Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности монументально-декоративного искусства Ассирии




 

Декоративное искусство Ассирии знаменито своими изразцами, рельефными панно (ортостатами) и круглой скульптурой. Рассмотрим их по порядку.

Изразцы – глазурованные кирпичи с яркими многоцветными изображениями розеток, «лотосов и «деревьев жизни» (стилизованных изображений финиковых пальм). Они находили широкое применение в украшении карнизов, арок, зубцов крепостных стен, обрамлений окон.

Каменные ортостаты – огромные плиты, которыми облицовывали нижнюю часть стен, входы в здания. На плитах обычно изображались сюжеты царской охоты, бега колесниц, осады вражеских городов, шествия пленных и т. д. (рис. 6.20).

В этих композициях нередко использовались «трафареты» в изображении природного антуража («река», «горы», «лес» и т.п.), крепостных укреплений, человеческих фигур. Для передачи движения применялось также совмещение в одной и той же фигуре двух проекций – спереди и сбоку.

 

Рис. 6.20. Сцена взятия урартской крепости. Справа – Тиглатпаласар III.

Ассирийский рельеф, середина VIII в. до н. э.

 

Особенно известны сцены львиной охоты из дворцов Ашшурбанапала II в Нимруде, Саргона II в Дур-Шаррукине, Синаххериба в Ниневии.

Охота на львов вообще была одной из любимых царских забав. Тиглатпаласар I (1115-1077 гг. до н. э.), например, похвалялся тем, что лично убил тысячу львов, огромное количество диких быков, страусов и т. д. (рис. 6.21). На рельефах позы охотников довольно статичны, резко контрастны по сравнению с фигурами хищников, умирающих под градом стрел (рис. 6.22).

 

 

 

 

Рис. 6.21. Изображения царской охоты. Ассирия, VII в. до н. э. Фрагменты «львиных охот». Рельеф из дворца Ашшурбанипала. Ниневия, VII в. до н. э.

Рельефы обычно раскрашивались. Лошади были сине-голубыми, одежда всадников – красной, волосы и бороды – черные, открытые участки тела – темно-коричневые, почти черные. Одежды иногда украшали ювелирные изделия – кольца, серьги и т.п. Нередко использовалась позолота (рис. 6.22).

 

 

 

Рис. 6.22. Коленопреклоненная фигура (Нимруд, IX в. до н. э.).

Царская охота (Ниневия, VII в. до н. э.)

 

Круглая скульптура Ассирии представлена статуями пятиногих крылатых человекобыков (шеду, ламассу). Эти существа считались духами-охранителями царских резиденций. Высота статуй от трех до пяти с половиной метров. Пятая нога была необходима для передачи иллюзии движения каменного чудовища (рис. 6.23).

Вырезались статуи из монолитной известняковой глыбы с тщательной проработкой анатомических деталей. Возможным проообразом крылатого человекобыка является мифологический царь-бык Гопат-шах, который служит богам на морском берегу в обетованной земле Эран Веж. Стояли эти статуи около входов и во внутренних покоях царских дворцов. Ученым удалось установить, что это были статуи четырех астраль­ных ассирийских богов: Мардук изображался в виде крылатого быка, Набу – в виде крылатого человека, Нергал – крылатого льва, Нинурта – человеко-орла. «Эти крылатые человеко-львы не были про­сто случайным плодом, порожденным че­ловеческой фантазией. Их внешний вид внушал то, что они должны были символи­зировать, – благоговение. Они были созда­ны в назидание поколениям людей, жив­ших за три тысячелетия до нас. Сквозь ох­раняемые ими порталы несли свои жертво­приношения правители, жрецы и воины задолго до того, как мудрость Востока рас­пространилась на Грецию, обогатив ее ми­фологию издавна известными ассирийцам символическими изображениями. Они бы­ли погребены под землей еще до основания Вечного города, и об их существовании никто не подозревал. Двадцать пять столетий были они скрыты от взоров людей и вот по­явились вновь во всем своем величии…» (А. Лэйярд).

