Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда 18 марта 2011 г. по делу N 33-3615/11 // СПС "КонсультантПлюс".




Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда 18 марта 2011 г. по делу N 33-3615/11 // СПС " КонсультантПлюс".

" Обжаловать действия нотариуса по протесту векселей в неплатеже вправе не только векселедатели простого векселя, но и иные обязанные по векселю лица, в том числе индоссанты, поскольку их права и обязанности определяются на основании совершенного протеста".

Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 30 мая 2012 г. по делу N 33-4286 // Бегичев А. В. Нотариальная практика в судебных решениях: Учеб. -метод. пособие. М.: Книга и бизнес, 2014.

 

§ 13. Применение нотариусом норм иностранного

и международного права

 

В условиях глобализации и развития международных связей все большее значение для нотариальной деятельности приобретают нормы иностранного и международного права. Расширение разного рода контактов приводит к тому, что нотариусам все чаще приходится иметь дело с отношениями, в которых в той или иной форме участвует иностранный элемент. Необходимость применения нотариусом норм иностранного и международного права может возникнуть в следующих случаях:

1) если за совершением нотариального действия обратился иностранный гражданин;

2) если нотариальное действие совершается в отношении имущества, которое находится за границей;

3) если нотариусу предъявлены документы, составленные в другом государстве;

4) если участники правоотношения проживают за границей;

5) юридический факт локализован за границей.

Применение норм иностранного права заставляет нотариуса обращаться к коллизионному законодательству в рамках международного частного права. Специфика коллизионного законодательства состоит в том, что оно не указывает, как решать тот или иной вопрос, но отсылает к праву, которое подлежит применению. Коллизионная норма - это норма отсылочная, она обладает непрямым действием.

Коллизионный метод предполагает определение применимой привязки при выборе права с учетом законодательства, существующей практики, публичного интереса.

Столкнувшись с вопросом, который требует рассмотрения возможности применения иностранного права, нотариус должен определить правовой статус иностранных граждан, участвующих в соответствующих правоотношениях, оценить возможность использования иностранных документов, определить подлежащее применению право. Следует учитывать, что в отношении иностранных резидентов может устанавливаться три вида режимов:

- национальный режим, когда они уравниваются в правах с нашими гражданами;

- режим наибольшего благоприятствования, когда иностранцы в какой-либо сфере получают приоритет;

- ограниченный режим, когда на иностранцев накладываются какие-либо ограничения.

В каждой конкретной ситуации может потребоваться применение либо российского, либо зарубежного права.

Законодательство о нотариате обязывает нотариуса совершать нотариальные действия от имени граждан, не делая разграничения в их гражданстве. Иными словами, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право обращаться к нотариусу и уполномоченным должностным лицам для совершения нотариальных действий на территории Российской Федерации и пользоваться правами наравне с российскими гражданами. В общей форме указанный принцип национального режима закреплен в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: " Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации".

В соответствии со ст. 3 ФЗ " О гражданстве Российской Федерации" < 1> иностранный гражданин - это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства; лицо без гражданства - это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.

 

При выборе права, подлежащего применению при определении правового положения иностранных лиц, в ГК РФ (ст. ст. 1195 - 1197, 1202, 1203) используется термин " личный закон". Личным законом иностранного гражданина является право страны, гражданство которой он имеет. При наличии у гражданина нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства. Личным законом иностранного гражданина, проживающего в РФ, лица с двойным гражданством, одно из которых - гражданство РФ, будет российское право. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

Применение нотариусом норм иностранного права регламентировано ст. 104 Основ законодательства РФ о нотариате. Эта статья устанавливает, что нотариус в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации применяет нормы иностранного права.

Применение иностранного права может быть сопряжено с определенными проблемами. Основными являются две группы проблем:

- невозможно установить содержание норм иностранного права;

- иностранное право противоречит отечественному правопорядку.

В качестве примера второго случая приведем заключение брака с участием иностранного элемента, т. е. брака между гражданами разных государств. В России брак заключается только в государственных органах, в то время как в иных странах возможны разные варианты, например, религиозная форма заключения брака. Различные нормы существуют и в отношении минимального брачного возраста; также в отдельных странах практикуется многоженство.

Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ " О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" < 1> ).

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

 

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ " О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" являются:

- документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

- разрешение на временное проживание;

- вид на жительство.

