7. Классификация детей с умственной отсталостью по Д. Н. Исаеву и В. В. Мнухину, М. М. Семаго.
Классификация отклоняющегося развития (Семаго Н. Я, Семаго М. М. ) Выделяют четыре типа отклоняющегося развития:
1. Недостаточное развитие Дефицит произвольной регуляции психической активности и пространственно-временных представлений, которое отражают состояние регуляторного обеспечения психической активности и ментальных структур, определяющих развитие познавательной деятельности. Аффективная организация важна, но для выделения этой группы второстепенна, поскольку влияет не столько на характер развития, сколько на его особенности внутри группы
2. Асинхронное развитие Специфика сформированности в первую очередь структуры аффективной организации и соответствующих феноменологических проявлений, а также произвольной регуляции. Сформированность пространственно-временных представлений, отражающих состояние ментальных структур, носит второстепенный характер.
3. Поврежденное развитие Характерны особенности дальнейшего развития базовых структур психического в условиях последствий органического повреждения
4. Дефицитарное развитие Недостаточность анализаторных и опорнодвигательных систем, изначально существующей или возникшей в раннем возрасте и приводящей к специфичной дефицитарности базовых структур
Недостаточное развитие 1. Тотальное недоразвитие: -простой уравновешенный -аффективно-возбудимый: -тормозимо-инертный: 2. Парциальное недоразвитие отдельных компонентов психической деятельности: 3. Задержанное развитие
Клинико-физиологическая классификация умственной отсталости С. С. Мнухина, Д. Н. Исаева: -астеническая форма; -атоническая форма;
-стеническая форма; -дисфорическая форма.
Больные со стенической формой общего психического недоразвития, особенно легкой степени выраженности, характеризуются довольно хорошей способностью к адаптации. Отличаясь сравнительно малой любознательностью, примитивностью интересов, обладая преимущественно конкретным мышлением и бедной речью, они в то же время достаточно работоспособны. Усвоенные навыки и знания эти больные способны использовать в повседневной жизни. Было выделено два варианта стенической формы общего психического недоразвития: — уравновешенный; — неуравновешенный. Как ясно из названий, варианты отличаются друг от друга большей или меньшей выраженностью аффективной неустойчивости. Больные с уравновешенным вариантом адаптируются лучше неуравновешенных.
Астеническая форма общего психического недоразвития предполагает наличие у больных нарушений внимания, повышенной утомляемости, медлительности, затруднений в усвоении определенных навыков. Вариантами астенической формы являются: — основной, имеющий все основные особенности данной формы; — брадипсихический, характеризующийся замедлением психических процессов; — дислалический, с выраженными речевыми расстройствами; — диспрактический, с моторными нарушениями; — дисмнестический, с мнестическими расстройствами. Больные с различными вариантами астенической формы, даже обладая определенным интеллектуальным багажом, словарным запасом, не способны рационально пользоваться ими. В связи с этим, при равной степени тяжести общего психического недоразвития, больные с астенической формой адаптируются хуже больных со стенической формой.
Больные с дисфорической формой общего психического недоразвития характеризуются своеобразным постоянным дисфорическим эмоциональным фоном, расторможенностью влечений. Больные конфликтны, у них часто отмечаются нарушения поведения. Они испытывают большие трудности в обучении, в усвоении трудовых навыков даже при легкой степени общего психического недоразвития. Вариантов этой формы выделено не было.
Характерными особенностями больных с атонической формой общего психического недоразвития являются низкая способность к психическому напряжению, к целенаправленной произвольной деятельности, грубые нарушения внимания. Выделили три клинических варианта этой формы: — аспонтанно-апатический, характеризующийся снижением у больных эмоционального фона и полной их бездеятельностью; — акатизический, сопровождающийся хаотической двигательной расторможенностью; — мориоподобный, при котором больные нелепо дурашливы. Общаться с больными, страдающими любым из этих клинических вариантов, крайне сложно. Даже обладая неплохо развитой речью, дети мало используют ее с целью коммуникации. Как и при астенической форме, при атонической формальные способности к приобретению знаний страдают меньше, чем практическое приспособление к окружающей среде. Особенности клинической картины атонической формы общего психического недоразвития, во многом сходные с симптомами раннего детского аутизма и детского типа шизофрении, нередко приводят к необходимости дифференциальной диагностики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|