Приятное исключение составляют лишь недавно отреставрированные центральные покои дворца Ашшурназирпала II. Кры­латые гении – ламассу – гигантские ка­менные статуи человеко-быков и челове­ко-львов, как и прежде, стерегут главные ворота и внутренние проходы царской ре­зиденции. Их размеры поражают и подав­ляют. Стоя рядом с ними, человек средне­го роста едва дотягивается рукой до туло­вища этих чудовищ. Удивляет и то, что у, них не четыре, а пять ног. Это делалось древним мастером для того, чтобы зритель, с какой бы стороны он ни смотрел, видел непременно четыре ноги. «Если смотреть сбоку, – поясняет М.В. Никольский, – то крылатое чудовище идет; если смотреть спереди, то оно стоит…».

 

 

 

Рис. 6.23. Эффект движения пятиногого шеду

 

Несмотря на то, что достижения ассирийцев в изобразительном искусстве были невелики, они оказали немалое влияние на искусство Урарту и Древнего Ирана.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. – М.: ОГИЗ, 1948 – 588 с.

2. Алпатов М.В. и др. История архитектуры в избранных отрывках. – М.: Изд. Всес. академии архитектуры, 1935. – 590 с.

3. Анисимов А.М., Гумилев Л.Н. и др. Искусство стран Востока. – М.: Просвещение, 1986 – 303 с., ил.

4. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. – М.: Искусство, 1976 – 375 с.

5. Бецольд К. Ассирия и Вавилония: Пер. с нем. изд. Г.Г. Генкеля. – СПб.: 1904 – 143 с.

6. Блаватский В.Д. Архитектура древнего мира. – М.: Изд. Всес. Академии архитектуры, 1939 – 164 с.

7. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры, в 2-х тт. – Т. 1. Доклассовое общество, восточные деспотии. – М..: Центрполиграф, 2003 – 400 с., ил.

8. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства, в 2 т., Т. 1. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. – Изд. 2-е – М.: Стройиздат, 1979 – 495 с.

9. Васильев Л.С. История Востока: В 2-х т.: Учебник по специальности «История», Т. 1. – М.: Высшая школа, 1993. – 495 с., ил.

10. Вейс Г. История культуры народов мира. Ассирия, Вавилон, Персия. Первые сверхдержавы. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 144 с., ил.

11. Виноградова Н.А. и др. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь. – М.: Эллис-Лак, 1997 – 368 с.

12. Всемирная история, в 10 т., Т. 1. / Под ред. Ю.П. Францова и др. – М.: Госполитиздат, 1955 – 747 с.

13. Всеобщая история архитектуры (ВИА): Учебное пособие в 2-х т., Т. 1 / Под ред. Б.П. Михайлова – М.: Госстройиздат, 1958 – С. 34-38.

14. Всеобщая история архитектуры (ВИА), в 12 т., Т. 1 / Под ред. О.Х. Халпахчьяна и др. – М.: Стройиздат, 1970 – С. 206-211.

15. Геродот. История в девяти книгах. / Пер. Г.А. Стратановского. – М.: Наука, 1972 – 600 с.

16. Голенищев В. Описание ассирийских памятников. – СПб.: Имп. Эрмитаж, 1897 – 45 с.

17. Гомбрих Э. История искусства: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1998 – 688 с.

18. Гуляев В.И. В стране первых цивилизаций? // Знак вопроса, 2002, № 3 – М.: Знание, 2002 – С. 3-53.

19. Древние цивилизации. / Под ред. Г.М. Бонгардт-Левина. – М.: Мысль, 1989 – 479 с.

20. Древний Восток: Книга для чтения. / Под ред. В.В. Струве. – Изд. 4-е. – М.: Учпедгиз, 1961. – 239 с.

21. Древний Восток. / Сост. М.В. Воскобойников. – СПб.: Реслекс, 1998. – 463 с., ил.

22. Искусство стран Востока. / Под ред. Р.С. Васильевского. – М.: Просвещение, 1986 – 303 с.

