Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема – Инновационный процесс




1. Общая характеристика и содержание инновационного процесса

2. Процесс разработки нового товара как тип инновационного процесса

3. Методы генерации идей для разработки нового товара


1. Общая характеристика и содержание инновационного процесса

 

Инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо предприятия. Он направлен на разработку и реализацию результатов научно-технических изысканий в виде нового продукта или нового технологического процесса.

Инновационный процесс - процесс создания, распространения и использования новшества (т.е. совокупности новых идей и предложений, которые потенциально могут быть осуществлены и при условии масштабности их использования и эффективности результатов могут стать основой любого нововведения).

Инновационный процесс в экономическом и организационном смысле делится, как уже отмечалось, на отдельные этапы, стадии, фазы, которые различаются между собой целевым назначением, спецификой управления, финансированием, конечным результатом деятельности.

В исследованиях структуры инновационного процесса большинство отечественных ученых придерживается схемы: «исследования - разработки - производство - маркетинг - продажи».

Американские исследователи рассматривают инновационный процесс подробнее: «фундаментальные исследования - прикладные исследования - разработки - исследование рынка - конструирование - опытное производство - рыночное испытание - коммерческое производство». Все указанные этапы взаимообусловлены и обеспечивают успех нововведения только при интеграции их в единое целое.

Специфика инновационного процесса такова, что с разработкой инновации центр внимания постепенно перемещается от сферы исследований в сферу сбыта. Одновременно элементы инновационного процесса находятся в тесном взаимодействии, постоянно обмениваясь информацией.

Инновационные этапы и стадии порождают организационно обособленные функциональные подразделения, но если их взаимодействие не воспроизводит результатов, то инновационный процесс не достигает целей. Каждая из стадий инновационного процесса имеет свою организационную форму, свою специфику управления и целевое назначение. Однако совершенствование инновационного механизма на отдельной стадии не повышает результативности процесса в целом. Если ценные фундаментальные идеи не используются для разработки новых технологических процессов, а новые технологии не превращаются в товары общественного спроса или применяются в локальных сферах, то потенциал данного нововведения практически не реализуется. Для обеспечения эффективности инновационного процесса в целом первостепенное значение имеют такие формы его организации, при которых результат каждой стадии является основой для дальнейшего движения к следующей. Особенно важны стыковки стадий, что обеспечивает непрерывность, гибкость и динамизм всего процесса.

Инновационный процесс имеет циклический характер развития, осуществляется в пространстве и времени, основными его этапами являются: научный, технический, технологический, эксплуатационный. Они охватывают следующие виды деятельности:

• фундаментальные исследования (ФИ);

• прикладные исследования (ПИ);

• опытно-конструкторские разработки (ОКР);

• опытно-экспериментальные разработки (ОЭР);

• исследовательская база науки (ИБН);

• организационно-экономическая работа (ОЭР);

• промышленное производство новых товаров (ППНТ);

• массовое производство.

Фундаментальные исследования - это разработка гипотез, концепций, теорий в конкретных сферах научной деятельности, которые являются основой для созданных нововведений.

Например, создание ядерного реактора итальянским ученым Энрико Ферми (1941 г.) берет начало в его теоретических работах по ядерной физике, которые заложили основу практического использования реакции расщепления атомного ядра.

Высказывание выдающегося хирурга и анатома Н. И. Пирогова, который родоначальник анатомо-экспериментального направления в хирургии. «Все высокое и прекрасное в нашей жизни, науке и искусстве создано умом с помощью фантазии, и много - фантазией с помощью разума».

ФИ направлены на получение новых научных знаний, выявления существенных закономерностей развития природы и общества. Их целью является познание объективных законов развития Вселенной.

ФИ разделяют на:

1) теоретические ФИ. Результатом теоретических исследований являются научные открытия законов и закономерностей развития мира, обоснование новых понятий, создание новых теорий. Ученый, проводя ФИ, может и не знать, когда и как именно практически применяться его результат. Согласно ориентировочным подсчетам, вероятность получения результата на стадии ФИ равняется 5-10%, тогда как на стадии прикладных исследований - 85-95%, а на стадии разработок - 95-97%. Результаты ФИ могут быть использованы в различных отраслях материального производства для самых разнообразных видов новой продукции в течение длительного времени;

2) целенаправленные ФИ. Это отбор тех принципов, явлений, закономерностей, которые пригодны для практической реализации в ближайшее время. Целенаправленные исследования охватывают разработку новых методологий, методов решения научно-теоретических проблем различных направлений; проблем прогнозирования, моделирования, стратегического планирования и управления процессами функционирования и развития отраслей и объектов народного хозяйства.

 

 

К целенаправленным ФД относятся исследования, связанные с изучением и разработкой методологии и методов по следующим направлениям:

• универсального использования (философия, математические науки, теория моделирования, кибернетика);

• решение проблем неживой природы (химия, геология, астрономия);

• решение проблем развития организмов и процессов живой природы (биология, медицина, агрономия);

• решение проблем взаимодействия общества с природой (физика, экология).

