Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классический период античной философии (Сократ, Платон, Аристотель).




Черед Афин как философского центра приходит лишь 5 веке до н.э. В одном из залов Ватиканского музея есть фреска Рафаэля «Афинская школа».

Афины поздно становятся культурным и интеллектуальным центром. В 5 веке – расцвет Афинской демократии, механизмы народовластия действовали эффективно пока был политический лидер – Перикл.

Именно в этот период в Афинах начинаются философские брожения. Стали зарождаться софийские школы. София – в переводе с греч. Означает мудрость. Софийские школы были интересны. Они впервые стали продавать мудрость за деньги. В одной из таких школ учился Сократ. Устная диалектика у софистов была развита, учились быстро подыскивать аргументы. Диалектика – искусство спора – чисто греческое явление, на востоке споров не было. Средневековые университеты в дальнейшем опирались на уроки греческой диалектики. Софисты считали себя хранителями мудрости, мудрецами. Они впервые поставили обучение философии на коммерческую основу. Платил ли Сократ неизвестно, т.к. он был из бедной семьи. Важных открытий софисты не сделали, но подготовили учеников и почву для дальнейшего развития философии.

Протагор – руководитель одной из школ сказал: «Человек есть мера всех вещей», т.е человек у него в центре мира, все соразмерно человеку. Затем в эпоху Возрождения будет популярно «золотое сечение» в архитектуре. Но! Алексей Федорович Лосев – автор монографий о русских философах (например, о Соловьеве), о деятелях эпохи Возрождения говорил, что к этой фразе нужно относится осторожно. Если рассматривать мир как кладовую человека, свой карман, то будет катастрофа. Где тогда будет гармония? Красивый тезис, но не надо перегибать палку. О Протагоре известно мало.

В Афинской школе было много философов. На самые яркие из них это: Сократ, Платон и Аристотель.

Сократ (469-399 гг до н.э.).

Уроженец Афин, был патриотом своего города. Родился не в интеллектуальной среде, но гордился своими родителями. Отца его звали Сафроникс – он был то ли скульптор, то л и камнетес. У греков уровень мастерства назывался текне. Так писали, что текнеСафроникса – умение работать с камнем. Мать Сократа звали Финафета. Она была самой известной повитухой в Афинах, принимала роды. Это в Греции называлось – маевтика.. Сократ говорил, что как и мать он занимается маевтикой, но он рождает души своих учеников, их духовность, а мать помогала появится на свет многим богатым и знатным гражданам.

Сократ был женат на Ксантипе. Имя Ксантипа стало нарицательным именем ворчливой жены. У них было около 15 детей, к концу жизни выжило только около 7. Ксантипе надо было содержать семью, растить детей, а Сократ не работал и не брал деньги от учеников. За него эти деньги тайно брала Ксантипа. А Сократ проводил дни на площади, окруженный учениками. Он любил выпить, причем неразбавленное вино и ему было наплевать на общественное мнение. Ксантипа часто била Сократа в общетьсвенных местах. Сократ спокойно к этому относился. Когда его спрашивали, почему он ее терпит, он отвечал: «Вы привыкли к скрипу колеса, а я к воплям Ксантипы. Вы привыкли к гоготу уток, а я к ругани Ксантипы» Но ведь утки приносят яйца? «А Ксантипа приносит мне детей» - отвечал Сократ.

Известно, что Сократ участвовал в войнах. Спартанский царь во время Пелопонесской войны приглашал его работать в Спарту, но Сократ отказался.

В 399 году в Афинах был кризис, власть оказалась в руках олигархов. У Сократа было много завистников, он был популярен, но не богат,в его кругу было много знатных учеников. Из-за зависти в 399 году Сократа судили. Свидетелей обвинения было больше, чем оправдания. Многие были подкуплены. Сократа обвиняли в связи со Спартой, развращении юношей, святотатстве, в безбожии, редком посещении храмов. Это были очень серьёзные обвинения. В защиты сократа попытался выступить молодой Платон, но его засвистали и он смутился, стушевался. Последнее слово говорил сам Сократ, он был сильно подавлен. Он сказал: «У меня чувство, что вы устали от меня. Я как овод, который вас жалит. Мне много лет и я готов уйти из жизни. Но поните, пройдет время и появится новый овод!». После этого было голосование. Голосовали представители всех демов - больших семей. Было два сосуда с черными и белыми камушками – виновен, не виновен. Две третьих прголосовали, что виновен. Судья в соответсвии с книгами дал Сократу выбор: либо смерть либо изгнание. Он выбрал смерть. К нему в тюрьму впускали всех, но Сократ запретил его спасать. Ему принесли сосуд с ядом – отваром цикуты. Он умер на глазах у своих учеников: Платона, Ксенофонта. Последняя его фраза была: «Я забыл принести в жертву петуха богу Асхлепию», т.е он был верующим о осудили его за безбожие не справедливо. После смерти Сократа его ученики разбежались.

Взгляды Сократа. Он ничего не писал, но был грамотным. Известно, что он окончил гимназию. В Афинах была система бесплатного образования для мальчиков (учили спортивной борьбе, езде на колеснице, метанию, диалектике, математике, мусическим искусствам, греческой истории). Все свои мысли Сократ излагал устно. Пример его практической деятельности – это способ спора – маевтика. Все начинали обсуждать новый вопрос (для самого Сократа вопрос был не новый, он уже над ним дума), Сократ задавал вопросы и тем самым вел спор в нужную сторону. Пример такого спора отражен в «Хармиде» Платона. Таким образом, к результату подходили сами ученики, но под руководством учителя, т.е Сократ действовал как повитуха.

Сократ рассуждал о душе. Он считал, что в душе есть маленький бог – деймоний – что-то вроде голоса совести. Он есть у всех с рождения. В детстве он спит. Он просыпается, если человек не ленив, развит, любознателен, любит путешествовать. Он просыпается и начинает подсказывать человеку правильные решения. Из-за этой идеи Сократа и обвинили в святотатстве.

Идея помещения бога в человека стала актуальной. Например философ Бердяев писал, что бога надо построить внутри себя, пробудить Христа в нутри себя. Это не нравилось церкви.

Сократ обладал самоиронией, не зазнавался. Огромного вклада в философию Сократ не внес. Важне его маевтика, но тв большой степени его интересовали проблемы чести, достоинства, т.е. сократовский гуманизм.

 

Платон – (427-347), настоящее имя Аристокл. Когда он пришел к Сократу ему было 17 лет, Сократу где-то 40. Платон был из аристократического рода, был одаренным человеком. Его мать восходила к мыслителю и государственному деятелю Солону, а по отцу к архаическим греческим царям. Платон окончил гимнасию. Этот стандарт образования назывался калакагатия (основоположник Перикл) – т.е. камос – красивое тело, а гатос – добрый нрав, этика. Если Сократ был низкий ростом, лысый, нос картошкой, то вот Перикл – настоящий красавец. Есть сведения, что он участвовал в Олимпийских играх и победил в борьбе. Есть версия, что Платон – это прозвище, означающие «широкоплечий». Платон прекрасно танцевал, пел, знал историю, литературу. Всю жизнь он накачивался знаниями, т.е. был интеллектуалом своего времени.

Он много писал, причем очень ярко, живо, даже драматургично – в его произведениях есть сюжет, их можно поставить в театре, т.е. прослеживается связь искусства и философии.

