Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, ра
Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации...
38 вопрос
АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.
Повышенная эмоциональная возбудимость. Резкие перепады без объективной основы. Полярность эмоциональных проявлений - подростковый комплекс. Активное развитие социального переживания - эмпатия. Ведущая деятельность - общение со сверстниками - источник переживаний. Обидаприводит к страшным последствиям. Открытие своего внутреннего мира, началодуховной жизни.
СФЕРА ОБЩЕНИЯ.
Подростки ценят в сверстниках - умение дружить, хранить тайну, помощь в беде. Часто не задумываются о мотивах поведения. Характерны полярные оценки (чёрноеи белое). В классе возникают группировки, бурные выяснения отношений. В общении - дифференциация по половому признаку. Сообщество сверстников - источник норм и ценностей. Общение со взрослыми отступает на второй план. Взрослый перестаёт бытьнепререкаемым авторитетом. Подросток уважает того, кто уважает его самого. Возможность сравнивать учителей - клички. Интерес к предмету определяетсякачествами учителя.
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА.
Выготский: отмирание старых, возникновение новых интересов. Новыестойкие увлечения. Ведущая деятельность - общение со сверстниками. Важна учебная мотивация Мотивация общения. Теряют актуальность отношения со взрослыми, на первом месте общение сосверстниками. Общение более глубокое и содержательное. Дружба и любовь. Потребность принадлежать к группе. Общение гомосексуальное и гетеросексуальное. Общение решает задачи социальной адаптации: q освоение гендерных ролей; q освоение моделей взаимоотношений с представителямипротивоположного пола; q освоение социальных норм и ценностей. Принадлежность к группе - удовлетворение школьных потребностей: q возможность разделить с друзьями общие интересы; q возможность найти сопереживание, сочувствие; q группа обеспечивает эмоциональную поддержку. Общение со взрослыми и сверстниками различается: взрослые - неровныеотношения; сверстники - возможность быть лидером. Две противоположные тенденции: q стремление к индивидуализации; q принадлежность к группе. Потребность в дружбе проявляется. Чёткое различие товарища и друга (на основеличностных качеств). Активный поиск друга. Подростки нуждаются в неформальном общении со взрослыми. Если потребность не удовлетворяется, возникают проблемы с родителями, увеличивается возможность проявления девиантного поведения (преступное). В школе не только учёба, но и общение. Учебная мотивация. Ведущий мотив связан со стремлением, занять определённое положение в классе, добиться признания сверстников. Познавательные интересы варьируются у разных подростков (узкий или широкийкруг предметов). В целом достаточно низкий уровень познавательных интересов. Убольшинства ориентация на оценку. Но постепенно всё большая дифференциацияинтересов. Девочки - гуманитарные; мальчики - естественные. Потребность вавтономии, самостоятельности, независимости, свободе. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ← АВТОНОМИЯ→ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ Обретение независимости Избавление от детской и свободы без внешнего эмоциональной руководства, принятие зависимости от самостоятельных решений. родителей. Мотивация подростковой сексуальности. Интерес к собственному телу. Сексуальные переживания: для девушек - нежность, чувства; юноши - любопытство. Другие мотивы: получение удовлетворения, желаниеэмоционального контакта, брак, престижность, самоутверждение, расширениечувства свободы и независимости. Райс - очень часто движущая сила подростковой сексуальности не удовлетворениебиологических потребностей, а эмоциональных. Существует связь между сексуальностью и успеваемостью в школе. Отличники -позже. Таким образом, сексуальность выступает, как способ удовлетворенияпотребности в успехе. Мотивы асоциального поведения. Девиантное поведение - отклоняющееся от принятых в обществеправовых и нравственных норм. Подростковый возраст наиболее удобен для формирования дивергентного идевиантного поведения. Наиболее криминализированы - на 100000 человек - 2000преступлений в год. Противоправные действия - привлечение внимания сверстников, проблемы с родителями. Под впечатлением доверия от взрослых. Самосознание. Самооценка в подростковом возрасте углубляется. Появляются новые механизмыформирования самооценки. На самооценку влияют взаимоотношения со сверстниками. В этом возрасте появляется механизм сравнения (с другими, с прошлым, сбудущим). Выделяет в себе как положительные, так и отрицательные качества. Присутствует зависимость самооценки от значимых других. Неадекватная самооценка может стать причиной асоциального поведения. Самооценка - индикатор психологического комфорта. Формирование я - концепции -главное новообразование.