Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процесс разработки нового товара как тип инновационного процесса




Любое предприятие поставлено перед дилеммой: с одной стороны инновации необходимы, с другой, — успехом на рынке завершается лишь часть разработок. Многочисленные, хотя довольно разнородные, данные подтверждают, что уровень неудачной продукции на рынке довольно высок.

Ф. Котлер приводит следующие данные:

· на рынке товаров широкого потребления терпит неудачу 40 процентов всех предлагаемых новинок,

· на рынке товаров промышленного назначения — 20,

· на рынке услуг — 18.

По данным американских экспертов причинами неудач являются:

· неверная оценка требований рынка – 32 процента коммерческих неудач предлагаемых новинок;

· технические причины (несовершенство дизайна, качества, технических параметров, удобств в эксплуатации и т.п.) – 23 процента;

· слишком высокая цена —14 процентов;

· неправильная политика сбыта – 13 процентов;

· несвоевременное начало продажи — 10 процентов;

· противодействия конкурентов — 8 процентов.

Многочисленные примеры подтверждают эту грустную статистику.

Потери корпорации "Дюпон" связанны с ее новинкой — синтетической обувной кожей "корфам". В 100 млн. долларов обошлись корпорации ее иллюзии относительно долговременных перспектив своего товара. Фирма "Дюпон" недостаточно глубоко проанализировала потребительский рынок и поведение лиц, приобретающих обувь. И это привело к тому, что встреченная с энтузиазмом новинка была затем отвергнута потребителями.

Фирма ИБМ после огромного успеха персонального компьютера РС начала поставлять в начале 1984 г. упрощенную модификацию этой модели. Однако через год компания вынуждена была объявить о прекращении производства этого компьютера. Неудача объяснялась плохим планированием. Фирма так и не определила четко, являются ли ее потребителем коммерческие или конечные потребители. Интенсивная ценовая конкуренция привела к тому, что фирма потеряла контроль над ценами. Память компьютера была ограниченной, и ее было трудно расширить. Таким образом, нехватка опыта у ИБМ в маркетинге, рассчитанном на конечного потребителя, нанесла значительный ущерб фирме.

Поэтому цель предприятия – организационно приспособить его к работе с новинками. В ходе данного инновационного процесса предприятие:

· создает новые потенциальные возможности,

· оценивает их, устраняет наименее привлекательные,

· изучает представление потребителей о них,

· разрабатывает продукцию,

· испытывает ее и внедряет на рынок.

Этот длительный процесс можно рассматривать как состоящий из определенных этапов, на каждом из которых нужно принимать соответствующие обоснованные решения. Назовем основные этапы инновационного процесса:

1) генерация идей;

2) отбор идеи;

3) разработка замысла и его проверка;

4) экономический анализ;

5) разработка товара;

6) пробный маркетинг;

7) коммерческая реализация.

Разработка любой инновации начинается с генерации идей — постоянного и систематического поиска возможностей создания новых товаров. Цель данного этапа – выработать как можно большее количество идей.

П. Друкер выделяет семь источников инновационных идей:

· внезапные события для предприятия или отрасли (неожиданный успех или неожиданная внешнее событие, неожиданная неудача);

· неконгруэнтность - несоответствие между реальностью и представлениями о ней;

· нововведения, основанные на потребности технологического процесса;

· внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;

· демографические изменения;

· изменения в восприятии, настроениях и ценностных установках;

· новые знания.

Основными источниками идей являются:

· научно-техническая информация о существующих технологических возможностях решения той или иной проблемы (стратегия технологического проталкивания),

· сведения о нуждах потребителя (стратегия подтягивания спросом),

· фундаментальные научные исследования, которые направлены на получение новых знаний и косвенно приводят к возникновению инноваций,

· деятельность конкурентов (появление новинки на рынке чаще всего становится отправной точкой поиска конкурирующего новшества),

· собственные проблемы техники и технологии предприятия,

· проблемы экологии, в частности утилизации отходов.

Целью этапа отбора идей является сокращение количества идей, выработанных на первом этапе, без потери при этом ценных идей. В большинстве фирм США разработаны и используются фильтрующие перечни для первичной оценки идей.

Существует следующий вариант фильтрующего перечня, включающий три группы характеристик:

1) общие характеристики новой продукции: потенциальная прибыль, существующая конкуренция, размер рынка, требуемый размер инвестиций, возможность патентования, степень риска;

2) маркетинговые характеристики продукции: потенциальная длительность ЖЦТ, привлекательность для существующих потребительских рынков, устойчивость к сезонным факторам, соответствие маркетинговым возможностям;

3) производственные характеристики продукции: соответствие производственным возможностям, продолжительность времени до коммерческой реализации, простота производства продукции, доступность трудовым и материальных ресурсов, возможность производства по конкурентным ценам.

 

В рамках каждой группы оценивают несколько параметров продукции для каждой идеи на основе шкалы—от 1 (очень хорошая) до 10 (очень плохая). Кроме того, фирмы обычно устанавливают весовые значения параметров, поскольку не все характеристики одинаково важны.

Задачами инновационного менеджмента на этапе разработка замысла и его проверка являются:

1) организация проработки уцелевших после обора идей до стадии ряда альтернативных товарных замыслов (вариант идеи, выраженный значимыми для потребления понятиями),

2) оценка их сравнительной привлекательности для потребителей

3) выбор лучшего из замыслов.