Платон юношей пришел к Сократу и до самой смерти вспоминал своего учителя. Их разница в возрасте составляла 30 лет. После смерти Солона Платон покидает Афины и отправляется в Кратон в Пифагорийскую школу, где получает новые знания, новый взгляд на мир (но он не принял систему Пифагора, в основу мира он положил не число, а идею). Затем несколько лет он путешествовал по Греции, посещал Кипр, Родом, Сицилию. Во время одного из переездов корабль, на котором плыл Платон, был захвачен пиратами. Платон попал в плен, его привели на рынок рабов и чуть не продали в рабство. Кс частью, один афинянин узнал Платона и выкупил его на свободу. После этого он продолжил путешествовать, был в Египте, там заболел, но его вылечили врачи и Платон писал, что египетские врачи – лучшие в мире.

В конце концов Платон возвращается в Афины и в Декадемовой роще создает свою школу, существовавшую до 6 в., т.е. практически 1000 лет! Она была закрыта лишь Юстинианом как языческая. В 14 веке во Флоренции Медичи открыли Новую Платоновскую школу.

Взгляды. Антология – учение о бытие. В «Государстве» Платона есть образ пещеры – это аллегорический образ: темная пещера, освещена лишь пучком света. На полу ее сидит прикованный по рукам и ногам человек и он не видит этот свет. Он видит лишь тень костра перед собой. Т.е. человек видит лишь тени, отражение. Пещера – это образ нашего, человеческого мира. Человек как тело из него не уйдет. Боги (Зевс, Гера и др.) живут в этом же мире. Олимп – лишь полка в этой пещере. Тени на стенах пещеры – это наши знания о мире, они постоянно меняются. Если бы не было пучка света, мы бы вообще ничего не знали об этом мире. А вот что снаружи пещеры? Там находится другой мир и он безграничен. В этот мире обитают идеи – образы. У идей нет ни начала, ни конца. Наш мир, его пределы – это лишь отражение идей. Учение Платона называется эйдология, это объективный материализм. Т.е. в пещере все реально, материально. В ранних произведениях есть демиурги, который несли эти идеи. Эти идео вечны, он не в хаосе, а упорядочены, выстроены по рангу: есть высшие, есть низшие идеи. Есть царствующая идея – благо, она управляет миром. Есть понятие мировой души – идеи плавают в этой мировой душе. Что же объединяет человека с миром идей? Это душа. А Душа по Платону состоит из смертной и бессмертной части. Смертная душа – это чувственная душа, телесная, а бессмертная душа - высшая душа, ум, мудрость человека, после смерти тела она улетает. Нередко люди видят видения, сны – это идеи.

Платоновский мир – это вечный мир идей, который постигается лишь умом. Огонь в пещере - это любопытсво человека, а наши знания - это тени. Они истинны в том случае, если точно вопроизводят форму того знания, которое отражают, но они не есть истинные, точные знания, это лишь отражения. Платон вообще скептически относился к идее всезнани.

В произведении «Симпозион» (пир) речь идет о боге Эроте – боге любви. Платон пишет, что сущетсветэрот высшего и низшего порядка. В Симпозионе рассмотрена любовь между полома., причем любовь между мужчиной и женщиной не есть высшая. Женщина в социальном отношении тогда была ниже мужчины, она может лишь вести хозяйтсво, рожать и растить детей. Любовь мужчины к мальчику – низшая, это уарство пошлого эрота. Хотя для Греции то было нормально, хоть и осуждалось. Высшая любовь – любовь взрослых мужчин – это высшее равное партнерство. Но отношения между полами – не все проявления любви. Существует любовь к вещи, к Родине и т.д. Разновидностей любви много, а идея любви - одна.

Платон пользовался понятием материя – это для него первооснова, первоглина. В ранних произведениях есть образ Демиурга – супер-ремесленника, который огромными руками месит это первоглину и из нее делает все в мире. Материя, по Платону - это лишь вещества, полученные из просочившихся в наш мир идей.

Учение о душе. В Пифагорейской школе Платон накачался представлениями Пифагора. Поэтому у Платона также есть смертная (чувства и рассудок) и бессмертная (ум) душа. У животных тоже есть чувства, но это физиологические чувства, а у человека есть и эстетические чувства.

