Особенности монументально-декоративного искусства стран Двуречья
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Искусство стран Двуречья представлено несколькими жанрами – настенная роспись, орнамент, рельеф, круглая скульптура. Настенная живопись IV-III тысячелетий до н. э. пользовалась двумя канонами в изображении человеческих фигур – геральдической (зеркальной) и линейной (построчной, трансляционной) композициями. Геральдическая симметрия была применена в храме Нинхурсаг в Убайде (III тыс. до н. э.). Суть этой композиции заключается в том, что в ней четко прослеживается вертикальная ось, левая половина изображения почти в точности повторяет очертания правой половины: «Все в мире имеет свою противоположность – день и ночь, жизнь и смерть, добро и зло…». Линейная симметрия (храм Капары в Телль-эль-Халафе, I тыс. до н. э.) – тема «шествия» чередой повторяющихся однотипных фигур (людей, зверей, птиц): «Мир полон ритма и чередования, подобно неизбежно бегущему Времени…».
Примером абстрактного орнамента может служить декоративное оформление «Красного Здания» в городе Уруке (конец IV тыс. до н. э.). На поверхности cтен гладкие выступы-лопатки чередовались с отступами-нишами, украшенными цветной мозаикой. Эта мозаика состоит из «шляпок» глиняных, но обожженных конусов («гвоздей») длиной 9 см и диаметром 1,5 см. Цветные шляпки конусов были покрыты белой, красной или черной краской. Они образовывали вечную мозаику, воспроизводящую привычные тогда узоры традиционных тростниковых циновок в виде чередующихся разноцветных треугольников, ромбов, зигзагов, волнистых линий и прочих фигур (рис. 5.17).
Рельефы и круглая скульптура Двуречья представлены многочисленными предметами из царских захоронений, статуэтками ушебти («ответчиков»), декоративными масками, украшавшими фасады зданий, колоннами в форме человеческих и звериных фигур (Митанни, I тыс. до н. э.). Отличительной особенностью скульптуры Двуречья являются огромные глазницы, инкрустированные белой эмалью (белки глаз) и черно-синими драгоценными камнями (зрачки). Глаз был лишен радужной оболочки, поэтому вызывает тревожные ассоциации с «демонизмом». По мнению шумерских и аккадских скульпторов, такая форма глаз олицетворяла мудрость, всевидение и проницательность. Руки месопотамских статуй были тесно прижаты к туловищу – сложены на груди или на коленях. Позы фигур были стандартно статичны, лишены движения, хотя лица полны внутренней экспрессии (рис. 5.18).
Во внутренней росписи храма в Укайре изображены фигуры, как бы идущие по низу стен к алтарю. Алтарь же представляет собой миниатюрную копию самого храма; роспись алтаря изображает белые и желтые выступы, а на западающих филенках показан мозаичный узор. Поверху проходит плоский фриз – точно так, как на платформе самого храма. Как в росписи алтаря, так и в самых мозаиках платформы сочетаются черный, красный, желтый и белый цвета. Храм в Укайре дает, таким образом, наглядное представление о декоративном убранстве монументальных зданий в конце IV тысячелетия до н. э. Хорошие фрагменты такого декора сохранились в Уруке. В сооружении, расположенном между двумя храмами, мозаикой покрыты как округлые столбы на возвышении в глубине большого парадного двора, так и полустолбы по его сторонам. Можно думать, что это было общественное сооружение с двором для народных собраний и с возвышением для совета. В искусстве стран Двуречья постепенно был наработан особый «банк образов» и религиозных символов, которые в дальнейшем легли в основу искусства Ассирии, Нового Вавилона, Мидии, ахеменидского Ирана и других стран Древнего Востока.
Рис. 5.17. Фрагмент орнаментальных узоров на поверхности «Красного здания» в Уруке (конец IV тыс. до н. э.)
