Деятельностный подход к обучению
Стр 1 из 3Следующая ⇒ История педагогической психологии Из трех заданий выбираем два и здаем до 1 декабряв электронном виде на почту ustirina@mail.ru 1 – презентация-урок по психолого-педагогической тематике (10-30 слайдов): тема выбирается самостоятельна 2 – перевод англоязычной статьи (12-15 тыс. знаков) 3 – эссе по психолого-педагогической тематике Литература: 1 – Зимняя И.А. «педагогическая психология» 2 – Лефрансуа «прикладная педагогическая психология» 3 – Дубровина И.В. «практическая психология образования» 1 ЭТАП: Сер 1850 – до нач 1870. – это этап теоретического обоснования педагогической психологии. Предпосылки возникновения: 1 – разработка идеи развития в биологии 2 – требования педагогической практики 3 – появление экспериментальной психологии К.Д. Ушинский - «человек как предмет воспитания» Школьное обучение имеет две основные цели: 1 – формальная – развитие умственных способностей ученика 2 – реальная – сообщение полезных знаний Особое внимание – первоначальному обучению: 1 – психологическая подготовка ребенка к учению 2 – время начала обучения Важнейшие принципы обучения: 1 – наглядность 3 – постепенность 2 ЭТАП: 1 – В.Прейер «душа ребенка» 2 – Сикорский И.А. «воспитание в возрасте первого детства» 3 – П.Ф. Лесгафт «руководство по физическому образованию детей школьного возраста» П.Ф. Каптерев «педагогическая психология» Соотношение между самообразованием и образованием: 1 – наибольший недостаток общеобразовательной школы – в ее однообразии, неготовности приспособиться к разным способностям детей. 2 – главным является самообразование, а образование – вспомогательным 3 ЭТАП: Появление педалогии.
Педология – это комплексная наука о ребенке, основанная на идее педоцентризма. Основатель – Стенли Холл 1901 – основана первая русская лаборатория по изучению ребенка А.П. Нечаевым в СПб. Принципы педологии: 1 – синтез разносторонних знаний о ребенке 2 – генетический (изучение ребенка в развитии) 3 – изучение ребенка в соц окружении 4 – практическая направленность педологии 1906 и 1909 – съезды по педагогической психологии 1910, 1913 и 1916 – съезды по экспериментальной педагогике (Советский) 4 ЭТАП: П.П. Блонский «педология» Л.В. Выготский «педагогическая психология» 1 – идея интериоризации 2 – обучение – способ овладения соц опытом 3 – проблема соотношения обучения и развития Крах педологии: 1936 – постановление «о педологических извращениях в системе наркомпроса» Развитие педалогической психологии в СССР: С.Л. Рубинштейн «основы психологии» 1958 – введено всеобщее обязательное 8 летнее обучение 1960 – изучение психологии личности и деятельности учителя Н.В. Кузьмина «очерки психологии труда учителя» 1970 – общая теория учебной деятельности И.И. Ильясов «структура процесса учения» ЭТАП (по настоящее время) 1984 – всесоюзная конференция в Москве, посвященная вопросам психологической службы в СССР 1981-1988 – эксперимент по введению в школы Москвы должности практического психолога ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВВЕДЕНИЕ Объект ПП – образование 1 – образование как ценность 2 – образование как система 3 – образование как процесс 4 – образование как результат (овладения опр ценностями) Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства; это сложный и длительный процесс построения личностью своего образа, своеобразное становление самого себя Образование включает в себя: 1 – обучение – передача соц культурного опыта
2 – воспитание – формирование личности 3 – социализация – процесс адаптации к социуму 4 – развитие – качественное изменение в личности Предмет – процесс учения и т.д Педагогическая психология – это отрасль пси, изучающая закономерности развития психики человека в условиях обучения и воспитания Субъекты: 1 – ученик 2 – учитель Ананьев постановил, что учеником может быть не только ребенок, но и взрослый человек. Андрагогика – наука о проблемах обучения взрослых. Взаимосвязь обучения и воспитания: 1 – воспитание осуществляется неотрывно от обучения 2 – воспитание осущ параллельно образовательному процессу 3 – воспитание может осущ вне образовательного процесса, но в соответствии с его общими целями и ценностями 4 – воспитание осуществляется не образовательными учреждениями и общностями. Междисциплинарные связи: 1 – с возрастной психологией 2 – с дифференциальной пси 3 – с социальной психологией 4 – с пси управления 5 – с педагогикой и др. Структура ПП: 1 – психология обучения 2 – психология воспитания 3 – психология учителя 4 – пси сопровождение образовательного процесса 08.09.09 Центральная проблема:Соотношение обучения и развития Точки зрения (они рождались последовательно): 1 – Пиаже: считал, что данные процессы независимы. Обучение – внешний процесс, развитие ребенка – внутренний спонтанный процесс. Эту точку зрения поддерживал Фрейд. 2 – Джеймс, Уотсон (бихевиоризм) – учение и развитие – один и тот же процесс. Обучение – это приобретение определенных привычек. Развитие – это накопление всевозможных реакций. 3 – Коффка (гештальт) – развитие и обучение тесно взаимосвязаны. Развитие – это двойственный процесс: созревание и обучение 4 – Выготский: обучение играет ведущую роль в психическом развитии ребенка. Уровень актуального развития – уровень уже сформировавшихся пси функций, он определяется ур трудностей задач, с которыми ребенок может справиться самостоятельно. Ур потенциального развития – ур сложности тех задач, которые ребенок может решить с помощью взрослого. Зона ближайшего развития – оптимальная зона дальнейшего обучения. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ Основные понятия: Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека)
Научение – это механизм, с помощью которого живое существо приспосабливается к изменениям окр среды. Учение – научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения передаваемого ему общественно-историческому опыта. Отличие научения от учения: 1 – целенаправленность 2 – эффективность 3 – время (Н<У) 4 – системность знаний Обучение – целенаправленная, последовательная трансляция социокультурного опыта другому человеку в специально созданных условиях. Учебная деятельность имеет структуру, динамику, ученик – субъект деятельности. Учебная деятельность – вид деятельности человека, направленный на овладение предметными и познавательными действиями, обобщенными теоретическими знаниями. Модели обучения: 1 – Традиционная – центрированная на учителе. Миссия – подготовка подрастающего поколения к жизни и труду. Цель – дать знания, умения, навыки. Ценности – нормативность, управляемость, однородность. Личностная значимость учения – отсутствует. Ведущая активность – преподавание. Модальность познания - вербальные и наглядные. 2 – Современная – центрированная на ученике. Миссия – позволить человеку самоактуализироваться. Цель – способствовать личностному росту всех участников ОП. Ценности – личность, возможность свободного выбора, творчество. Личная значимость учения – присутствует. Ведущая активность – деятельность учащихся. Модальность познания – эксперимент, собственный опыт. Деятельностный подход к обучению Главный – Выготский: учение – это интериоризация внешней деятельности во внутреннюю психическую деятельность. Габай Т.В.: 1 – субъект – ученик, учитель 2 – предмет – те навыки, которые необходимо усвоить 3 – продукт – изменения в ученике или в его знаниях 4 – процедур учения – способы, методы Динамические компоненты учебной деятельности: 1 – мотивация 2 – постановка учебной задачи – системное образования включающее: 1-исходное состояние и 2 –модель требуемого 3 – учебные действия – единица учебной деятельности 4 – контроль (самоконтроль) 5 – оценка (самооценка)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|