Теория Бандуры: научение через подражание
Социальное научение – это приобретение новых реакций или модификация старых в результате наблюдения за моделью. Процессы: 1 – внимание 2 – память 3 – воспроизведение и уточнение 4 – мотивация 15.09.09 Когнитивный подход к обучению: Изучается познавательная деятельность субъекта. Уделяется особое внимание активному характеру научения. Теория Дж. С. Брунера: научение путем открытий 1960г – «процесс обучения» Учение – активный процесс в котором главная роль принадлежит ученику. Научение – это такая обработка инф, в результате которой происходит упрощение и осмысление среды. Схема научения по Брунеру: 1 – воспринимаемый мир 2 – переработка инф 3 – формирования понятий 4 – упрощение и осмысление мира Ученик сам открывает отношения внутри какого-то предмета Открытие – это выявление отношений существующих между объектами и событиями Что нужно для эффективного обучения: 1 – стартовый ур знаний 2 – оптимальный ур мотивации 3 – настрой на поиск взаимосвязей 4 – многообразие форм обучения Вклад Брунера: 1 – роль структуры знаний в обучении 2 – изучение готовности к обучению 3 – идея спиралевидного обучения Теория Д. Аусюбеля: научение путем восприятия Научение – это присоединение нового материала к существующей когнитивной структуре Виды присоединения: 1 – производное (выведение нового материала из уже известного) 2 – коррелятивное (изменение и расширение имеющихся знаний) Предварительные организаторы: 1 – описательный 2 – сравнительный Теория развевающего обучения Эльконина и Давыдова: 1 – ученик – субъект учебной деятельности 2 – положение о ведущей роли обучения в пси развитии ребенка
В младшем школьном возрасте: 1 – ведущая деятельность – учебная 2 – осн пси новообразования – абстрактно-теоретичекое мышление и произвольное управление поведением Цель: формирование у детей основ теоретического мышление МЫШЛЕНИЕ:
Главное в процессе обучения – решение учебной задачи (выявить общий принцип для решения аналогичных задач) Теория проблемного обучения (Оконь, Махмутова, Матюшкин): Цель: развитие творческих способностей учащихся средствами проблемных заданий Проблемная ситуация – это состояние инт затруднения, при котором человек испытывает выйти из возникшего затруднения разрешив его Структура проблемной ситуации: 1 – познавательная потребность, побуждающая человека к инт деятельности 2 – неизвестное достигаемое знание или способ действия 3 – инт возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт Проблемное обучение: 1 – создание проблемных ситуаций 2 – разрешение этой ситуации при максимальной деятельности ученика с направлением учителя Этапы проблемного обучения: 1 – возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы 2 – этап «закрытого» решения проблемы 3 – этап «открытого» решения проблемы 4 – реализация найденного принципа 5 – проверка правильности решения
Гуманистический подход (Роджерс): Принципы: 1 – акцент на эмоц развитии 2 – акцент на развитии Я концепции 3 – акцент на взаимодействие учителя с учинеками 4 – акцент на личных ценностях
Качества учителя по Роджерсу: 1 – способность к самоизменению 2 – конгруэнтность 3 – безусловно положительное отношение к детям 4 – эмпатическое понимание Подготовка целостной жизни детей и взрослых (Ш.А. Амонашвили): Цель: вырастить просто хороших людей Принципы: 1 – сочетание учебного опыта ребенка с формированием его нравственных установок 2 – включение учащихся в ситуации свободного выбора и самостоятельного принятия решений 3 – постоянное проявление веры в возможности и перспективы каждого школьника Школа свободного воспитания (М. Монтессори): Практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности Цель: стимулирование ребенка к саморазвитию Условия обучения: 1 – разновозрастные группы 2 – принцип «открытой двери» 3 – мантессори –материал 4 – предоставление свободы выбора 5 – невмешательство учителя Вальдорфская педагогика (Р. Штайнер): 1919 – открытие школы Цель: здоровая полноценная личность. Все силы ребенка – составляют единое целое и обучение должно воздействовать на всего человека Путь взросления (по Штайнеру): 1 – 0-7 лет – физическое развитие 2 – 7-14 лет – эмоц развитие 3 – 14-21 год – развитие духа 4 – 21-28 лет – самовоспитание 22.09.09 Организация обучения: 1 – самоуправление 2 – классный учитель важнее предмета 3 – безоценочная система обучения 4 – обучение методом погружения Принципы: 1 – детство – самоценный период 2 – феноменологический подход 3 – разностороннее развитие ребенка 4 – межличностное общение РАЗНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ: 1 – обладают разной степенью открытости для противоречий 2 – для модернизации отечественного образования, необходимо использовать опыт систем Эльконина-Давыдова и Вальдорфских школ. Принципы формирования высокого ур компетентности в системе Эльконина-Давыдова: 1 – новые понятия вводятся тогда, когда школьники натыкаются на противоречие между имеющимися у них знанием и новым фактом 2 – введение и конкретизация каждого понятия происходит в форме дискуссии 3 – любое суждение рассматривается как гипотеза, пока не приводится доказательства ПСИХОЛОГЯИ ВОСПИТАНИЯ Различие:
Критерии воспитанности: 1 – уровень сформированности нравственных потребностей 2 – уровень произвольности полведения Условия воспитания: 1 – воздействие на эмоц сферу 2 – активность и самостоятельность учащихся 3 – подкрепление (публичная, глобальная, прямая и косвенная) Роль игры в воспитании личности: Игра – это деятельность, цель которой лежит внутри самой деятельности Теории происхождения игры: 1 – теория отдыха (Штейнталь и Лазарус) – игра – деятельный отдых 2 – теория избытка сил (Спенсер) – игра – это имитация видов деятельности 3 – теория упражнения или самовоспитания (Грос) – игра – как подготовка к будущей жизни Организация игры: 1 – в игре должен предчувствоваться будущий урок 2 – подбор материала для игр 3 – социальный характер игры Значение свободной игры: Нехватка свободной игры (игра без правил), мешает детям, повзрослев, стать счастливыми и уравновешенными людьми. Свободная игра стимулирует развитие мозга в большей степени, чем следование заданным правилам. Функции игры: 1 – развивающая 2 – коммуникативная 3 – диагностическая 4 – терапевтическая и коррекционная Влияние сказки на развитие личности: Гипотезы происхождения сказок: 1 – антропологический подход – в сказках представлены древние традиции 2 – лингвистический подход – сказка – элемент народного творчества 3 – психоаналитический подход – сказка – отражение скрытых желаний и комплексов Психологические механизмы влияния сказки: 1 – механизм идентификации 2 – освоение морально-этических норм поведения 3 – решение эмоц личностных проблем у ребенка 4 – получение нового опыта через сказку (усвоение различных моделей поведения) 5 – снятие психоэмоционального напряжения 29.09.09
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|