Рис. 5.18. Статуэтки ушебти (адорантов, «ответчиков»)
Архитектура Месопотамии и сопредельных с нею горных стран, развиваясь на протяжении более трех тысячелетий, сохраняя вместе с тем свои основные черты. В долине они складывались в обстановке непрерывных войн, которые издавна велись то за политическое преобладание, то для защиты от воинственных соседей, то из-за внутренней борьбы – племенной и социальной. Весь строй жизни был проникнут началами силы и порабощения, утверждавшимися и охранявшимися религией, идеями порабощения эксплуатируемых классов, покоренных племен, соперничавших между собой городов-государств и соседних стран. Еще шумеро-аккадцами была создана эта идеология и ее политические формулы, переросшие в идею мирового господства у вавилонян, хеттов, урартов, ассирийцев и персов. Благодаря беспрерывным войнам очень высокого уровня достигла техника фортификационных сооружений. Ведущая роль крепостного строительства во многом определила формы всей архитектуры Передней Азии. Не только цитадели и дворцы правителей, но и храмовые участки обносились мощными стенами с выступающими бастионами и башнями. Даже обычные жилые дома часто увенчивались зубцами с бойницами, от которых идет любимый декоративный мотив Передней Азии. Входы имели вид узких проходов с ловушками, характерными для крепостного строительства. Из природных условий на архитектуре Месопотамии больше всего отразились очень жаркий климат и недостаток или даже отсутствие дерева и камня. Стремлением защититься от нестерпимого зноя продиктованы и замкнутая композиция усадеб с ориентированными на север или северо-восток жилыми комнатами, колоссальная толщина почти глухих стен, и толстый глиняный ковер кровли. Из-за недостатка дерева и камня универсальным строительным материалом в Месопотамии была глина. Наряду с наиболее распространенными видами глиняных материалов –битой глиной и высушенным на солнце кирпичом – с раннего времени применялся обожженный кирпич для облицовок стен и тротуаров, фасонный – для сооружения столбов; керамические узорные плиты – для полов, керамические трубы – для водопровода и канализации, керамические «гвозди» – для крепления к сырцовой стене циновок и для ее декорирования и т.д. Недостаток строевого леса для балочных перекрытий натолкнул месопотамских строителей на создание еще в доисторическую эпоху тростниковых, обмазанных глиной, как бы сводчатых и купольных по форме хижин; затем по их образцу были созданы также и капитальные своды, ложные и клинчатые. С развитием торговли и с завоеваниями, раздвинувшими границы до горных областей, когда в Месопотамии появился привозной лес и с ним – балочный накат для значительных пролетов, клинчатые арки и свод тоже продолжали применяться достаточно часто.
Следует отметить высокое благоустройство месопотамских городов; их планировку, учитывающую рельеф, инсоляцию и господствующие ветры; развитие водопроводных и канализационных сооружений; искусное мощение улиц. Все это перешло затем в эллинистическую эпоху к грекам и повлияло позднее на градостроительство римлян. Однако это относится к кварталам богачей; бедняки жили в крайней скученности, запертые в отведенные для них кварталы. Священный участок с храмами и зиккуратом был неизменно ведущим типом монументальной архитектуры в Двуречье. Зиккураты строились под его влиянием также в Ассирии и других сопредельных странах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. – М.: ОГИЗ, 1948 – 588 с. 2. Авдиев В.И. Раскопки в Мари. // Вестник древней истории (ВДИ), 1938, № 2 – С. 158-169. 3. Анисимов А.М., Гумилев Л.Н. и др. Искусство стран Востока. – М.: Просвещение, 1986 – 303 с. 4. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. – М.: Искусство, 1976 – 375 с. 5. Белицкий М. Забытый мир шумеров.: Пер. с польск. – М.: Наука, 1980 – 397 с., ил. 6. Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. – М.: Вече, 2000 – 432 с. 7. Березкин Ю.Е. Голос дьявола среди снегов и джунглей: История древней религии.– Л.: Лениздат, 1987 – 172 с. 8. Блаватский В.Д. Архитектура древнего мира. – М.: Изд. Всес. Академии архитектуры, 1939 – 164 с.
9. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Доклассовое общество, восточные деспотии., Т. 1 – М.-Л.: Академия, 1937 – 442 с., ил. 10. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства, в 2-х т., Т. 1. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. – Изд. 2-е – М.: Стройиздат, 1979 – 495 с. 11. Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество): Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История». – Изд. 2-е., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1988 – 416 с. – Указатель терминов и названий: С. 408-415. 12. Володомонов Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. – Изд. 2-е – М.: Наука, 1987 – 80 с. 13. Всемирная история, в 10 т., Т. 1. / Под ред. Ю.П. Францова и др. – М.: Госполитиздат, 1955 – 747 с. 14. Всеобщая история архитектуры (ВИА): Учебное пособие в 2-х т., Т. 1 / Под ред. Б.П. Михайлова – М.: Госстройиздат, 1958 – С. 13-24. 15. Всеобщая история архитектуры (ВИА), в 12 т., Т.1 / Под ред. О.Х. Халпахчьяна и др. – М.: Стройиздат, 1970 – С. 196-205. 16. Вулли Л. Забытое царство: Пер. с англ. – М.: Наука, 1986 – 168 с., ил. 17. Вулли Л. Ур халдеев: Пер. с англ. – М.: Изд. вост. лит., 1961 – 255 с., ил. 18. Гомбрих Э. История искусства: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1998 – 688 с. 19. Горбовский А.А. Загадки древнейшей истории: Книга гипотез. – 2-е изд. – М.: Знание, 1971. – 80 с., ил. 20. Губарева М.В., Низовский А.Ю. Сто великих храма мира. – М.: Вече, 2000. – 512 с., ил. 21. Гуляев В.И. В стране первых цивилизаций? // Знак вопроса, 2002, № 2. – М.: Знание, 2002 – С. 3-50 22. Гуляев В.И. В стране первых цивилизаций? // Знак вопроса, 2002, № 3 – М.: Знание, 2002 – С. 3-53 23. Донини А. Люди, идолы и боги. Очерк истории религии: Пер. с итал. – М.: Госполитиздат, 1962 – 320 с. 24. Древние цивилизации. / Под ред. Г.М. Бонгардт-Левина. – М.: Мысль, 1989 – 479 с. 25. Древний Восток: Книга для чтения. / Под ред. В.В. Струве – Изд. 3-е – М.: Просвещение, 1958 – 238 с. 26. Древний Восток. / Сост. М.В. Воскобойников. – СПб.: Реслекс, 1998. – 463 с., ил. 27. Дубровская О.Н. Древние религии мира. / О. Дубровская. – М.: РИПОЛ Классик, 2003. – 445 с., ил. 28. Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья. Шумер. – М.: Изд. вост. лит., 1959 – 300 с. 29. Дьяконов И.М. Люди города Ура. – М.: Наука, 1990 – 429 с., ил. 30. Емельянов, Владимир Владимирович. Ритуал в древней Месопотамии. / В.В. Емельянов. – СПб.: Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2003. – 317 с., ил. 31. Искусство стран Востока. / Под ред. Р.С. Васильевского. – М.: Просвещение, 1986 – 303 с. 32. История искусства зарубежных стран (первобытное общество, Древний Восток, античность). / Под ред. М.В. Доброклонского – М.: Изобразительное искусство, 1979 – 407 с.
33. Керам К. Боги, гробницы, ученые. Роман археологии: Пер. с нем. – М.: Наука, 1986 – 255 с. 34. Кинжалов Р.В. Шесть дней древнего мира: Этнографические очерки. – Л.: Лениздат, 1989 – 189 с. 35. Кондратьев, Александр Михайлович. Великий Потоп. Мифы и реальность. – 2-е изд. – Л.: Гидрометеоиздат, 1984. – 151 с., ил. 36. Косидовский З. Когда Солнце было богом: Пер. с польск. – Изд. 2-е – М.: Наука, 1991 – 234 с. 37. Космические легенды Востока: Древние легенды. Современные легенды. / Авт.-сост. С.В. Стульгинскис. – 6-е изд., стен. – С.: Сфера, 2002. – 272 с., ил. 38. Крамер С.Н. История начинается в Шумере: Пер. с англ. – Изд. 2-е – М.: Наука, 1991 – 235 с., ил. 39. Ларичев В.Е. Сотворение Вселенной. Солнце, Луна и Небесный дракон. – Новосибирск: ВО «Наука», 1993 – 288 с. 40. Липин Л., Белов А. Глиняные книги (научная редакция и предисловие академика В.В. Струве). – Л.: Госиздат, 1956. – 350 с. 41. Ллойд, Сетон. Археология Месопотамии (От древнекаменного века до персидского завоевания): Пер. с англ. Я.В. Василькова и И.С. Клочкова. Послесловие Н.Я. Мерперт. – М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1984. – 280 с., ил. 42. Ллойд С. Реки-близнецы. – М.: Наука, 1972. – 239 с., ил. (АН СССР, Институт востоковедения). – библиогр.: С. 238. 