Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

9. Критерии сравнения средних двух нормальных генеральных совокупностей. Сравнение двух средних нормальных генеральных совокупностей в R.




9. Критерии сравнения средних двух нормальных генеральных совокупностей. Сравнение двух средних нормальных генеральных совокупностей в R.

Эффективность очистных сооружений

Санэпидемстанцией города Казани были проведены измерения концентрации ртути в воде реки Волги выше и ниже места сброса с очистных сооружений (по 20 проб выше и ниже сброса).

Вопрос: Влияет ли сброс на концентрацию ртути? Уровень значимости 0. 05.

Исходные данные: колонка 15, 20.

Файлы: “3. txt” – данные 1, 2 колонок

х- выборка значений концентрации ртути выше места сброса

у- выборка значений концентрации ртути ниже места сброса

α =0, 05 – уровень значимости

Рассмотрим 2 гипотезы:

Н0: Mx=My – сброс не влияет на концентрацию ртути

Н1: Mx< My– сброс влияет, при этом концентрация ртути выше места сброса меньше концентрации ртути ниже места сброса

Для проверки гипотез используют критерий Стьюдента.

Ход работы:

1. Укажем путь к рабочей папке:

> setwd(" D: \\2019-2020\\02-707\\Novikova" ) или > setwd(" D: /2019-2020/02-707/Novikova" )

2. Читаем данные из текстового файла и выводим их на экран:

> mydata< -read. table(" 3. txt", header=TRUE, sep="; ", dec=". " )

> mydata

3. Найдем среднее для каждой из колонок:

> mean(mydata[, 1]) – среднее x

[1] 11. 02905

> mean(mydata[, 2])- среднее y

[1] 12. 52705

4. Найдем дисперсию для каждой из колонок:

> var(mydata[, 1]) – дисперсия x

[1] 39. 66387

> var(mydata[, 2]) – дисперсия y

[1] 26. 25756

5. Чтобы проверить основные гипотезы, сначала необходимо проверить доп. гипотезы о равенстве дисперсий:

Н’0: Dx=Dy

Н’1: Dx≠ Dy

> var. test(mydata[, 1], mydata[, 2], alternative=" two. sided" ), mydata[, 1]-x, mydata[, 2]-y

6. Сравним мат. ожидания по критерию Стьюдента:

> t. test(mydata[, 1], mydata[, 2], alternative=" less", var. equal=TRUE), mydata[, 1]-x, mydata[, 2]-y

10. Критерии для сравнения дисперсий нескольких нормальных генеральных совокупностей. Сравнение нескольких средних нормальных генеральных совокупностей в R.

Рассматриваются k нормальных генер. совокупностей:

X1 ∼ N(a1, σ 1)

. . .

Xk ∼ N(ak, σ k )

Задача: проверить гипотезу о равенстве двух дисперсий

H0: D1 = D2 =... = Dk

H1: не все равны

Критерий Бартлетта (ni - не все равны) (bartlett. test(значения, группы) или bartlett. test(list(X1, X2, ..., Xk )))

Критерий Кохрана (n1 = n2 =... = nk )

 

11. Критерии сравнения средних нескольких нормальных генеральных совокупностей. Дисперсионный анализ в R.

Чтобы проверить основные гипотезы, сначала необходимо проверить доп. гипотезы о равенстве дисперсий по критерию Фишера:

Н’0: Dx=Dy Это м. б. в случае, если измерения проведены по одной методике.

Н’1: Dx≠ Dy

> var. test(mydata[, 1], mydata[, 2], alternative=" two. sided" )

· Критерий Стьюдента: t. test(mydata[, 1], mydata[, 2], alternative=" less", var. equal=TRUE)

· Рассмотрим 2 гипотезы:

Н0: Mx=My – сброс не влияет на концентрацию ртути

Н1: Mx< My– сброс влияет, при этом концентрация ртути выше места сброса меньше концентрации ртути ниже места сброса

1)Генеральные совокупности распределены нормально, причем их дисперсии неизвестны, а объем выборок n и m мал (следовательно, нельзя получить хорошие оценки генеральных дисперсий). Если предположить, что генеральные дисперсии равны, то в качестве критерия для проверки нулевой гипотезы Но: М (Х) = М (Y) служит случайная величина, имеющая при справедливости нулевой гипотезы распределение Стьюдента с k = n + m – 2 степенями свободы. Наблюдаемое значение критерия вычисляется по формуле

Критическая область строится в зависимости от вида конкурирующей гипотезы.

