" —..Что ты хочешь от жизни?
43 вопрос В детстве границы возрастных периодов определенны. Когда детство остается в прошлом, все психические функции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов становятся все более условными. Но кризис 17 лет возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. В последние годы, как уже отмечалось, все больше подростков покидают школьные стены после 9-го класса. При нежелании учиться и низкой успеваемости не все стремятся потом пойти в технические колледжи (бывшие ПТУ); кто-то не проходит туда по конкурсу. Значительная часть из них идет работать, в лучшем случае посещая вечернюю школу. Если подросток выбрал для себя этот путь, переходный период (15 лет) превращается в ярко выраженный кризис, и кризис 17 лет, таким образом, смещается, наступает раньше. Кризис 15 лет характерен в основном для тех, кто имеет сильную гедонистическую установку (не обязательно направленность личности в целом), " отчасти для подростков с эгоистической направленностью. Из беседы с мальчиком, заканчивающим 9-й класс и собирающимся работать: " —... Что ты хочешь от жизни? — Деньги и семью. — Но деньги важны не сами по себе. Что они дают? — Если деньги есть, живи как хочешь. В баре посидишь, бильярд, хорошее вино. Водка меня не привлекает, от нее тошнит. Вообще, главное в жизни — удовольствие. Нужно кайф ловить, хотя он проходит, конечно... Можно сказать — выгода. Все живут ради выгоды. И то, что вы все говорите: " духовность", — тоже выгода. Вот вы работаете и от работы удовольствие получаете. Это тоже выгода... — Ты способный, мог бы хорошо учиться. Получить высшее образование.
— Ой, нет! Еще столько лет штаны протирать! Я окончательно решил: школу брошу. В вечерку пойду, наверное. Там если прогуливаешь, тройки ставят, а если сидишь, четверки и пятерки. Здесь надоело все. Скучно. Все одно и то же. Полдня в школе, потом домой придешь, тоже делать нечего... А вообще, я на море хочу. Чтобы роскошный номер в гостинице, и ты один. Окно открываешь — и ветер с моря. Чтобы денег много было. Ресторан, пляж. Так недели две. А потом все равно надоест. Ведь все приедается... — Где же ты собираешься зарабатывать деньги? — Не знаю. С этим сейчас проблема. Трудом много не заработаешь, Там видно будет. До этого еще надо дожить. Устроюсь куда-нибудь. Хорошо бы в какую-нибудь фирму... — А семья? Наверное, это будет главное в твоей жизни. Когда ты влюбишься... — А если она меня не полюбит? Это еще хуже. Кому я нужен? Сейчас любят или бандитов, или ботаников. А я непонятно что. Но вообще, я не представляю, как можно жениться без любви... " Такие подростки, особенно во время кризиса, бывают циничны и достаточно откровенны, ясно формулируя свое жизненное кредо. Живя настоящим, они не всегда четко планируют будущее, и период юности для них будет, скорее всего, временем проб и ошибок. Но и им обычно свойственны элементы той духовности, против которой они протестуют, — например, стремление к глубокому чувству. Если интеллект высок, они достаточно критичны к своему характеру, причинам низкой успеваемости и конфликтов в школе. Одиннадцать классов кончают более благополучные дети. Но в 17 лет кризис протекает не менее остро, чем в 15. Как отмечал Д, Б. Эльконин, это наиболее тяжелый кризисный период наряду с кризисами 3 и 11 лет. Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие — на поиски работы (последние не решились на это раньше, после 9-го класса). По нашим экспериментальным данным, выпускники школы, собирающиеся поступить в вузы, ценят свой социальный статус, даже если учатся средне, и считают себя выше многих сверстников. Особенно это касается учеников тех школ, в которых производится большой отсев: например, из трех девятых классов составляют один десятый. Высшее образование. им нужно для того, чтобы получить профессию, позволяющую " достойно жить", " много зарабатывать", " обеспечивать себя и семью". Кто-то надеется на блестящую карьеру (" Моя мечта — Белый дом" ). Их мнение существенно отличается от мнения ушедших из школы 15-летних подростков (" Высшее образование денег не дает. Интеллигенция живет хуже остальных" ). Ценность образования — большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11-го класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.
Выпускники школы, связывающие свои ближайшие жизненные планы с вузом, иногда делят себя на две категории: первые надеются на помощь родителей, скорее всего платный вуз, и не теряют душевного равновесия; вторые рассчитывают на свои силы. Именно те, кто собирается пробиваться в жизни сам, больше всего трудятся, осваивая школьную программу и дополнительный материал, посещая различные подготовительные курсы. Они должны выдержать конкурс в государственный вуз и наиболее подвержены связанным с поступлением стрессам. Часть из них — юноши и девушки с духовно-нравственной направленностью личности, готовые бороться за свое призвание, часть — с эгоистической направленностью, порой сильной престижной мотивацией, побуждающей поступить во что бы то ни стало в определенный вуз или в любой вуз — лишь бы поступить, не остаться " за бортом". Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время — уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей — перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|