Как правило, личность лица без гражданства, проживающего на территории Российской Федерации, устанавливается по виду на жительство в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 ФЗ от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 " О беженцах" < 1> свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ является документом, удостоверяющим личность. В соответствии со ст. 7 указанного Закона документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем, является удостоверение беженца.

--------------------------------

< 1> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 12. Ст. 425.

 

Следует иметь в виду, что ч. 3 ст. 18. 9 Кодекса РФ об административных правонарушениях < 1> устанавливает административную ответственность за оказание услуг иностранным гражданам или лицам без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленных правил или правил транзитного проезда через ее территорию. Под услугой иностранцу будет пониматься любая деятельность, направленная на удовлетворение его потребностей < 2>, следовательно, нотариальная деятельность должна осуществляться только в отношении иностранцев, законно находящихся на территории России.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

< 2> См.: Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под общ. ред. проф. Э. Н. Ренова. М., 2002. С. 579.

 

В отношении иностранных граждан следует учитывать, что возраст наступления дееспособности у них может отличаться от принятого в России. При проверке дееспособности иностранных граждан необходимо выяснить, имеются ли у них основания возникновения дееспособности в полном объеме. Для этого следует иметь в виду положение ст. ст. 1195 и 1197 ГК РФ. В частности, согласно ст. 1197 ГК РФ гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом. Физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности.

Важно иметь в виду, что возраст достижения совершеннолетия во многих странах мира так же, как и по российскому законодательству, как правило, составляет 18 лет. Но в некоторых странах имеются существенные отличия. Так, например, в таких странах, как Австрия, Алжир, часть Канады (провинции Британская Колумбия, Нью-Брансуик, Новая Шотландия, Ньюфаундленд и Лабрадор, Северо-Западные территории, Юкон) возраст достижения гражданской дееспособности составляет 19 лет. В других странах, таких как Буркина-Фасо, Южная Корея, Лихтенштейн, Марокко, Новая Зеландия, Парагвай, Тайвань, Таиланд, Тунис, Япония, этот возраст составляет 20 лет. В Аргентине, Боливии, Ботсване, Бразилии, Гане, Гондурасе, Египте, Индонезии, Камеруне, Кипре, Кот-д'Ивуаре, Кувейте, Либерии, Ливии, Мадагаскаре, Мали, Монако, Нигере, Никарагуа, ОАЭ, Руанде, Сенегале, Сингапуре, Того, Чаде - 21 год < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Медведев И. Г. Международное частное право и нотариальная деятельность. 2-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2005.

 

Для лиц, не достигших указанного возраста необходимо выяснить, имеются ли по личному закону основания возникновения у них дееспособности в полном объеме. При наличии таких оснований, необходимо их представить нотариусу. Так, по российскому законодательству (ст. ст. 21, 27 ГК РФ) такими документами могут являться свидетельство о браке либо решение об эмансипации несовершеннолетнего.

При выяснении правоспособности иностранного юридического лица нотариусу необходимо учитывать соответствующие положения Гражданского кодекса РФ, а также содержание законодательных актов, определяющих правовой статус юридических лиц различных организационно-правовых форм, применительно к конкретному обратившемуся лицу. Правоспособность иностранного юридического лица устанавливается по праву страны, в которой это лицо зарегистрировано.

При обращении юридического лица нотариус должен подтвердить факт проверки нотариусом полномочий представителя юридического лица. В связи с чем нотариус, в соответствии со ст. 15 Основ законодательства РФ о нотариате, вправе истребовать от представителя юридического лица документы, необходимые для совершения данного нотариального действия.

Иностранное юридическое лицо может действовать на территории Российской Федерации как непосредственно, так и через свои представительства или филиалы.

Нотариус обязан применить к определению гражданской право- и дееспособности иностранных лиц компетентный материальный закон, установленный на основании российских коллизионных правил. В большинстве случаев это иностранное право, уклонение от применения норм которого может повлечь ответственность нотариуса за причиненные стороне убытки, вызванные недействительностью сделки или иного юридического действия, совершенного недееспособной стороной < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Медведев И. Г. Указ. соч. С. 65.

 

Регистрация иностранного юридического лица подтверждается выпиской из реестра юридических лиц страны происхождения субъекта, предоставлением сертификата об инкорпорации или сертификата благополучного состояния компании.

Нотариус принимает документы, составленные в соответствии с требованиями международных договоров, а также совершает удостоверительные надписи в форме, предусмотренной законодательством других государств, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации.

Важным условиям нотариального процесса является правило о языке нотариального производства. Это правило связано с реализацией процессуальных прав лиц, участвующих в совершении нотариальных действий < 1>.