23. Исследования по истории архитектуры и градостроительства: Сборник. / Под ред. А.В. Бунина, Н.И. Брунова. – Вып. 1. – М.: Высшая школа, 1964. – 282 с., ил.

24. История древнего мира., в 3-х книгах. / Под ред. И.М. Дьяконова и др. – Изд. 2-е – М.: Наука, 1983 – 390 с., 574 с., 302 с.

25. История древнего мира. История средних веков. / Сост. Р.Ю. Виппер, А.А. Васильев – М.: Республика, 1994 – 511 с.

26. История искусства зарубежных стран (первобытное общество, Древний Восток, античность). / Под ред. М.В. Доброклонского – М.: Изобразительное искусство, 1979. – 407 с.

27. Культура и искусство Вавилона, Ассирии и соседних стран: Альбом. – М.: Искусство, 1953. – 30 с., ил.

28. Ллойд, Сетон. Археология Месопотамии (От древнекаменного века до персидского завоевания): Пер. с англ. Я.В. Василькова и И.С. Клочкова. Послесловие Н.Я. Мерперт. – М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1984. – 280 с., ил.

29. Лурье И. Очерки по истории техники Древнего Востока – М.-Л.: АН СССР, 1940 – 352 с.

30. Любимов Л.Д. Искусство древнего мира: Книга для чтения. – Изд. 2-е – М.: Просвещение, 1980. – 320 с.

31. Майер Г.Р. Государственные музеи Берлина. ГДР – М.: Изобразительное искусство, 1983 – 246 с.

32. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. / Под ред. И.С. Кацнельсона – М.: Искусство, 1976 – 375 с.

33. Мамука Н.В. Семь небес древнего мира. – М.: Алетейя, 2000. – 349, [1] с., ил.

34. Масперо М. Древняя история. Египет, Ассирия: Пер. с франц. – СПб.: Тип. Пантелеева, 1892 – 305 с.

35. Масперо Г. Древняя история народов Востока. – М.: 1911. – 714 с.

36. Масперо М. Во времена Рамзеса и Ассурбанипала: Пер. с франц. – М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1916 – 295 с.

37. Матвеев К.П., Сазонов А.А. Когда заговорила клинопись – М.: Молодая гвардия, 1979 – 129 с.

38. Михневич Н.П. История военного искусства с древнейших времен до начала XIX столетия. – СПб.: 1895 – 563 с.

39. Никольский Н.И. Древний Вавилон: Популярно-научные очерки по истории культуры Сумера, Вавилона и Ассура – М.: Т-во «Миро», 1913. – 434 с.

40. Оппенгейм С. Астрономическое мировоззрение с древнейших времен по настоящее время. – М.: Берлин, 1923. – 123 с.

41. Поляков Е.Н. Особенности изображения богов в искусстве и архитектуре Древнего Востока. // Известия вузов. Строительство, 2002, № 1-2 – С. 122-129, библиогр. 17.

42. Поляков Е.Н. Планетарные модели Вселенной в зодчестве Ассирии и Нового Вавилона. // Известия вузов. Строительство, 2004, № 3 – С. 86-93, библиогр. 18.

43. Рагозина З.А. История Ассирии. От возвышения ассирийской державы до падения Ниневии – СПб.: Маркс, 1902 – 500 с., ил.

44. Разин Е.А. История военного искусства с древних времен до первой империалистической войны 1914-1918 гг., Ч. I. – М.: 1940 – 218 с.

45. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды: Учебник для вузов. – М.: Стройиздат, 1984. – 376 с.

46. Садаев Д.И. История древней Ассирии – М.: Наука, 1979 – 247 с.

47. Страбон. География в 17 книгах. / Пер. Г.А. Стратановского – М.: Наука, 1964. – 941 с.

48. Струве В.В. История Древнего Востока. – Изд. 2-е – М.: Госполитиздат, 1941. – 484 с.