43. Лосева Н.М. Искусство древней Месопотамии: Очерки – М.: Изд. ГМИИ. им. А.С.Пушкина, 1946 – 94 с., ил. 44. Льюис Джеймс Р. Энциклопедия астрологии: Пер. с англ. М.П. Смирновой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 463 с., ил. 45. Любимов Л.Д. Искусство древнего мира: Книга для чтения. – Изд. 2-е – М.: Просвещение, 1980 – 320 с. 46. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. / Под ред. И.С. Кацнельсона – М.: Искусство, 1976. – 375 с. 47. Маркина, Наталья Юрьевна. Интерпретация астрологической символики. / Высшая школа астрологии. – М.: Центр астрологических исследований, 1996. – 166 с., ил. 48. Матвеев К.П., Сазонов А.А. Земля древнего Двуречья: История, мифы, легенды, находки и открытия. – М.: Молодая гвардия, 1986 – 160 с., ил. 49. Матвеев К.П., Сазонов А.А. Когда заговорила клинопись. – М.: Молодая гвардия, 1979. – 128 с., ил. 50. Никольский Н.М. Культура древней Вавилонии. – Минск: Изд. АН БССР, 1959 – 183 с., ил. 51. Оппенхейм А.Лео. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации: Пер. с англ. – Изд. 2-е – М.: Наука, 1990 – 319 с. (АН СССР, Институт востоковедения). 52. Парель Ю.Г. Развитие представлений о Вселенной. – Изд. 2-е – М.: Госиздат, 1962 – 391 с. 53. Поляков Е.Н. Отражение астрономической культовой символики в архитектуре зиккуратов. – Томск, 1991 – Деп. во ВНИИТАГ Госстроя СССР, № 868 – 16 с. 54. Поляков Е.Н., Шашков А.П. Месопотамские зиккураты в роли лунных обсерваторий. – Мат. LIII НТК НГАС – Новосибирск, 1996 – С. 53-55. 55. Поляков Е.Н., Вышегородцев Д.Е. Небесная символика в градостроительстве Двуречья. – Мат. LIII НТК НГАС – Новосибирск, 1996 – С. 71-73 56. Поляков Е.Н. Становление космологических представлений об окружающем мире, первые модели Вселенной // Вестник Томского ГАСУ, 1999, № 1 – С. 46-59, библиогр. 8. 57. Поляков Е.Н. Отображение культа божественных ветров в античной архитектуре. // Известия вузов. Строительство, 2003, № 3 – С. 104-109, библиогр. 10. 58. Поляков Е.Н. Становление научных представлений о строении Вселенной. Древнейшие астрономические обсерватории. // Вестник ТГАСУ, 2003, № 1 – С. 66-81, библиогр. 24. 59. Поляков Е.Н. Время и Пространство в символике ступенчатых пирамид. // Известия вузов. Строительство, 2004, № 2 – С. 107-114, библиогр. 15. 60. Религии Древнего Востока. / РАН, Институт востоковедения; отв. редакторы Г.М. Бонгардт-Левин, А.Н. Мещеряков. – М.: Изд. Фирма «Восточная литература» РАН, 1995. – 342 с., ил. 61. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды: Учебник для вузов. – М.: Стройиздат, 1984 – 376 с. 62. Сокровища Ирака. Древнее Двуречье: Каталог выставки. – М.: Советсвкий художник, 1968. – 59 с., ил. 63. Страбон. География в 17 книгах. / Пер. Г.А. Стратановского – М.: Наука, 1964. – 941 с. 64. Струве В.В. Государство Лагаш. – М.: Издательство восточной литературы, 1961. – 104 с., ил. 65. Струве В.В. История Древнего Востока. – Изд. 2-е – М.: Госполитиздат, 1941. – 484 с. 66. Стульгинскис С.А. Космические легенды Востока: Древние легенды. Современные легенды. – М.: Изд. «Сфера», 1992. – 208 с. 67. Типы традиционного сельского жилища народов Юго-Западной и Южной Азии. / Под ред. Н.Н. Чебоксарова и др. – М.: Наука, 1981 – С. 68-69. 68. Тураев Б.А. Древний Восток: Сборник статей. – Т. 2 – М.: Наука, 1980. – 216 с. 69. Тюменев А.Н. Государственное устройство древнего Шумера. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. – 519 с. 70. Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. – Л.-М.: Искусство, 1958 – 297 с., ил. 71. Флиттнер Н.Д. На берегах Евфрата и Тигра. – Л.: 1938 – 164 с. 72. Херрман, Дитер. Открыватели неба: Пер. с нем. К.Б. Шингаревой, А.А. Конопихина. – М.: Мир, 1981. – 231 c. 73. Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие в 2-х частях, Ч. 1. / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона и др. – М.: Высшая школа, 1980 – 328 с. 74. Церен Э. Библейские холмы: Пер. с нем. – М.: Правда, 1986 – 480 с. 75. Церен Э. Лунный бог: Пер. с нем. – М.: Наука, 1976 – 381 с., ил. 76. Чайлд Г. Древнейший Восток в свете новых раскопок: Пер. с англ. – М.: Изд-во иностр. лит., 1956. – 383 с., ил. 77. Шуази, Огюст. История архитектуры, в 2-х томах: Пер. с франц. – 4-е изд. – М.: Издательство В. Шевчук, 2005. – Том 1 – 592 с. 78. Шумер: города Эдема: Пер. с англ. – М.: ТЕРРА, 1997 – 168 с. 79. Элфорд, Алош Ф. Когда боги спустились с небес: Пер. с англ. Е.Б. Махиянова. – М.: Вече, 2008. – 493 с., ил. 80. Якобсен, Торкильд. Сокровища тьмы: История месопотамской религии: Пер. с англ. – М.: Изд. Фирма «Восточная литература» РАН, 1995. – 291 с, ил. 81. Becker, Gerhold. Die Ursymbole in den Religionen. / Gerhold Becker. – Gras ets: Styria, 1987. – 353 c., ил. 82. Bottero, Jean. Mesopotamie: l` Egriture, la raison et les dieux. – Paris: Gallimard, 1987. – 373 c. ил. 83. Braun-Holzinger, Eva Andrea. Mesopotamische weihgaben der frǘhdynastiseyen bis altbabylonishen Zeit. – Heidelberg: Heidelberger Orientvert, 1991. – 408 c., ил. (Жертвоприношения богам в религии древней Месопотамии). 84. Champdor A. Babylone et Mesopotamie. – Paris: Guillot, 1953 – 162 p., avec. Ill., 8 f.- ill. en cont. 85. Champdor A. Kunst Mesopotamien – Leipzig: Buch und Kunst-verl., 1964 – 46 s., 158 s., ill. 86. Corsio, Karl Heinz Joseph. Der Tempel im alten Mesopotamien und seine Parallelen in Indien: Eine religionsh Studie. – Bonn, 1981. – 386 c., ил. 87. Delaporte L. La Mesopotamie. Les civilizations babylonienne et assyrienne. – Paris: 1923 – 420 p. 88. Downey S.B. Mesopotamian religious architecture: Alexander through the Parthians – Princeton, New Jersey: 1988 – 197 p., il., plans. 89. Falkenstein A., Soden W.V. Sumerische und akkadische Hymnen und Gebete. – Zurich / Stuttgart, 1953. 90. Gadd G. History and monuments of Ur. – London: 1930 – 269 p. 91. Heinrich, Ernst. Von der Entstehung der Zikkurate. – Vorderasiatische Archäologie. Studien und Aufsätze, Anton Moortgat zum fünfundsechzigstein Geburtstang gewidmet. – Berlin: 1964 – s. 113-125. 92. Heinrich, Ernst. Die Tempel und Heiligtumer im alten Mesopotamien: Typologie, Morphologie und Geschiohte. – Berlin: Dr. Grufter, 1982. – 34 c. [Археологические исследования храмов и святилищ Месопотамии. Типология, морфология и история]. 93. King L.W. A history of Sumer and Akkad. An account of the early races of Babilonia from prehistoric times to the foundation of the Babilonian monarchy. – London: 1916 – 380 p. 94. Kramer S.N. L`Histoire commence a Sumer. Avent-propos de Jean Botero. // Cherge de recherches au CNRS – Paris, Arthaud, 1957 – 315 p. 95. Lenzen H.J. Die Entwicklung der Zikkurat. – Leipzig: 1941. 96. Lenzen H.J. Gedanken über die Enstehung der Zikurrat. // Iranica Antiqua, 1966, № 6 – s. 25-33. 97. Lenzen H.J. Mesopotamische Tempelanlagen von der Frühzeit bis zum zweiten Jahrtausend. // Zeitschrift für Assyriologie, 1951, № 51 – s. 1-36. 98. Lloyd S. Mesopotamia. Excavations on Sumerian Sities by Seton Lloyd. – London: Dickson, 1936 – 198 p. 99. Lloyd S. Ruined cities of Iraq. – 2-d. ed. – London: Oxford University Press, 1943 – 78 p., 14 л. ил., планы. 100. Lloyd S., Muller H.W., Martin R. Ancient architecture: Mesopotamia, Egypt, Crete, Greece. – New York, Harry N. Abrams, 1974 – 415 p., 525 ill., 179 diagr. (History of World Architecture). 101. Mackay E. A Sumerian palace and the «A» cemetery at Kish, Mesopotamia, Part – Chicago: Lauder, 1929 – 215 с., 42 l. ill. 102. Oppenheim M. Der Tell Halaf. Eine neue Kultur im aeltesten Mesopotamien. – Leipzig: 1931 – 275 s. 103. Sachs A. Babylonian observational astronomy. // The Place of Astronomy in the Ancient World. – Oxford University Press, 1974 – p. 53-60. 104. Weadock P.N. The Gipar at Ur. / Iraq, № 37 – p. 101-128. 105. Woolley L. The Excavations at Ur. // The Antiquaries Journal, IV, 1926. – p. 365-400 106. Woolley L. Ur of the Chaldees. – London: 1930 – 210 p. 107. Woolley L. Ur Excavations, V. Ziggurat and its Surrounding. – London: 1939.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Саманный кирпич (араб. адоба) – строительный материал, который до сих пор изготавливается вручную. В деревянной форме замешивается глина с водой и резаной соломой; полученная смесь высушивается на солнце. Сегодня её делают из смеси глины, воды и вяжущего вещества (например, 2-3 % цемента), которая сильно уплотняется с помощью механических прессов. Это значительно ускоряет процесс изготовления сырцовых кирпичей и повышает их прочность. Существует еще один способ строительства из глины. Смесь глины, резаной соломы и воды закладывается в съемную деревянную опалубку шириной более 40 см и утрамбовывается. Ручную деревянную трамбовку нередко заменяют пневматической. В каких древних цивилизациях применялись подобные способы строительства? Как выглядели здания и сооружения, построенные такими методами?
2. Одним из пяти пунктов «теории жилья», разработанной в 1926 году французским архитектором Ле Корбюзье, является устройство зеленых насаждений на плоских кровлях. Подсчитайте, сколько веков исполнилось этому пункту к тому времени, когда он, наконец, получил свое «теоретическое обоснование» в современной архитектуре.
3. Внешний облик месопотамских храмов, как и их долговечность, во многом определялся строительным материалом. В стране не было ни строительного леса, ни хорошего камня. Даже топлива для обжига кирпичей не хватало. Все постройки – и дома простых горожан, и дворцы, и храмы, и крепостные стены – возводились из крупных глиняных блоков и из сырцового (т. е. не обожженного, а высушенного на солнце) кирпича. Обожженным кирпичом обычно облицовывали только нижнюю часть храмовых и дворцовых стен. Непрочный и тяжелый материал ограничивал возможности строителей. Месопотамская архитектура отличалась глухими массивными стенами, скупостью простых прямоугольных форм и тяжеловесностью. Стены высоких сооружений приходилось делать очень толстыми, но тогда под их тяжестью скоро начинал проседать не слишком прочный и к тому же подтачиваемый влагой фундамент. Обычно дом, если за ним хорошо смотрели, мог простоять лет 30-50, храм или дворец – 100-150 лет. После этого строение настолько ветшало, что проще было его обрушить, утрамбовать площадку и выстроить на ней новое здание, чем без конца то здесь, то там ремонтировать и укреплять подпорками старое. Некоторые храмы в Эреду и Уруке восстанавливались таким образом раз по двадцать. Самые древние святилища относились еще к IV тыс. до н. э., а последний раз храмы обновлялись в 3 веке до н. э., при потомках Селевка Никатора. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Кто из этой троицы не был «другом» месопотамских зодчих? Каким образом они нейтрализовали его отрицательное влияние? 4. «По мнению большинства исследователей, первобытные люди выделили в природе лишь три цвета: белый, черный и красный (желтый приравнивался к белому или красному). Разумеется, это не значит, что наши предки были дальтониками и не видели других цветов. Однако сине-зеленая часть спектра не имела значения, не выделялась…. Возможно, что именно распространенность синего и зеленого цветов в природе (небо, листья) мешала первобытному человеку заострить на них внимание. В то же время все легкодоступные красители (мел, охра, уголь) дают бело-красно-черную гамму…» [7, С. 23-24]. Согласны ли Вы с этим утверждением? Если да, то приведите аргументы в его пользу! Если нет, то также аргументированно опровергните его. 5. В Испании считали, что дьявол требует жертвы за оказанную при постройке моста помощь. Поэтому живое существо, первым вступившее на мост, должно было погибнуть. Обычно это была черная кошка, которую суеверные строители прогоняли под арками нового моста. В сказках многих европейских народов можно встретить различные вариации легенды о женщинах, замурованных в стены построек. При реконструкции Блэкфриерского моста в Лондоне были обнаружены человеческие кости. В чем заключается причина всех этих обрядов? Имели ли они место в государствах Двуречья?
6. Немецкий астроном Д. Херрман установил интересную закономерность в древневавилонском календаре: «Звезды располагались по трем «зонам»: Энлиль, Ану, Эа. Точное исследование положения различных зон показало, что в качестве линии, относительно которой определялось это положение, вавилоняне использовали небесный экватор. Принималось, что Солнце весной и осенью находится в зоне Ану (между 30° с.ш. и 30° ю.ш.), летом – в зоне Энлиля (севернее 30° с.ш.), зимой же – в зоне Эа (южнее 30° ю.ш.)…» [72, С. 21]. Информация к размышлению: год в странах Двуречья и Вавилоне начинался весной (месяц Нисану, март-апрель). Какое культовое сооружение Двуречья выполнено по принципу трехчастного календаря? Какого цвета были три «зоны»?
7. Миф «Энки и мироздание» [38, С.107-108].
«О Шумер, Великая Гора, страна вселенной! В сиянии невыносимом от восхода и до заката солнца, та, что Сути даёт всем народам!…» (С.107)
О Шумера дом!… Твои домы святые пусть рукой до небес достанут! Пусть Ануннаки в их глуби решают судьбы!…» (С.107)
«Град, кому судьбу решил Энки, Ура святыня, к небу да воздымешь шею!…» (С.108)
О каких «святых домах» здесь идет речь? Как назывались подобные сооружения?
8. «Для меня, кого Энлиль молодой избрал для Шумера,… «Гору обрядов святых» воистину пусть построят, самшитом великолепно отделают, да возведут пестроцветно «рога сиянья» подобно блеску солнца-Уту, когда он из опочивальни своей восходит! Да разукрасят подобно звездам его пороги благими знаками-каменьями!…» [38, С. 37-38]. О каких «рогах сиянья» здесь идет речь? 9. По древнейшим представлениям египтян, загробный мир находится на небе, и души умерших вселяются в звезды. Серебряная лодка бога Тота (Луна) перевозит души умерших через ночное небо в потусторонний мир – за горизонт. Приведем сценарий обряда, ежедневно совершаемого фараонами Древнего царства: «Вот двери молельни открылись. В глубине ее на широком пьедестале – две небольшие каменные ладьи. В одной из них, обращенной носом на восток, стоит золотая статуя Гора с головой сокола – божества Солнца. Фараон своими руками переносит ее на вторую ладью – дневную, направленную носом на запад. Гор может совершать свой дневной путь по небу. Теперь, когда обряд совершен, сам фараон и все его приближенные могут быть уверены: день наступит! И действительно, ослепительный диск Солнца появляется над горизонтом. Живой бог (фараон) помог своему небесному отцу, и тот явил на небе свой лик…» [34, С. 30]. Около стены гробницы царя А-бар-ги в городе Уре также были обнаружены модели двух лодок. Одна, медная, была совершенно разрушена временем. Другая, серебряная, примерно 60 см длиной, хорошо сохранилась. Нос и корма этой лодки подняты вверх, отчего она напоминает серп Луны. На таких лодках умершие – царь и его придворные – отправлялись на тот свет. Лодки мертвых распространены на всем протяжении от Северной Европы до Африки и от Средиземного моря до Тихого океана. Это копии лунного серпа, который плывет по небесному океану на восток, навстречу Солнцу. Там, в сверкающей стране Солнца, исчезает небесная ладья, там находится иной мир. Нашел ли мотив священной лодки применение в архитектуре древнего мира?
