Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ионическая и италийская философия




Самые древние философы жили в Малой Азии (Турция, Сирия и т.д.) – это раньше была территория Греции, здесь располагались греческие колонии, однако продивало в них много разных народов, т.е. это был полиэтнический регион.Вся эта часть называлась Иония.

В Ионии было два центра философствования – это города Милет (Турция) и Эфес.

На рубеже 7-6 в. до н.э. в Милете появляется философ Фалес Милетский. Он много путешествовал, был очень умным человеком, математиком, астрономом, умел предсказывать затмения, засуху, наводнения, наблюдал за природой, обладал «магической силой» - это все работала на его авторитет. Он построил Солнечные часы для народа. Один раз, узнав, что будет большой урожай оливок, он скупил все маслобойки разбогател, прожил до 80 лет. Нам он интересен как философ, текстов его нет. Мир перед ним представлялся многообразным, а тогда всю информацию о мире получали через зрение. Он разделил природу на космос и простую природу – фисис. Когда он жил слова «философ» еще не было, их называли фисики, т.е исследователи природы. Фисики не задумывались о человека, т.е. не занимались антропологией. Человек тогда был не интересов философов. Для понимания природы нужно было выработать понятия. Фалес придумал понятие архэ – т.е. наидревнейший. В его представлении в основе природы лежит архэ, и это архэ – вода, из нее все и произошло. Но человеческий глаз, осязание не может почувствоватьархэ, той первой воды уже нет в природе. Есть ее продукты. Все в мире есть вода, но она видоизмененная. Это стохейон – т.е. следствие, продукт архэ. Все стахейоны – это продукты архэ. Архэ – идеальное понятие, образ, который существует лишь в нашем сознании.

В СССР считалось, что Фалес был первым материалистом (из-за фалеснойпервоводы). Но ведь эта первовода – не реальный объект, это образ, поэтому он скорее идеалист.

Философия лишь зарождалась, поэтому у Фалеса лишь два понятия: архэ и стазейон. Почему архэ превратилось в стахеоны? Этот вопрос Фалес оставлял открытым. Но в конце жизни говорил, что это происходит из-за разрежения, уплотнения, нагревания и охлаждения.

Некоторые сведения о Фалесе есть у ДеогенаЛэртцкого. Он вообще писал о многох философах. По его сведениям Фалес однажды вышел ночью посмотреть на звездное небо и не заметив колодца упал в него и умер. Скорее всего это образное выражение, означающее, что Фалесу было неинтересн, что существует у него под ногами.

У Фалеса остался ученик – Анаксимандр. Даты его жизни неизвестны, сочений не сохранилось. Анаксимандр продвинул Милетскую школу, придал ей большую философичность. Он отошел от признания в качестве первоосновы природной стихи, ведь еще древние поклонялись природе. Он утверждал, что в основе мира лежит апейрон. Архэ – это и есть апейрон. Сгустки апейронов дают предметы. Мы не видим, не чувствуем апейроны, они слишком малы и существуют только в нашем сознании.

А – негативная приставка, перон – предел, т.е. апейрон – бесконечный, те могут дробится бесконечно. Т.е. присутствует идея бесконечности. Позднее появилось понятие атом, но оно не соответствует своему определению, т.к. он делится на электроны, протоны и нейтроны, а в переводе означает «неделимый». Смысл термина не научен. но существует. Идея апейронов появилась в первой половине 6 века у Аксимандра просто случайно в уме, а не путем каких-то научных опытов.

Именно Анаксимандр ввел понятие «логос». Все изменения в мире подчинены логосу, т.е. всемирному закону. Законы физики тогда еще не были открыты, появятся лишь в 17 веке. Лого у Анаксимандра равнозначен дао и брахме.

Ученик Анаксимандра – Аниксемен – тоже представитель Милетской школы. О нем тоже мало чего известно. Когда он пытался дать понятие архэ, он вернулся назад к Фалесу, лишь заменил воду на воздух. Те же нагревание и озлаждение, разрежение и уплотнение. Таким образом, это шаг назад.

Другой центр – город Эфес в нынешней Турции (сейчас законсервированная, археологическая зона). Школы там не сложилось.