49. Тамамшев М.И. Очерки по истории и культуре Ассиро-Вавилонян – Б. М., 1902 – 64 с., ил.

50. Тураев Б.А. Древний Восток: Сб. статей. – Т. 2 – М.: Наука, 1980. – 216 с.

51. Тураев, Борис Александрович (1868-1920). История Древнего Востока. / Под ред. В.В. Струве и И.Л. Снегирева. – 2-е стереотип. изд. – Т. 1 – Л.: Соцэкгиз, 1936. – 362 с., 5 л. ил.

52. Фоссе, Шарль. Ассирийская магия: Системное исследование магических текстов: Пер. с франц. – СПб.: Евразия, 2001. – 334 с., ил.

53. Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие в 2-х частях, Ч. 1. / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона и др. – М.: Высшая школа, 1980 – 328 с.

54. Черняк В.З. Семь чудес света и другие – М.: Знание, 1983 – 208 с.

55. Шуази, Огюст. История архитектуры, в 2-х томах: Пер. с франц. – 4-е изд. – М.: Издательство В. Шевчук, 2005. – Том 1 – 592 с.

56. Andrae W. Der Anu-Adad-Tempel in Assur. – Leipzig: Hinrich, 1909 – 95 p., 34 blatt-ill.

57. Andrae W. Die Festungswerke von Assur. Tafelband. – Leipzig: Hinrich, 1913 – 108 blatt-ill.

58. Babelon E. Manuel de`archeoloqie orientale. Chaldee. Assyrie. Perse. Judee. Carthage – Paris: Maison Quantin, 1888 – 318 p.

59. Bonomi J. Nineven and its palaces. The discoveries of Botta and Layard, applied to the elucidation of holy writ. – London: Bell and Daldy, 1869 – 537 p., 4 ill.

60. Cavaniol H. Les monuments en Chaldee en Assyrie et a Babilone d`apres les recentes decouvertes archeologiqus avec neuf planches litographiees. – Paris: Durand, 1870. – 368 p., 9 ill.

61. Delaporte L. La Mesopotamie. Les civilizations babylonienne et assyrienne. – Paris: 1923 – 420 p.

62. Feer H.L. Les ruines de Ninive on description des palais detruits des bords du Tigre, suive d`une description du musee assyrien du Lonvve. – Paris: Stedes ecoles du dimanche, 1864 – 319 p., 5 ill.

63. Fergusson J., Burgess J. The palaces of Nineven and Persepolis restored an assay on ancient Assyrian and Persian architecture. – London: Murray, 1851 – 368 p., 6 ill.

64. Frankfort H. Tell Asmar, Khafaie and Khorsabad. Second preliminary report of the Jraq expedition – Chicago: The University of Chicago press, 1933 – 102 p., ill.

65. Heinrich, Ernst. Von der Entstehung der Zikkurate. – Vorderasiatische Archäologie. Studien und Aufsätze, Anton Moortgat zum fünfundsechzigstein Geburtstang gewidmet. – Berlin: 1964 – s. 113-125.

66. Hoefer F. Chaldee, Assyrie, Medie, Babylonie, Mesopotamie, Phenicie, Palmyrene. – Paris: Didot, 1852. – 440 p., 30 pl., 1 carte.

67. Jordan J. Konstructions-Elemente Assyrischen Monumentalbauten. – Berlin: Wasmuth, 1910 – 42 p., ill.

68. Layard A.N. Discoveries in the ruins of Ninewen and Babylon. With travels in Armenia, Kurdistan and the desert, being the result of a second expedition, undertaken for the trustees of the British Museum – London: Murrey, 1853 – 686 p., 5 ill.

69. Loud G. Khorsabad, p. 1. – Chicago: The Univ. Of Chicago press, 1936 – vol. 1 – 139 p., 12 ill.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Проведите несложные математические подсчеты.

Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (VIII в. до н. э.) был построен на кирпичной платформе высотой 14 метров. Для ее возведения потребовалось перенести 1 350 524 м3 глины. Для сравнения определите объем пирамиды Хеопса в Гизе (высота – 147 м, длина основания – 234 м). Еще одна информация к размышлению: суммарная длина крепостных стен Вавилона – 18 км, ширина – 17,5 м, усредненная высота – 18 м.

