Критерий третий. Объем сознания и коэффициент интеллекта.
Понятие "объем сознания" напрямую связано с развитием высших энергетических центров человека (по индуистской терминологии чакр: аджна и сахасрара). Способность человека мыслить абстрактно, легко оперировать сложными понятиями, связана, прежде всего, с развитостью этих центров, как резонаторов и концентраторов самых тонких из доступных человеку энергий. Развитость высших центров зависит напрямую от энергетического возраста человека. Ни пребывание в высококультурной среде, ни настойчивое стремление родителей направить человека, не способны сделать из него серьезного мыслителя или глубокого, вдумчивого писателя. На практике - о чем свидетельствует многочисленные примеры - мыслителями и писателями люди словно бы рождаются. Попытки дать им техническое или какое-то специальное образование бывают успешными лишь до той поры, пока человек сам не ощутит свое подлинное призвание. Очень немногие из крупных писателей имели какое-либо филологическое образование, дипломы литературных институтов. Ни один великий писатель или поэт не вышел из стен таких заведений. Очень многие крупные мыслители, философы являются самоучками, образовавшими сами себя. Именно возраст души человека, его эволюционные наработки являются той основой, с которой человек стартует в пространство отвлеченного мышления, творческого поиска, в таинственную сферу трансцендентного познания. Объем сознания - это способность человека охватить своей мыслью огромные пласты отвлеченного знания, осмыслить масштабные глобальные явления во всей их семантической многосложности и нравственной полифоничности. Объем сознания - это одновременно уровень разумности человека, его способность использовать свой разум максимально эффективно, выстраивая логические схемы масштабных процессов и явлений. Уровень культуры, безусловно, также связан с объемом сознания, так как дополняет вербальные способности человека невербальными, развивая в нем возможности постигать одновременно иррациональные стороны Бытия. Культура - это словно бы удобренная почва для мыслителя, имеющего развитый ментальный аппарат.
Термин "объем сознания" напрямую связан с понятием "интеллект", который получил широкое распространение главным образом в ХХ веке. Чтобы понять, как соотносятся эти два термина, нужно определиться с тем, что в современном мире принято подразумевать под понятием "интеллект". Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — это общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Это способность из минимума информации выводить максимум заключения. Также интеллект может рассматриваться как способность индивида к успешной ориентировке в окружающей действительности. С этой точки зрения интеллект — это основа целеполагания, планирования ресурсов и построение стратегии достижения цели. Согласно теории интеллекта психолога Рэймонда Кэттелла, интеллект можно условно разделить на подви́жный интелле́кт (англ. fluid intelligence, Gf) — способность мыслить логически, анализировать и решать задачи независимо от предыдущего опыта, и кристаллизова́вшийся интелле́кт (англ. crystallized intelligence, Gc) — накопленный опыт и способность использовать усвоенные знания и навыки. Автору данной статьи воззрения Раймонда Кэттела представляются весьма логичными и убедительными. На первый взгляд кажется, что в его интерпретации интеллект и объем сознания - это одно и то же. Однако, как мы полагаем, понятие "объем сознания" шире, - оно включает в себя понятие "интеллект". Последний связан, прежде всего, с работой ментального центра человека и соответствующего семантического пространства. Объем сознания человека включает в себя, помимо ментальных, накопления его эмоционального и мистического опыта, и потому намного шире понятия "интеллект".
Коэффицие́нт интелле́кта (англ. IQ — intelligence quotient, читается «ай кью») — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g). Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100 и таким разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 90 и 110 и по 25 % — ниже 90 и выше 110. Средний IQ выпускников американских вузов составляет 115, отличников — 130—140. Значение IQ менее 70 часто квалифицируется как умственная отсталость. Формула IQ – это дробь с умственным «возрастом» в числителе и хронологическим – в знаменателе, умноженная на 100. Современная редакция шкалы измерения IQ уже четвертая. Тест IQ – это экзамен на эрудицию, он не требует специальных знаний, доступен даже детям. Этот тест показывает сообразительность и смекалку, что является важными характеристиками интеллекта. Тест IQ состоит из вопросов, на которые отводится фиксированное количество времени. Наличие взаимосвязи между уровнем IQ и возможностями овладения различными профессиями подтвердили многочисленные исследования, проводившиеся в разных странах. С их помощью было установлено, что неквалифицированные рабочие (типа сельскохозяйственных) обычно обладают IQ с величиной, равной 70 – 80; низко квалифицированные рабочие обычно имеют IQ величиной 85 – 90; среднеквалифицированные рабочие (водители грузовиков, работники производственных линий на предприятиях и т.д.) должны обладать IQ, равным 90 – 95; высоко квалифицированные рабочие (электрики, столяры, станочники и т.д.), равным 95 – 100; чиновники, администраторы, менеджеры низшего уровня и лица, занимающиеся сбытом и продажей, равным 100 – 105; у выпускников колледжей и университетов с первой степенью IQ находится на уровне 110 – 115; у учёных со степенями - не ниже 115, у университетских профессоров, учёных исследователей, ведущих врачей - не ниже 125.
Чем полнее, объёмней развитие человека, чем выше его жизненные накопления, тем чаще он сталкивается с непознанными им явлениями, и наоборот (рис.1). Рис1.Геометрическая интерпретация уровня объема сознания индивидуумов различного энергетического возраста Затемнённая площадка на этой схеме - это условный "общий" объем знаний, океан непознанного. Большим кругом обозначен объём сознания высокоразвитого человека, а маленьким - человека с низким объемом сознания. Обращая внимание на протяжённость линии соприкосновения знаний с непознанным, видим: чем выше развитие человека, тем больше он соприкасается с непознанным. Осознавая это, он способен остро ощущать неуверенность и сомнения в точности своего понимания смысла тех или иных явлений или законов. И наоборот: чем слабее развитие человека, тем меньше у него сомнений, больше апломба, безапелляционности в суждениях, больше уверенности, что ему всё уже известно, и не надо больше ничего изучать. Подробнее об этом можно прочитать в Доктрине ноосферной цивилизации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|