Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы генерации идей для разработки нового товара




Для предприятия, стремящегося занять достойное место на рынке, ключевое значение имеет первый этап инновационного процесса, на котором формируются новые идеи. Используемые методы генерации новых идей должны быть направлены на:

· активизацию поиска новых идей;

· повышение концентрации оригинальных и «безумных» идей в общем их потоке.

Именно безумные идеи обеспечивают скачок в НТП и оказываются наиболее конкурентоспособными.

Вот пример, хотя и несколько приземленной, но "безумной" идеи — надеть курам контактные линзы. Эта затея выглядит нелепой, но как оказалось, ее использование может дать значительный экономической эффект. Дело в том, что на крупных птицефермах при выращивании кур специалисты сталкиваются с серьезной проблемой: куры заклевывали друг друга до смерти. В птицеводческих хозяйствах приходилось тратить значительные средства на обрезку клювов птиц, чтобы предотвратить расклев. Эта операция нередко сопровождалась травмами, и специалисты пытались найти какое-то приспособление, которое мешало бы курам заклевывать друг друга и заставляло бы их сосредоточиться на корме и откладывании яиц. Таким приспособлением оказались контактные линзы. Оказалось, что причиной расклева является реакция курицы на то, какой у соседки гребешок и как она держит голову, что определяет ранг курицы в иерархии стада. Если куры не видят гребешки друг друга, то случаи расклева резко сокращаются. Курица, носящая контактные линзы, видит только в пределах 25-30 сантиметров от себя и не в состоянии рассмотреть гребешки других кур. Одновременно линзы помогли решить еще одну проблему — кормежку всех без исключения птиц (в стаде всегда были особи, которых другие куры раньше не хотели подпускать к кормушке).

Найти необычное решение изобретателю мешает психологическая инерция. Преодолеть ее можно, используя различные методы, направленные на стимулирование творческой активности людей. К числу наиболее распространенных методов относятся следующие.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК.

Информационный поиск предполагает поиск готовых решений, преимущественно технического характера. Особое значение имеет патентный поиск. К нему обращаются:

· при анализе и выборе задач;

· при отыскании принципиально новых идей,

· при синтезе конструкций и систем,

· при анализе экономической эффективности найденного решения;

· при прогнозировании развития характеристик и параметров отдельных объектов техники,

· при составлении заявок на изобретение и проверке его патентоспособности и т.д.

Основным источником информации являютсяофициальные бюллетени, издаваемые ведомствами по изобретательству различных стран.

Материалы патентного поиска служат источником для формирования фондов технических решений.

Фонды технических решений — это систематизированные по ряду признаков массивы информации о технических решениях, образующих вместе с соответствующими техническими и программными средствами, системой классификации и кодирования различные информационно-поисковые системы.

Простейшей формой таких фондов являют я картотеки идей, которые постоянно пополняются по результатам патентного поиска, анализа научно-технических статей и монографий, справочной и рекламной литературы.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ.

Мозговой штурм как метод был разработан в конце 30-х годов американцем А.Осборном, который стремился решить проблемы посредством спонтанно возникающих идей. Нечто подобное использовали 400 лет назад индийские мастера Хинду во время своих собраний: запрещались как критика, так и дискуссии, каждый мог свободно выражать свои идеи. Оценка выносилась позже. Такой принцип побуждает к беспрепятственному высказыванию всех приходящих в голову представлений и ассоциаций.

Мозговой штурм – это метод поиска новых идей путем творческого сотрудничества группы специалистов. Являясь, как бы единым мозгом, группа пытается штурмом преодолеть трудности, мешающие решить рассматриваемую проблему. В процессе штурма анализируются свои идеи, идеи коллег, используются одни идеи для разработки других.

Существует несколько методик мозгового штурма.

Классический мозговой штурм.

Принципы:

· каждый участник должен иметь возможность свободно развивать и высказывать мысли;

· предложения каждого участника должны восприниматься в качестве импульсов и развиваться далее;

· любой вид критики необходимо прекратить;

· нужно выработать максимальное количество идей.

Этот штурм должен быть подготовлен, заранее должна быть поставлена проблема, подобран круг участников (4-10 человек) с учетом профессионального разнообразия и социальной однородности. Все идеи должны быть изложены лаконично и законспектированы. Продолжительность штурма – 30 минут. Затем – отбор идей.

 

Анонимный мозговой штурм. Сбор предложений и идей осуществляется до заседания. Ведущий обобщает идеи и представляет их на заседании, а группа пытается развивать эти предложения дальше и добиваться их усовершенствования.

Дидактический мозговой штурм. О постановке проблемы известно только ведущему, он постепенно подводит участников к проблеме, накапливая идеи.

КОНФЕРЕНЦИЯ ИДЕЙ.

Это модифицированный мозговой штурм, который отличается темпом проведения совещания по выдвижению идей и допущением доброжелательной критики в форме реплик. Существуют разновидности.

Дискуссия 66. Крупное собрание подразделяется на группы по 6 человек, которые независимо друг от друга вырабатывают решения по поставленной проблеме. Каждая группа выдвигает своего ведущего, протоколиста, спикера. Спикер группы докладывает найденные импульсы, предложения и решения. После заседания можно выбрать новую точку зрения на решение проблемы, которая обрабатывается в том же порядке.

Преимущество: при большом количестве все участники могут высказать свое мнение.

Метод 635. Собирается группа из 6 человек, которые первоначально анализируют и четко формулируют заданную проблему. После этого каждый участник заносит в формуляр три предложения по решению проблемы за 5 минут. Затем формуляры передаются соседям, которые принимают к сведению предложения предшественников, а под ними вносят еще три предложения и т.д. В результате каждый формуляр содержит 18 предложений.

СИНЕКТИКА.

Это мозговой штурм, который ведет профессиональная группа, накапливающая опыт решения проблем. Возможна и даже желательна критика и предусмотрено использование четырех специальных приемов, основанных на аналогиях:

· прямой – как решаются задачи, похожие на данную;

· личной – попробуйте войти в образ данного задаче объекта и попытайтесь рассуждать с этой точки зрения;

· символической – дайте в двух словах образное определение сути задачи;

· фантастической – как эту задачу решили бы фантастические персонажи.

Автор этой методики Гордон создал фирму, которая специализируется на обучении синектической атаке инженеров и студентов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...