Какой из народов проявил больше прилежания в строительных работах?

2. Верно ли утверждение, что изобретателями пандуса были ассирийцы? Пандус – наклонная площадка, заменяющая лестницу, предназначенная для передвижения животных и конных упряжек (повозок, колесниц и т. п.).

3. Животные, будучи более подвижны по сравнению с растениями, выработали в ходе эволюции определенные формы поведения. У стадных, колониальных животных развит особый инстинкт, заставляющий их плотно прижиматься друг к другу, согревая себя и детенышей (весомый аргумент в пользу блокировки зданий!). В момент опасности стадные животные, вынужденные оставаться на месте, сбиваются в плотную массу вокруг своих вожаков (насекомые, рыбы, мелкий рогатый скот и пр.). Либо занимают круговую оборону (дикие буйволы, лошади). То есть круг в какой-то мере можно считать символом единства, «гарантом коллективной безопасности» всех живых существ. Однако во время вынужденных миграций стада (стаи) животных занимают походный порядок – линейная колонна, «угол», квадрат и т.п. Эти геометрические фигуры гарантируют быстрое перестроение в оборонительную позицию или достаточно организованное отступление.

Несомненно, что этот опыт живой природы был замечен и по достоинству оценен нашими предками. Круг стал восприниматься как фигура пассивная, «оборонительная». Квадрат же стал активной, «наступательной» фигурой (вспомним построение греко-македонских фаланг, римских когорт и манипул!). Именно поэтому древнейшие поселения мирных земледельцев имели округлые очертания, а воинские лагеря и колонии – близкие к квадрату.

Подтвердите или опровергните этот тезис примерами из градостроительной практики Ассирии.

4. Архитектурные формы ассирийских дворцов просты и геометричны. Пролет приемного зала во дворце Ашшурназирпала (870 г. до н. э.) равнялся 7 м. Во дворце Ассархадона в Нимруде (675 г. до н. э.) этот пролет достиг 19 метров! Однако по завершении строительства архитектор разделил зал продольной стеной на две части.

Один из законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) гласил: «Если строитель построил дом для человека, и работа его не крепка, и дом, построенный им, обвалился и убил владельца, то этого строителя должно убить…» (§ 229). Другой закон: «Если строитель построит человеку дом и не укрепит свою работу, так что стена обрушится, то этот строитель должен устроить стену за собственное серебро…» (§ 233) (рис. 6.24-а).

 

а б

 

Рис. 6.24. а – стела с изображением беседы царя Хаммурапи с богом Шамашем (XVIII в. до н. э.);

б – Ашшурбанипал со строительной корзиной

 

Не видите ли Вы взаимосвязи между этими древними законами и конструктивными переделками в нимрудском дворце? Интересовались ли ассирийские цари архитектурой и строительством (рис. 624-б)?

5. Изображения ассирийских военных лагерей, прямоугольных с закругленными краями или круглых, показывают, что царская палатка вместе со священными штандартами (боевыми знаменами) помещались не в центре лагеря, а совсем близко к его ограждению, окружавшему ряды палаток (рис. 6.25). То есть царю отводилось самое «защищенное» место внутри лагеря. Почему так поступали ассирийские цари? Использовался ли этот прием в ассирийском градостроительстве? Приведите примеры.