ГероклидЭфейский –мезантроп, не любил людей, своих сограждан, свой город. Он говорил: «Хоть бы в вашем городе все передохли, живите как собаки», т.к. он был царского происхождения, род его шел от эфейских царей. Но в Эфесе уже была демократия, ну или точнее олигархия. Героклид понимал это, понимал, что время мудрых царей – его предков уже ушло. Один раз он получил письмо от персидского царя Дария I, который писал: “тебя в твоем городе не уважают, переезжай ко мне, будешь царским философом, будешь жить на всем готовом». Но Героклид дал отрицательный ответ, т.к. по его мнению Дарий был варварским царем.

Взгляды Героклида были схожи с Милетской школой. По Героклиду в основе мира лежит огонь. О героклитовом огне мы знаем больше. Сохранилось его высказывание: «Мир не создан никем из богов и никем из людей, а есть вечно живой огонь мерами возгорающий и затухающий». Т.е. существуют некоторые этапы – меры, а вся история – это бесконесная череда этих этапов – возгорающего и затухающего огня.

В 1920-е годы в США был обнаружен а Калифорнии эффект Хабла – эффект красного смещения. Обнаружилось, что на спектрограмме млечного пути все линии смещались к красной зоне, т.е объект удаляется, т.е Вселенная расширяется с огромной скоростью. Так появилась модель пульсирующей Вселенной – и это 20 век. А Героклид в 6 веке до н.э. говорил про это. Есть версии, что именно он ввел понятие «логос». Он же провозгласил диалектический принцип «Все течет», т.е все меняется «В одну и ту же реку дважды не войдешь» - принцип постоянной изменчивости мира.

ДеогенЛарэтский писал, что Героклид рассорившись с жителями Эфеса удалился на берег моря и играл с мальчишками в бабки, потом и это ему надоело и он удалился в горы и стал питаться травой и родниковой водой из-за чего стал опухать и обессилев вернулся в город и обратился к врачам с просьбой: «Неможете ли вы обратить многодожие в засуху» (т.е. вывести воду из организма). Врачи его не поняли и сказали, что нет. Тогда он занялся самолечением, в хлеву вымазался конским навозом и голый лег на главную площадь эфеса под солнышко. Но местные собаки его не узнали и загрызли. Возможно стоит понимать это аллегорично, т.е. не собаки его загрызли, а жители города.

Ампидокл– жил в сицилийском городе Ангригента в южной части Апенинского полуострова, там были греческие колонии. Идеи его похожи на предыдущие. В его представлениях в основе мира вода, воздух, огонь и земля, а все остальное – это соотношение этих стихий в разных пропорциях. А пятый элемент мира – это любовь, она объединяет четыре стихии, она держит мир. Иаким образом, это антологичекая модель мира. Жители ценили Ампидокла, уважали его. Он закончил жизнь кинувшись в вулкан Этна, посчитав, что все что знал он уже передал своим ученикам.

Италийская философия

Два центра – Кротон и Элея, две школы. Хронологически – вторая половикна 6 века до н.э. – начало 5 в. до.нэ.

Пифагорийская школа

Находилась в Кротоне. Основоположник пифагоризма – Пифагор (рубеж 6-5 вв. до н.э.). Точныхъ дат жизнине известно, но его акмэ – топ жизни (40-45 лет) приходится на Олимпиаду 500 г. до н.э. Именно Пифагор ввел термин философия.

Есть мнение, что Пифагор родился на острове Самос, но родители спасались от местного тирана и переселились в италийскую Грецию. Был самолюбивым человеком, много всего выдумывал и воображал. Называл своим отцом не реального человека, а Апполона. Не брал плату з аобучение,но попасть в его школу было очень сложно, он устраивал много тестов отборов. Те, кто проходил отбор стояли в начале лишь у открытых дверей дома, потом самые близкие ученики попадали в дом. Но Пифагор и в доме вешал ширву и вещал из-за нее. Есть байка, что один ученик увидел у него золотое бедро, т.е. он действительно сын Апполона.

Пифагор дружил с местным тираном. Кротонский тиран вначале был хорошим правителем и человеком, спрашивал с оветов у Пифагора. Но потом их дружба прервалась и тиран приказал разгромить школу, истребив всех там находившихся. Есть версия, что там погиб и Пифагор. А есть мнение, что можно было скрыться через бобовое поле, но пифагор ненавидел бобы и категорически отказался через них бежать. Есть и другая версия, что он не погиб, а спрятался в Кротонских катакомбах, а ученики спускали ему вниз еду и сообщали новости. А после смерти тирана Пифагор вышел из подземелья и сказал, что совершал путешествие в царство Аида – в загробный мир и видел родственников горожан и что он наблюдал за ними и может рассказать обо всем, что произошло в городе, пока его не было. Все были шокированы.

