Архитектура ассирийских дворцов
Дворцовое строительство Ассирии, занявшее после утверждения ее военного могущества ведущую роль в архитектуре, неизменно носило характер подавляющей монументальности, крепостной замкнутости (необходимой для защиты от народных возмущений), официального блеска и холодности. Хотя столицей по-прежнему считался Ашшур, но резиденцией царей IX-VIII вв. до н. э. чаще всего были Кальху, Ниневия или Дур-Шаррукин. Так, в IX в. до н. э. резиденцией становится Кальху (современный Нимруд), где сохранились остатки роскошного дворца. Раскопанная часть представляет собой ряд вытянутых прямоугольных помещений вокруг центрального двора. Великолепный царский дворец Ашшурназирпала II в Нимруде (Калахе) вместе с зиккуратом и главными храмами занимал акрополь – частично естественное, частично искусственное возвышение в северо-западном углу городских стен, образуя как бы крепость в крепости. Отделанный внутри драгоценными породами дерева, медью, золотом и резной слоновой костью, дворец Ашшурназирпала II был поистине прекрасен. Его кирпичные оштукатуренные стены украшали красочные росписи и вертикально стоящие каменные плиты с рельефными изображениями и надписями. План дворца прост, помещения расположены почти симметрично; однако анфилады отсутствуют, так как все двери смещены с осей. Дворец обходила длинная галерея, с торцовой стороны выходившая на платформу из нескольких ступеней. Во дворце в Кальху мы уже встречаемся со столь характерными для ассирийской архитектуры скульптурными украшениями в виде плит с рельефами крылатых быков (рис. 6.12) и львов с человеческими головами.
Рис. 6.12. Быки шеду и статуи львов из дворца Ашшурназирпала II в Нимруде (IX в. до н. э.)
Благодаря одной из них, от 879 года до н. э., мы узнаем, что в многодневном пиршестве по случаю открытия нового дворца принимали участие 69 574 человека. «Счастливый люд всех стран вместе с жителями Калаха, – горделиво восклицает владыка Ассирии, – в течение 10 дней я кормил, поил, ублажал и воздал ему честь, а потом отослал всех назад, в их земли в мире и радости..». В 1949 году английская экспедиция во главе с профессором М. Мэллоуном приступила к исследованиям центральной части городища. Был целиком раскопан весь комплекс дворца Ашшурназирпала II и составлен его точный план. Выяснилось, что дворец занимал площадь 2,4 гектара и делился на три части: административные помещения (ряд комнат вокруг большого внутреннего двора), церемониальный участок с великолепный приемным залом и тронной комнатой; наконец, жилое крыло, включавшее личный апартаменты царя, гарем, кладовые и туалетные комнаты. К числу наиболее сенсационных находок Мэллоуна относится коллекция тонких резных пластин из слоновой кости с позолотой и инкрустациями, которыми некогда покрывали мебель и украшали колонны и стены царского дворца.На территории древнего города ведут сейчас интенсивные исследовательские и реставрационные работы иракские археологи. Частично отреставрирован дворец Ашшурназирпала II. Обнаружено много новых рельефов, надписей и скульптур крылатых быков и крылатых львов, ванные комнаты со сложной системой водостоков (рис. 6.13).
Рис. 6.13. Тронный зал дворца Ашшурназирпала II в Нимруде (Калахе). Реконструкция О. Лейарда
Тогда же был проложен специальный канал – Патти-хе-галли (Поток изобилия) – из реки Большой Заб прямо в город, чтобы еще больше укрепить его и напоить водой окружающую равнину. Покровителем Калаха-Нимруда стал бог-воитель Нинурта, в честь которого строители поспешили построить самый пышный храм. В Месопотамии стены дворцов и храмов возводились из сырцового (реже – обожженного) кирпича. Камень употреблялся только для фундаментов, для внутренней облицовки стен и для изготовления статуй богов и царей. Точно таким же образом поступил Ашшурназирпал II и в Нимруде. С гор на плотах по реке привезли вроде бы немало камня, но весь он ушел на скульптурные фигуры и барельефы, украшавшие дворец и подходы к нему. Вокруг этого дворцово-храмового центра, обнесенного высокой глинобитной стеной с башнями и обитыми медью воротами, теснились дома горожан. Превращение Калаха из захудалого поселка в пышную столицу привлекло сюда самый разнообразный люд. Город славился своими базарами. Приезжие и местные купцы торговали здесь разнообразными товарами и скупали ассирийскую военную добычу.
