Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика Средневековой Европейской философии




Средневековая философия – следующий этап развития философии. Ее фундаментом была греческая философия. Средневековая философия развивалась уже на основе христианства, но связь с античной философией прослеживается – используются многие идеи, зародившиеся в античности. До 6 в. н.э. существовала Платоновская школа, а затем Медичи возродили ее во Флоренции.

Хронологические рамки. Есть версия, что Ср. философия начинается еще в 1 в н.э.. Однако в этот период еще преследовалось христианство, а самый продуктивный период – это деятельность Иисуса Христа и апостолов, когда создавался фундамент философии новой религии – Священное Писание (Библия). Самостоятельное развитие христианства начинается либо в начале 4 веке, когда прекратилось преследование верующих, либо в конце века, когда христинаство стало государственной религией в Римской империи. Т.е. рубеж зарождения Средневековой философии – 4-5 века. А заканчивается Средневековый этап философии в 16 веке – последнем веке Ренессанса. С 17 века – уже Новое время.

Обычно в Средневековой философии выделяют три этапа:

1) Патристика - от лат. «отец» - в этот период философы – деятели церкви: либо продвинутые просвещенные священники, либо епископы. Это период с 4 в. до 10-11 века – длительный период.

Патристика делится на два вида:

1) Западная (философы писали на латинском языке). Центр – Ватикан.

2) Восточная (философы писали на греческом языке). Центр – Константинополь.

Это связано с тем, что в 1054 году христианство разделилось на два течения: католичество и православие, возникли два центра – Константинополь и Ватикан.

2) Схоластика – от лат. «школа, учебное заведение».

Школы появились еще в период патристики, они действовали при монастырях. Схоластика же связана с появлением древнейших европейских университетов. Первые университеты появляются в 12-13 веке. Самый первый университет открылся в Балонии, в 1152 году в нем состоялась первая защита докторской диссертации. Особо известны также Неаполитанский университет – его закончил Фома Аквинский, Пизанский университет – его закончил Галилео Галилей, Пражский университет.

3) Эпоха Возрождения – 16-17 век.

Как развивался познавательный интерес? Есть стереотипы даже в учебниках, что философия Средневековья теоцентрична. Это правильно, но не совсем. Средневековье - это долгий этап в развитии философии, и теоцентричным был первый этап, т.е. патристика. Человек там был робким, слабым, греховным. Например, АврелийАгустин уже не такой – он творческий человек, который действует. Эпоха схоластики, где были автономные университеты – фактически государства в государстве – это тоже совсем другое время. Здесь весомость, значительность человека уже возрастает. Происходит сближение человека и Бога и доходит до того, что Фома Аквинский доказывает (Уже надо доказывать!) существование Бога.

Но и в период Ренессанса Бога не сбросили. Все люди любили Бога, наоборот развивается идея богочеловечности, т.е Бог есть в каждом человеке. Идея Боги и человека – одна из композиций в Сикстинской капелле в Ватикане (именно там избирают Папу Римского, построена при папе Сексте IV) – фреска, выполненная Микеланджело. На ней Бог-творец и Адам протягивают руку друг другу. Адам и Бог одинаковы по размерам и форме. Микеланджело передал ценности своего времени. Бога и человека объединяет дух – нафреске это свечение между пальцами. Вообще художники эпохи Возрождения изображают людей на фоне природы, подчеркивая тем самым связь природы, Бога и человека.

2. Самый длинный период в Средневековой философии – патристика. Самый яркий представитель этого периода Аврелий Августин или Августин Блаженный (354-430) – он жил в период самой ранней патристики. Родился в Северной Африке в городе Тагаста (ныне это территория Алжира). Африка тогда была владением Рима. В Тагасте уже были христианские общины, но к ним относились настороженно, оно еще не было государственной религией. Августин получил образование в школе. Отец его был язычником, а мать верующей христианкой – будущая святая Моника. После окончания школы Августин едет в Карфаген, где продолжает обучение. Именно в Карфагене он заразился христианством, стал накачиваться информацией. Затем переехал в Рим. Крестился он лишь в 33 года в Мидиалануме (современный Милан) – тогда этот был крупный город, у императора Константина там была столица. ЕпискомМидиаланума Амвросий (тоже известный святой) крестил Августина, затем поставил в дьяконы, потом в пресвитеры, а потом и в епископы (образованные глубоко верующие люди были очень нужны). Затем он посылает Августина проповедовать в Африку. В Африке Августин и жил до своей гибели, но не в родном городе, а в городе Гипоне. Именно он создал Гипонскую епархию. Августин был хорошим администратором, писателем и ученым. Он стал писать исповедь и писал ее всю оставшуюся жизнь. Последние строчки исповеди он написал, когда под стенами города уже были варвары. Город был разрушен, жители перебиты, погиб и Августин.

