Влияние рисунка на формирование личности
Рисунок отражает умственное и эмоц развитие ребенка
1 – до 2.5 лет – черканье
2 – 3 года – начало рисование отдельных форм
3 – к 4 годам ребенок способен объединять отдельные фигуры (предметный рисунок). Начинает рисовать человека.
4 – к 5 годам рисунок приобретает объем
Далее все идет по нарастающей (детализация).
5 – в 7 лет ребенок переходит от аналитического к синтетическому способу рисования
ПСИХОЛОГИЯ УЧИТЕЛЯ
Схема труда учителя
Компоненты
|
Процесс
| ПД
|
ПО
|
Личность
|
Результат
| Обученность
|
Воспитанность
|
Качества учителя
|
Объективные
| Субъективные
|
Профессиональные знания
| Профессиональные педагогические умения
| Профессиональные установки
| Психологические качества
|
| | | |
Педагогическая деятельность учителя
Это профессиональная активность, в которой с помощью различных средств воздействий на учащихся, решаются задачи их воспитания.
Структурные компоненты (по Кузьминой):
1 – цели обучения (проектировочная функция)
2 – содержание обучения (конструктивная функция)
3 – субъект педагогического воздействия (учитель выполняет гностическую функцию)
4 – средства педагогической коммуникации (коммуникативная функция)
5 – объект педагогического воздействия – ученик (организаторская функция)
По Якунину:
Главные функции учителя:
1 – управление
2 – воспитание
Стадии деятельности (по Якунину):
1 – формирование целей или проектирование личности обучаемого
2 – формирование информационной основы обучения
3 – прогнозирование
4 – принятие педагогических решений
5 – этап исполнения
6 – коммуникация
7 – контроль и оценка результатов
8 – коррекция
Личность учителя:
Личностные компоненты (по Кузьминой):
1 – личностный (направленности)
2 – индивидуальный (способности)
3 – профессиональный (знания и умения)
Направленности:
1 – истинная педагогическая направленность – направленность на формирование личности учащегося
2 – формально педагогическая направленность – направленность на соответствие правилам и нормам
3 – ложная направленность - направленность учителя на самого себя, на свое самовыражение.
Педагогические способности:
1 – перцептивно рефлексивные – умение понять учащегося
2 – проектировочно гностические: конструктивные. Коммуникативные и организаторские способности.
Знания и умения (по Митиной):
1 – проектировочно гностические:
А – педагогическое целепологание
Б – педагогическое мышление
В – педагогическая направленность (общее)
2 – педагогически рефлексивные:
А – педагогическая рефлексия
Б – педагогический такт
В – педагогическая направленность (общее)
Личностные свойства учителя (по Зимней):
1 – индивидные – психофизиологические свойства (оптимальный ур интеллекта, гибкость мышления, активность, лабильность, эмоц устойчивость)
2 – индивидуальные – ведущие свойства: П такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний
3 – личностные – направленность, ур притязаний, самооценка, образ Я
4 – субъектные – проф знания и умения
Типология учителей (по Вачкову):
За основы взята схема труда Марковой
Творческое начало – самостоятельность (творчество / зависимость)
П общение – базовое отношение к ученикам (принятие / непринятие)
П деятельность – способ ее осуществления (развитие личности ребенка / принуждение)
Типы:
1 – наполеон – творчество, непринятие, принуждение
2 – самодур – отсутствие творчества, непринятие, принуждение
3 – нарцисс – самостоятельны, творчество, непринятие детей, направленность на развитие
4 – наблюдатель – зависимость, непринятие, система направленная на развитие
5 – штамповщик – зависимость, принятие, система принуждения
6 – кот Леопольд – зависимость, принятие, направленность на развитие
7 – доктор Фаустус – творчество, принятие, принуждение
8 – самоактуализатор – творчество, принятие, на развитие!!!!!!!!!!!!!
Профессиональное самосознание учителя:
Это система отношения учителя к своей деятельности.
1 – конгнитивный компонент (понимание)
А – своей деятельности
Б – своего общения образ Я как профессионала
В – своей личности
2 – аффективный компонент (отношение)
А – отношение к своей деятельности
Б – к общению формирование глобального самоотношения
В – к своей личности
3 – поведенческий компонент - приводит к формированию процесса саморегуляции
Все это создает Я концепцию учителя.
Уровни проф самосознания:
1 – регулятивно прагматический – самодур – наличие только ситуационного регулирования
2 – эгоцентрический – главное- личная выгода – наполеон, нарцисс, док Фаустус
3 – стереотипно зависимый – главное- принадлежность учителя к опр группе (все делятся на своих и чужих) – штамповщик, наблюдатель, кот Леопольд
4 – субъектно-универсальный – главное- стремление достичь результатов, которые будут полезны всем
06.10.09
Психологическое сопровождение учителя на разных этапах профессионализации
Первая группа компетентности:
1 – способность контролировать ур знаний учащихся
2 – устно и письменно предъявлять материал учащимся
3 – организовывать учебную работу на уроке
4 – использовать различные способы обучения
Вторая группа компетентности:
1 – вести диалог с учащимися
2 – насытить общение с учащимися положительными эмоциями
3 – поддерживать дисциплину на уроке
Группы учителей:
1 – студенты, выпускники вузов
2 – стаж до 3 лет
3 – стаж 10-15 лет
4 – стаж более 20 лет
Работа учителя в школе (по Клюевой):
1 – 0-5 лет – адаптация – учитель много знает, но мало умеет. Проф качества еще не сформированы, нет ориентации на аудиторию.
2 – 6-10 – стабилизация проф деятельности и формирование проф позиции
3 – 11-15 – педагогический кризис – осознание того, что есть противоречие между желанием что-то изменить и уже сложившимися стереотипами.
4 – 16-20 – как правило соответствует кризису середины жизни
5 – 21-25 – возраст достижения высоких результатов труда
Психологическое обеспечение образовательного процесса
Главная задача деятельности психолога – обеспечение пси здоровья учащихся.
Операциональная цель – психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ситуации взаимодействия: учитель-ученик-родитель.
Структура службы
Звенья:
1 – практический психолог, непосредственно работающий в образовательном учреждении
2 – отдел пси службы или районный кабинет
3 – центры психологической службы образования
4 – отдел психологической службы образования в министерстве образования и науки РФ (пока в проекте)
Деятельность практического психолога в образовании
Основные виды деятельности психолога:
1 – психологическое просвещение – приобщение окружающих к пси знаниям
2 – пси профилактика – сохранение и укрепление пси здоровья детей
3 – пси консультирование – направленная беседа
4 – пси диагностика – комплексное пси обследование
5 – коррекционно-развивающая работа
Способы получения инф о развитии ребенка:
1 – экспертные опросы педагогов и родителей
2 – структурированное наблюдение в процессе обучения
3 – анализ документаций
4 – пси обследование самих детей
Воспользуйтесь поиском по сайту: