Образ выпускника дошкольного образовательного учреждения
В проекте государственного стандарта дошкольного образования дана возрастная характеристика ребенка на этапе завершения образования. Она является ориентиром для всех образовательных учреждений, т.е. в каждом образовательном учреждении должны быть созданы условия для того, чтобы ребенок смог приобрести определенный набор компетенций: • положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру; • творческое самовыражение в разных видах деятельности (в рисовании, пении, танцах, театрализованных постановках, в ролевой и режиссерской игре); • любознательность; • освоение собственного тела и телесных движений; • произвольную регуляцию поведения; • чувство ответственности; • коммуникативность. Вместе с тем, выпускник нашего дошкольного образовательного учреждения будет отличаться тем, что он сможет овладеть специфическими компетенциями, к которым относятся: 1. Психофизический потенциал — база, с которой ребенок приходит в ДОУ. Потенциал определяет дальнейшее развитие и включает: — соматическое здоровье; — физическое развитие (овладение различными видами движений на уровне своего возраста, развитие двигательных качеств); — развитие сенсомоторной координации. 2. Интеллектуальный потенциал включает: — интеллектуальное развитие; — наличие познавательной потребности, мотивации; — готовность к умственному напряжению (интеллектуальная работоспособность); — субъективная готовность к школе (сформированность предпосылок к учебной деятельности); — предприимчивость. 3. Творческий потенциал включает: — креативность в продуктивной деятельности (музыкальной, изобразительной, конструктивной, музыкально-двигательной, театральной);
— развитое воображение; — умение творчески, нестандартно и критически мыслить; — любознательность; — инициативность. 4. Эмоционально-волевой потенциал включает: — произвольность; — знание основных моральных эталонов и норм, умение оценивать поведение и поступки других людей и самого себя с помощью нравственных эталонов; — сформированность волевых качеств (дисциплинированности, самостоятельности, настойчивости, организованности, инициативности) и привычек (культурно-гигиенических, к регулярному труду, напряжению в деятельности). 5. Коммуникативный потенциал включает: — коммуникативные навыки и умения (договариваться, приходить к общему решению, планировать деятельность, учитывать мнение партнера, распределять обязанности); — искренность, открытость, эмоциональность; — социальная адаптабельность. 6. Личностный потенциал включает: — положительный образ «Я»; — эмоционально-положительную, адекватную самооценку; — благополучие внутреннего мира (нормальный уровень тревожности); — уверенность в своих силах; — наличие собственных убеждений. 4.4. Образ педагога дошкольного образовательного учреждения Ключевым условием для формирования компетенций ребенка является педагог, обладающий особыми компетенциями. Универсальные требования к педагогу сформулированы в квалификационных характеристиках. Квалификационные характеристики педагога детского сада: • специальное образование; • коммуникабельность; • индивидуальный подход; • организаторские способности; • творческие способности (креативность); • педагогическая рефлексия. Вместе с тем, задачи развития нашего детского сада, философия ДОУ и компетенции выпускника требуют от педагога специфических компетенций: 1. Личностный потенциал, складывающийся из:
— мотивационной направленности (любить детей); — жизненного сценария и места профессии в нем; — качеств личности (эмоциональных, волевых, коммуникативных, интеллектуальных, нравственных); — способностей, характера, темперамента, образа «Я». Личностный потенциал человека обеспечивает своеобразие профессионального выбора и самоопределения, самореализации. На современном этапе социально-экономического развития общества профессиональное самоопределение педагогов ДОУ оказывается разбалансированным. Тем не менее, если сама личность активна, если работа с дошкольниками становится средством самовыражения и самореализации, то при прочих равных макро-социальных условиях педагог работает инициативно и творчески. 2. Работа с детьми требует от педагога фундаментальной образованности, теоретической и технологической компетентности. Теоретическая компетентность: — общенаучная; — психолого-педагогическая; — методическая. Технологическая компетентность: а) традиционные методы обучения предполагают следующие умения у выпускников вуза и педагогов, начинающих свою деятельность: — планировать педагогический процесс; — определять задачи и содержание образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; — эффективно организовывать деятельность детей в разных ее видах; — осуществлять координацию своей деятельности с помощником воспитателя, узкими специалистами, психологом, коллегами и родителями; — привлекать родителей к участию в деятельности ДОУ; б) личностно-ориентированная технология обучения предполагает следующие умения: — пользоваться знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях детей; — безусловно принимать ребенка; — пользоваться в воздействиях доверием, а не подчинением; — находить и раскрывать ресурсы ребенка во всех видах его активности; — актуализировать сильные стороны психики ребенка; — выстраивать коммуникационно-распределительную обучающую ситуацию (диалоги, полилоги) с детьми; в) развивающее обучение предполагает умения: — децентрироваться в учебном взаимодействии; — строить проблемные ситуации; — организовывать исследовательскую деятельность детей,
— управлять творческой активностью ребенка. 3. Педагог ДОУ осуществляет образовательно-практическую деятельность: — реализация базовых и парциальных программ; — взаимодействие с детьми в рамках личностно-ориентированной модели общения; — участие в консультировании педагогов, родителей. Поисковая деятельность; — разработка собственных проектов развивающих занятий; — самостоятельный анализ ситуации в группе, прогноз ее дальнейшего развития, — анализ литературы по актуальным проблемам; — выбор стратегии, содержания, формы, задачи, дидактического материала и создание развивающей среды в зависимости от конкретной ситуации в группе. Научно-исследовательская деятельность: — совершенствование методики использования учебно-наглядных пособий; — накапливание, обобщение и распространение опыта работы; — составление адаптивных и индивидуальных программ; — выбор проблемы для обсуждения; — творческий поиск; — психолого-педагогическая рефлексия деятельности (осознание педагогами своих возможностей, способов работы с детьми, результатов работы). 4. Эффективность деятельности педагога определяется его личностно-профессиональным ростом, предполагающим: — стремление к самообразованию, самоусовершенствованию, повышению педагогического мастерства; — готовность воспринимать новое.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|