Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§2. Перспективные направления государственной политики в сфере безопасности дорожного движения




 

 

Невзирая на положительные тенденции, прослеживающиеся в снижении основных показателей аварийности, дорожно-транспортные происшествия и их последствия являются неминуемой угрозой национальной безопасности и требуют постоянного внимания органов государственной власти.

На сегодняшний момент можно объективно утверждать, что связующим звеном для продолжения государственной политики, направленной на снижение смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий после окончания Федеральной целевой программы станет реализация направлений Стратегии безопасности дорожного движения. К слову, аналогично ФЦП она предусматривает два этапа:

I. 2018-2020 гг., в ходе которого предусмотрена необходимость накопления потенциала для последующих мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения. Кроме того, в указанный период предусматривается завершение Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».

II. 2021-2024 гг., который включает в себя выполнение комплекса мер, которые имеют прямое влияние на повышение безопасности дорожного движения по указанным в Стратегии направлениям.

Необходимость в поиске новых методов повышения безопасности дорожного движения неоднократно подчеркивалась начальником Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России М. Ю. Черниковым. Так, 26 декабря 2018 года на конференции издательского дома «Аргументы и факты» он указал на то, что «сегодня необходимо создание условий для безопасного движения – разделение транспортных потоков, создание мест для отдыха водителей, так как зачастую ДТП происходят из-за уставших водителей, находящихся большое количество времени за рулем»[35].

Он также сообщил, что ГИБДД в настоящее время работает над модернизацией стационарных постов ДТП для того, чтобы они стали своеобразными «островками безопасности», где водители смогут проверять свое состояние на предмет утомления, измерить давление, получить несложную медицинскую помощь, а также бесплатно отдохнуть на расположенной поблизости площадке.

По его мнению, необходимо вспомнить практику существовавших создание рабочих групп при комиссии по безопасности дорожного движения для того, чтобы можно было аккумулировать все предложения, тщательно проработать все нюансы каждой инициативы, а затем применять изменения пакетом, причем делать это не чаще раза в год.

В целях выявления общественного мнения, касающегося перспективных направлений государственной политики в области безопасного дорожного движения нами проводился опрос различных категорий участников дорожного движения. В проведенном опросе приняли участие 45 респондентов, в возрасте от 22 до 45 лет, среди которых сотрудники Управления Госавтоинспекции МВД России по Брянской области, водители маршрутных транспортных средств, а также представители граждан других профессий. Проведенное исследование показало, что в целом оценивают состояние безопасности дорожного движения в Российской Федерации, как удовлетворительное (80 % респондентов). В свою очередь основными проблемами в области безопасности дорожного движения считают:

- низкий уровень культуры поведения участников дорожного движения;

- управление транспортными средствами в состоянии опьянения;

- детский дорожно-транспортный травматизм[36].

В связи с этим, считаем необходимым обозначить направления государственной политики в сфере обозначенных мероприятий программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»:

- развитие интеллектуальных транспортных систем и беспилотного транспорта;

- страхование, как инструмент обеспечения безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;

- контрольная (надзорная) деятельность;

- совершенствование информационной работы по теме БДД;

- модернизация системы подготовки водителей;

- развитие медицинской помощи пострадавшим в ДТП;

- планы дорожной деятельной деятельности владельцев дорог;

В настоящее время существуют проблемы, связанные с внедрением интеллектуальных транспортных систем и беспилотного транспорта на дороги общего пользования, среди которых отсутствие законодательных актов и регламентов, обеспечивающих в должной мере безопасность всех участников дорожного движения.

И действительно, во всех ситуациях, когда будут происходить аварии с беспилотным автомобилем будет действовать принцип презумпции невиновности, то есть виновным всегда будет являться водитель, до тех пор, пока данные черного ящика или другие результаты расследования происшествия не будут говорить об обратном.

На сегодняшний день можно однозначно говорить о том, что Российская Федерации меньше других стран развивается в создании законодательства по использованию роботомобилей. Так, в Государственной Думе России звучали предложения о внесении изменений в Правила дорожного движения и Гражданский Кодекс Российской Федерации, в части включения в понятие «автомобиль» и «транспортное средство» «беспилотное транспортное средство». В этой связи становится очевидным, что изменений требуют и Кодекс об административных правонарушениях, а также целый массив нормативных актов, среди которых Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»; «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» и др. Между тем, Стратегия безопасности дорожного движения не содержит даже упоминание о беспилотных транспортных средствах.

