.E. The Dorset Cursus complex: a Neolithic astronomical observatory? // Archaeological Journal, 1973, № 130 – p. 44-76.

73. Porteous H.L. Megalithic yard or megalithic myth? // Journal for the History of Astronomy, 1974, № 4 – p. 22-24.

74. Selkirk A., Selkirk W. New Grange. // Current Archeology, 1970, № 2 – p. 297-300.

75. Somerville B. Astronomical indications in the megalithic monument at Callanish. // Journal of the British Astronomical Association, 1912, № 23 – p. 83-96.

76. Thatcher A.R. The Station Stones of Stonehenge. // Antiquity, 1975, № 49 – p. 144-146.

77. Thom A. A statistical examination of megalithic sites of Britain. // Journal of the Roial Statistical Society, 1955, № 118 – p. 275-295.

78. Thom A., Thom A.S. The astronomical significance of the large Carnac menhirs. // Journal for the History of Astronomy, 1971, № 2. – p. 147-160.

79. Thom A., Thom A.S. The Carnac alignments. // Journal for the History of Astronomy, 1972, № 3 – p. 11-26.

80. Thom A., Thom A.S. The uses of the alignments at Le Menec, Carnac. // Journal for the History of Astronomy, 1972, № 3 – p. 151-164.

81. Thom A., Thom A.S. Stonehenge. // Journal for the History of Astronomy, 1974, № 5 – p. 71-90.

82. Thom A., Thom A.S. Stonehenge as a possible lunar observatory. // Journal for the History of Astronomy, 1975, № 6 – p. 19-30.

83. Thom A., Thom A.S., Gorrie J.M. The two megalithic lunar observatories at Carnac. // Journal for the History of Astronomy, 1976, № 7 – p. 11-26.

84. Webster, Graham. The British Celts and their goods under Rome. / Graham Webster. – London: Batsford, 1986. – 205 c., 8 л. ил.

85. Wood J.R., Penny A. A megalithic observatory on Dartmoor. // Nature, 1975, № 257 – p. 205-207.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

 

1. «Архитектура возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества. Первобытный человек, совершенно подавленный трудностями борьбы с природой, создавал свои сооружения только как средства защиты от враждебных сил природы (укрытия шалаши, свайные и иные примитивные жилища). Таким образом, первоначально в архитектуре преобладала чисто утилитарная сторона. Однако уже на высшей ступени варварства появились зачатки архитектуры как искусства. В строительстве сооружений начинают сказываться не только законы необходимости, но и законы красоты…».

Справедливо ли данное утверждение? Свой ответ обоснуйте.

 

2. Существует мнение, что архитектура могла возникнуть только в эпоху неолита, когда человек научился изготавливать металлические инструменты для обработки камня. Только камень мог обеспечить прочность – одну из составных частей понятия «Архитектура» по Витрувию. Правомерно ли это мнение?

3. В палеолитическом жилище, найденном в Гонцах (Украина) кости мамонтов располагались в виде овала длиной 4,5 м и шириной около 4 м, окаймленного 27 черепами этих же животных. Кроме того, по краю этой овальной площадки были вертикально вкопаны тридцать лопаток мамонтов. В середине лежало более тридцати бивней. Черепа и лопатки служили основанием стен древнего жилища, бивни – опорой для ее куполообразной кровли. Найденные здесь же сотни рогов северного оленя, вероятно, служили каркасом для шкур, которыми хижина укрывалась сверху.

Подобные «костяные избушки» были обнаружены в самых различных точках земного шара. Как они выглядели? В качестве «подсказки» приведем свидетельства античных авторов:

«Жилища ихтиофагов [у берегов Персидского залива и Эритрейского моря] неодинаковы и меняются в зависимости от местных условий…. Те жители, у которых нет пещер, … собирают ребра выбрасываемых из моря больших рыб, водящихся здесь во множестве, и соединяют друг с другом два ряда этих ребер, сгибая навстречу друг другу и переплетая свежими морскими водорослями. Под таким сводчатым навесом они лежат во время самого тяжкого зноя...» [Диодор, III, 19, 1-4].