3) поисковые ФИ. На этом этапе выполняются исследования, объектом которых являются вопросы синтеза прикладных теорий, создание научных основ конструирования, проектирования, построения и эксплуатации предприятий, изучение возможностей получения новых видов продуктов (машин, приборов, систем, сооружений, технологий, новых утечек энергии), создание новых свойств и их сочетаний.

Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает как генератор идей, прокладывает пути в новые сферы знаний. Однако положительный выход фундаментальных исследований, как уже отмечалось, в мировой науке составляет лишь 5%. Поэтому фундаментальные исследования финансируются за счет бюджета государства и не входят в сферу материального производства. Однако расходы на науку являются наиболее прибыльным делом, ибо наука в полном смысле слова является основой духовного и материального богатства человечества. Научные знания - своеобразный товар. После практической реализации научной идеи ее отдача не прекращается. Научные идеи не умирают, они продолжают свою жизнь в сочетании с новыми идеями, или в виде базы для разработки новых идей и теоретических концепций. Например, открытия, сделанные Фарадеем и Максвеллом, Резерфордом и Кюри, Лобачевским и Эйнштейном, продолжают свое служение науке и производству, выступая как орудия новых открытий и материального воплощения в космических кораблях, электронно-вычислительных машинах и т.д.

Итак, результаты ФИ являются базой и движущей силой развития всей системы науки, техники, технологии, организации и управления процессами производства, решение социальных проблем, проблем развития общества в целом и каждой личности в отдельности.

 

ПИ направлены на поиск путей практического использования уже открытых явлений и процессов. Научно-исследовательская работа прикладного характера ставит целью решения технических и технологических проблем относительно конкретной отрасли производства.

На этом этапе проверяются инновационные идеи на их жизнеспособность, техническую, экономическую и потребительскую эффективность. Показателем значимости, целесообразности инновационной идеи является показатель уровня научно-технической целесообразности. Он определяется с учетом уникальности, оригинальности и масштабности преобразований. Чем больше значимость, тем выше уровень:

1-й уровень - инновационные преобразования, которые сводятся к модернизации технических решений или продукта;

2-й уровень - это инновационные преобразования, которые приводят к коренным преобразованиям способов работы техники или использования продукта;

3-й уровень - это инновационные идеи, которые нацелены на опережающее технические решения, что позволяет создать принципиально новые конструкции товара или оборудования;

4-й уровень - это инновационные идеи пионерного решения, т.е. изобретения, которые изменяют не только процессы производства, но и делают автоматически конкурентную позицию предприятия идеальной.

Полученные результаты аналитической оценки являются основой для опытно-конструкторских разработок и создания (или модернизации) образцов новой техники, материалов, технологии, продуктов. Целью ОКР является создание образцов новых изделий, новой техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство.

На стадии ОЭР проводится окончательная проверка результатов теоретических исследований и разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливаются и испытываются образцы новых изделий. Вероятность получения положительного результата от НИР к ОКР повышается до 95-97% для дальнейшего практического производства.

ЭБН является составляющей научного потенциала страны. Ее состояние и использование характеризуются возможностью науки осуществлять опытную проверку результатов научных исследований и разработок с целью непрерывности инновационного процесса.

Опытное производство может иметь различные организационные формы - завод, цех, опытная станция, опытно-экспериментальное производство, мастерская и др.; иметь различное местонахождение, разную степень хозяйственной самостоятельности; находиться на балансе научной организации или быть юридически обособленным.

ОЭР завершают стадию освоения промышленного производства новых изделий и начинается процесс промышленного производства (ПВ). В производстве знания материализуются, а исследования подходят к своему логическому завершению.

Организационно-экономические работы связаны с совершенствованием организации и планирования производства, разработкой методов организации труда и управления, методов оценки эффективности научно-технических разработок.

Период, который начинается с выполнения фундаментальных и прикладных разработок и охватывает все последующие этапы до момента, когда нововведение подлежит замене качественно новым, прогрессивным, называется жизненным циклом инновации.

Каждое звено жизненного цикла относительно самостоятельно, имеет свои закономерности развития и выполняет специфическую роль.

Жизненный цикл имеет временные, трудовые и сметные оценки, которые используются для организации планирования и финансирования работы.

Принято выделять четыре фазы (этапы): от I - создание инновации и мощностей для ее использования, через II-III - рост производства и продаж, в IV - насыщение рынка и упадок и снятие продукта с производства.

Сущность первой фазы - создание новинки - состоит из комплекса работ, направленных на преобразование результатов научно-исследовательских разработок в образцы новых изделий, их адаптацию к рынку и оценки условий включения в экономический оборот.

