Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образ выпускника дошкольного образовательного учреждения




В проекте государственного стандарта дошкольного образования дана возрастная характеристика ребенка на этапе завершения образования. Она является ориентиром для всех образовательных учреждений, т.е. в каждом образовательном учреждении должны быть созданы условия для того, чтобы ребенок смог приобрести определенный набор компе­тенций:

• положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру;

• творческое самовыражение в разных видах деятельности (в рисовании, пении, танцах, театрализованных постановках, в ролевой и режиссерской игре);

• любознательность;

• освоение собственного тела и телесных движений;

• произвольную регуляцию поведения;

• чувство ответственности;

• коммуникативность.

Вместе с тем, выпускник нашего дошкольного образовательного учреждения будет отличаться тем, что он сможет овладеть специфи­ческими компетенциями, к которым относятся:

1. Психофизический потенциал — база, с которой ребенок прихо­дит в ДОУ. Потенциал определяет дальнейшее развитие и включает:

— соматическое здоровье;

— физическое развитие (овладение различными видами дви­жений на уровне своего возраста, развитие двигательных качеств);

— развитие сенсомоторной координации.

2. Интеллектуальный потенциал включает:

— интеллектуальное развитие;

— наличие познавательной потребности, мотивации;

— готовность к умственному напряжению (интеллектуальная работоспособность);

— субъективная готовность к школе (сформированность пред­посылок к учебной деятельности);

— предприимчивость.

3. Творческий потенциал включает:

— креативность в продуктивной деятельности (музыкальной, изобразительной, конструктивной, музыкально-двигатель­ной, театральной);

— развитое воображение;

— умение творчески, нестандартно и критически мыслить;

— любознательность;

— инициативность.

4. Эмоционально-волевой потенциал включает:

— произвольность;

— знание основных моральных эталонов и норм, умение оце­нивать поведение и поступки других людей и самого себя с помощью нравственных эталонов;

— сформированность волевых качеств (дисциплинированнос­ти, самостоятельности, настойчивости, организованности, инициативности) и привычек (культурно-гигиенических, к регулярному труду, напряжению в деятельности).

5. Коммуникативный потенциал включает:

— коммуникативные навыки и умения (договариваться, при­ходить к общему решению, планировать деятельность, учи­тывать мнение партнера, распределять обязанности);

— искренность, открытость, эмоциональность;

— социальная адаптабельность.

6. Личностный потенциал включает:

— положительный образ «Я»;

— эмоционально-положительную, адекватную самооценку;

— благополучие внутреннего мира (нормальный уровень тре­вожности);

— уверенность в своих силах;

— наличие собственных убеждений.

4.4. Образ педагога дошкольного образовательного учреждения

Ключевым условием для формирования компетенций ребенка является педагог, обладающий особыми компетенциями. Универсальные требо­вания к педагогу сформулированы в квалификационных характери­стиках.

Квалификационные характеристики педагога детского сада:

• специальное образование;

• коммуникабельность;

• индивидуальный подход;

• организаторские способности;

• творческие способности (креативность);

• педагогическая рефлексия.

Вместе с тем, задачи развития нашего детского сада, философия ДОУ и компетенции выпускника требуют от педагога специфических ком­петенций:

1. Личностный потенциал, складывающийся из:

— мотивационной направленности (любить детей);

— жизненного сценария и места профессии в нем;

— качеств личности (эмоциональных, волевых, коммуника­тивных, интеллектуальных, нравственных);

— способностей, характера, темперамента, образа «Я». Личностный потенциал человека обеспечивает своеобразие про­фессионального выбора и самоопределения, самореализации.

На современном этапе социально-экономического развития общества профессиональное самоопределение педагогов ДОУ оказывается разбалансированным. Тем не менее, если сама лич­ность активна, если работа с дошкольниками становится сред­ством самовыражения и самореализации, то при прочих равных макро-социальных условиях педагог работает инициативно и твор­чески.

2. Работа с детьми требует от педагога фундаментальной обра­зованности, теоретической и технологической компетентности.

Теоретическая компетентность:

— общенаучная;

— психолого-педагогическая;

— методическая.

Технологическая компетентность:

а) традиционные методы обучения предполагают следующие умения у выпускников вуза и педагогов, начинающих свою деятельность:

— планировать педагогический процесс;

— определять задачи и содержание образовательного про­цесса с учетом возрастных и индивидуальных особеннос­тей детей;

— эффективно организовывать деятельность детей в разных ее видах;

— осуществлять координацию своей деятельности с помощ­ником воспитателя, узкими специалистами, психологом, коллегами и родителями;

— привлекать родителей к участию в деятельности ДОУ;

б) личностно-ориентированная технология обучения предпо­лагает следующие умения:

— пользоваться знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях детей;

— безусловно принимать ребенка;

— пользоваться в воздействиях доверием, а не подчинением;

— находить и раскрывать ресурсы ребенка во всех видах его активности;

— актуализировать сильные стороны психики ребенка;

— выстраивать коммуникационно-распределительную обу­чающую ситуацию (диалоги, полилоги) с детьми;

в) развивающее обучение предполагает умения:

— децентрироваться в учебном взаимодействии;

— строить проблемные ситуации;

— организовывать исследовательскую деятельность детей,

— управлять творческой активностью ребенка.

3. Педагог ДОУ осуществляет образовательно-практическую де­ятельность:

— реализация базовых и парциальных программ;

— взаимодействие с детьми в рамках личностно-ориентированной модели общения;

— участие в консультировании педагогов, родителей.

Поисковая деятельность;

— разработка собственных проектов развивающих занятий;

— самостоятельный анализ ситуации в группе, прогноз ее даль­нейшего развития,

— анализ литературы по актуальным проблемам;

— выбор стратегии, содержания, формы, задачи, дидактичес­кого материала и создание развивающей среды в зависимо­сти от конкретной ситуации в группе.

Научно-исследовательская деятельность:

— совершенствование методики использования учебно-нагляд­ных пособий;

— накапливание, обобщение и распространение опыта работы;

— составление адаптивных и индивидуальных программ;

— выбор проблемы для обсуждения;

— творческий поиск;

— психолого-педагогическая рефлексия деятельности (осозна­ние педагогами своих возможностей, способов работы с детьми, результатов работы).

4. Эффективность деятельности педагога определяется его личностно-профессиональным ростом, предполагающим:

— стремление к самообразованию, самоусовершенствованию, повышению педагогического мастерства;

— готовность воспринимать новое.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...