Сын Ашшурназирпала II Салманасар III (859-825 гг. до н. э.) продолжал укреплять и украшать столицу. Неподалеку от старого он выстроил собственный дворец, использовав для этого часть материалов и украшений из обветшавшего отцовского жилища. Англичане раскопали часть этого дворца, где обнаружили остатки кладовых и арсенал. Однако в VIII-VII веках до н. э. Нимруд постепенно теряет свое главенствующее значение. Столица государства переносится в Ниневию. Но окончательный удар городу наносится вражескими армиями Мидии и Вавилона, разгромившими в 612 году до н. э. все основные центры Ассирии. Не избежал этой участи и Нимруд. Он был ограблен, сожжен дотла и вскоре превратился в беспорядочное нагромождение мусора, земли и кирпича. Жизнь сюда так и не вернулась.
Особое место в архитектуре Ассирии занимает дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (712-707 гг. до н. э.). Саргон II (722-705 гг. до н. э.), вошедший на престол в результате переворота, после блестящих военных успехов искал все же безопасности во вновь основываемой им столице-крепости Дур-Шаррукине (в переводе «крепость Саргона», ныне Хорсабад). Одновременно с постройкой царского дворца был разбит и начат постройкой новый город в виде почти правильного квадрата (1780×1685 м), выросший в течение четырех лет (рис. 6.14).
Рис. 6.14. Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине. Реконструкция
Прежде всего, была сооружена из сырца терраса и крепостная стена города и дворца. Дворец частично выдавался за пределы квадрата, так что крепостная стена обходила его с трех сторон. Нижняя часть стены была облицована огромными блоками камня, прекрасно отесанными и уложенными попеременно ложками и тычками для лучшей связи с сырцовым ядром стены. Особенно тщательно были укреплены углы. Общая высота стены составляла 18 метров. У противоположного, юго-западного угла города находилась вторая высокая терраса с цитаделью, внутри которой стояли храм бога Набу и малый дворец, принадлежавший, очевидно, приближенным царя. Помещения этого дворца отличаются великолепной внутренней отделкой, стены их расписаны фресками; он был оборудован ванными комнатами и уборными. Дворецстоял на огромном глиняном массиве платформы (1350524 м3), пронизанном целой системой дренажных труб и вентиляционных колодцев. На платформу вели из города монументальные пандусы для въезда колесниц. Главный вход был обрамлен двумя мощными башнями и украшен внизу фигурами крылатых быков. Проход был перекрыт аркой, сложенной из трех рядов кирпича-сырца и облицованной снаружи ярко раскрашенными поливными плитками; пролет ее составляет 4,3 м при высоте замка 6,46 м. Через этот главный вход и два меньших боковых можно было проникнуть на огромный квадратный, богато украшенный двор, занимавший почти целый гектар и служивший центральным ядром всего дворца (рис. 6.15-а).
a б
Рис. 6.15. a – план дворца Саргона II в Дур-Шаррукине; б – рельеф во дворце – Саргон II (справа) и его сын Синахериб (слева)
Дворец как бы вписан в город, выходя на него южным фасадом. Широкая городская стена с бойницами, высотой вровень с террасой, подходила с двух сторон ко дворцу. Часть дворца, где находились жилые помещения, выступала огромным бастионом за пределы городской стены. С этой стороны отлично укрепленный дворец был защищен крутым обрывом холма. Из царских покоев открывался отличный вид на реку – один из притоков Тигра, и на холмистые степные просторы.
Дворцовый комплекс включал более 200 различных помещений и 30 открытых дворов. Расположение помещений почти всегда асимметрично, форма и размеры разнообразны; установить их назначение затруднительно, но они распадаются на отчетливо различимые группы. Прямо против входа у противоположной стороны двора находятся покои самого царя, за которыми лежит строго симметрично распланированная группа парадных, официальных помещений. Оси двух анфилад залов перекрещиваются на центральном дворе этой группы. Справа от главного входа к квадратному двору примыкали служебные помещения, а слева была расположена группа одинаково скомпонованных храмов. Позади этой группы возвышался семиярусный зиккурат более 40 м высотой, с пандусом, обходившим его по спирали. Отдельно от остальных помещений дворца стоял летний дворец-павильон типа «бит-хилани». Парадные залы были роскошно убраны. Нижнюю часть стены украшали алебастровые плиты с рельефами, выше стены были расписаны фресками, до сих пор сохраняющими свои яркие краски. Во дворец вели два входа. Один находился в глубине обширного двора, на который выходили царские покои, другой – по фасаду дворца, обращенного к городу, с широким центральным проездом, предназначенным для царя, и двумя боковыми. Шесть крылатых шеду охраняли центральный проезд, по два меньших размеров – боковые входы. Кроме того, фасад был украшен еще в той и другой стороны двумя гигантскими фигурами мифического царя Гильгамеша и его друга Энкиду (рис. 6.16).
