Его последствия и роль в истории Руси»
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»
Кафедра истории
ИСТОРИЯ
Тематика и методические указания по написанию рефератов
Санкт-Петербург
ВВЕДЕНИЕ Методические указания предназначены для студентов, которым в процессе учебы в ВУЗе предстоит выполнить ряд письменных учебно-научных работ. Студенческие работы не случайно названы учебно-научными. Начиная с первого курса, студенты должны осваивать приемы и методы научных исследования, в ходе которых получается новое научное знание, а также приемы оформления результатов проведенных исследований в письменном виде. Социальные и гуманитарные науки, как и любая наука вообще, реализует себя через постановку научных проблем и их решение. Результаты проведенных научных исследований представляются научному сообществу, которое подвергает эти результаты проверке, признает или отвергает их. Выработаны строгие критерии научности полученного знания. Такая работа должна давать новое знание, систематизированное и проверенное. В ходе проведения научной работы должны выполняться такие требования, как следование действующей в данном научном сообществе логике научного исследования, овладение языком науки, корректное (выполненное по правилам, принятым в данном научном сообществе) оформление результатов исследования. Исследовательская работа в любой отрасли знания должна отвечать критериям научности, представляя систему доказательности и формируя способы репрезентации нового научного знания с применением целого комплекса приемов научного исследовательского труда.
Цель данных методических указания состоит в том, чтобы ознакомить студентов с требованиями к представлению результатов исследований, действующими в научном сообществе, прежде всего к оформлению письменных работ в вузе и дать необходимые пояснения по их выполнению. Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения. Содержание материала должно быть проблемно-поискового характера. Важно подчеркнуть, что реферат – это тот вид письменной работы, в которой происходит освоение навыков последовательного и аргументированного изложения результатов научной работы, логики изложения, оформления научно-справочного аппарата исследования.
К основным направлениям подготовки студентов к работе над рефератом относятся следующие:
· обучение четкой формулировке темы, определению ее границ, всех аспектов ее содержания, разъяснение требований, которым должна удовлетворять выбранная для реферата тема; · обучение умению определять и точно формулировать цели реферата; · формирование умений осмысленно читать и анализировать различные источники (опубликованные документы, мемуары, периодическую печать), определять их тему и проблематику, выделять главную и второстепенную информацию; · ознакомление студентов со структурными особенностями реферата, спецификой его введения, заключения, основной части; делением текста на параграфы и абзацы, их оптимальным соотношением; · обогащение речи студентов языковыми клише, характерными для научного стиля; · кроме того, методические указания знакомят с основными требованиями к оформлению письменного текста в соответствии с действующими государственными стандартами в области библиографии, издательского дела, научно-исследовательских работ.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РЕФЕРАТА
Работа над рефератом состоит из следующих этапов деятельности студента:
Выбор темы При выборе темы нужно учесть следующее: Тема исследования должна быть актуальной, отражать насущные проблемы современной науки, практики, соответствовать запросам общества, отрасли образования. Тема должна быть содержательной, информативной и довольно разработанной в науке, чтобы по ней можно было найти достаточное количество литературы. Не следует выбирать слишком широкие темы. Такие заголовки как «Россия при Иване Грозном», «Реформы Петра I», «Александр I» или «СССР в годы правления Сталина» могут быть предпосланы большой научной монографии, но никак не учебному реферату. Выбор слишком широкой темы приведет к тому, что она попросту не будет раскрыта, а реферат превратится в простое перечисление общеизвестных фактов. Одна из целей написания реферата заключается в том, чтобы его автор досконально разобрался в каком-либо узком, конкретном вопросе. При слишком же общей формулировке темы автор реферата не сможет добавить к своим знаниям ничего сверх того, что сообщает ему учебник. При формулировке темы необходимо поставить перед собой конкретный исследовательский вопрос. Определить для себя, какие именно проблемы избранного времени Вам интересны. В этом случае уже приведенные в качестве неудачных темы можно переформулировать так: «Опричнина Ивана Грозного: причины создания и итоги деятельности», «Реформа центральных и местных органов власти при Петре I», «Причины незавершенности реформ Александра I», «И.В. Сталин: характеристика личности». Автор должен поставить перед собой предельно конкретную задачу: ознакомиться с литературой по избранной проблеме и сопоставить различные точки зрения, высказанные историками. В этой связи приветствуется такая формулировка тем как: · «Возникновение древнерусского государства и норманский вопрос»; · «Оценка реформ Петра I в исторической литературе»; · «Культ личности Сталина: историки спорят» и им подобных.