--------------------------------

< 1> Для некоторых нотариальных действий правило о языке является исключительно важным. Так, например, при выполнении действий по обеспечению доказательств нотариус руководствуется соответствующими нормами гражданского процессуального законодательства, поэтому нарушение правила о языке на любой процессуальной стадии является безусловным основанием для отмены в будущем решения суда (п. 3 ч. 2 ст. 364 ГПК РФ, п. 3 ч. 4 ст. 288 АПК РФ).

 

Руководствуясь ст. 10 Основ законодательства РФ о нотариате, с учетом требований ч. 3 ст. 18 Закона РФ " О языках народов Российской Федерации", ч. 2 ст. 9 ГПК РФ (ч. 2 ст. 12 АПК РФ), если обратившееся за совершением нотариального действия лицо не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформленных документов должны быть переведены ему нотариусом или переводчиком.

Участие переводчика обеспечивается заявителем и за его счет. Нотариус обязан разъяснить лицу, участвующему в совершении нотариального действия, его право на пользование родным языком. В документах, выдаваемых нотариусом, нотариусом фиксируется участие переводчика, о чем они расписываются, в том числе и в реестре для регистрации нотариальных действий.

Представляет интерес вопрос о возможности принятия российскими нотариусами для совершения нотариальных действий документов, исходящих из государственных образований, не признанных Российской Федерацией самостоятельными субъектами международного права. По этому поводу существует письмо Минюста России.

В письме говорится, что Министерством иностранных дел Российской Федерации высказывалась позиция по вопросам взаимодействия с непризнанными государственными образованиями, в частности, что международное право не запрещает государствам признавать действительность некоторых юридических актов органов, осуществляющих фактическую власть на неподконтрольных официальной власти территориях.

Так, по вопросу признания в Российской Федерации действительности документов, выданных приднестровскими органами власти, МИД России отмечается, что Российская Федерация признает суверенитет и территориальную целостность Республики Молдова, поэтому никаких официальных сношений с Приднестровьем - непризнанным государственным образованием - по линии правовой помощи по общему правилу она иметь не должна. Однако игнорирование некоторых юридических действий, например, регистрации рождения, смерти и брака, может нанести ущерб жителям той или иной территории.

Практика признания официальных документов, выданных непризнанными государственными образованиями, подтверждается в том числе решениями международных судебных органов < 1>.

--------------------------------

< 1> Письмо Минюста России от 26 сентября 2014 г. N 06/86999-МТ " О возможности принятия российскими нотариусами для совершения нотариальных действий документов, исходящих из государственных образований, не признанных Российской Федерацией самостоятельными субъектами международного права" // Нотариальный вестник. 2014. N 12.

 

В целом можно сделать вывод, что международное право определяет в качестве критерия законности и действительности того или иного акта непризнанного образования соответствие такого акта правам и интересам его жителей, в особенности правам, гарантированным международным правом.

Особое значение приобретает использование норм иностранного права при охране наследственного имущества и выдаче свидетельства о праве на наследство, так как на практике нередко встречаются случаи, когда речь идет о наследственных отношениях с участием иностранного элемента.

Действия, связанные с охраной находящегося на территории Российской Федерации имущества, оставшегося после смерти иностранного гражданина, или имущества, причитающегося иностранному гражданину после смерти гражданина Российской Федерации, а также с выдачей свидетельства о праве на наследство в отношении такого имущества, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 105 Основ законодательства РФ о нотариате). Эта норма является коллизионной, она не решает вопрос по существу, но отсылает нотариуса к праву Российской Федерации, регулирующему наследственные отношения.

Следует учитывать нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в России, - по российскому праву.

Отдельно регламентируется принятие нотариусом документов, составленных за границей.

Документы, составленные за границей с участием должностных лиц компетентных органов других государств или от них исходящие, принимаются нотариусом при условии их легализации органом Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Без легализации такие документы принимаются нотариусом в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (ст. 106 Основ законодательства РФ о нотариате).

В настоящее время получили два способа такого удостоверения - консульская легализация и проставление апостиля.

Консульская легализация заключается в подтверждении соответствия документов законодательству государства их происхождения и представляет собой засвидетельствование подлинности подписи должностного лица, его статуса и в надлежащих случаях печати уполномоченного государственного органа на документах и актах с целью использования их в другом государстве.