а) Н1: М (Х) ≠ М (Y) – критическая область двусторонняя, задаваемая неравенством |T| > tдвуст. кр. , где tдвуст. кр. (α /2, k= n + m – 2) находится из таблицы критических точек распределения Стьюдента.

б) Н1: М (Х) > М (Y) – критическая область правосторонняя, определяемая условием T > tправ. кр. . Критическая точка вновь находится по таблице критических точек распределения Стьюдента. Tкр. =(α; k = n + m – 2)

в) Н1: М (Х) < М (Y) – критическая область левосторонняя, T < – t. Tкр. =(α; k = n + m – 2)

2) Разные дисперсии. Критерий Стьюдента с поправкой Уэлча.

t. test(mydata[, 1], mydata[, 2], alternative=" less", var. equal=FALSE, paired=TRUE)

1) Генеральные совокупности Х и Y распределены нормально, причем известны их дисперсии. Из этих генеральных совокупностей извлечены выборки объемов соответственно т и п, для которых найдены выборочные средние. При заданном уровне значимости α проверяется нулевая гипотеза о равенстве математических ожиданий генеральных совокупностей:

Но: М (Х) = М (Y).

Статистическим критерием для проверки этой гипотезы является нормированная нормально распределенная случайная величина

. Вид критической области зависит от типа конкурирующей гипотезы:

а) Н1: М (Х) ≠ М (Y) – критическая область двусторонняя, zкр определяется как аргумент функции Лапласа, при котором и критическая область задается неравенством |Z| > zкр.

б) Н1: М (Х) > М (Y) – критическая область правосторонняя, zкр определяется как аргумент функции Лапласа, при котором и критическая область определяется неравенством Z > zкр.

в) Н1: М (Х) < М (Y) – критическая область левосторонняя, заданная неравенством Z < -zкр, где zкр вычисляется так же, как в предыдущем случае.

2) Имеются две независимые выборки большого объема, извлеченные из генеральных совокупностей, законы распределения и дисперсии которых неизвестны. При этом для объема выборки, не меньшего 30, можно считать, что выборочные средние распределены приближенно нормально, а выборочные дисперсии являются достаточно хорошими оценками генеральных дисперсий (следовательно, считаем известными приближенные значения генеральных дисперсий). Тогда задача сводится к предыдущей, и статистический критерий имеет вид:

При этом выбор вида критической области и определение критических точек проводятся так же, как в пункте 1.

3) Генеральные совокупности распределены нормально, причем их дисперсии неизвестны, а объем выборок т и п мал (следовательно, нельзя получить хорошие оценки генеральных дисперсий). Если предположить, что генеральные дисперсии равны, то в качестве критерия для проверки нулевой гипотезы Но: М (Х) = М (Y) служит случайная величина,

,

имеющая при справедливости нулевой гипотезы распределение Стьюдента с k = n + m – 2 степенями свободы. Наблюдаемое значение критерия вычисляется по формуле

.

Критическая область строится в зависимости от вида конкурирующей гипотезы.

а) Н1: М (Х) ≠ М (Y) – критическая область двусторонняя, задаваемая неравенством |T| > tдвуст. кр. , где tдвуст. кр. (α /2, k) находится из таблицы критических точек распределения Стьюдента.

б) Н1: М (Х) > М (Y) – критическая область правосторонняя, где tкр. (α , k) определяемая условием T > tправ. кр. . Критическая точка вновь находится по таблице критических точек распределения Стьюдента.

в) Н1: М (Х) < М (Y) – критическая область левосторонняя, где tкр. (α , k). T < – tправ. кр. .

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...