Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архитектура стран Двуречья




План лекции:

 

1. Особенности градостроительства стран Двуречья. Планировка города Ура (III тыс. до н. э.)

2. Жилая архитектура Двуречья:

- тростниковые постройки;

- жилища с куполообразными кровлями;

- жилища с плоскими кровлями

3. Культовая архитектура Двуречья. Многоярусные башни (зиккураты)

4. Особенности монументально-декоративного искусства стран Двуречья

 

Литература

Контрольные вопросы и задания

 

Двуречье – юго-восточная часть долины Тигра и Евфрата, где эти реки сливаются друг с другом. Она начинается за полосой гипсовой пустыни, южнее широты нынешнего Багдада. Представляет собою нанесенную реками (аллювиальную) низменность. Здесь Тигр и Евфрат резко сближаются. По словам Эратосфена, общие очертания этой территории, зажатой между изогнутыми руслами двух этих рек, похожи на корабль или галеру, повернутую носовой частью к югу [Страбон, Книга II, 23, с. 79] [63, C. 84]. Нижнюю Месопотамию часто называют также Двуречьем (или Южным Двуречьем) в отличие от Междуречья или собственно Месопотамии (греческое название). Современное название этой страны – Ирак – в переводе с арабского имеет тот же смысл: «Земли, находящиеся по берегам». С незапамятных времен жизнь в этом краю щедрого южного солнца была возможна только возле воды. Прежде всего, вдоль великих азиатских рек – Тигра и Евфрата:

«В этой стране произрастает ячменя так много, как нигде в другой местности (говорят, ячмень даже дает урожай сам-триста); потребности во всем остальном удовлетворяет финиковая пальма, потому что она дает хлеб, вино, уксус, мед и муку; из этого дерева также изготовляют всевозможные плетеные изделия; зерна плодов пальмы кузнецы употребляют вместо углей; вымоченные зерна идут в пищу быкам и овцам. Есть, говорят, даже песня, в которой перечисляется 360 способов применения пальмы…» [Страбон, Книга XVI, 14, с. 743] [63, С. 689].

 

Вокруг зеленой ленты цветущих земледельческих оазисов Междуречья на многие сотни километров раскинулись бесплодные пустыни да цепи выжженных до желтизны каменистых хребтов. Разлив рек начинается в Месопотамии весной, в марте – апреле, когда в горах тает снег и идут обильные дожди. Первым разливается Тигр, на две недели позже – Евфрат. В отличие от Нила наибольший паводок на месопотамских реках приходится на период созревания большей части зерновых культур, и поэтому нормальный земледельческий цикл работ возможен здесь лишь в том случае, если речная вода будет своевременно отведена в каналы, где её сохранят для полива хлебов после осеннего сева. Ирригационные устройства (каналы, колодцы, дамбы, бассейны и т. п.) возникли здесь уже на последних стадиях первобытнообщинного строя. Благодатные лёссовые почвы речных равнин при должном уходе и орошении давали невиданные урожаи пшеницы и ячменя. Вот почему именно в Двуречье на заре истории, в конце IV тысячелетия до нашей эры, родилась одна из наиболее выдающихся цивилизаций древности – шумерская, нисколько не уступающая по величию и славе Египту времен фараонов. В начале III тысячелетия до н. э. здесь возникли первые городки-государства, жители которых занимались земледелием, ремеслами и торговлей. В раннединастический период (с 2750 года до н. э.) источники упоминают о 13 таких городах-государствах, более или менее точно привязанных к современной геогра­фической карте: Сиппар, Киш, Акшак, Ларак, Ниппур, Адаб, Умма, Лагаш, Бад-Тибира, Урук, Ларса, Ур и Эреду. Осенью между ними происходили войны за землю и иррига­ционные устройства. В качестве военного трофея забирался только что собранный урожай, из побежденных городов угонялось в плен работоспособное население, стада скота. Об этих «подвигах» свидетельствуют клинописные таблички. Во все исторические времена Двуречье подвергалось нашествиям иноземцев, что приводило к частной смене династий. Шумер, Аккад, Ур, Вавилон – далеко не полный перечень хозяев этих благодатных мест.