Учение о государстве. Одна из книг Платона так и называется «Государство». Государство, по Платону, всегда было есть и будет. Без него невозможно жить. Какая бы форма устройства государства не была - она идеально. Далеки от идеала: олигархия (т.к. его учителя Сократа олигархия и уничтожила), тирания (к ней он относился двояко: если тиран самодур – то это самая плохая форма, а может быть тиран добродушным, мудрым – тогда это не плохо). Платон видео разные формы устройства государств, когда путешествовал по миру. Больше всего он не любил охолократия – власть охлоса – власть низов. Для Рима – это плебс, которому надо только «хлеба и зрелищ». Когда охлос выходит из под контроля это приводит фактически к анархии, это падение государства. Во многом по взглядам Платон – аристократ. Но наиболее благоприятная форма правления для Платона - это позитивная тирания, близкая к монархии – своеобразному «демократическому царю». Таким идеалом для Платона был Перикл. В целом Платон говорил, что демократия – неустойчивая форма правления – она часто перерождается в аристократию, тиранию, а то и еще хуже. Таким образом, Платон был сторонником монархии.

 

Аристотель (384-322) – не афинянин по происхождению и даже не эллин. Родом с севера из Македонии. Но некоторые историки, говорят, что родина Аристотеля в Фесалии, т.е. он либо фесалиеец, либо македонец. Греки считали их окраиной греческого мира, т.е. полуварварами, но культурно македоняне были близки к грекам, знаки греческий язык, но владели и своим. Отец Аристотеля – Никомах – известный врач, лечил царя АминтаII – дедушку Александра Македонского, затем лечил Филиппа II. Таким образом, Аристотель рос в интеллектуальной среде. Когда ему было 17 лет, отец решил, что сына надо переселить, т.к. ему нужно дальше учиться. Аристотель всегда с уважением вспоминал отца, часто беседовал с ним. Одно из своих произведений об этике он назвал «Никомахова этика», т.е. это были наставления его отцы. Отец направил его в Афины, где Аристотель попал в Платоновскую школу. Сначала он был преданным учеником, разделял все взгляды Платона, но т.к. был самостоятельным человеком со своей точкой зрения, то затем критиковал идею Платона о двух мирах. Эта критика Платону нравилась, он не обижался на Аристотеля. а лишь говорил: «Он как жеребенок, который лягает свою мать, хотя пьет ее молоко». В конце концов Аристотель отходит от Платона, но всю жизнь высоко ценил и уважал его. Аристотель стал формировать свое представление, свою концепцию мира. Аристотель узнает, что в Македонии к власти пришел новый царь Филип II. Филипп призывает к себе Аристотеля, чтобы тот учил его сына – будущего Александра Македонского. Но Александр не очень слушал учителя, он был человеком дел и Аристотель вскоре в нем разочаровался. Считается, что идея Глобального мира, который хотел создать Александр была навеяна ему Аристотелем.

После этого Аристотель возвращается в Афины, к тому времени он уже получил наследство отца и на эти день создает свою философскую школу на другом, противоположном от Платоновской конце Афин в Ликейской роще. Слово лицей происходит от названия этой рощи. До создания школы, ученики собирались в разных частях Рима вечером, чаще всего в тени колонн храма. Система колонн называлась перипатес, из-за этого и школу назвали перипатетиками, т.е. «сидящими в колоннаде». Школа просуществовала до 2-1 вв. до н.э. и закончила своб работу тогда, когда у греков уже не было собственной государственности.