Помимо Исповеди у Августина есть его произведение «Эстетика» - такие названия есть у многих авторов. В Эстетике философы писали об эстетическом, т.е. о чувственном, духовном познании действительности. Августин писал, что действительность можно познавать через молитву, искусство, через хоровое пение. Однако грех любоваться лишь пением, а не задумываться о содержании (пусть лучше уши отсохнут – говорил Августин).

Другое произведение – «Град Божий». Град Божий – это наш мир. Эта робота ценна тем, что в ней впервые поднимается проблема философии истории. Августин – основоположник европейской философии истории. До него ее не было, античные авторы о философии истории не писали. Августин вводит понятие рамок истории. Но историю он начинал не с создания Богом людей, т.к. в Библии нет упоминаний об интеллектуальных способностях Адама и Евы (это еще не история), а с их изгнания из рая. А закончится история Страшным Судом. Августин также наметил этапы развития истории в соотвтсвии со Священным Писанием:

1) от выдворения Адама из рая до Всемирного потопа

2) до жертвоприношения Авраама

3) до Вавилонского пленения евреев

4) от Моисея до царя Давида

5) от Давида до Христа

6) от Христа до Страшного Суда

Августин выделял два сообщества людей – цивитустерестус (земля) и цивитусэклектис (праведники). Он считал, что греховный град распухает, а праведников не становится больше. Человечество добровольно уходит от Бога к греху. У него было фаталисткое и пессимистическое отношение к миру.

Схоластика

В этот период усиливается значение монастырских школ и в 12 веке появляются университеты. В них преподавали латинский язык, ораторское искусство, философию и другие предметы. Латинский язык до 17 века был универсальным языком науки. В этот период возник интерес к античной диалектике.

В этот период идет спор между номиналистами и реалистами. У них был спор: что первично: идеи или их воплощения? Понятие идеи есть еще у Платона. Реалисты считали, что первичны идеи, они обладают духовной автономией. Они существуют независимо от человека 9как у Платона). И именно идеи порождают вещи, предметы. Номиналистов церковь не любила. Они говорили, что сначала существуют вещи, среди них существует и человек и именно он их познает, группирует, соединяет. Люди присваивают этим группам названия. Вещи первичны. Это близко к материализму. У номиналистов и реалистов были жарки споры.

Но была и еще одна позиция – умеренная схолостика. Представители этого течения хотели всех примирить. Один из них – Фома Аквинский (1121-1274). Родился в местечке Аквино недалеко от Неаполя. Там сохранился графский замок графа Аабибра. Фома Аквинский был его побочным сыном. Фома был очень умным, талантливым мальчиком и граф дал ему образования и отправил в монастырскую школу в Косино. После Косино Фома учился в Неаполитанском университете, а позже работал там профессором. Посещал Сорбону, Прагу, некоторое врея работал даже в Ватиканской библиотеке. Основные его труды: «Сумма теологии», «Сумма против язычников».

В этих произведениях он занял позицию первичности божественных идей. Эти идеи воплощаются в предметах, вещах. Эти вещи затем изучают люди и они их группируют и дают им названия. Он представитель умеренной схаластики.

Фома Аквинский привел 5 доказательств существования Бога.

1. Все в мире связано причинно-следственными связями, следовательно существует Бог.

Он много писал о пользе науки, считал, что между религией и наукой нет противоречий. Уже в 20 веке возникнет неотонизм – идея синтеза науки и богословия. Католическая церковь причислила Фому Аквинского к лику святых: «Устами Фомы Аквинского говорили ангелы». Это католический, а не православный святой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...