Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2 Анализ образовательной политики




И социального заказа

В Законе РФ «Об образовании» в ст. 18 определено место дошколь­ного образования в современном обществе: «Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психи­ческого здоровья, развития индивидуальных способностей и необхо­димой коррекции нарушений развития детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».

Исходя из этих позиций, каждое дошкольное учреждение выстраи­вает свою жизнедеятельность. Вместе с тем современная образова­тельная политика динамична и предъявляет более конкретные требо­вания к образованию в каждый конкретный период времени.

Так, в проекте «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» сказано, что в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становиться не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Это предполагает постоянное изучение и быстрое реагирование ДОУ на меняющийся социальный заказ.

В первую очередь, главным результатом образования должна стать его соответствие целям опережающего развития. Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.

Для достижения указанных результатов выдви­гаются следующие приоритетные взаимосвязанные задачи:

O Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования.

O Достижение нового современного качества дошкольного обра­зования.

O Повышение социального статуса и профессионализма работ­ников образования, усиление их государственной и общест­венной поддержки.

O Развитие образования как открытой государственно-общест­венной системы и повышения роли всех участников образова­тельного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образо­вательного учреждения.

O Системы поддержки талантливых детей.

Существенным моментом в проекте является то, что в нем определены компетентности человека в современном обществе и повышение, которые можно рассматривать как компонент общего результата деятельности ОУ:

• повышение уровня готовности граждан к политическому и социальному выбору;

• формирование современного мышления у молодого поколения;

• постоянная потребность в повышении профессиональной квали­фикации, рост развитие профессионального потенциала;

• формирование «чувства ответственности за судьбу страны...»;

• коммуникабельность и толерантность.

Вместе с тем, в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23.11.2009 г. № 655 определены требования к установлению норм и положений, обязательных при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования условиям, которые учитывают:

O программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;

O развитие новых форм и механизмов осуществление экспертизы образовательной деятельности (мониторинг).

Таким образом, мы можем говорить, что современная образова­тельная политика, ориентированная на новое качество образования, с одной стороны, предполагает новые компетенции у современного чело­века (выпускника ОУ), с другой - определяет особые условия, которые позволяют формировать облик современного образовательного учреж­дения и обеспечивать развитие компетенций у выпускников.

В «Целевой программе развития образования Новосибирской области на 2008-2012 годы» обозначено, что качество образовательных про­цессов в ОУ будет определятся следующими критериями:

• Уровнем сбережения здоровья воспитанников и педагогических работников. Это для нас означает, что в ДОУ должна быть выстроена система здоровьесбережения для всех участников образовательного процесса.

• Субъектной удовлетворенностью участников образовательного процесса его результативностью и условиями, а так же соответствием образовательного процесса государственным стандартам условий его организации и ведения. Это для нас означает, что в ДОУ должна быть выстроена система мониторинга качества образования, включающая всех участников образовательного процесса.

• Соответствием содержания образования консолидированному заказу на оказание образовательных услуг («Консолидированный заказ формулируется на основе государственного, гражданского, муниципального заказов на образование, а также образовательных предло­жений, представленных образовательным учреждением» - из «Мето­дических рекомендации по формированию консолидированного заказа на образование в системе образования Новосибирской области»).

Это для нас означает, что в ДОУ должна быть создана система работы по изучению консолидированного заказа в соответствии с которым, дошкольное учреждение должно быть мобильным и быстро реагировать на изменяющиеся условия.

Технологичностью и преемственностью, ориентированными на особенности возрастного развития обучающихся и на уровни продви­жения по образовательной программе (модули, проекты, формы работы с информацией и пр.). Для детского сада это означает выстраивание системы преемственных связей со всеми участниками образовательного процесса (преемственность в деятельности специалистов и воспита­телей, между возрастными ступенями развития детей, преемственность между детским садом и школой, детским садом и семей), а также использование современных технологий, форм и методов обучения, в том числе ИКТ.

Таким образом, современная образовательная политика федераль­ного и регионального уровней дает понимание требований к условиям жизнедеятельности в образовательном учреждении, и определяет компоненты конечного результата как компетенции выпускника ОУ (табл. 1).

Одной из составляющей консолидированного заказа является соци­альный заказ микросоциума.

Итак, образовательная политика государства и социальный заказ семьи выдвигают к образовательному учреждению современные тре­бования, которые предполагают системные изменения в содержании образования, управлении, кадровом ресурсе, внешних связях.

Образовательная политика и социальный заказ дают основания для анализа жизнедеятельности детского сада, выявления его сильных и слабых сторон.

Раздел 3 Анализ жизнедеятельности ДОУ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...