Архитектура культовых сооружений. Храмы и зиккураты Ассирии
Строительство культовых сооружений в Ассирии, в отличие от Египта или стран Двуречья, не получило широкого развития. Отличительной особенностью храмов Ассирии было асимметричное решение святилища. Человек, допущенный в храм, мог лицезреть статую бога, пройдя вперед и повернувшись затем на 90 градусов. Статуя бога нередко завешивалась легкой прозрачной тканью (кисвой). Жреческие функции в государстве нередко исполнял сам царь или назначаемые им чиновники. Древнейшие храмы на территории Ассирии представляли небольшие компактные здания то с продольно расположенной целлой, то с входом в продольной стене, но не по ее оси. Позже планировка храма усложняется аналогично тому, как это произошло на юге (храм Сина в Хафаджи). Уже в период первого возвышения Ассирии обязательными частями храма стали святилище, огороженный стеной двор и зиккурат (многоступенчатая башня). Иногда храм выполнялся двойным, посвященным сразу двум божествам. Примером может служить двойной храм Ану (бог неба) и Ада да (бог дождя, грома и молнии), построенный в Ашшуре на рубеже XII и XI вв. до н. э. (рис. 6.8). Этот храм стоял на высокой платформе. В глубине вытянутого в ширину двора (50×29 м) были расположены два объединенных, почти одинаковых по площади святилища. Вход в каждое из них обрамлялся парой башен. Вход вел в узкий, вытянутый в поперечном направлении, зал. По всей видимости, это помещение предназначалось для молящихся. Перед ним располагалось святилище, вытянутое в уже в продольном направлении. Святилище заканчивалось глубокой нишей, в которой могло находиться изображение бога. С боков к храму примыкало два одинаковых по размерам зиккурата. (рис. 6.9).
В VIII-VII веках до н. э. зиккураты Ассирии стали семиступенчатыми. Как и в странах Двуречья, они использовались жрецами для наблюдений за небом и составления гороскопов. Наиболее известен семиступенчатый зиккурат дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. Его высота достигала 43 метров (рис. 6.9, рис. 6.10). Семь ярусов этого зиккурата, по мнению многих ученых, соответствовали семи главным астральным божествам Ассирии – Солнцу, Луне и пяти планетам, видимым невооруженным глазом (рис. 6.11).
Рис. 6.8. Двойной храм Анну и Адада в г.Ашшуре. Общий вид (реконструкция)
Рис. 6.9. Двойной храм Анну и Адада в Ашшуре (XII в. до н. э.). Внутренний двор
Рис. 6.9. Семиярусный зиккурат в структуре дворцового комплекса Саргона II в Дур-Шаррукине (712-707 гг. до н. э.)
а б
Рис. 6.10. Реконструкции зиккурата в Дур-Шаррукине: а – по Э. Кленгель-Брандт; б – по В. Пласу
Поклонение этим небесным божествам в истории религий именуется саббеизмом или астральными культами. В чередовании ярусов ассирийского зиккурата, по-видимому, была представлена одна из древнейших геоцентрических моделей вселенной либо монументальный лунный календарь (7 ярусов × 4 стороны = 28 дней). Ведь, как известно, лунный месяц включает четыре лунных фазы или 28 дней (исключения случаются лишь в високосные годы). Каждое небесное светило и планета имели свою персональную окраску (таблица 1).
а б в
г д
е ж
Рис. 6.11. Астральные божества ассирийцев, отображенные в семи ярусах зиккурата: а – Солнце, б – Луна, в – Венера, г – Меркурий, д – Марс; е – Юпитер, ж – Сатурн
Таблица 1 Варианты цветовой реконструкции зиккурата в Дур-Шаррукине
Можно предположить, что каждый вечер дежурный жрец переставлял с одного угла зиккурата на другой какой-либо блестящий предмет (статуэтку божества, сверкающий на солнце шар или что-то аналогичное). «Движение» статуэтки осуществлялось по спирали, по ходу или против хода часовой стрелки. Обогнув за четыре дня все углы яруса, статуэтка «перескакивала» на следующий ярус, находившийся выше. К концу месяца статуэтка достигала верхнего яруса зиккурата и огибала его по периметру. Теперь возможны два варианта в развитии сюжета. Согласно первому варианту, статуэтку могли поставить на кровлю храма, а на исходную точку (точнее, угол) в первом, нижнем ярусе зиккурата ставили вторую статуэтку, копию предыдущей. В течение очередного месяца вторая статуэтка поднималась наверх, вслед за своей предшественницей. В конце концов, она также оказывалась на кровле храма, а подъем осуществляла третья статуэтка, и так далее. Второй вариант более «экономичен». Подъем наверх могла осуществлять одна и та же статуэтка, которая по завершении подъема возвращалась вниз, на исходный рубеж. На кровлю храма устанавливали в ряд отчетные знаки или символы, обозначавшие количество «восхождений» статуэтки (лунные месяцы). К концу года их набиралось 12 или 13 (вавилонский календарь). В любой день горожане по количеству отчетных знаков на кровле храма и по положению последней статуэтки на том или ином ярусе зиккурата мог правильно определить дату.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|