Несмотря на отсутствие государствен­ного и полного культурного единства (на­личие местных культов богов, местных ми­фологических циклов, локальных черт в скульптуре, глиптике, прикладном искусст­ве, диалектов языка), все города-государства Шумера в целом были культурно близки. Во-первых, у них было одинаковое самона­звание – черноголовые (по-шумерски – сангнигига).Во-вторых, общим для всей Месопотамии был культ верховного боже­ства – бога воздуха Энлиля вНиппуре.В - третьих, общими были архитектурные тра­диции и религиозная символика (цилинд­рические печати). В-четвертых, на всей шумерской территории существовала еди­ная система письменности.

Характер зодчества Двуречья во многом определялся дефицитом строительных материалов. Здесь не было металлических руд и строительного камня. Строительный лес завозился из соседних стран и стоил очень дорого. Произрастающая здесь финиковая пальма мало годилась для строительных целей, поскольку имеет очень рыхлую древесину. Тамариск и самшит годились лишь для изготовления мелких поделок (мебель, посуда и т. п.) Поэтому на протяжении многих тысячелетий чуть ли не единственным строительным материалом здесь была глина. Из нее делали посуду и статуэтки богов, грузила для веретен (пряслица) и литейные формы, остроконечные пули для пращей и печати – знаки собственности. Даже серпы и топоры в некоторых районах Ирака изготовляли в древности из глины, обожженной до твердости камня. На глиняных табличках шумеры и вавилоняне записывали бессмертные строки своих поэм и легенд, сухие хозяйственные отчеты и указы грозных царей.

В строительстве глина применялась преимущественно в виде кирпича-сырца, укладывавшегося на асфальте. Из высушенных на солнце сырцовых кирпичей древние жители Двуречья строили скромные жилища, величественные храмы и пышные дворцы:

 

«В Вавилонии в большом количестве находят … сухой асфальт, способный затвердевать…. При разливах (Евфрата) во время таяния снегов источники асфальта … изливаются в реку. Здесь образуются большие асфальтовые глыбы, пригодные для постройки домов, сооружаемых из обожженного кирпича…. Плетеные из камыша лодки, обмазанные асфальтом, становятся водонепроницаемыми…» [Страбон, Книга XVI, 15, с. 743] [63, С. 689].

 

С конца IV тысячелетия до н. э. изред­ка встречается обожженный кирпич, но его зна­чение росло весьма медленно. Развитие строи­тельства и архитектуры зданий и сооружений из кирпича-сырца – вклад древнейшей Месо­потамии в мировую архитектуру.

Кирпичи изготавливались в стандартных деревянных формах размером 30×30×5,5 см и 40×40×11 см (рис. 5.1). В глину добавлялись для прочности зола, черепки битой посуды, мелко нарубленный тростник или конский волос. Для защиты построек от влаги через каждые 5-13 рядов кирпичной кладки укладывали слой гидроизоляции (тростниковые циновки, пропитанные битумом). Циновка – коврик, сплетенный из специально обработанных тростниковых стеблей.

 

Рис. 5.1. Кирпичная кладка зиккурата в Чога-Замбиле (Элам)

 

Но глина – очень непрочный материал. За считанные месяцы заброшенные глинобитные дома превращаются в бесформенные оплывшие холмики, неотличимые по своему цвету и структуре от окружающей лессовой равнины. Почти в каждом месопотамском телле (рукотворном холме) таких древних стенобитных домов не один десяток. Слой за слоем уходят они в глубины холма, свидетельствуя о неумолимом беге времени, смене веков, поколений, культур.

Стремление селиться как можно ближе к ре­кам вызвало массовое строительство из тро­стника. С первым появлением металла (начало IV тысячелетия) по всей долине появляются поселения из хижин, вырубленных в самих зарослях тростника, высота которого достигает здесь 4-5 м. Срубленный тростник укладыва­ли на землю и, покрывая слоем глины, трамбо­вали; так получался пол. Крайние, оставшиеся не срубленными стебли связывались над голо­вой и переплетались срубленными стеблями. Получался каркас островерхой хижины круг­лой или овальной в плане формы; его обмазы­вали глиной. Прикрепленные к стенам и разо­стланные на полу циновки служили не только утеплением, но и украшением жилья.