На данном этапе происходит, по сути, переход от фазы возникновения замысла новшества к фазе собственно разработки инноваций.

Этап экономического анализа состоит в оценке деловой привлекательности товара и позволяет вовремя устранить коммерчески малоэффективные варианты из еще оставшихся после прохождения через предыдущие этапы идей. Этот этап, как правило, основывается на анализе следующий факторов:

1) прогноз спроса: соотношение сбыта и цен, потенциальный кратко- и долгосрочный сбыт; темпы роста сбыта; сезонность; показатели повторных покупок; интенсивность каналов сбыта.

2) прогноз издержек: общие и относительные издержки; использование существующих мощностей и ресурсов; соотношение начальных и текущих расходов; оценки будущих расходов на сырье и прочих издержек; экономия массового производства; потребность каналов сбыта; уровень достижения окупаемости.

3) конкуренция: кратко- и долгосрочные показатели доли компании и ее конкурентов на рынке; сильные и слабые стороны конкурентов; потенциальные конкуренты; вероятные стратегии конкурентов в ответ на новую продукцию фирмы.

 

4) требуемые инвестиции: прохождение этапов разработки новой продукции (инжиниринг, патентный поиск, разработка продукции, испытания); продвижение, производство; распределение и сбыт.

5) прибыльность: период покрытия первоначальных расходов; кратко-долгосрочная общая и относительная прибыль; контроль над ценой; доход от инвестиций; риск.

Разработка товара — длительный и дорогостоящий процесс. На этом этапе необходимо получить ответ, поддается ли идея товара воплощению в изделие, рентабельное как с технической, так и с коммерческой точек зрения. Цель этого этапа — обеспечить принятие решений о конструкции изделия, его упаковке, разработке марки, определении позиции товара на рынке, проверка отношения к товару и использования его потребителем.

Решение о конструкции товара заключается в выборе типа и качества материалов, способа производства, возможных размеров и цветов изделия, установлении стоимости и времени производства на единицу продукции, степени использования производственных мощностей, оценке периода необходимого для перехода от разработки до коммерческого использования и т.д.

Решения об упаковке определяют используемые материалы; функции упаковки (защита при транспортировке, хранении, реклама), издержки, связанные с упаковкой; альтернативные размеры и цвета.

Решения о товарной марке предполагают выбор нового или использование существующего имени; защиты торговой марки и искомого образа товара.

Определение позиции товара на рынке заключается в выборе рыночного сегмента, сравнении по определённым параметрам своего нового товара с конкурирующими изделиями и с другими предложениями фирмы.

Проверка отношения и использования базируется на представлениях потребителей и их удовлетворении продукцией и может быть самой разнообразной по составу и видам работ.

Пробный маркетинг отвечает на вопросы: как рынок примет новый товар, будут ли и как часто совершаться повторные покупки, не откажутся ли покупатели от новинки, не увидев в ней новых преимуществ.

Пробный маркетинг — это реализация небольшой партии товара в одном или нескольких выбранных регионах и наблюдение за реальным развитием событий в рамках выработанного фирмой плана маркетинга.

Цель этого этапа — оценить продукцию и предварительно проверить маркетинговую деятельность в реальных условиях до начала полномасштабной реализации продукции.

Задача инновационного менеджмента на этом этапе состоит в том, чтобы принять ряд решений: когда, где, как долго следует применять пробный маркетинг, какую информацию получить и как применить результаты.

Время проведения определяется конъюнктурой и особенностями товара. Например, новинка для зимнего спорта вряд ли привлечет к себе интерес весной. Конъюнктурные соображения много сложнее. Здесь приходится учитывать общее состояние экономики, положение дел в отрасли, действия конкурентов в данный момент.

При выборе места проведения пробного маркетинга надо определить, в скольких и в каких городах представить продукцию. Обычно проверяют рынок в 2-3 городах. Выбор конкретного города зависит от того, насколько он представляет национальный рынок, от степени сотрудничества способности контролировать в данном месте маркетинговую программу и от особенностей товара.

Длительность проверки обычно составляет от двух месяцев до двух лет и зависит от того, насколько фирма опережает конкурентов, от сложности проверочных тестов, темпов вторичных закупок продукции и стремления к секретности.

Результаты пробного маркетинга могут использоваться фирмами:

· для определения необходимых изменений в продукции и планах маркетинга;

· как возможность получения признания потребителей и как первый этап реализации в рамках всей страны;

· для окончательного решения судьбы своей новинки: начать серийное производство или прекратить производство товара до коммерческой реализации, если он не оправдывает ожидания фирмы.

Понятно, что в каждом конкретном случае требуется разная информация и разное ее использование.

Коммерческая реализация нового товара включает в себя его полномасштабное производство и комплексное маркетинговое обеспечение.

Факторы, которые должны рассматриваться на этом этапе:

· скорость признания потребителями,

· скорость признания каналами сбыта,

· интенсивность распределения (через сколько торговых точек),

· производственные возможности,

· структура продвижения,

· цены,

· конкуренция,

· срок достижения прибыльности,

· стоимость коммерческой реализации.

Предприятию необходимо решить, когда, где, кому и как предложить свой новый товар на рынке. Частично ответы на эти вопросы были подучены на предыдущих этапах.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...