Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория Бандуры: научение через подражание




Социальное научение – это приобретение новых реакций или модификация старых в результате наблюдения за моделью.

Процессы:

1 – внимание

2 – память

3 – воспроизведение и уточнение

4 – мотивация

15.09.09

Когнитивный подход к обучению:

Изучается познавательная деятельность субъекта. Уделяется особое внимание активному характеру научения.

Теория Дж. С. Брунера: научение путем открытий

1960г – «процесс обучения»

Учение – активный процесс в котором главная роль принадлежит ученику.

Научение – это такая обработка инф, в результате которой происходит упрощение и осмысление среды.

Схема научения по Брунеру:

1 – воспринимаемый мир

2 – переработка инф

3 – формирования понятий

4 – упрощение и осмысление мира

Ученик сам открывает отношения внутри какого-то предмета

Открытие – это выявление отношений существующих между объектами и событиями

Что нужно для эффективного обучения:

1 – стартовый ур знаний

2 – оптимальный ур мотивации

3 – настрой на поиск взаимосвязей

4 – многообразие форм обучения

Вклад Брунера:

1 – роль структуры знаний в обучении

2 – изучение готовности к обучению

3 – идея спиралевидного обучения

Теория Д. Аусюбеля: научение путем восприятия

Научение – это присоединение нового материала к существующей когнитивной структуре

Виды присоединения:

1 – производное (выведение нового материала из уже известного)

2 – коррелятивное (изменение и расширение имеющихся знаний)

Предварительные организаторы:

1 – описательный

2 – сравнительный

Теория развевающего обучения Эльконина и Давыдова:

1 – ученик – субъект учебной деятельности

2 – положение о ведущей роли обучения в пси развитии ребенка

В младшем школьном возрасте:

1 – ведущая деятельность – учебная

2 – осн пси новообразования – абстрактно-теоретичекое мышление и произвольное управление поведением

Цель: формирование у детей основ теоретического мышление

МЫШЛЕНИЕ:

Эмпирическое Теоретическое
От частного к общему От общего к частному
Сравнение Обобщение
Внешние свойства Внутренние связи
Количественное развитие Качественное

 

Главное в процессе обучения – решение учебной задачи (выявить общий принцип для решения аналогичных задач)

Теория проблемного обучения (Оконь, Махмутова, Матюшкин):

Цель: развитие творческих способностей учащихся средствами проблемных заданий

Проблемная ситуация – это состояние инт затруднения, при котором человек испытывает выйти из возникшего затруднения разрешив его

Структура проблемной ситуации:

1 – познавательная потребность, побуждающая человека к инт деятельности

2 – неизвестное достигаемое знание или способ действия

3 – инт возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт

Проблемное обучение:

1 – создание проблемных ситуаций

2 – разрешение этой ситуации при максимальной деятельности ученика с направлением учителя

Этапы проблемного обучения:

1 – возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы

2 – этап «закрытого» решения проблемы

3 – этап «открытого» решения проблемы

4 – реализация найденного принципа

5 – проверка правильности решения

Достоинства Недостатки
Исследовательский тип мышления Не развивает практические навыки
Познавательный интерес Значительные затраты времени
Мотивация достижения успеха  
   

 

Гуманистический подход (Роджерс):

Принципы:

1 – акцент на эмоц развитии

2 – акцент на развитии Я концепции

3 – акцент на взаимодействие учителя с учинеками

4 – акцент на личных ценностях

Качества учителя по Роджерсу:

1 – способность к самоизменению

2 – конгруэнтность

3 – безусловно положительное отношение к детям

4 – эмпатическое понимание

Подготовка целостной жизни детей и взрослых (Ш.А. Амонашвили):

Цель: вырастить просто хороших людей

Принципы:

1 – сочетание учебного опыта ребенка с формированием его нравственных установок

2 – включение учащихся в ситуации свободного выбора и самостоятельного принятия решений

3 – постоянное проявление веры в возможности и перспективы каждого школьника

Школа свободного воспитания (М. Монтессори):

Практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности

Цель: стимулирование ребенка к саморазвитию

Условия обучения:

1 – разновозрастные группы

2 – принцип «открытой двери»

3 – мантессори –материал

4 – предоставление свободы выбора

5 – невмешательство учителя

Вальдорфская педагогика (Р. Штайнер):

1919 – открытие школы

Цель: здоровая полноценная личность.

Все силы ребенка – составляют единое целое и обучение должно воздействовать на всего человека

Путь взросления (по Штайнеру):

1 – 0-7 лет – физическое развитие

2 – 7-14 лет – эмоц развитие

3 – 14-21 год – развитие духа

4 – 21-28 лет – самовоспитание

22.09.09

Организация обучения:

1 – самоуправление

2 – классный учитель важнее предмета

3 – безоценочная система обучения

4 – обучение методом погружения

Принципы:

1 – детство – самоценный период

2 – феноменологический подход

3 – разностороннее развитие ребенка

4 – межличностное общение

РАЗНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ:

1 – обладают разной степенью открытости для противоречий

2 – для модернизации отечественного образования, необходимо использовать опыт систем Эльконина-Давыдова и Вальдорфских школ.

Принципы формирования высокого ур компетентности в системе Эльконина-Давыдова:

1 – новые понятия вводятся тогда, когда школьники натыкаются на противоречие между имеющимися у них знанием и новым фактом

2 – введение и конкретизация каждого понятия происходит в форме дискуссии

3 – любое суждение рассматривается как гипотеза, пока не приводится доказательства

ПСИХОЛОГЯИ ВОСПИТАНИЯ

Различие:

обучение воспитание
Интеллектуальное и когнитивное развитие Личностное развитие
Результат: знания, умения, навыки Результат: свойства и качества личности
Осуществляется через практическую и предметную деятельность Через межличностное общение

Критерии воспитанности:

1 – уровень сформированности нравственных потребностей

2 – уровень произвольности полведения

Условия воспитания:

1 – воздействие на эмоц сферу

2 – активность и самостоятельность учащихся

3 – подкрепление (публичная, глобальная, прямая и косвенная)

Роль игры в воспитании личности:

Игра – это деятельность, цель которой лежит внутри самой деятельности

Теории происхождения игры:

1 – теория отдыха (Штейнталь и Лазарус) – игра – деятельный отдых

2 – теория избытка сил (Спенсер) – игра – это имитация видов деятельности

3 – теория упражнения или самовоспитания (Грос) – игра – как подготовка к будущей жизни

Организация игры:

1 – в игре должен предчувствоваться будущий урок

2 – подбор материала для игр

3 – социальный характер игры

Значение свободной игры:

Нехватка свободной игры (игра без правил), мешает детям, повзрослев, стать счастливыми и уравновешенными людьми.

Свободная игра стимулирует развитие мозга в большей степени, чем следование заданным правилам.

Функции игры:

1 – развивающая

2 – коммуникативная

3 – диагностическая

4 – терапевтическая и коррекционная

Влияние сказки на развитие личности:

Гипотезы происхождения сказок:

1 – антропологический подход – в сказках представлены древние традиции

2 – лингвистический подход – сказка – элемент народного творчества

3 – психоаналитический подход – сказка – отражение скрытых желаний и комплексов

Психологические механизмы влияния сказки:

1 – механизм идентификации

2 – освоение морально-этических норм поведения

3 – решение эмоц личностных проблем у ребенка

4 – получение нового опыта через сказку (усвоение различных моделей поведения)

5 – снятие психоэмоционального напряжения

29.09.09

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...