Методы генерации идей для разработки нового товара
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Для предприятия, стремящегося занять достойное место на рынке, ключевое значение имеет первый этап инновационного процесса, на котором формируются новые идеи. Используемые методы генерации новых идей должны быть направлены на: · активизацию поиска новых идей; · повышение концентрации оригинальных и «безумных» идей в общем их потоке. Именно безумные идеи обеспечивают скачок в НТП и оказываются наиболее конкурентоспособными. Вот пример, хотя и несколько приземленной, но "безумной" идеи — надеть курам контактные линзы. Эта затея выглядит нелепой, но как оказалось, ее использование может дать значительный экономической эффект. Дело в том, что на крупных птицефермах при выращивании кур специалисты сталкиваются с серьезной проблемой: куры заклевывали друг друга до смерти. В птицеводческих хозяйствах приходилось тратить значительные средства на обрезку клювов птиц, чтобы предотвратить расклев. Эта операция нередко сопровождалась травмами, и специалисты пытались найти какое-то приспособление, которое мешало бы курам заклевывать друг друга и заставляло бы их сосредоточиться на корме и откладывании яиц. Таким приспособлением оказались контактные линзы. Оказалось, что причиной расклева является реакция курицы на то, какой у соседки гребешок и как она держит голову, что определяет ранг курицы в иерархии стада. Если куры не видят гребешки друг друга, то случаи расклева резко сокращаются. Курица, носящая контактные линзы, видит только в пределах 25-30 сантиметров от себя и не в состоянии рассмотреть гребешки других кур. Одновременно линзы помогли решить еще одну проблему — кормежку всех без исключения птиц (в стаде всегда были особи, которых другие куры раньше не хотели подпускать к кормушке).
Найти необычное решение изобретателю мешает психологическая инерция. Преодолеть ее можно, используя различные методы, направленные на стимулирование творческой активности людей. К числу наиболее распространенных методов относятся следующие. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК. Информационный поиск предполагает поиск готовых решений, преимущественно технического характера. Особое значение имеет патентный поиск. К нему обращаются: · при анализе и выборе задач; · при отыскании принципиально новых идей, · при синтезе конструкций и систем, · при анализе экономической эффективности найденного решения; · при прогнозировании развития характеристик и параметров отдельных объектов техники, · при составлении заявок на изобретение и проверке его патентоспособности и т.д. Основным источником информации являютсяофициальные бюллетени, издаваемые ведомствами по изобретательству различных стран. Материалы патентного поиска служат источником для формирования фондов технических решений. Фонды технических решений — это систематизированные по ряду признаков массивы информации о технических решениях, образующих вместе с соответствующими техническими и программными средствами, системой классификации и кодирования различные информационно-поисковые системы. Простейшей формой таких фондов являют я картотеки идей, которые постоянно пополняются по результатам патентного поиска, анализа научно-технических статей и монографий, справочной и рекламной литературы. МОЗГОВОЙ ШТУРМ. Мозговой штурм как метод был разработан в конце 30-х годов американцем А.Осборном, который стремился решить проблемы посредством спонтанно возникающих идей. Нечто подобное использовали 400 лет назад индийские мастера Хинду во время своих собраний: запрещались как критика, так и дискуссии, каждый мог свободно выражать свои идеи. Оценка выносилась позже. Такой принцип побуждает к беспрепятственному высказыванию всех приходящих в голову представлений и ассоциаций.
Мозговой штурм – это метод поиска новых идей путем творческого сотрудничества группы специалистов. Являясь, как бы единым мозгом, группа пытается штурмом преодолеть трудности, мешающие решить рассматриваемую проблему. В процессе штурма анализируются свои идеи, идеи коллег, используются одни идеи для разработки других. Существует несколько методик мозгового штурма. Классический мозговой штурм. Принципы: · каждый участник должен иметь возможность свободно развивать и высказывать мысли; · предложения каждого участника должны восприниматься в качестве импульсов и развиваться далее; · любой вид критики необходимо прекратить; · нужно выработать максимальное количество идей. Этот штурм должен быть подготовлен, заранее должна быть поставлена проблема, подобран круг участников (4-10 человек) с учетом профессионального разнообразия и социальной однородности. Все идеи должны быть изложены лаконично и законспектированы. Продолжительность штурма – 30 минут. Затем – отбор идей.
Анонимный мозговой штурм. Сбор предложений и идей осуществляется до заседания. Ведущий обобщает идеи и представляет их на заседании, а группа пытается развивать эти предложения дальше и добиваться их усовершенствования. Дидактический мозговой штурм. О постановке проблемы известно только ведущему, он постепенно подводит участников к проблеме, накапливая идеи. КОНФЕРЕНЦИЯ ИДЕЙ. Это модифицированный мозговой штурм, который отличается темпом проведения совещания по выдвижению идей и допущением доброжелательной критики в форме реплик. Существуют разновидности. Дискуссия 66. Крупное собрание подразделяется на группы по 6 человек, которые независимо друг от друга вырабатывают решения по поставленной проблеме. Каждая группа выдвигает своего ведущего, протоколиста, спикера. Спикер группы докладывает найденные импульсы, предложения и решения. После заседания можно выбрать новую точку зрения на решение проблемы, которая обрабатывается в том же порядке.
Преимущество: при большом количестве все участники могут высказать свое мнение. Метод 635. Собирается группа из 6 человек, которые первоначально анализируют и четко формулируют заданную проблему. После этого каждый участник заносит в формуляр три предложения по решению проблемы за 5 минут. Затем формуляры передаются соседям, которые принимают к сведению предложения предшественников, а под ними вносят еще три предложения и т.д. В результате каждый формуляр содержит 18 предложений. СИНЕКТИКА. Это мозговой штурм, который ведет профессиональная группа, накапливающая опыт решения проблем. Возможна и даже желательна критика и предусмотрено использование четырех специальных приемов, основанных на аналогиях: · прямой – как решаются задачи, похожие на данную; · личной – попробуйте войти в образ данного задаче объекта и попытайтесь рассуждать с этой точки зрения; · символической – дайте в двух словах образное определение сути задачи; · фантастической – как эту задачу решили бы фантастические персонажи. Автор этой методики Гордон создал фирму, которая специализируется на обучении синектической атаке инженеров и студентов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|