Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Его последствия и роль в истории Руси»




Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

 

Кафедра истории

 

 

ИСТОРИЯ

 

 

Тематика и методические указания

по написанию рефератов

 

Санкт-Петербург

 


ВВЕДЕНИЕ

Методические указания предназначены для студентов, которым в процессе учебы в ВУЗе предстоит выполнить ряд письменных учебно-научных работ. Студенческие работы не случайно названы учебно-научными. Начиная с первого курса, студенты должны осваивать приемы и методы научных исследования, в ходе которых получается новое научное знание, а также приемы оформления результатов проведенных исследований в письменном виде.

Социальные и гуманитарные науки, как и любая наука вообще, реализует себя через постановку научных проблем и их решение. Результаты проведенных научных исследований представляются научному сообществу, которое подвергает эти результаты проверке, признает или отвергает их. Выработаны строгие критерии научности полученного знания. Такая работа должна давать новое знание, систематизированное и проверенное.

В ходе проведения научной работы должны выполняться такие требования, как следование действующей в данном научном сообществе логике научного исследования, овладение языком науки, корректное (выполненное по правилам, принятым в данном научном сообществе) оформление результатов исследования.

Исследовательская работа в любой отрасли знания должна отвечать критериям научности, представляя систему доказательности и формируя способы репрезентации нового научного знания с применением целого комплекса приемов научного исследовательского труда.

Цель данных методических указания состоит в том, чтобы ознакомить студентов с требованиями к представлению результатов исследований, действующими в научном сообществе, прежде всего к оформлению письменных работ в вузе и дать необходимые пояснения по их выполнению.

Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения. Содержание материала должно быть проблемно-поискового характера.

Важно подчеркнуть, что реферат – это тот вид письменной работы, в которой происходит освоение навыков последовательного и аргументированного изложения результатов научной работы, логики изложения, оформления научно-справочного аппарата исследования.

 

К основным направлениям подготовки студентов к работе над рефератом относятся следующие:

 

· обучение четкой формулировке темы, определению ее границ, всех аспектов ее содержания, разъяснение требований, которым должна удовлетворять выбранная для реферата тема;

· обучение умению определять и точно формулировать цели реферата;

· формирование умений осмысленно читать и анализировать различные источники (опубликованные документы, мемуары, периодическую печать), определять их тему и проблематику, выделять главную и второстепенную информацию;

· ознакомление студентов со структурными особенностями реферата, спецификой его введения, заключения, основной части; делением текста на параграфы и абзацы, их оптимальным соотношением;

· обогащение речи студентов языковыми клише, характерными для научного стиля;

· кроме того, методические указания знакомят с основными требованиями к оформлению письменного текста в соответствии с действующими государственными стандартами в области библиографии, издательского дела, научно-исследовательских работ.


 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РЕФЕРАТА

 

Работа над рефератом состоит из следующих этапов деятельности студента:

 

Выбор темы

При выборе темы нужно учесть следующее:

Тема исследования должна быть актуальной, отражать насущные проблемы современной науки, практики, соответствовать запросам общества, отрасли образования. Тема должна быть содержательной, информативной и довольно разработанной в науке, чтобы по ней можно было найти достаточное количество литературы.

Не следует выбирать слишком широкие темы. Такие заголовки как «Россия при Иване Грозном», «Реформы Петра I», «Александр I» или «СССР в годы правления Сталина» могут быть предпосланы большой научной монографии, но никак не учебному реферату. Выбор слишком широкой темы приведет к тому, что она попросту не будет раскрыта, а реферат превратится в простое перечисление общеизвестных фактов.

Одна из целей написания реферата заключается в том, чтобы его автор досконально разобрался в каком-либо узком, конкретном вопросе. При слишком же общей формулировке темы автор реферата не сможет добавить к своим знаниям ничего сверх того, что сообщает ему учебник.

При формулировке темы необходимо поставить перед собой конкретный исследовательский вопрос. Определить для себя, какие именно проблемы избранного времени Вам интересны. В этом случае уже приведенные в качестве неудачных темы можно переформулировать так: «Опричнина Ивана Грозного: причины создания и итоги деятельности», «Реформа центральных и местных органов власти при Петре I», «Причины незавершенности реформ Александра I», «И.В. Сталин: характеристика личности».

Автор должен поставить перед собой предельно конкретную задачу: ознакомиться с литературой по избранной проблеме и сопоставить различные точки зрения, высказанные историками.