Комплексность этих работ состоит в том, что они сочетают одновременно создание или приспособление существующего производственного аппарата для организации производства нового товару. На этой фазе также начинаются маркетинговые исследования при продаже первых опытных партий (образцов), что имеет большое значение для введения инновации на рынок.

Вторая фаза связана с освоением производства и ростом объемов продаж, достижением запланированного уровня рентабельности. Припадая на сферу производства, этот этап является важнейшим во всем жизненном цикле продукции, именно здесь реализуется материально-вещественная основа инновационного цикла. На данной фазе потребители открывают для себя новизну и оценивают ее как потребительскую стоимость.

Третья фаза - фаза зрелости. Она характеризуется уменьшением темпов роста производства, стабилизацией. Следует отметить, что продолжительность массового выпуска нового продукта влечет двойное воздействие на эффективность. С одной стороны длительное производство новой продукции обеспечивает высокие экономические результаты, удовлетворяя спрос и обеспечивая накопление для воспроизведения, с другой-возникает необходимость обновления продукции, поскольку это является обязательным условием удержания места на товарном рынке и повышения конкурентоспособности. На этой фазе увеличивается конкуренция в результате диффузии и тиражирования нововведения.

Четвертая фаза - фаза упадка: моральное старение продукта. Спрос падает, нововведение становится неконкурентоспособным и вытесняется другими новшествами. Поэтому еще до наступления этой фазы фирмы стремятся модернизировать продукт или создать новый. Для обеспечения постоянного развития это делается одновременно. Можно продлить жизненный цикл инновации, если активно работать в маркетинговой сфере, поддерживая спрос на данную продукцию путем снижения цен, через рекламу или другие каналы сбыта. Однако маркетинговые мероприятия без проведения научно-исследовательских работ для улучшения продукции данного параметрического ряда, без разработки и освоения новых видов продукции носят временный характер, поэтому лидирующие компании, которые самостоятельно разрабатывают и реализуют новый продукт, постоянно работают над усовершенствованием или созданием нового продукту.

Опыт промышленных фирм высокоразвитых стран (ФРГ, США, Японии) показывает, что для удержания позиции на рынке необходимо сокращать период на выполнение НИОКР на ЗО-50%. Только в таком случае им удается избегать значительных экономических затрат. Например, опыт фирм ФРГ, которые выпускают продукцию радиоэлектронной промышленности, свидетельствует о том, что увеличение продолжительности разработки изделия с пятилетним жизненным циклом на 6 месяцев приводит к потере 30% прибыли от его реализации. Для изделий с трехлетним жизненным циклом потери прибыли достигают-50%. Вместе с тем сокращение периода разработки инновации на полгода удваивает прибыль.

Различают три логических формы инновационного процесса (ИП): простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный.

Простой ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.

По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы:

· а) создание и распространение;

· б) диффузия нововведения.

Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.

Диффузия инноваций - это процесс передачи (трансферта) технологий фирмами разных стран с учетом времени, в результате чего нововведения проникают в различные области производства и находят все больше потребителей. Непрерывность инновационных процессов обусловливает скорость и границы диффузии нововведения. Согласно теории Й. Шумпетера, диффузия инновации - это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих нововведения вслед за новаторами, ожидая больших прибылей. Следует взвешивать на то, что процесс диффузии инноваций может осуществляться как по межфирменных каналах независимых иностранных фирм, так и через внутренние каналы транснациональных корпораций в случае внедрения нововведений в любом из их отделений, размещенных в других краинах.

Выделяют следующие формы трансферта инноваций на мировом рынке:

– передачи, продажа или предоставление по лицензии всех форм промышленной собственности (за исключением товарных и фирменных знаков);

– торговля высокотехнологичной продукцией есть передачи технологического знания, необходимого для приобретения, монтажа и использования оборудования, машин, полуфабрикатов и материалов, полученных за счет аренды, закупки, лизинга или каким-либо другим путем;

– промышленное и техническое сотрудничество в части, касающейся технического содержания оборудования и оборудования, полуфабрикатов и материалов;

– предоставление консалтинговых услуг и инжиниринг;

– передачи технологий в рамках инвестиционного сотрудничества.

Процесс передачи технологий тесно связан с теорией жизненного цикла инновации. На этапе «исследования и разработка» передачи технологии (новации) не происходит, потому что еще не известны сферы ее использования и затраты на разработку. На этапе «внедрения» появляется новый товар, производство которого является монопольным. Конкуренция отсутствует. Диффузия инновации осуществляется в форме экспорта товаров. На этапе «роста» инновация распространяется в других странах, однако еще полностью не освоена. С наступлением периода «зрелости» возникает распространение и обмен инновациями между разными странами. Постепенно новая технология совершенствуется и стандартизируется, идет активная ее передача в развивающиеся страны. Она получает всеобщее распространение, ценность ее снижается в развитых странах, прекращается производство, экспорт товара сменяется импортом. Возникает новая волна передачи технологии из развивающихся, в слаборазвитые страны.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...