Раздел 2 Анализ образовательной политики
И социального заказа В Законе РФ «Об образовании» в ст. 18 определено место дошкольного образования в современном обществе: «Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений». Исходя из этих позиций, каждое дошкольное учреждение выстраивает свою жизнедеятельность. Вместе с тем современная образовательная политика динамична и предъявляет более конкретные требования к образованию в каждый конкретный период времени. Так, в проекте «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» сказано, что в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становиться не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Это предполагает постоянное изучение и быстрое реагирование ДОУ на меняющийся социальный заказ. В первую очередь, главным результатом образования должна стать его соответствие целям опережающего развития. Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.
Для достижения указанных результатов выдвигаются следующие приоритетные взаимосвязанные задачи: O Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования. O Достижение нового современного качества дошкольного образования. O Повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки. O Развитие образования как открытой государственно-общественной системы и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. O Системы поддержки талантливых детей. Существенным моментом в проекте является то, что в нем определены компетентности человека в современном обществе и повышение, которые можно рассматривать как компонент общего результата деятельности ОУ: • повышение уровня готовности граждан к политическому и социальному выбору; • формирование современного мышления у молодого поколения; • постоянная потребность в повышении профессиональной квалификации, рост развитие профессионального потенциала; • формирование «чувства ответственности за судьбу страны...»; • коммуникабельность и толерантность. Вместе с тем, в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23.11.2009 г. № 655 определены требования к установлению норм и положений, обязательных при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования условиям, которые учитывают: O программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья; O развитие новых форм и механизмов осуществление экспертизы образовательной деятельности (мониторинг). Таким образом, мы можем говорить, что современная образовательная политика, ориентированная на новое качество образования, с одной стороны, предполагает новые компетенции у современного человека (выпускника ОУ), с другой - определяет особые условия, которые позволяют формировать облик современного образовательного учреждения и обеспечивать развитие компетенций у выпускников.
В «Целевой программе развития образования Новосибирской области на 2008-2012 годы» обозначено, что качество образовательных процессов в ОУ будет определятся следующими критериями: • Уровнем сбережения здоровья воспитанников и педагогических работников. Это для нас означает, что в ДОУ должна быть выстроена система здоровьесбережения для всех участников образовательного процесса. • Субъектной удовлетворенностью участников образовательного процесса его результативностью и условиями, а так же соответствием образовательного процесса государственным стандартам условий его организации и ведения. Это для нас означает, что в ДОУ должна быть выстроена система мониторинга качества образования, включающая всех участников образовательного процесса. • Соответствием содержания образования консолидированному заказу на оказание образовательных услуг («Консолидированный заказ формулируется на основе государственного, гражданского, муниципального заказов на образование, а также образовательных предложений, представленных образовательным учреждением» - из «Методических рекомендации по формированию консолидированного заказа на образование в системе образования Новосибирской области»). Это для нас означает, что в ДОУ должна быть создана система работы по изучению консолидированного заказа в соответствии с которым, дошкольное учреждение должно быть мобильным и быстро реагировать на изменяющиеся условия. Технологичностью и преемственностью, ориентированными на особенности возрастного развития обучающихся и на уровни продвижения по образовательной программе (модули, проекты, формы работы с информацией и пр.). Для детского сада это означает выстраивание системы преемственных связей со всеми участниками образовательного процесса (преемственность в деятельности специалистов и воспитателей, между возрастными ступенями развития детей, преемственность между детским садом и школой, детским садом и семей), а также использование современных технологий, форм и методов обучения, в том числе ИКТ.
Таким образом, современная образовательная политика федерального и регионального уровней дает понимание требований к условиям жизнедеятельности в образовательном учреждении, и определяет компоненты конечного результата как компетенции выпускника ОУ (табл. 1). Одной из составляющей консолидированного заказа является социальный заказ микросоциума. Итак, образовательная политика государства и социальный заказ семьи выдвигают к образовательному учреждению современные требования, которые предполагают системные изменения в содержании образования, управлении, кадровом ресурсе, внешних связях. Образовательная политика и социальный заказ дают основания для анализа жизнедеятельности детского сада, выявления его сильных и слабых сторон. Раздел 3 Анализ жизнедеятельности ДОУ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|