В течение IV тысячелетия до н. э. жильем служили как криволинейные в плане тростниковые хи­жины, так и дома глинобит­ные, все больше приближавшиеся к прямо­угольной схеме. Встречались также глинобит­ные и даже сырцовые постройки круглой в плане формы, возникшие, скорее всего, по об­разцу тростниковых хижин, однако назначение их не установлено.

 

Особенности градостроительства Двуречья. Планировка Ура (III тыс. до н. э.)

Застройка городов Двуречья, по всей видимости, происходила довольно стихийно.

В III тысячелетии до н. э. Шумер состоял из дюжины (или около того) городов-государств, а послед­ние, в свою очередь, имели обычно один большой, обнесенный стенами город, ко­торый окружали окрестные селения и дере­вушки. Выдающейся чертой каждого горо­да был главный храм, расположенный на высокой террасе, превращающейся постепенно в массивную ступенчатую башню – зиккурат. Вокруг него беспорядочно теснились дома горожан. Ширина улиц, ориентированных на городской центр, редко превышала 1,5-3,0 метра. На них с большим трудом могли разойтись два пешехода и одна повозка. С крыши одного дома можно было легко перепрыгнуть на крышу соседнего. На плоских кровлях домов хозяйки сушили белье и продукты, оживленно беседовали друг с другом. Санитарных узлов и системы ливневой канализации не было. Естественную нужду справляли в тупиковых переулках или оврагах. Сюда же выносили мусор. В период разливов городские улицы заполнялись потоками грязи и отбросов. Для защиты зданий от наводнений более состоятельные горожане облицовывали цоколь обожженным кирпичом и обмазывали битумом. Строить старались на холмах, чтобы уберечь постройку от воды. Высота холмов с течением времени росла за счет разрушающихся зданий. Зелени в городах, за исключением священных садов (энтум), почти не было. В священных садах росли фруктовые и декоративные деревья (яблони и фиговые деревья, миндаль и фисташки, абрикосовые деревья, виноград, тамариск, акации).

В Ираке, как и на Ближнем Востоке в целом, человеку часто приходилось селиться на плоской равнине, которую в любой момент могли затопить либо разливы рек, либо селевые потоки, пришедшие с ближайших гор. Чтобы хоть немного приподнять основания своих жилищ, люди искали любые естественные возвышенности или же ставили свои дома на глиняные платформы. Дома строились из необожженного кирпича-сырца и обмазывались глиной. Крыши обычно крыли тростником или соломой, а сверху обмазывали слоем глины, которая не пропускала дождевую воду. Ежегодно, когда заканчивался сезон дождей, наружную обмазку крыш и стен нужно было обновлять. Но вся глина, смытая с крыш и стен домов, оставалась на улице. Естественно, уровень улицы постепенно повышался. В древних селениях отходы не убирались. Если в доме что-нибудь перестраивали и ломали стену, все кирпичи этой стены оказывались на улице. К этому следует добавить, что постройки из сырцового кирпича весьма недолговечны. По прошествии определенного времени стены начинают оседать. Поддерживать их в порядке оказывалось дороже, чем снести и возвести на том же месте новые. Но новый дом, выстроенный на развалинах старого, будет стоять чуть выше, чем прежний. Так постепенно повышается уровень улицы. Иногда непредвиденные события самым решительным образом ускоряют этот медленный процесс. Большой пожар может за ночь уничтожить целый квартал. Враг может разрушить поселение и покинуть его, а может и отстроить заново или на следующий год, или через много лет. Поселок, таким образом, оказывается на какое-то время без жителей, но затем в нем вновь селятся люди, те же, что жили там прежде, или другие. В любом случае и при новых обитателях слои отложений будут расти, а холм – становиться все выше. Чем древнее телль, тем больше следов и зарубок оставили на нем отшумевшие века и тысячелетия.