Для того чтобы документ, удостоверенный государственным нотариусом или нотариусом, занимающимся частной практикой, имел силу на территории другой страны, он сначала поступает в Министерство юстиции Российской Федерации (сектор легализации). Министерство юстиции РФ в соответствии с п. 30. 20 Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 (ред. от 23 апреля 2017 г. ) " Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" < 1>, удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати. Потом документ легализуется в Департаменте консульской службы МИД России, а затем в дипломатическом представительстве или консульском учреждении того государства, на территории которого они будут использованы.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4108.

 

Как видно, процедура легализации достаточно сложна и требует значительных затрат. Однако она несовершенна - документ, прошедший такую многоступенчатую и трудоемкую процедуру, оказывается действительным только для государства, консульская служба которого его легализовала.

В целях упрощения процесса признания иностранных документов в 1961 г. в Гааге (Нидерланды) была подписана Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаагская конвенция). Для Российской Федерации она вступила в силу 31 мая 1992 г. (Постановление Верховного Совета СССР от 17 апреля 1991 г. N 2119-1 " О присоединении Союза Советских Социалистических Республик к Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г., отменяющей требование легализации иностранных официальных документов" ).

Гаагская конвенция отменяет для стран - участниц Конвенции требование дипломатической или консульской легализации официальных документов, направляемых в ту или иную из этих стран.

Документы, выданные в России и предназначенные для представления в официальные органы других стран (участниц Гаагской конвенции), удостоверяются в особом, упрощенном порядке. Этот порядок заключается в следующем: уполномоченные органы Российской Федерации проставляют специальный штамп (апостиль), который не требует дальнейшего заверения или легализации и признается официальными учреждениями всех стран - участниц Конвенции.

Согласно ст. 9 Гаагской конвенции каждое договаривающееся государство принимает необходимые меры для того, чтобы его дипломатические или консульские агенты не производили легализации в тех случаях, когда Гаагская конвенция предусматривает освобождение от таковой.

Апостиль " удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинность печати или штампа, которым скреплен этот документ" (ст. 5 Гаагской конвенции). Документ, на котором проставлен апостиль, может быть использован в любой из стран - участниц Гаагской конвенции.

В соответствии со ст. 6 Гаагской конвенции каждое договаривающееся государство назначает органы, которым предоставляются полномочия на проставление апостиля. В Российской Федерации апостиль проставляют следующие учреждения:

1) министерства юстиции республик в составе Российской Федерации, органы юстиции субъектов Российской Федерации на документах, исходящих от подведомственных им органов и учреждений юстиции и соответствующих судебных органов, а также на копиях документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке в той же республике, крае, области, округе, городе;

2) республиканские органы записи актов гражданского состояния республик в составе Российской Федерации, органы записи актов гражданского состояния субъектов Российской Федерации на свидетельствах о регистрации актов гражданского состояния, исходящих из вышеупомянутых органов;

3) соответствующий отдел документально-справочной работы Росархива на документах, выдаваемых центральными государственными архивами Российской Федерации;

4) архивные органы республик, автономных образований, краев и областей на документах, выдаваемых подведомственными им архивами;

5) Управление делами Генеральной прокуратуры Российской Федерации на документах, оформляемых по линии прокуратуры;

6) Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации проставляет апостиль на документах об образовании.

Министерство иностранных дел Российской Федерации и его консульские учреждения полномочиями по проставлению апостиля не наделены.

Иностранные консульские учреждения в Российской Федерации также не имеют полномочий своих государств по проставлению апостиля на документах.

Компетентные органы Российской Федерации, уполномоченные проставлять апостиль на документах, должны руководствоваться при оформлении документов для их действия за границей международными договорами, законодательством Российской Федерации, инструктивными указаниями и распоряжениями. Исходя из этого, сотрудники, проставляющие апостиль на документах, должны проверять соответствие документов, представляемых им для оформления, действующему законодательству, а также правильность оформления нотариусами документов.

В соответствии со ст. 1 Гаагской конвенции отмена требования легализации иностранных документов распространяется на официальные документы, которые были выданы на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства.

По смыслу Гаагской конвенции под официальными документами понимаются:

1) документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;

2) административные документы;

3) нотариальные акты;

4) официальные надписи, которые сделаны на документах, подписанных лицами в их частном качестве, таких, как официальные удостоверения, подтверждающие регистрацию документа или факта, имевшего место на определенную дату, официальное и нотариальное заверение подписей.

