Специальное образование как условие присвоения ребенком общественно-исторического опыта
Психическое развитие ребенка происходит в результате усвоения и присвоения им общественно-исторического опыта. Ребенок с отклонениями в развитии выпадает из ситуации социального и культурного пласта общечеловеческого развития. Он затрудняется использовать традиционную «взрослую» культуру как источник развития высших психических функций, специфических человеческих способностей и способов деятельности. По отношению к ребенку с нарушениями развития перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы решения воспитательно-образовательных задач, рассчитанные на нормальный тип развития. Такое выпадение из традиционного образовательного пространства нарушает условия врастания ребенка в культуру, страдает реализация его права на наследование социального и культурного опыта человечества. Возникает объективная потребность в обходных путях, других способах педагогического воздействия, т. е. ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить такому ребенку все необходимые условия для врастания в культуру, для реализации его права на наследование общественно-исторического социального опыта. Преодоление ограничений в этом праве, коррекция, предупреждение вторичных отклонений в развитии (говоря современным языком «реализация особых образовательных потребностей») осуществляются в сфере образования, но не массового и традиционного, а специально организованного, особым образом построенного. Максимально возможная реализация особых образовательных потребностей ребенка, максимально возможное восстановление прав такого ребенка на наследование социального и культурного опыта составляют суть и определяют значение реабилитации средствами образования.
Государственная система специализированных дошкольных образовательных учреждений призвана выполнять следующие задачи (функции): обеспечение права ребенка с нарушениями в развитии на получение коррекционной помощи; защита ребенка с нарушением в развитии от некомпетентного педагогического воздействия; сохранение единого образовательного пространства на территории РФ в условиях самостоятельности регионов и образовательных дошкольных учреждений; выработка требований, предъявляемых к разработке содержании и методов коррекционно-педагогического воздействия; обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм и коррекционно-развивающих технологий; обеспечение материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений с учетом структуры нарушения воспитанников (с учетом реальных возможностей региона); разработка требований, предъявляемых к подготовке квалифицированных педагогических кадров. В отечественном специальном образовании сделано очень много (и это признано во всем мире) для обоснования положения о кш, что ребенок с отклонениями в развитии имеет особые образовательные потребности и, не будучи готов к усвоению общеобразовательных программ, нуждается в специальных условиях, которые обеспечивают усвоение жизненно значимых социальных навыков на разных возрастных этапах развития. На сегодняшний день существует 15 направлений специального обучения, реализуемых в 8 основных типах дошкольных учреждений с обеспечением содержания, методов и форм организации. К настоящему времени разработаны разноуровневые программы для каждого типа дошкольного учреждения и вариативные формы организации специального образования.
Читайте также: I Образование и смысл жизни Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|