§2. Основные направления государственной политики при решении проблемы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения посредством мероприятий ФЦП
В научной литературе справедливо отмечается, что государственная политика – это общий план действий политико-административных органов власти и управления, который направлен на решение важных, влияющих на жизнь граждан общественных проблем, и включает в себя следующие элементы: - определение целей и приоритетов развития общества; - разработку и планирование политической стратегии; - анализ и оценку затрат по альтернативным программам и политикам; - обсуждение и консультирование; - выработка и принятие государственных решений; - мониторинг и оценку выполнения[18]. Кроме того, ученые выделяют следующие этапы развития государственной политики: 1-й этап – постановка целей политики и определение общественных проблем; 2-й этап – разработка и легитимация государственной политики; 3-й этап – выполнение и мониторинг государственной политики; 4-й этап – оценка и регулирование государственной политики[19]. Указанные элементы в полной мере отражают сложный социальный характер политики, а также ее непосредственную связь с регулированием и управлением в различных отраслях общественных отношений, в том числе и в области безопасности дорожного движения. Действующая в стране государственная политика в области безопасности дорожного движения функционирует на неизменных принципах современной концепции, приоритетными направлениями которой являются защита жизни и здоровья граждан, являющихся участниками дорожного движения. Ее сущность заключается в осуществлении мероприятий, направленных на предупреждение причин ДТП, а также на снижение тяжести их последствий. Подчеркнем, что единая государственная политика, основанная на взаимодействии Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и других государственных органов власти выражается в законодательных актах, документах, нормативных правовых актах, федеральных целевых программах, и стратегиях, являющихся правовым инструментарием для решения задач по обеспечению безопасности дорожного движения. Соответственно их содержание определяется спецификой регулируемых на определенный период общественных отношений.
На основании вышеизложенного, считаем рациональным согласиться с мнением С. Н. Антонова, А. Д. Дымберова, Ю. Н. Калюжного, Д. В. Митрошина[20] о том, что государственную политику в сфере безопасности дорожного движения стоит определить, как совокупность идей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий, закрепленных в законодательных и иных нормативных правовых актах, федеральных целевых программах, международных договорах Российской Федерации, которые реализуются органами государственной власти с привлечением гражданского общества. Немалая часть отдельных целевых показателей состояния безопасности дорожного движения нашли свое отражение в концептуальных нормативных правовых актах. Таким образом, в целях противодействия угрозам национальной безопасности была принята Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, которая заостряет внимание на актуальности совершенствования и развития транспортной инфраструктуры нашей страны, а также повышении защиты населения от возможных угроз в транспортной сфере[21]. Согласно Концепции демографической политики Российской Федерации, на период до 2025 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. №1351, одним из главных направлений демографической политики является снижение смертности населения, прежде всего мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в частности в результате дорожно-транспортных происшествий.
В 2008 году Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию долгосрочного социально-экономического развития[22] на период до 2020 года, которая определяет приоритетные направления развития государства в сфере транспорта, экономики, демографической политики, а также по борьбе с коррупцией. Среди ключевых направлений работы в указанных сферах к первоочередным относятся задачи по снижению смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий, необходимость повышения дисциплины на дорогах и качества улично-дорожной сети, качества и оперативности предоставления медицинской помощи, попавшим в ДТП. Кроме того, Транспортная стратегия России на период до 2030 года определяет повышение безопасности транспортной системы, сокращение темпов роста количества ДТП, а также снижение тяжести их последствий, числа пострадавших и погибших в качестве одной из основных целей[23]. В октябре 2013 года была принята Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах», целью которой является снижение числа погибших к 2020 году на 28, 8% по сравнению с 2012 годом. Основные направления программы в данном случае являются основой государственной политики в области безопасности дорожного движения: - развитие системы предупреждения опасного поведения участников дорожного движения; - обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении; - повышение уровня технического состояния эксплуатируемых транспортных средств, их активной и пассивной безопасности; - развитие системы помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; - совершенствование нормативно-правового, организационного и методического обеспечения деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В ст. 8 Указа Президента РФ от 07. 05. 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусмотрено: - снижение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети в два раза по сравнению с 2017 годом;
- снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3, 5 раза по сравнению с 2017 годом – до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения (к 2030 году – стремление к нулевому уровню смертности). Достижение этих целей возможно только путем использование комплексных мер и инновационных подходов. Во исполнение перечня поручений Президента России В. В. Путина[24]МВД России была разработана Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы[25]. Необходимость разработки указанного документа подтверждается, прежде всего, выводами о том, что без дальнейшего комплекса мер, направленного на предотвращение дорожно-транспортных происшествий невозможно преодолеть негативную тенденцию настоящей действительности. Целью Стратегии является повышение безопасности дорожного движения путем определения основных задач, приоритетов и направлений государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Впервые на государственном уровне провозглашена идеология стремления к нулевой смертности на дорогах к 2030 году. По поручению Председателя Правительства Российской Федерации (от 11. 