В этой связи приветствуется такая формулировка тем как:

· «Возникновение древнерусского государства и норманский вопрос»;

· «Оценка реформ Петра I в исторической литературе»;

· «Культ личности Сталина: историки спорят»

и им подобных.

 

При выборе темы рекомендуется выполнить ряд последовательных шагов (алгоритм):

1. Какого рода сюжеты Вам наиболее интересны:

историко-политические (связанные с обстоятельствами тех или иных переворотов, осуществлением реформ и борьбы вокруг них, революционными событиями и пр.);

военно-исторические (история военного искусства, те или иные войны, которые вела Россия и их последствия);

историко-экономические (развитие экономики и хозяйства России на разных этапах ее развития, экономические последствия тех или иных политических реформ) или

историко-культурные (при этом помните, что реферат пишется по истории, а не по культурологии).

2. Определите период истории России, который кажется Вам наиболее интересным и привлекательным.

3. Обратившись к учебнику, выясните: какие события из интересующей Вас группы имели место в избранный период (например, если Вы решили для себя, что интересуетесь событиями политической истории и периодом конца XIX – начала XX вв., то Вы можете посвятить реферат революции 1905 –07 гг., «Думской» монархии, политическому кризису самодержавия в ходе первой мировой войны и т.п.)

Выбрав тему, необходимо четко ее придерживаться. Так, если реферат озаглавлен: «СССР в конце 40-х – начале 50-х гг.: время обманутых ожиданий», не следует включать в него рассказ о событиях 30-х гг. Если же тема реферата «Комиссия Екатерины II для составления нового Уложения», не нужно подробно описывать личную жизнь императрицы, обстоятельства ее приезда в Россию и пр.

Особенно важно придерживаться данного правила при работе над темой, связанной с анализом литературы. Так, если тема звучит «Личность Ивана Грозного в исторической литературе», то нужно сосредоточиться в первую очередь именно на мнениях различных историков, а не на описании событий жизни Ивана Грозного.

 

Составление плана

После выбора темы полезно сначала прочесть соответствующие разделы учебника или курса лекций, монографий по теме и составить первоначальный приблизительный план реферата. Такой план поможет отбору литературы и облегчит работу над ней. Работая с литературой и делая выписки, следует определить, в какой раздел реферата войдет этот материал. Тогда станет ясно, к какому разделу материала недостаточно.

Составленный первоначально план по мере сбора и осмысления материала может меняться и уточняться. Окончательный вариант плана реферата составляется после проработки всей отобранной литературы по теме. Чем подробнее будет составлен план, тем легче писать реферат. Целесообразно наметить примерный объем каждой главы и параграфа.

Например:

«Крещение Руси»

Введение

1. Переход от язычества к христианству

2. Альтернативы принятию христианства и обусловленность выбора князем Владимиром

3. Крещение Руси и образование Поместной Русской Православной церкви

4. Значение принятия христианства

Заключение

Список литературы


«Иго Золотой Орды:

его последствия и роль в истории Руси»

Введение.

Глава 1. Влияние на экономику

§ 1. Сельское хозяйство

§ 2. Торговля

§ 3. Ремесленное производство

Глава 2. Влияние на политику и администрацию

§ 2.1 города и городское самоуправление

§ 2.2 князь и княжеская администрация

Глава 3. Социальные последствия

Заключение

Список литературы

 

Несколько иной характер носит план работы о деятельности какой-либо личности. Например, реферат «Реформы С.Ю. Витте» может быть написан по следующему плану:

Введение

1. Начало карьеры С.Ю. Витте

2. С.Ю. Витте – министр финансов

а) введение винной монополии

б) совершенствование налоговой системы

в) развитие промышленности

3. Разработка рабочего законодательства.

4. С.Ю. Витте и сельское хозяйство

Заключение

Список литературы

 

В любом случае, при всем разнообразии тематики рефератов и, соответственно, их планов, в них в обязательном порядке должны быть введение, основная часть, заключение и список литературы.


Работа с литературой

ВАЖНО: В научной работе необходимо использовать научную литературуМОНОГРАФИИ - исследования какого-либо автора, в данном случае историка, по какой-либо теме.

Например:

Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание. 1930-33 гг. М., 1996. 300 с.

или статьи из специализированных журнальных изданий: «Вопросы истории», «Отечественная история» и т.д.

ВАЖНО:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...