На фоне других шумерских городов звездой первой величины был, безусловно, Ур. Неслучайно его имя так часто упоминается в эпических поэмах и гимнах того времени:

 

«О город, всем обеспеченный,

Омываемый водами неиссякаемыми,

Незыблемый бык,

Помост изобилия страны, зеленая гора,

Город, чьи судьбы определил Энки,

Святилище Ур, да вознесешься ты до небес!…» [38, С. 108].

 

Это был достаточно крупный по тем временам город. Его площадь достигала 70 га. В плане он имел форму яйца, развернутого острым концом к югу. Стены подобной конфигурации было сложнее разрушить ударами таранов.

К концу III тысячелетия до н. э. Ур был буквально заполнен великолепными архитектурными ансамблями. Надписи сообщают, что Ур-Намму воздвиг стены Ура, «подобные желтой горе». В то время город представлял собой в плане непра­вильный овал длиной около километра и, шириной до 700 метров. Его окружала стена I с крутым внешним откосом из кирпича-сырца. Воды Евфрата омывали стены с за­пада и севера, а восточную часть защищал глубокий и широкий канал. Таким образом, Ур с трех сторон окружала вода, и подойти к нему по суше можно было лишь с юга. Центр города занимал огромный свя­щенный участок с храмами и святилищами бога Луны Нанна – покровителя Ура, с жилищами жрецов, складами, мастерски­ми и дворцами правителей. Вокруг теменоса теснились жилые кварталы. На севере и западе города, близ Евфрата, находились главные торговые пункты Ура – Северная и Западная гавани. Некоторые храмы и общественные здания Ура входили в оборонительную систему города. Их внешние стены смыкались с городской стеной и как бы подпирали её. Крыши зданий превращались в оборонительные башни. С трех сторон город окружала вода – русло Евфрата и канал. Лишь с юга был открыт доступ в город через Южные ворота (рис. 5.2).

«Ур застраивался без всякого плана, – пишет Вулли, – Узкие немощеные улицы извиваются между домами, неправильное расположение которых определялось прихотью частного владельца. Застроенные кварталы настолько обширны и здания стоят столь тесно, что добраться до домов, расположенных в центре квартала, воз­можно только тупиковыми переулками, Жилые здания в основном однотипны... (рис. 5.3). Внутренний двор, соединенный с улицей коридором, окружен жилыми помещениями с лестницей, ведущей на второй этаж, – таков преобладающий характер построек самой различной величины и достаточно разнообразных форм (рис. 5.4, а). Среди жилых домов разбросаны строения меньшего размера, несомненно, лавки. Простейшая из них со­стоит всего из двух помещений; к улице об­ращено некое подобие торговой палатки, подчас с открытым фасадом, а за ним – длинное складское помещение.

 

 

 

Рис. 5.2. План города Ура (III тыс. до н. э.):

1 – телль (естественный или искусственный холм; на вершине – административные и культовые постройки), Э-теменанки (зиккурат бога Нанны); 2 – Гипар (святилище богини Нингали; 10-12 – жилые кварталы; 13 – Дорога процессий; 17, 18 – морская и речная гавани; 21 – городская стена, Южные ворота; 22 – священные сады (энтум);

 

Стены всех построек сложены из кирпича; в нижних рядах кладки кирпич обожженный, выше – сырец. Снаружи стены оштукатурены и побелены. Улицы не были мощеными, их покрывала утрамбованная глина, В дождливую погоду она превращалась в непролазную грязь. Да и ширина улиц была такой, что по ним не смог бы проехать колесный экипаж.... (рис. 5.4, б). В городе грузы переносили люди или вьючные ослы... По сути дела, Ур был типичным городом Востока. Правда, нечистоты не выливались здесь прямо на улицы, а вытекали в открытые каналы вдоль дорог, однако сухой мусор из домов выметали и выбрасывали под ноги прохожим...» [17, С. 35].

 

Рис. 5.3. План домов семьи Эйанацира в г. Уре (по Л. Вулли)

 

а б

 

Рис. 5.4. a – Двор с галереей по ул. Веселой, 3 в г. Уре;

б – «Складская улица» в г. Уре (реконструкции Леонарда Вулли)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...