 

Рис. 6.25. Изображение ассирийского военного лагеря

6. Незадолго до падения своей собственной державы ассирийцы разрушили древнее государство Элам вместе с его столицей Сузами: «Зиккурат Шушана (Суз), который был построен из эмалированных кирпичей, – так сообщал царь Ашшурбанапал о своей победе, – я разрушил, обломал его зубцы, которые были отлиты из блестящей меди…. 32 статуи царей, изготовленные из серебра, золота, меди, алебастра… я забрал в страну Ашшур. Я снес шеду (и) ламассу, стражей храма, всех, сколько (их) было, исторг яростных быков, украшение ворот. Святилища Элама до небытия я уничтожил, его богов (и) богинь я пустил по ветру. В их тайные леса, в которые не проникал никто чужой, не вступал в их пределы, мои воины вступили, увидели их тайны, сожгли (их) огнем. Гробницы их царей, прежних (и) последующих, не чтивших Ашшура и Иштар, моих владык, доставлявших хлопоты царям, моим отцам, я сокрушил, разрушил, показал солнцу; их кости я забрал в страну Ашшур; их душам я доставил беспокойство, лишил их жертвоприношений (и) возлияний воды...» (рис. 6.26).

Почему ассирийский царь так упорно стремился уничтожить культовые постройки и «ассирийских» по духу «стражей храма» (шеду, ламассу) побежденных эламитов?

 

 

Рис. 6.26. Ассирийские лучники. Разграбление храма (ассирийский рельеф)

7. Пресная вода на Ближнем Востоке была и остается большой ценностью. Чтобы снабдить город водой, приходилось вести ее издалека, строить длинные водопроводы. Предшественник греческих и римских водопроводов, ассирийский акведук близ древней Ниневии, построенный в царствование Синахериба в начале VIII в. до н. э., имел длину 40 километров, а при переходе через долину реки представлял собой открытый канал длиной более 900 метров, проложенный в искусственном каменном ложе шириной около 23 метров. Пять арочных отверстий моста были покрыты ложными сводами стрельчатого очертания пролетом 2,74 м каждый. На нем сохранилась надпись, прославляющая царя (раскопки производились до второй мировой войны Иракской экспедицией Чикагского университета под руководством профессора Генри Франкфорта).

Можете ли Вы назвать другие столь же грандиозные инженерные сооружения Древнего Востока?

8. Финиковая пальма – одно из наиболее популярных растений в странах Востока (рис. 6.27). У нее очень вкусные плоды, которые едят в сыром и сушеном виде. Из пальмового сока делают опьяняющий напиток.

 

 

 

Рис. 6.27. Финиковая пальма – ассирийское «дерево жизни»

 

Косточки фиников использовались кузнецами для приготовления угля, из листьев плели различные изделия. Кора финиковой пальмы шла на веревки, а древесина служила строительным материалом. Многочисленные рельефы из царских дворцов, произведения прикладного искусства изображали «дерево жизни», функции которого нередко выполняла пальма.

Приведите примеры использования стилизованных «пальм» в искусстве и архитектуре Древнего Востока.

9. Известно, что в армии Ассирии существовали инженерные части, которые занимались строительством мостов, дорог, осадных машин, разбивкой военных лагерей. Многие инженеры в мирное время становились зодчими. Они занимались планировкой городов, строительством зданий и фортификационных сооружений. Нашел ли отражение в архитектуре Ассирии их военный опыт?

 

 

 

10. В ассирийском жилом доме жилые апартаменты обычно занимали южную сторону квадратного двора. На прилегающих сторонах квадрата находились склады, а выход на улицу располагался как можно дальше от жилых помещений. Из каких соображений исходили ассирийские строители?

 

11. Ближневосточные города неоднократно захватывались и разрушались противником после «правильной» осады (рис. 6.28). Представьте себя в роли главного архитектора города, окруженного тремя стенами. Начертите наиболее рациональную схему расположения крепостных ворот и башен. Используйте все известные Вам способы защиты древних крепостей, которые помогут нанести максимальный урон неприятелю и отстоять вверенный Вам город.

 

Рис. 6.28. Осада урартской крепости

12. Известно, что древнеегипетские зодчие возводили свои сооружения по проектам. Чертежи рисовались на папирусе, дощечках или осколках глиняной посуды. Проекции обводились черными и красными линиями, дверные и оконные проемы подкрашивались желтой краской. Пользовались ли чертежами зодчие стран Двуречья и Ассирии? Как выглядели их «чертежи»?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...