При выборе темы рекомендуется выполнить ряд последовательных шагов (алгоритм):
1. Какого рода сюжеты Вам наиболее интересны: историко-политические (связанные с обстоятельствами тех или иных переворотов, осуществлением реформ и борьбы вокруг них, революционными событиями и пр.); военно-исторические (история военного искусства, те или иные войны, которые вела Россия и их последствия); историко-экономические (развитие экономики и хозяйства России на разных этапах ее развития, экономические последствия тех или иных политических реформ) или историко-культурные (при этом помните, что реферат пишется по истории, а не по культурологии). 2. Определите период истории России, который кажется Вам наиболее интересным и привлекательным. 3. Обратившись к учебнику, выясните: какие события из интересующей Вас группы имели место в избранный период (например, если Вы решили для себя, что интересуетесь событиями политической истории и периодом конца XIX – начала XX вв., то Вы можете посвятить реферат революции 1905 –07 гг., «Думской» монархии, политическому кризису самодержавия в ходе первой мировой войны и т.п.) Выбрав тему, необходимо четко ее придерживаться. Так, если реферат озаглавлен: «СССР в конце 40-х – начале 50-х гг.: время обманутых ожиданий», не следует включать в него рассказ о событиях 30-х гг. Если же тема реферата «Комиссия Екатерины II для составления нового Уложения», не нужно подробно описывать личную жизнь императрицы, обстоятельства ее приезда в Россию и пр. Особенно важно придерживаться данного правила при работе над темой, связанной с анализом литературы. Так, если тема звучит «Личность Ивана Грозного в исторической литературе», то нужно сосредоточиться в первую очередь именно на мнениях различных историков, а не на описании событий жизни Ивана Грозного.
Составление плана После выбора темы полезно сначала прочесть соответствующие разделы учебника или курса лекций, монографий по теме и составить первоначальный приблизительный план реферата. Такой план поможет отбору литературы и облегчит работу над ней. Работая с литературой и делая выписки, следует определить, в какой раздел реферата войдет этот материал. Тогда станет ясно, к какому разделу материала недостаточно.
Составленный первоначально план по мере сбора и осмысления материала может меняться и уточняться. Окончательный вариант плана реферата составляется после проработки всей отобранной литературы по теме. Чем подробнее будет составлен план, тем легче писать реферат. Целесообразно наметить примерный объем каждой главы и параграфа. Например: «Крещение Руси» Введение 1. Переход от язычества к христианству 2. Альтернативы принятию христианства и обусловленность выбора князем Владимиром 3. Крещение Руси и образование Поместной Русской Православной церкви 4. Значение принятия христианства Заключение Список литературы «Иго Золотой Орды: его последствия и роль в истории Руси» Введение. Глава 1. Влияние на экономику § 1. Сельское хозяйство § 2. Торговля § 3. Ремесленное производство Глава 2. Влияние на политику и администрацию § 2.1 города и городское самоуправление § 2.2 князь и княжеская администрация Глава 3. Социальные последствия Заключение Список литературы
Несколько иной характер носит план работы о деятельности какой-либо личности. Например, реферат «Реформы С.Ю. Витте» может быть написан по следующему плану: Введение 1. Начало карьеры С.Ю. Витте 2. С.Ю. Витте – министр финансов а) введение винной монополии б) совершенствование налоговой системы в) развитие промышленности 3. Разработка рабочего законодательства. 4. С.Ю. Витте и сельское хозяйство Заключение Список литературы
В любом случае, при всем разнообразии тематики рефератов и, соответственно, их планов, в них в обязательном порядке должны быть введение, основная часть, заключение и список литературы. Работа с литературой ВАЖНО: В научной работе необходимо использовать научную литературу – МОНОГРАФИИ - исследования какого-либо автора, в данном случае историка, по какой-либо теме. Например: Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание. 1930-33 гг. М., 1996. 300 с. или статьи из специализированных журнальных изданий: «Вопросы истории», «Отечественная история» и т.д. ВАЖНО:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|