Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Также следует осознать, что ни одно исследование и ни один вид исследований не может дать ответа на все наши вопросы об агрессивном поведении у подростков. Габеляйн (Gaebelein, 1981) полагает, что исследователь должен обдумать "применение нескольких




Также следует осознать, что ни одно исследование и ни один вид исследований не может дать ответа на все наши вопросы об агрессивном поведении у подростков. Габеляйн (Gaebelein, 1981) полагает, что исследователь должен обдумать " применение нескольких различных стратегий исследования для подтверждения [своих] предположений". Во многих случаях мощными детерминантами агрессивности могут являться некоторые устойчивые характеристики потенциальных агрессаторов - те личностные черты, индивидуальные установки и склонности, которые остаются неизменными в независимости от ситуации.

41 вопрос

РАННЯЯ ЮНОСТЬ.

 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Завершается процесс полового созревания. Стабильность работы сердечно -сосудистой системы. Нет нескладности. Нервная система - гармонизация, уравновешивание процессов торможения ивозбуждения. Противоречия между биологическим и социальным созреванием. Экономическаязависимость от родителей. Основные задачи: 1. Обретение чувства личностной тождественности и целостности. 2. Обретение сексуально - половой идентичности. 3. Профессиональное определение, определение жизненных целей, будущейпрофессии. 4. Развитие готовности к жизни: достаточный уровень развития ценностныхпредставлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.       

КОГНИТИВНАЯ СФЕРА.

Абстрактно - логическое мышление достигает высокого уровня развития(дедуктивные, индуктивные способы мышления). Память - абстрактное логическое запоминание. Познавательные интересыдифференцированы. Формируется система ценностей. Идеалы более реальны, чем вподростковом возрасте. Привлекательность становится ценностью. Напряжённыеразмышления о смысле жизни. Марше: четыре типа формирования идентичности: 1. Неопределённая - ещё не сложившаяся; психологический возраст отстаёт от реального; человек ещё не вступил в порукризиса. 2. Предрешённый вариант развития: индивид раньшевремени включается во взрослую систему отношений. 3. Проба ролей: индивид находится в активном профессиональном поиске себя. 4. Зрелая идентичность: кризис завершён. Потребность в осознании смысла жизни позволяет: 1) интегрировать различные требования от различных сфер жизнедеятельности. Это позволяет рассматривать жизнь, как некий процесс, который имеет свои цели ипреимущества; 2) интегрировать все свои способности, использовать их для реализациивыбранного пути. Человек пробует себя в разных видах деятельности, сферах, смена ролей. Девятый класс - выбор дальнейшего пути. Десятый класс - феномен моратория - многие школьникирасслабляются, уделяют мало времени учёбе, много развлечениям, общению. Одиннадцатый класс - мораторий оканчивается.

42 вопрос

Мотивационно–потребностная сфера. Формирование мировоззрения

В это время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.

Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия, оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Подросток идет к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания. Старшеклассник, наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: «А что я значу в этом мире? » «Какое место я занимаю в нем? » «Каковы мои возможности? » «Какой я? » Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме.

Еще один момент, связанный с самоопределением, - изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Как считает А. В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.

Старшеклассник прощается с детством, со старой, привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Вообще юность – период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным же новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.

Особенности аффективной сферы подростка Подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь наиболее очевидно. Переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности небезразличен подростку и порождает у него различные эмоции. Чувства подростка чрезвычайно напряжены. Есть такое психологическое понятие, характерное для подростка - " аффект неадекватности" - бурная, неуправляемая реакция ребенка, не соответствующая по выраженности вызванному ее поводу. В основе этой реакции чаще всего лежит несоответствие самооценки, как правило, низкой у подростков и высокому уровню притязаний. Подросткам значительно чаще, нежели младшим детям, кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения, и это порой вызывает депрессивные состояния. Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название " подросткового комплекса". Он включает в себя перепады настроения – от безудержного веселья к унынию и обратно – без определенных причин. Чувствительность подростков к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений, сочетается у них с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязанностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами. Противоречивость в настроениях, побуждениях и желаниях подростка приводит к тому, что у них нередко бывает состояние депрессии. С одной стороны, у подростка уверенность в своих силах иногда большая, чем это отвечает объективному положению вещей и он берется за то, что ему не под силу. А с другой стороны, у него часто возникает состояние неуверенности в себе, сознание своей неполноценности, и это бывает связано с тяжелыми переживаниями, которые далеко не всегда проявляются внешне. В этом возрасте ребенок склонен " переходить на личности": указывать взрослому на мелкие промахи, недочеты в работе, частая тема - необъективность или несправедливость. Подобные особенности не случайны и весьма характерны для периода особой чувствительности ребенка к тому, как его воспринимают окружающие. При всей критичности в адрес учителей дети необыкновенно тревожны и озабочены вниманием к ним окружающих. Нарочитость поведения свидетельствует о стремлении привлечь к себе внимание, узнать, что о нем думают, и в целом составить представление о себе посредством взгляда окружающих – какой я: хороший или плохой. В этот период роста дети очень болезненно относятся к замечаниям о том, что они неловки, сказали что-то не то или не так. Поскольку такие замечания падают на почву его внутренней неуверенности в себе, то это может в зависимости от обстоятельств и обстановки вызвать у подростка аффективную вспышку (грубость, дерзость, плаксивость), или обиду, которую он затаит глубоко в себе, или же чувство тоски от того, что он такой неудачливый и неспособный. И все эти обстоятельства могут привести ребенка в состояние депрессии, заставить " замкнуться", сделать его не общительным. Следующий момент считается наиболее важным и сложным в подростковом возрасте – это период эмансипации ребенка от родителей. Процесс этот является сложным и многомерным. Эмансипация может быть: - эмоциональной, показывающей, насколько значим для юноши эмоциональный контакт с родителями по сравнению с другими привязанностями (дружбой, любовью); - поведенческой, проявляющейся в том, насколько жестко родители регулируют поведение сына или дочери; - нормативной, показывающей, ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности, что и его родители, или на какие-то другие. Подросток постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые заданы степенью самостоятельности и ответственности. Подросток оценивает родительскую любовь и заботу, судя по тому интересу, количеству времени, которое они готовы ему уделить, по степени их готовности и желанию быть рядом с ребенком и при необходимости оказать помощь. Психолого-педагогическая практика показывает, что чаще всего первая реакция взрослого в любой ситуации непонимания – сказать громче, сделать указание жестче, наказать за невыполнение требуемого. Это попытка восстановить равновесие привычным способом. Такая реакция становится условием трудновоспитуемости подростка. Если удается выстроить «понимающие» отношения, то проблемы «трудновоспитуемости» надолго или совсем уходят. Не давая себе труда вникнуть в то, какие глубинные психологические потребности личности удовлетворяет то или другое хобби, старшие бездумно и яростно возлагают ответственность за все действительные и мнимые опасности и издержки подростковых увлечений на их предмет, будь то рок-музыка или интерес к мотоциклам. Но главное – не предмет увлечения, а его психологические функции, значение для подростка.
 
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...