Пифагорийская школа пережила Пифагора. Есть версия что в этой школе учился Платон, однгако точно уже не у Пифагора.

Какова антология у Пифагора? Именно Пифагор ввел термин – антология – учение о бытии. Антология у него была идеалистическая, но ведь и все предыдущие были идеалистические, т.к. Существовали лишь в голове. Пифагор идеалист. Его время – это рвемя, когда зарождается и наука и философия. Сам Пифагор был математиком, поэтому в основу мира он положилчисло. Весь мир попифагору – это комбинации чисел. Эти комбинации не все можно разгадать.

Когда у него спрашивали как он дошел до этой теоремы Пифагора, он говрил что она ему приснилась, а он лишь проверил ее на примерах. Он шел дедуктиывным путем: сначала его ум предложил идею.а потом уж руки ее подтвердили.

Он считал, что есть число – основа мира – это 1, т.е точка, затем 2 – это две точки – можно уже провести прямую. 3 точки – можно построить плоскость. И так из точек весь мир. Пифагор не разделял математику и философия. Математическое определение мира безгранично и будет продолжаться.

Учение о душе. Пифагор говорил, что есть душа мира. Это трансцендентное понятие. Он считал, что человеческая душа – иснтрумент познания мира.

Существуеь три этажа души:

1) Душа – Ноус. Божественный ум. Она Она после смерти отлетает от тела и растворяется в мире

2) Чувственная душа:

А) Грубо-чувственная. Душа –тимос – т.е. страсть

Б) Эстезис - сфера тонких чувств: искусство, возвышенная, благородная, изящная душа.

3) Рассудочная душа

Другой италийский город – центр греческой колонизации Апеннинского полуострова – город Элея.

Философы-элеаты – Парменид и его ученик Зенон. Известно о них мало. Перменил впервые ввел в греческую философию понятие бытие (онтос). Он говорил, что это самое содержательное понятие. Весь мир включен в бытие. Были ведь и другие понятия тогда, напримерфизис. Но физис – этот только тот мир, который мы познали. А онтос (бытие_ включает в себя и то, что когда-то было и ушло либо не оставив следа, либо переродившись ы нечто новое. Но мы не знаем, что будет в будущем. Поэтому это тоже надо включить в понятие бытие. Т.е. в понятие «онтос» надо включить то, что было, то, что есть и то, что будет. Таким образом, онтос не подвластен времени, т.к. бытие всегда было и есть. Это ненаучное понятие, это понятие философское. Парменид ставил онтос выше богов. В мире все подвижно, неподвижен только онтос. Онтос вечен, но внутри его все изменчиво. В 19 веке с понятием бытие работал Фридрих Энгельс. Но Энгель – материалист, а Парменид – идеалист. По Энгельсу в мире нет ничего кроме движущейся материи, она сущетсвует в различных формах.

Ученик Парменида – Зенон Элейский. Возможно у них с Парменидом были особые отношения, возможно они были любовниками. Зенон был изнежен, женственен. В элее была тоже тирания. При жизни Зенона был плохой тиран, который решил расправится со школой Зенона. Его схватили и пытали, чтобы он сообщид имена других своих сообщников. Он вцепился в нос тирана о откусил часть носа (возможно ухо).

Идеи Зенона. Он внес вклад в развитие гносеологии – теории познания.

Есть уровни познания: чувственное и рассудочное познание. Зенон говорил, что не надо верить только одному уровню, чувтсва нас обманывают. Важно их сравнивать, он сконструировал Апории – греч. Слово, означающее противоречивые суждения. Их у него много. Самые известные апории:

1) Апория о летящей и не летящей стреле. Лучник выстреливает из точки А в точку В, есть воспринимающий субъект. Летит ли стрела? Да, летит. Теперь давайте размышлять. Парабола полета стрелы- это бесчисленное количество точек. В определенный оммент стрела находится лишь в одно точке, т.е. она не летит. Парабола полета – это линия неподвижности стрелы.

2) Апория «Ахилл и черепаха». И Ахилл и черепаха движутся из точки А в точку В. Одинаковые расстояния. Но они заключили соглашение, что Ахилл начнет движение позднее, но перегонит черепаху. Если рассуждать, то в тот момент, когда черепаха преодолеет часть расстояния Ахилл будет уже в точке А1, а черепаха в А2, когда Ахилл в А2, черепаха в А3. Если опустить скорость, то Ахилл будет вечно догонять черепаху.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...