«Жилища свои ихтиофаги [у берегов Эфиопии] строят главным образом из костей больших рыб и из раковин, употребляя для балок и подпор ребра, а для дверей – челюсти…» [Страбон, XV, 2,2, p. 720].

«Хелонофаги [у берегов Аравийского залива] покрывают свои хижины панцырями черепах, которые столь велики, что в них можно даже плавать…» [Страбон, XVI, 4,14, p. 773].

«В храмах Мавритании можно видеть клыки слонов замечательной величины. Однако в крайних частях Африки, где она граничит уже с Эфиопией, клыки употребляют даже для дверных косяков в жилищах, а также вместо кольев для заборов в жилищах и закутах для скота. Так передает Полибий со слов царька Гулусы…» [Плиний, VIII, 10,10].

Приведите иные примеры использования костей крупных животных в постройках первобытных племен и народов.

 

4. «Племена, ведущие в лесах полукочевой образ жизни, часто имеют жилища двух типов одновременно: наземные постройки, используемые днем, и домики на сваях или на деревьях, которыми пользуются в ночное время и во время охотничьих перекочевок по лесу. Таковы, например, кочевые и полукочевые группы курумба, разводящие мелкий рогатый скот и занимающиеся частично собирательством и охотой. Известны лесные поселки последних, состоящие из четырех-пяти хижин; сваи из бамбука, на них укрепляется бамбуковая же платформа, служащая и основой пола дома, настилаемого из бамбуковых матов. Стены дома представляют собой бамбуковую решетку, заплетенную листьями пальм, а крыша крыта этими же листьями в один слой по бамбуковым слегам…. Дома на деревьях используются для ночного сна из страха перед дикими слонами, которые могут растоптать наземные поселки…» [Типы традиционного сельского жилища народов Юго-Западной и Южной Азии // Под ред. Н.Н. Чебоксарова и др. – М.: Наука, 1981. – С. 208-209].

Встречались ли подобные жилища у первобытных племен? Приведите доказательства!

 

5. «Длинный дом» ирокезов иногда служил культовым зданием. Его длинная ось была параллельна географической широте. Перегородка делила интерьер на два помещения – мужское и женское. В них вели две двери. Зимой мужчины входили в юго-западную дверь. Глядя на север, они благодарили богов за полученные в течение года дары. Летом женщины входили в северо-восточную дверь. Обратившись к югу, они вызывали дождь и плодородие.

Как Вы думаете, какой космический закон индейцы пытались отобразить в архитектуре здания?

6. Символика дома-святилища очень подробно разработана у современных земледельческих племен Северо-Западной Амазонки и юга Венесуэлы. Так, у макиритаре в центре постройки возвышается столб высотой 10-18 метров. Он мыслится воплощением мировой оси и «дерева жизни». Около основания столба вырыта яма, в которую бросают ветки маниока – основной продовольственной культуры племени. Увенчан столб фигуркой птицы – символом неба. В последнее время – моделью самолета. Согласно представлениям макиритаре, на севере и юге небо поддерживают два «звездных» столба. Поэтому аналогичные опоры вкопаны на равном расстоянии к северу и югу от центра дома. Две основных стропильных балки, соединяющие «звездные» столбы с центральным, символизируют Млечный Путь. Оказывается, что сходные представления бытовали в начале нашего столетия и в российских деревнях: «Изба простолюдина – это символ понятий и отношений к миру, … Красный угол, например, в избе есть уподобление заре, потолок – небесному своду, а матица – Млечному Пути…» (Сергей Есенин. «Ключи Марии»).

Есть ли во всем этом логический смысл или это простое совпадение?

