Глава 1. Проблемы исследования и к оррекции эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Содержание
Введение Глава 1. Проблемы исследования и коррекции эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста 1.1 Эмоции и их комплексы у детей дошкольного и младшего школьного возраста 1.2 Виды эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего школьного возраста 1.3 Арттерапия в коррекции эмоциональных проблем дошкольников и младших школьников Глава 2. Практическая работа по диагностированию и коррекции эмоциональных нарушений у старших дошкольников 2.1 Подбор методик. П ервичная диагностика эмоциональных комплексов 2.2 Психокоррекционная работа с дошкольниками 2.3 Диагностика эмоциональных комплексов у дошкольников после психокоррекции Заключение Глоссарий Список использованных источников Приложения Введение
Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную. В результате во многих случаях можно говорить не об одной эмоции страха или тревожности, а о целом их комплексе, который охватывает сознание ребенка практически целиком и тем самым предопределяет его поведение и деятельность, зачастую весьма неэффективно. Мы с детства сталкиваемся с тем, что страх и тревожность являются наиболее опасными из всех эмоций. Обширные области исследования, посвящённые страху и тревожности, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этих важных эмоций. Литературы по данной проблеме разработано немного, но она свидетельствует о том, что изучение страхов и тревожности у дошкольников и учащихся младших классов весьма актуальна.
Актуальность темы определяется и широкой распространенностью эмоциональных комплексов, среди дошкольников и младших школьников. Они являются причиной возникновения неврозов и различных расстройств. В связи с этим в настоящее время психологами и терапевтами используются самые разнообразные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей, одним из них является рисование. Многое в современном мире подавляет потребность ребенка в творчестве. Долгие часы пред телевизором, виртуальный мир компьютера, особенно враждебны для творчества. Это не делает детей счастливыми. Одобрение творческого выражения, необходимо сегодня более чем когда-либо раньше. Изобразительная деятельность способна выражать неосознаваемые содержания психической жизни ребенка. Она выступает важнейшим инструментом коммуникации ребенка, позволяя ему восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения с внешним миром. Значение и ценность графического выражения в диагностике и лечении эмоциональных расстройств сейчас признается большинством психотерапевтов. Именно через рисунок ребенка, можно, осуществить не только диагностику актуальных эмоциональных проблем, личностного характера, но и довольно успешно проводить их коррекцию. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Творческие возможности ребенка, реализуемые в процессе рисования - это его развитие, интеллектуальное, эмоциональное, раскрытие творческого потенциала, осуществление его прав на достойную жизнь, дают возможность преодолеть ограничения, вызванные болезнью или травмами вплоть до инвалидности. К сожалению работы посвященные использованию именно рисования в качестве коррекционного метода эмоциональных комплексов в психологической литературе встречаются редко, что указывает на не разработанность данной тематики и необходимость дальнейшего изучения.
В данной работе учтены и использованы научные данные отечественных и зарубежных авторов, в области исследования психологии эмоций: К.Э.Изарда, Л.С.Выготского, А.И.Копытина, А.Н.Леонтьева; методов арт-терапии: Д.Дилео, Л.Д.Лебедевой, Э.Крамер, К. Рудестама; психологической коррекции: Г.Л.Исуриной, М.В.Водинской, Г.А.Урунтаевой. Цель исследования: проведение коррекции эмоциональных комплексов у детей дошкольного возраста. Объект исследования: эмоциональные комплексы. Предмет исследования: коррекция эмоциональных комплексов у детей дошкольного возраста. В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи: 1. Подбор и изучение литературы по теме исследования. 2. Изучить особенности эмоциональных комплексов у детей дошкольного возраста. - изучить рисование как метод коррекции эмоциональных комплексов; - подбор методик, определение группы – диагностика. 3. Провести коррекцию детей с эмоциональными комплексами в ДОУ и в школе. Гипотеза: использование рисунков в коррекционных целях позволит уменьшить и снизить переживания страхов, тревожности и агрессии у детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: - изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования; - экспериментальные методы: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент; - статистические методы, предполагающие качественный и количественный анализ экспериментальных данных. В качестве конкретных методиквыявления эмоциональных комплексоввыступили: анкетирование, графическая методика «Кактус», тест тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена и наблюдение. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанного комплекса психокоррекционных занятий в работе педагогов-психологов дошкольных учреждений; разработке рекомендаций для родителей. Исследование проводилось на базе ДОУ №16 «Колокольчик» г.Зеленогорска. В исследовании приняли участие 20 детей подготовительной группы. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы в количестве 43 источников и приложений. Общий объем работы составляет 62 страницы.
Глава 1. Проблемы исследования и к оррекции эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|