Думается, что на сегодняшнем этапе состояния нормативно-правовой базы, которая регламентирует порядок использования беспилотных транспортных средств, а также в условиях практического отсутствия норм ответственности за нарушение этого порядка, можно говорить о том, что органам законодательной власти следует работать в следующих направлениях:

- необходима непрерывная разработка технических норм, стандартов, правил использования беспилотных транспортных средств с учетом бесконечного развития технического прогресса, характерного для указанного вида транспорта;

- необходимо внесение изменений, а также разработка мер ответственности за нарушение правил функционирования беспилотных транспортных средств в рамках уголовного, административного и гражданского законодательства с учётом их специфики.

К слову, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1145[37] с 1 декабря 2018 года до 1 марта 2022 в Москве и Татарстане будет продолжаться тестирование беспилотных транспортных средств на дорогах общего пользования, в том числе и в зимних условиях. Очевидно, что по итогу эксперимента уже можно будет делать какие-то выводы по использованию транспортных средств данного вида.

Необходимость совершенствования требований к уровню знаний и навыков управления транспортными средствами, а также улучшение форм и методов учебного процесса в организациях, которые осуществляют образовательную деятельность по профессиональному обучению водителей, заложены в Стратегии безопасности дорожного движения в России на 2018-2024 годы. Именно поэтому наряду с принятием нормативных правовых актов, частично регулирующих деятельность автошкол, возникает вопрос о полном реформировании системы подготовки водителей. Так, неоднократно выдвигались предложения по увеличению теоретической части экзамена, в части дополнения его вопросами, связанными с экстремальными ситуациями на дороге, здравоохранением и психологией.

Особое внимание предлагается уделять переподготовке водителей-новичков со стажем до двух лет, попавшим в дорожно-транспортные происшествия. В частности, в докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Молодые водители: путь к безопасности»[38] подчеркивается, что такие водители являются группой риска по следующим причинам:

- несовершенная система обучения водителей, которая, как правило, направлена на выработку у будущего водителя механических навыков, а не установки на безопасное поведение на дороге;

- неопытность, которая не позволяет правильно и оперативно оценить дорожную обстановку, заставляя водителя тратить время на обдумывание ситуации, что как следствие замедляет их реакцию;

- личностные особенности указанной возрастной категории, ввиду того, что более 70 % водителей, попавшими в ДТП, являются молодыми людьми, то они нередко подвержены нарушениям скоростного режима, антисоциальному поведению, игнорированию юридических норм ответственности за совершение правонарушений на дороге.

Особым направлением в рамках достижения целевых показателей безопасности дорожного движения является пропагандистская работа. Не секрет, что в настоящее время значительно расширяется уровень информационного воздействия на участников дорожного движения.

Инструментами такой деятельности являются социальные проекты, направленные на разъяснение взрослым о том, что обеспечение безопасности детей на дорогах - их обязанность[39]. Примером реализации указанного положения является социальный проект «Без вас не получится». Специально для этого разработан комплекс информационно-просветительских мероприятий, которые направлены на привлечение внимания взрослых к проблеме дорожной безопасности детей. Кроме того, проектом предусмотрены профилактические мероприятия на базе детских садов, школ, организаций, медицинских учреждений.

Другим направлением реализации государственной политики в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является открытие в регионах Российской Федерации центров профилактики «Лаборатория безопасности». Прежде всего, они предназначены для моделирования дорожных ситуаций и последующего обучения детей моделям безопасного поведения на дороге в условиях, максимально приближенным к реальным. Комплекс включает в себя велосипеды, конусы, самокаты, демонстрационные стенды, элементы улично-дорожной сети и др. Уникальность такого проекта заключается в его мобильности, что позволит проводить занятия в отдаленных районах и проводить занятия, направленные на формирование у детей навыков на безопасное поведение в транспортной среде. Такая обучающая программа, несомненно, способствует погружение детей в процесс изучения ПДД, но и способствует скорейшей адаптации подрастающего поколения к динамично развивающейся дорожной обстановке.