07. 2018 № ДМ-П9-4145) в федеральный проект интегрированы мероприятия Стратегии безопасности дорожного движения (в Российской Федерации на 2018–2024 гг.; утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 08. 01. 2018 № 1-р). Кроме того, федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» определено, что федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» структурно погружена в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Практическим инструментом для решения задач, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения является национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в структуру которого включен федеральные проекты: «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения», а также «Автомобильные дороги Минобороны России». Главный приоритет этого национального проекта – создание безопасной и комфортной транспортной среды для всех участников дорожного движения[26]. Для достижения указанной стратегической цели необходимо реализовать комплекс мер по направлениям деятельности, выбранным на основании результатов анализа причин и условий аварийности в качестве приоритетных:
- изменение поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и правил в дорожном движении; - повышение защищенности от ДТП и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего, детей и пешеходов; - совершенствование улично-дорожной сети по условиям безопасности дорожного движения, включая развития работ по организации дорожного движения; - совершенствование организационно-правовых механизмов допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении; - совершенствование системы управления дорожным движением; - развитие системы оказания помощи и спасения пострадавших в результате ДТП. Актуальность реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» обуславливается, прежде всего, наличием большого количества погибших и раненых вследствие дорожно-транспортных происшествий, произошедших по различным причинам. В связи с тем, что дорожно-транспортные происшествия, произошедшие по причине неудовлетворительного состояния улиц и дорог, составляют значительную часть среди общего количества, зарегистрированных в Брянской области, особой практической значимостью обладает федеральный проект «Дорожная сеть». Рассмотрим ход его реализации на примере региона. Так, в 2019 году на его реализацию предусматривается финансирование в размере 1093, 45 млн. руб., в том числе 656 млн. руб. из федерального бюджета. В Брянском городском округе планируется привести в соответствие с требованиями безопасности 24 объекта, в том числе 6 мест концентрации дорожно-транспортных происшествий. Проектами предусмотрена модернизация и строительство 68 светофорных объектов, в том числе оборудование нерегулируемых пешеходных переходов светофорами на 36 нерегулируемых пешеходах, установка пешеходных металлических ограждений протяженностью 13630 метров, устройство двух искусственных неровностей, совмещенных с пешеходными переходами, установка 497 дорожных знаков, а также дублирующих знаков «Пешеходный переход» над проезжей частью, нанесение горизонтальной дорожной разметки термопластичным материалами.
Также предусмотрена замена существующего асфальтобетонного покрытия с усилением, комплексное обустройство, включающее устройство заездных карманов, остановочных пунктов, посадочных площадок, ремонт и строительство тротуаров площадью 62828 м2 и приведение уровня освещенности (яркости) покрытий к нормативному, в том числе обеспечение на пешеходных переходах и остановочных пунктах уровня освещенности выше в 1, 5 раза по сравнению с основной проезжей частью. На сети региональных автомобильных дорог, обеспечивающих внутрирегиональные связи между областными и районными центрами, по которым также проходят маршруты регулярных пассажирских перевозок, в 2019 запланировано выполнение работ по приведению эксплуатационного состояния дорог в соответствие с требованиями безопасности дорожного движения на трех объектах общей протяженностью 8, 7 км. В целях повышения безопасности дорожного движения на данных участках учтены предложения Госавтоинспекции по обустройству трех искусственных дорожных неровностей, совмещенных с пешеходными переходами, применению на одном опасном участке поперечных шумовых полос и установки 30 дорожных знаков. Федеральные проекты увязываются с региональными проектами, которые должны обеспечивать достижение целей, показателей и результатов федерального проекта в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и вопросов местного значения муниципальных образований, одним из которых является приведение улиц и дорог в соответствие с нормативными требованиями. Основными инструментами реализации стратегии выступают государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъектов Российской Федерации и муниципальные программы, разработанные с учетом стратегии. В частности, в Брянской области в настоящее время функционирует муниципальная программа «Повышение безопасности дорожного движения в городе Брянске», со сроком реализации на 2019 – 2021 годы, утвержденная Постановлением Брянской городской администрации № 4194-п от 29. 12. 2018 года. Также в настоящее время в Брянской области действует региональный проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» 2018-2024 гг. [27], на реализацию которого планируется выделение финансирования в объеме 228 млн. руб. за счет консолидированного бюджета Брянской области. В него включены следующие мероприятия: - внедрение 5 автоматических пунктов весогабаритного контроля на автомобильных дорогах регионального и местного значения; - внедрение не менее 24 камер фотовидеофиксации нарушений ПДД; - внедрение одной интеллектуальной транспортной системы (2022 г. ), планируется установка комплексов на сети региональных дорог, позволяющих получать оперативные метеоданные. Таким образом, мы можем говорить о том, что ситуация, складывающаяся в сфере безопасности дорожного движения, обусловливает наличие множества нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в данной сфере. Вся совокупность таких актов представляет собой определенную систему, которую составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, акты Президента России, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные (межведомственные) нормативно-правовые акты как федерального, так и регионального уровней. Однако, рассмотренный нами перечень является далеко не исчерпывающим, наряду с российскими правовыми актами в эту систему входят и международные документы по безопасности дорожного движения, к которым присоединилась Российская Федерация.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|