Взгляды. Аристотелю не нравилась идея двух миров, поэтому у него один мир и он не постижим. Но у этого мира два начала: материя и форма. Материя – это первоглина, то, из чего все состоит. А форма из материи предмет, объект. Они теоретически существуют отдельно друг от друга, но реально они вместе. Материя оформлена, а форма материализована. Разделимы они лишь в нашем разуме. Иногда Аристотеля называют дуалистов, но все же он идеалист. Что более значимо? Значима не материя, а форма! Материя вторична, а форма первична. Единство материи и формы порождает стихии, землю, воду, а затем все остальное. Вообще большинство философов – монисты, а Аристотеля надо считать дуалистом. Профессор Лосев писал, что вся античная философия дуалична, т.е. существует материя и форма и они неразделимы. У Аристотеля нет положения, что материя породила форму или наоборот. Хотя форма важнее – это то, что с материей происходит, то, во что воплощается материя. Материя – инертная первооснова, первоглина. Форма задает направление движения, судьбу объекта. Форма более значима.

Тело человека – высшее творение природы. Греки возносили тело, лишь римляне потом политизировали искусство, делая скульптуры императоров. Аристотель писал, что тело – высшее проявление материи, т.к. у него высшая форма – душа. Душа первична. Аристотель бы не согласился с утверждением: «В здоровом теле здоровый дух», он считал наоборот.

Аристотель по сравнению с предшественниками развил учение о движении. До него движение рассматривали примитивно: нагревание, сжатие и т.п. Он оставил эти формы движения, но добавил к ним любовь и ненависть, рождение и смерть, прекрасное и уродливое и т.д. Метапоз – после изменения тела в пространстве. Это потом будет исследовать Ньютон. Аристотель выделяля и метаморфоз – после изменения положения, тело меня и свою структуру, форму, происходит коренная внутренняя перестройка.

Учение о душе. С одной стороны часть онтологии, но с другой - гносеологии. Отличается от платоновского, более широкие представления о душе. Платон рассматривал понятие души узко – он говорил только о душе человеческой. У Аристотеля позиция одухотворенности мира. Даша, по Аристотелю, есть во всем, она универсальна. Он признавал и вегетативную душу – душу растений. Такая позиция, когда все одухотворено называется гилозоизм. Гилоз – вещество, зои – жизнь. Такая позиция встречается у многих других европейских философов, например у Спинозы. Чувствительная душа у Аристотеля такая же, как у Платона: есть грубая, а есть изящная. Люди рождаются с разноразвитыми душами. Социальные низы, охлос надо воспитывать, делать их более изящными. Для этого подходит и колокагатия – воспитание красивой души и тела. Была у Аристотеля идея социального лифта, но такой лифт должен был существовать до определенного предела, т.к. все должны заниматься своим делом. А вот рассудочная душа у Аристотеля - это логика, искусство диалектики. Аристотель – основоположник формальной логики, он предложил первые правила формальной логики. Любой учебник по логике начинается с Аристотеля. Высшая часть души – божественный ум, мудрость осталась неизменной.

Учение о государстве. Аристотель не создал философию истории, но создал социальную философию. У него есть две работы о государстве – «Политика» и «Афинская полития». У Аристотеля все восходит к термину полис. Он говорил, что государство было всегда, он не представлял себе человека без государства. Отношение к государству у него было иное, чем у Платона. Он отрицал монархию, олигархию тоже критиковал, охлократию считал равной анархии и приводящей в конце концов к тирании. К демократии Аристотель тоже относился скептически. В итоге он придумал свою форму – политию – синтез улучшений монархии и демократии. Это сбалансированное и устойчивое государство. Власть в нем сдерживает бедность, также сдерживает и чрезмерное богатство. Опора и основа такого государства – средний класс. Государство должно сформировать средний класс, тогда общество будет стабильным. Пусть кто-то будет беднее, кто-то богаче, т.к люди, их способности разны. Но эти различия материальные не должны быть слишком велики. Экономического равенства быть не должно, но должны быть одинаковые политические и гражданские права, т.е идея политического и правового равенства. Во главе государства должны стоять избираемые народом государственные деятели, подконтрольные народу. Но среди этих лиц должен быть лидер, которому все доверяют, он должен думать о государстве (отголосок времен Перикла)

Таким образом, Аристотель – высшая точка античной философии и рубеж начала спада, затухания античной греческой культуры. Поднимается Рим.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...