Действие Гаагской конвенции распространяется на документы об образовании, гражданском состоянии, трудовом стаже, свидетельства о нахождении в живых, справки, доверенности, судебные решения и материалы по гражданским, семейным и уголовным делам и др.

Гаагская конвенция не распространяется на документы, выданные дипломатическими или консульскими агентами, а также административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции. К таким документам относятся доверенности на совершение сделок, перемещение товаров через границу, договоры (контракты) о поставке товаров и предоставлении услуг, о выполнении различных работ и расчетов по ним и т. д. Это означает, что в тех случаях, когда это предусмотрено внутренним законодательством страны, на территории которой будут использоваться данные документы, они должны легализоваться обычным путем, т. е. применяется консульская легализация, включающая в себя последовательное проставление удостоверительной надписи в нескольких учреждениях. Сохранение многоступенчатости при легализации такого рода документов позволяет осуществлять более строгий контроль за деятельностью коммерческих предприятий.

В то же время апостиль должен быть проставлен на уставах и учредительных документах, на патентной и иной документации, исходящей от органа государственной власти или управления (свидетельства о регистрации, лицензии и т. п. ). При этом необходимо отметить, что на уставных документах, а также на изменениях и дополнениях к этим документам должны быть отметка и печать регистрационной палаты, а также подпись должностного лица регистрационной палаты.

Апостиль проставляется по просьбе любого предъявителя документа непосредственно на свободном от текста месте документа либо на его обратной стороне или же на отдельном листе бумаги. Проставление апостиля производится путем оттиска штампа апостиля с его последующим заполнением, на котором проставляется печать.

Заполнения штампа апостиля производится в соответствии с Гаагской конвенцией и правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации.

Орган, уполномоченный проставлять апостиль, на штампе апостиля проставляет печать, на которой изображен Государственный герб Российской Федерации и написано наименование органа, уполномоченного проставлять апостиль. Иных изображений и надписей печать не должна содержать. Документы, изготовленные у нотариусов, оформляются на чистом листе бумаге.

Подпись, печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют никакого дальнейшего заверения или легализации.

Все учреждения и организации Российской Федерации обязаны принимать иностранные документы без их легализации в случаях, предусмотренных Гаагской конвенцией, и не вправе отказывать в принятии и использовании иностранных документов, с проставленным на них апостилем, исходящих из страны - участницы Гаагской конвенции.

По требованию любого заинтересованного лица орган, проставивший апостиль, обязан проверить, соответствуют ли сделанные в нем записи сведениям, внесенным в книгу записей или картотеку. Для этого лица, проставляющие апостиль, должны иметь образцы подписей должностных лиц подведомственных учреждений от которых поступают (или могут поступить) официальные документы, требующие удостоверения путем проставления апостиля.

Легализация и проставление апостиля не требуются, если международным договором предусмотрена отмена или упрощение этих процедур. Так, двусторонними договорами о взаимной правовой помощи и Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. предусмотрено, что документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным органом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены официальной печатью, не требуют на территории другой договаривающейся стороны какого-либо удостоверения (легализации). В отношении таких документов может быть потребован только их нотариально заверенный перевод.

Однако положениями двусторонних договоров о правовой помощи и правовых отношениях Российской Федерации с рядом стран (Греция, Италия, Китай, Финляндия) предусматривается, что без легализации принимаются документы, передаваемые Договаривающимися Сторонами друг другу по дипломатическим каналам исключительно в рамках правовой помощи.

При возникновении каких-либо спорных вопросов, касающихся толкования статей договоров о правовой помощи, отменяющих требование легализации, что нередко встречается в практике, Договаривающиеся Стороны разрешают их на основе взаимности и с учетом их интересов. Двусторонние договоры превалируют над многосторонними. Поэтому, если в двустороннем договоре имеется положение об отмене легализации документов, исходящих из договаривающихся стран, то они не принимаются к легализации и проставлению апостиля.

Порядок взаимоотношений нотариуса с органами юстиции других государств определяется законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Также предусмотрено обеспечение доказательств, требующихся для ведения дел в органах других государств. В этом случае заинтересованные лица вправе обратиться к российскому нотариусу за совершением нотариального действия по обеспечению доказательств для ведения дел в органах других государств в порядке, предусмотренном ст. 108 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

Представление доказательств, обосновывающих доводы требований или возражений, является обязанностью лица, ссылающегося на определенные обстоятельства дела. По общему правилу, содержащемуся во многих зарубежных процессуальных законодательных актах, такие доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Однако не во всех странах в случае затруднительности представления необходимых доказательств суд по ходатайству этих лиц оказывает содействие в их собирании и истребовании.