Рис. 6.16. а – крылатый бык шеду; б – рельеф с изображением Гильгамеша во дворце Саргона II в Дур-Шаррукине
Поток посетителей (воинов, чиновников, слуг, рабов) вливался через боковые входы. Общая площадь дворца – 9373 м2. Впечатление величественности усиливалось еще и тем, что высокие входные врата закруглялись аркой. Эта система арок и сводов отмечена и в других частях дворца. Плоские перекрытия дворца покоились на кедровых балках, опиравшихся на сырцовые стены сравнительно узких залов. Там, где временно перекрывали открытый двор, пользовались знаменитыми тканями финикийских мастеров.
Рис. 6.17. Реконструкции пальмовидных колонн во дворце Саргона II в Дур-Шаррукине Жилая часть имела 10 дворов и более 60 помещений и переходов. Здесь сохранились наиболее обширные и великолепные залы. Центром приема был двор в 976 м2, из которого восемь дверей вели во внутренние помещения. Крылатые быки стерегли четыре главных двери. Все проходы были сводчатые, украшены рельефами из глазурованных кирпичей. Низ стен также был облицован рельефами. Здесь Саргон II принимал сотни посетителей.
В этой же части дворца находились царский гарем и покои наследника. Вдоль стен большого двора с одной стороны были расположены небольшие кладовые для хранения меди, железа, глазурованных кирпичей. С другой стороны находились кухни, пекарни, конюшни, помещения для колесниц. Налево от входа в большой двор находилась часть дворца, полностью изолированная от других помещений, с небольшим числом ходов и богатым убранством. Это был комплекс из шести святилищ. Низ стены центрального двора этого комплекса был облицован глазурованным кирпичом. По синему фону были даны изображения плуга, быка, смоковницы с зелеными листьями и желтыми плодами – символа плодородия. Высокие деревянные древки, окованные металлом, на вершинах которых красовались пальмовые листья из позолоченной бронзы, стояли около дверей (рис. 6.17). В некоторых частях дворца были использованы в качестве несущих опор деревянные колонны с каменными базами. В украшениях очень распространены голубые изразцовые кирпичи, по которым рассеяны белые розетки с желтой серединкой, напоминающие цветные «гвозди» некоторых архаических храмов. Техника строительных работ во дворце везде на очень высоком уровне. Так, например, вымостка дворов и полы залов сделаны в несколько слоев, с верхним настилом из керамических или каменных плит, украшенных узорным орнаментом или надписями. Штукатурка из смеси извести и гипса наносилась лопатками и тщательно затиралась. Обычно слой ее не превышает 3-4 мм. Необыкновенно тщательно уложены пороги и плиты во многих дверных проемах. Сохранились на своих местах выдолбленные из базальта подпятники, на которых вращались двери. Сами двери были сделаны из кипарисового дерева и обиты бронзой. Конструкция перекрытий в больших залах, видимо, была балочной. В одной из надписей Саргон говорит: «Я соорудил мощные стены, балки из больших стволов кедра положил я поверх». В развалинах дворца найдены также большие куски сводчатых кирпичных перекрытий, которыми, однако, перекрывались лишь помещения небольшого пролета. Реконструкция изображает дворец без сада, но это неправильно. Саргон определенно указывает в своей надписи: «Я создал рядом с ним (дворцом) большой парк, подобие гор Амана, в котором были насаждены всевозможные растения из растительности Хеттской страны и всякие плоды гор». Дворец Саргона II являлся одной из величественнейших построек Ассирии. Монументальность архитектурного ансамбля сочеталась с умелыми приемами озеленения террас. Зиккурат примыкал к комплексу святилищ не непосредственно, а на некотором расстоянии. Пространство это не имело следов застройки и, очевидно, было засажено деревьями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|