7. Эскимосы выбирают обычно защищенные места для своих жилищ, сооружаемых из снега и льда. Они группируют свои куполообразные ледяные хижины – …(?), тесно прижимая их одну к другой, обычно под защитой какой-нибудь скалы. Несколько хижин, соответствующих различным бытовым функциям семьи, соединены друг с другом внутренними проходами. Один главный вход обслуживает весь такой блок. Этот вход защищен занавеской. В купольном покрытии прямо над скамьями для спанья вырезается квадратное отверстие. Затем его «остекляют» согласно арктическому обыкновению: строитель копьем вырезает из прозрачного льда панель и вставляет ее в отверстие в куполе, заделывая края панели полурастаявшим снегом. Места заделки поливаются водой. В две минуты все прочно смерзается, и сплошное ледяной окно пропускает свет северного сияния в чистые ледяные помещения вновь выстроенного дома. В то время как один из строителей работает внутри сооружения, снаружи старик и женщина заделывают каждый шов и каждую щель в кладке из снежных блоков, чтобы сделать ее абсолютно непродуваемой. Затем зажигают две хорошо заправленные и наполненные жиром лампы, а все отверстия, включая входное, плотно закрывают снаружи. По мере выгорания ламп температура поднимается, вся внутренняя поверхность сооружения слегка оплавляется (оттаивает). Когда лампы, выгорев, гаснут, температура вновь падает. Оплавившиеся изнутри стены, снова замерзнув, обретают гладкую стеклообразную поверхность. Интерьер дома становится похожим на внутренность бутылки. Политый водой пол получается гладким, как мрамор, и прочным, как цемент.

Как называется этот дом? Находит ли он применение в настоящее время?

 

8. Долгое время считалось, что в эпоху палеолита люди находили убежище только в пещерах. Однако в раннеашельском поселении Терра Амата близ Ниццы были найдены остатки овальных хижин длиной 8-15 м и шириной 4-6 м. Они были сделаны из ветвей, опиравшихся на центральный столб. Очаги, находившиеся в центре хижин, были защищены подковообразными стенками, обращенными выпуклой стороной в сторону входа.

Более поздние примеры можно найти в книге Д.А. Ольдерогге «Народы Африки» (М.: Изд. АН СССР, 1954):

«Масаи ставят свои хижины близко одна к другой, по замкнутому кругу, внутри которого устроен загон для скота. Группа хижин – крааль – состоит из 20-50 построек, обнесенных изгородью…» [С. 438].

«В XVIII веке готтентоты жили в плетеных из прутьев круглых хижинах, сверху покрытых шкурами. Хижины располагались по кругу, внутрь которого загонялся скот… Краали (поселения по 300-400 человек) имели временный характер; когда пастбищ в окрестностях не хватало, население переходило на новые места…» [С. 530].

Согласны ли Вы с утверждением, что «священность» круга в древние времена стала следствием его чисто утилитарных достоинств? Может быть, есть добавления?

9. «Это не самое большое из «доисторических» сооружений Европы, но самое знаменитое. Его создание долгое время приписывали друидам – полулегендарным жрецам древних кельтов, о которых весьма вскользь упоминают римские историки, начиная с Юлия Цезаря и кончая Тацитом. Когда английский король Яков I отправил своего придворного архитектора Иниго Джонса на равнину Солсбери, чтобы проверить слухи о стоявшем там «замке», тот был потрясен. Джонс бывал в Южной Франции и Италии, видел могучие руины римских построек, и сомнений для него не было, – это могли построить только римляне. В самом деле, над плоской равниной стояли и лежали добрых полторы сотни огромных камней, из которых самый маленький – в рост человека. Хотя многие камни упали и вросли в землю наполовину, опытный глаз архитектора мгновенно выявил композицию из нескольких концентрическихъ кругов. Внешний круг составляли почти пятиметровые камни, расставленные так, что промежуток между ними немногим превышал метр. С одного каменного столба на другой были перекинуты каменные балки, так что образовалось почти целое в то время кольцо…. Пять мощных порталов выстроились подковой вокруг низкого камня, напоминавшего алтарь…» [Глазычев В.Л. Зарождение зодчества. – М.: Стройиздат, 1983. – С. 78].