Такая позиция суда не мешает заинтересованным лицам самостоятельно собирать и обеспечивать доказательства, необходимые для ведения дел в органах других государств.

Порядок обеспечения доказательств, предусмотренный ст. 108 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате отличается от той процедуры, которая прописана в ст. ст. 102, 103 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

По мнению А. А. Рубанова, обеспечение доказательств, требующихся для ведения дел в органах других государств, является особым видом нотариального действия < 1>. Для этого вывода имеются определенные основания.

--------------------------------

< 1> См.: Рубанов А. А. Комментарий к ст. 110 Закона РСФСР о государственном нотариате // Государственный нотариат: Комментарий к законодательству / Под ред. Н. А. Осетрова. М.: Юрид. лит., 1980. С. 193.

 

Сравнительный анализ указанных норм, несмотря на сходство процедуры по обеспечению доказательств, позволяет выявить характерные отличия в их осуществлении, основные особенности которых рассмотрим ниже.

1. Обеспечение доказательств, осуществляемое в порядке ст. 108 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, требуется исключительно для ведения дел в органах других государств и не предназначено для российских судов и административных органов.

2. Необходимость в обеспечении доказательств для ведения дел в органах других государств вызвана пространственной отдаленностью иностранного органа, рассматривающего дело, от источника доказательства. Нотариус обеспечивает доказательства для того, чтобы иностранный уполномоченный орган был в состоянии их всесторонне исследовать и оценить, не затрачивая время и средства на выезд в нашу страну или на пересылку доказательства, к тому же это не всегда возможно < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Черемных Г. Г., Черемных И. Г. Нотариальное право: Учебник / Под ред. Ю. А. Дмитриева. М.: Эксмо, 2004. С. 613 - 614.

 

3. Статья 108 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате не содержит каких-либо ограничений в отношении иностранного органа ведущего дело, для которого российский нотариус обеспечивает доказательства. Это может быть суд (гражданский, уголовный, административный, арбитражный и т. п. ), третейский суд, государственное учреждение, в том числе орган юстиции, административный, финансовый, валютный, таможенный или иной орган иностранного государства, а также иностранный нотариус.

4. В целях обеспечения доказательств, требующихся для ведения дел в органах других государств, российские нотариусы могут совершать не только процессуальные действия, предусмотренные ст. 103 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. Помимо осмотра письменных и вещественных доказательств, допроса свидетелей, назначения экспертизы, нотариус может обеспечивать и другие виды доказательств, в том числе и такие, которые не содержатся в российском процессуальном законодательстве, например, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписей.

5. Доказательства могут быть обеспечены для любого дела, ведущегося компетентным органом иностранного государства: гражданского, уголовного, административного и др. Также не имеет значение и вид дела, ведущегося за границей: это может быть наследственное дело, дело о разделе имущества супругов, дело о банкротстве, о возмещении ущерба, привлечении к ответственности за правонарушение или преступление и т. п.

6. Так же как и в соответствии со ст. 102 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, при обеспечении доказательств для ведения дел в органах других государств российскому нотариусу не принципиально, находится ли дело в суде, административном или ином органе либо отсутствует.

7. Также не имеет значения для возможности обеспечения доказательств стадия нахождения дела: до возбуждения дела, текущее рассмотрение дела, обжалование судебного акта, т. е. обеспечение доказательств для ведения дел в органах иностранных государств возможно на любой стадии производства дела.

8. За совершением указанного нотариального действия может обратиться любое лицо (российское или иностранное) независимо от своего процессуального положения.

9. Лицу, обращающемуся к российскому нотариусу с просьбой о совершении указанного нотариального действия, достаточно указать в заявлении, что обеспечение доказательств требуется для ведения дела в компетентном органе иностранного государств. При этом предъявление российскому нотариусу каких-либо доказательств для такого обеспечения доказательств законом не предусмотрено.

10. Доказательства, требующиеся для иностранного органа, могут быть обеспечены по просьбе заинтересованного лица независимо от того, имеет ли оно основания полагать, что представление доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным.

11. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате не содержат ограничений, касающихся указания отношения обеспечиваемых доказательств к делу, ведение которого осуществляется компетентным органом другого государства.

12. Закон не предопределяет основания для обеспечения доказательства, требующегося для ведения дела в органах других государств, предпола

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...