10. «Убрав тысячи тонн песка и щебня, экспедиция открыла фундаменты и разрушенные стены огромной пирамиды, которая называлась зиккуратом, или «храмом бога». Тщательные измерения позволили реконструировать внешний вид сооружения почти во всех деталях. Оно поднималось тремя ярусами террас, сужаясь кверху. На усеченной вершине стоял храм, к которому вели три ряда крутых лестниц: каждая из них насчитывала по 100 ступеней. Пирамида была сложена из огромного количества необожженных кирпичей, а снаружи облицована кирпичами, закаленными на огне…» [36, С.45]. «Следы краски на кирпичах помогли археологам установить дополнительные подробности: два нижних этажа были выкрашены в черный цвет, третий – самый высокий – в красный; храм, находящийся на вершине, сверкал синей глазурью, а купол – позолотой. Цвета служили не только декоративным целям, но были также связаны с представлениями шумеров о строении Вселенной. Черный цвет символизировал подземное царство, красный – землю, а голубой – небо и солнце…. Каким же прекрасным, наверное, было величественное сооружение зиккурата! Вознесшаяся до небес башня играла на солнце богатой гаммой цветов: чернотой и пурпуром – этажи фасада, изумрудной зеленью – висячие сады, лазурью и золотом – храм, который где-то там, на головокружительной высоте, горел на солнце, как нечто сказочное и неземное…» [36, C.48]. Польский писатель говорит о зиккурате Нанны – бога Луны из города Ура. Однако не слишком ли мрачно выглядит это сооружение? Можно было видеть на его ярусах «висячие сады»? Для сравнения приведем любопытную цитату: «Ярусы были, вероятно, черного, красного и белого цвета (осмоленный, из обожженного кирпича и беленый); что их уступы, как иногда предполагалось исследователями, были озеленены, маловероятно…» [29, С. 53]. Кроме того, согласно Н.И. Брунову, высота ярусов этого сооружения была 9,75 м – 2,5 м – 2,3 м – 4, 0 м (храм) [9, C. 148]. То есть третий ярус не был «самым высоким». Так кто же прав?
11. По мнению Вальтера Андрэ, классический переднеазиатский храм включал две части. Главный храм стоял на вершине зиккурата. Второй, «храм представления», стоял у подножия ступенчатой пирамиды. Верхний храм служил обиталищем бога, где тот пребывает, прежде чем спуститься в нижний храм и воплотиться здесь в свое культовое изображение. Величественная центральная лестница зиккурата служила именно для сошествия божества из верхнего храма в нижний. Таким образом, зиккурат оказывается связующим звеном между небом и землей. Эта версия заслуживает внимания, поскольку многие зиккураты Месопотамии имели названия, прямо указывающие на их связующую роль – «Дом основания небес и земли» (Вавилон), «Связь небес и земли» (Ларса), «Дом, где находится место пребывания небес и земли» (Дильбат). Другие же наименования больше подчеркивали сходство сооружения с горой – «Дом-гора» (Ниппур), «Дом, являющийся лестницей на гору» (Казаллу). Правдоподобными ли Вам кажутся эти толкования? Что Вы думаете о функциональном назначении зиккуратов? В качестве «подсказки» можно привести следующий фрагмент из романа Болеслава Пруса «Фараон»):
«– Что вас, жрецов, привлекает в астрономии? – Мы изучаем положение и движение звезд. – А какая от этого польза? – Мы оказали Египту немалые услуги. Мы указываем направление, в котором надо строить здание и рыть каналы. Без помощи нашей науки морские корабли не могли бы удаляться от берегов. Мы, наконец, составляем календарь и определяем сроки предстоящих небесных явлений… Но Рамзес, не слушая его, повернулся и ушел. «Как можно, – думал он, – строить храмы для такой детской забавы и еще делать какие-то чертежи на золотых досках? Святые мужи не знают, что и придумать от безделья…» Прав ли молодой фараон? Как выглядели древнейшие астрономические обсерватории?
12. «Обмеры позволили установить отклонения и неправильности, свойственные формам сооружения, которых археологи первоначально не могли объяснить. Стены отдельных ярусов (зиккурата) были не вертикальными, а несколько скошенными, подобно средневековым крепостным стенам. Более того, они не образовывали прямых линий, а выгибались горизонтальной дугой к центру. Рисуночная реконструкция пирамиды прояснила смысл этих таинственных погрешностей. Сооружение, состоящее из прямоугольных, этажами поставленных друг на друга шестигранников, создавало бы впечатление громадной и бездушной глыбы. По наклонным и вогнутым плоскостям облицовки взгляд зрителя мог свободно скользить к вершине, чтобы остановиться на храме – главном архитектурном и логическом центре всего сооружения. Стало совершенно ясно, что шумерские архитекторы были не только замечательными строителями, но и чуткими художниками, которые хорошо знали тайны композиции грандиозных сооружений. С достойным восхищения мастерством они сумели соединить в них монументальную силу с легкостью и гармонией…» [23, С. 45-48]. На фресках Ассирии и Урарту можно встретить изображения квадратов с вогнутыми сторонами, напоминающих бубновые тузы. Острые углы этих квадратов нацелены на точки восходов и заходов «высокой» и «низкой» Луны. Как Вы думаете, нет ли тут взаимосвязи между этой священной фигурой и планом зиккурата?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|