Кроме того, на постоянной основе совместно с органами исполнительной власти проводятся такие профилактические и информационно-пропагандистские мероприятия, как «Повод для обгона», «Нетрезвый водитель», «Внимание-Дети! », «Пассажирские перевозки», «Мото», «Пешеход», «Безопасный двор», «Пристегнись! », «По правилам», «Дистанция», «Засветись», и др. Несомненно, продолжение работы в указанном направлении позволит достичь определенных положительных результатов.

С учетом постоянного мониторинга аварийности, в целях дальнейшего развития указанного направления, считаем необходимым организовать проведение профилактических мероприятий по предупреждению наиболее социально опасных нарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, особенно связанных со встречными столкновениями транспортных средств, управлением транспортом водителями с признаками опьянения и наездами на пешеходов. Кроме того, во взаимодействии с органами исполнительной власти, заинтересованными ведомствами и иными субъектами профилактической работы необходима повсеместная реализация комплекса мер по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Совершенствование механизма оказание первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях также является одним из важнейших направлений государственной политики в области безопасности дорожного движения. Как уже было выяснено нами в ранее предыдущем параграфе, на данный момент этот аспект требует, как законодательного обоснования, так и значительных материальных вложений со стороны государства.

Таким образом, для повышения эффективности оказания первой помощи необходимы три условия:

1) определение объема и порядка оказания первой помощи;

2) квалифицированное обучение правилам оказания первой помощи;

3) оснащение участников первой помощи необходимыми средствами для ее оказания. Комплексный подход к решению проблемы повышенного дорожно-транспортного травматизма и малоэффективной первой помощи, а также налаживание эффективного межведомственного взаимодействия в этом вопросе позволят снизить последствия травматизма на дорогах.

Результаты анализа основных тенденций изменения показателей состояния безопасности дорожного движения демонстрируют их тесную взаимосвязь с показателями социально-экономического развития государства. Вследствие этого, улучшение экономической ситуации повлечет за собой рост покупательского спроса на продукцию автомобильной промышленности, повышение уровня мобильности населения, увеличение объема грузо- и пассажироперевозок, что в случае ослабления целенаправленной работы по профилактике аварийности на автомототранспорте может негативным образом сказаться на состоянии безопасности дорожного движения. Таким образом, требуются усиление системной работы по реализации соответствующих мероприятий, выработка и осуществление новых подходов по приоритетным направлениям деятельности с учетом складывающейся ситуации в рассматриваемой сфере и имеющих место ресурсных ограничений.

Актуальным направлением государственной политики является развитие системы автоматизированной фиксации административных правонарушений, которая включает в себя по состоянию на 2018 год выше 15, 6 тыс. комплексов настоящее время, с помощью них вынесено 105, 6 постановлений по делам об административных правонарушениях. Очевидно, что в последующих годах показатели будут увеличиваться. В связи с этим требуется нормативное урегулирование процедуры установки специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи с органами внутренних дел.

 

Рисунок № 8. Количество административных правонарушений в области дорожного движения (млн, ), зафиксированных с применением комплексов фото-, видеофиксации

Несмотря на четко прослеживающиеся направления государственной политики, стоит признать, что эффективность деятельности, направленной на повышение безопасности дорожного движения напрямую от степени вовлеченности государства, бизнес-сообщества и граждан в воздействии на ключевые факторы аварийности, оказывающие влияние на гибель людей в дорожно-транспортных происшествиях. Очевидно, что недостаток внимания к этой проблеме может привести к скачку основных показателей аварийности уже в ближайшие годы.

Вместе с тем результаты проведенного нами анализа динамики основных показателей аварийности и достигнутых результатов, свидетельствуют о том, что дорожно-транспортные происшествия можно и следует предупреждать, а если все же происшествие случается, то максимально способствовать снижению его негативных последствий для жизни и здоровья граждан.

Основой деятельности по безопасности дорожного движения на достаточно длительную пер­спективу остается, несомненно, широкое внедрение программно-целевого подхода на федеральном, региональном и местном уровне.

Таким образом, мы можем говорить о том, что эффективность государственной политики, направленной на повышение безопасности дорожного движения предопределяется способностью органов государственной власти с учётом актуальной дорожно-транспортной обстановки рационально планировать деятельность, а также адаптировать нормы права и мероприятия с учётом особенностей развития каждого региона Российской Федерации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...