«На берегу реки Эйвон паломники вступали в ограниченную рвами и валами аллею. Её плавный изгиб протяженностью в 1,5 км сообщал их шествию размеренность и отрешенность. Аллея затем становилась прямой, и в отдалении возникал «Пяточный камень». За ним громоздилось нечто подобное замершим в хороводе гигантам. Паломники проходили узкое место у «Камня», валы и рвы вдруг расширялись, и возникала площадь диаметром около 90 метров. Внимание людей приковывало сооружение в центре площади. Круг отесанных камней высотой в три человеческих роста, перекрытый кольцом таких же, невесть как поднятых камней, ужасал и манил зевами мрачных проходов. Не каждый решался проникнуть через них! Но кто отваживался и отыскивал вход во внутреннем частоколе меньших камней, попадал к «алтарному камню», припорошенному пеплом принесенных в жертву людей. Справа и слева от главного алтаря уходили в небо глыбы «ворот», сквозь щели которых мерцали блескучие звезды, а прямо перед очами ошеломленного паломника вздымалась громадина основного трилита, высота которого превышала четыре человеческих роста! Паломник собирался с духом, заходил за эти Большие Врата и сквозь них видел «Пяточный камень», озаренный первыми лучами восходящего солнца…» [Шилов Ю.А. Космические тайны курганов. – М.: Молодая гвардия, 1990. – С. 11].

О каком памятнике мегалитической культуры здесь идет речь?

10. «В эпоху зарождения современной культуры перетаскивание огромных камней, похоже, было главным занятием всего трудоспособного населения. Так, голубые камни (80 штук весом около 1,5 тонн каждый) доставлялись к Стоунхенджу не менее чем за 380 (!) километров. Восемьдесят сарсеновых глыб были притащены «всего лишь» за 30-35 км, но зато вес каждой из них достигал 30-50 тонн. Сооружение последнего комплекса потребовало бы непрерывных десятилетних усилий 1000 крепких мужчин, в действительности же строительство растянулось, очевидно, на два-три поколения большого племени или союза племен…» [Шилов Ю.А. Космические тайны курганов. – М.: Молодая гвардия, 1990. – С. 16].

Как Вы думаете, кто обладал большим трудолюбием – строители Стоунхенджа или строители древнеегипетских пирамид и храмов? Свой ответ аргументируйте цифрами.

 

11. Как известно, самый большой менгир был найден в Локьямарьякере (пров. Бретань, запад Франции). Его общая длина – 22,5 метра, вес – около 330 тонн. Как известно, при монтаже подобных монолитов пользовались прочными кожаными ремнями, простейшими рычагами, катками и земляными насыпями. В конечном итоге все решали объединенные усилия членов первобытного племени, фратрии (союза нескольких родов).

Попытайтесь реконструировать способ, с помощью которого эта колоссальная глыба была установлена в вертикальное положение. Предположений о вмешательстве космических пришельцев желательно не выдвигать!

 

12. «Когда человек испытывает необходимость построить себе укрытие, он делает это под угрозой внешней опасности – он защищается от холода, дождя, диких зверей…. Зато когда он отесывает камень, чтобы поставить его на могиле, когда он изображает храм, чтобы поставить в нем божество с человеческим обликом, он вступает с природой в отношения, характеризуемые не столько конфликтом, сколько соревнованием. Он уже не противопоставляет себя ей, а присматривается к ней с тем, чтобы ее преобразовать, смоделировать ее по своему образу и подобию, чтобы утвердить в ней признаки своего превосходства. Тогда становится понятным, насколько важно архитектору изучать элементы и законы природы…» [Бофилль Р. Пространства для жизни: Пер. с франц. – М.: Стройиздат, 1993. – С. 67].

Согласны ли Вы с этим утверждением? Свой ответ обоснуйте примерами из древней и современной архитектуры.


[1] Тюркские народы (например, киргизы) назвали такой шалаш аблайча. Пданию, эту форму шалаша ввел для своего войска хан Аблай, откуда и пошло это название.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...