Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Динамика общественной опасности и уголовной ответственности за наемничество в уголовном законодательстве Российской Федерации и странах Европы




ВВЕДЕНИЕ

 

Одна из наибольших угроз суверенности государств и безопасности их жителей, преступление, тесно связанное с терроризмом, разжиганием бунтов и гражданских войн при официальной политике невмешательства других стран во внутренние дела суверенного государства - наемничество.

Проблема наемничества берет свое начало еще во II-III в.в. до нашей эры. Развиваясь, институт наемничества преобразовывался и обрастал своеобразными традициями, позднее преобразовавшимися в признаки данного явления и сформировавшими его правовое положение. Так, например, исторически сложилось, что наемники - это преимущественно группа граждан из разных государств, профессионалов, знатоков военного дела, готовых сражаться за определенное материальное вознаграждение. Но не всегда наниматели могли к окончанию боевых действий оплатить услуги солдат, а потому отряды наемников безжалостно грабили поселения, которые попадались им на пути, чтобы в случае разорения их работодателя не остаться с пустыми руками. Естественно, что такое отношение к покоренным землям влекло значительные последствия для тех из наемников, что бывали захвачены в плен - с ними обходились более жестоко, чем с солдатами государственного ополчения. Эта исторически сложившаяся практика остается в своем роде актуальной и в настоящее время, преобразовавшись в определение наемников как «незаконных комбатантов» или участников бандформирования, с последующим уголовным преследованием в соответствии с внутренним правом государства, задержавшего такое лицо. Схожие аналогии можно провести и со способами формирования и организации наемнических отрядов, их образом действий и проч. Тем не менее, достигнув своего пика к XVI веку, постепенно популярность наемнических армий пошла на спад в связи с возникновением регулярных армий и профессиональных военных из граждан на службе у государства. Отдельными странами принимались законы, воспрещающие гражданам данной страны поступать на военную службу к иностранному государству для участия в военных действиях против другого государства. Но, несмотря на негативное отношение к наемничеству в целом, власти государства, чьи граждане оказывались завербованными в ряды наемников, не уделяли внимания данной проблеме, если только действия вербующей стороны не были направлены против этого государства. Это одна из существенных проблем, касающихся вопросов практики противодействия наемничеству.

Таким образом, проблема наемничества возникает в местах локальных конфликтов, как внутригосударственных, так и межгосударственных, когда одна из участвующих открыто или тайно сторон не стремится обнаружить свое военное присутствие в месте конфликта. Трагические последствия участия наемников в национальных и региональных конфликтах общеизвестны, в том числе на печальных примерах Сьерра-Леоне, Кот-д'Ивуар <https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0CBwQFjAA&url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%259A%25D0%25BE%25D1%2582-%25D0%25B4%25E2%2580%2599%25D0%2598%25D0%25B2%25D1%2583%25D0%25B0%25D1%2580&ei=sHeNVOWUJOrlywPls4GYAQ&usg=AFQjCNFvGvFbpnSATQYgZ3pRJh_zqqZjNA&sig2=DrEjDpBRpO1yjUMjsNjl0A&bvm=bv.81828268,d.bGQ>, Анголы и других стран.

В настоящее время проблема наемничества приобретает особую актуальность, в том числе и в связи с ситуацией на Украине, где политическая нестабильность вылилась во внутригосударственный вооруженный конфликт, который, фактически, является гражданской войной между самопровозглашенными республиками Донецка, отстаивающими свое право на самоопределение, и Украиной. В настоящее время на обеих сторонах фронта в боевых действиях участвует как местное население, так и добровольцы, прибывшие из других государств, не втянутых в конфликт. Кроме того, известно, что на Украине действуют частные военные компании (далее ЧВК), но доказать факт наемничества ни сотрудников компаний, ни граждан, добровольно присоединившихся к ополчению или вооруженным силам Украины, пока не удалось. Официально ЧВК занимаются консультированием и обучением армии Украины, а добровольцы не получают за свою службу оплату. Но, темнее менее, привлечение добровольцев, за которыми не стоит организация со своими юристами, способными доказать отсутствие состава преступления в их действиях, к уголовной ответственности возможно, и к этой проблеме мы вернемся в параграфах. В частности, именно необходимость точной формулировки признаков субъекта наемничества обосновывает новизну работы, заключающуюся во введении расширенного определения понятия наемничества. Помимо этого, предлагается трактовка сущности наемничества как сделки, из чего можно вывести такие важные стадии преступления, как момент окончания преступления и покушения на преступление.

Итак, на основании вышеизложенного, следует определить объект исследования. Объектом исследования в нашей курсовой работе является наемничество, как сложное явление социально-правового характера. Предмет исследования - установление и реализация уголовной ответственности за данное преступление по законодательству России и стран Европы.

Необходимо выявить признаки наемничества как самостоятельного преступления, отделив его от иных смежных понятий, выявить проблемы в установлении уголовно-правовой ответственности за наемничество и предложить варианты их решения путем анализа существующего международного и национального законодательства и судебной практики. Для этого в работе будут использованы такие методы научных исследований, как историко-правовой метод, сравнительный, диалектический и системно-структурный методы.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников. Основу настоящей курсовой работы, помимо международного и национального законодательства, составят труды ученых, исследовавших проблемы наемничества: А.Д. Изъянова, О.Ю. Молибоги, Ф.В. Короткого, В.В. Лисаускайте, Г.А. Алибаевой, Ю.М.Григорова и других.


ПОНЯТИЕ НАЕМНИЧЕСТВА

 

Говоря о наемничестве в правовом смысле, необходимо определиться со значением данного термина. Если обратиться к источникам времен Советского союза, в энциклопедическом словаре можно встретить определение «наемной армии», которая представляет собой войска, состоявшие из профессиональных воинов, нанимавшихся государствами, городами и отдельными феодалами. Таким образом, наемничество рассматривалось скорее как историческое явление, не свойственное социалистическому строю государства. Последнее подтверждается определением, данным составителями Военной советской энциклопедии, согласно которому привлечение в Вооруженные силы лиц по контрактам в ряде капиталистических стран по существу является наемничеством.

Тем не менее, на международном уровне наемничество как преступление постепенно получало правовое закрепление в различных актах, в которых и формировалось его определение. Отдельные авторы высказывают мнение, что попытка определения наемничества предпринималась еще при принятии Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г., аргументируя это утверждение тем, что в ст. 4 указанной Конвенции, гласящей, что на территории нейтральной державы в пользу воюющих не могут быть сформированы военные отряды и открыты учреждения для вербовки, подразумеваются вербовочные пункты для найма иностранных граждан, предположительно за плату, что является близким к наемничеству явлением. Помимо этого, в указанной Гаагской конвенции статьей 6 устанавливается, что ответственность нейтральной державы не возникает вследствие отдельного перехода границы частными лицами с целью поступить на службу одного из воюющих. По мнению ряда авторов, эти положения Конвенции преследовали цели предупреждение наемничества. К основам понятийного аппарата наемничества можно также отнести статьи 16 и 17 настоящей Конвенции, в которой говорится о нейтральных лицах и невозможности данных лиц ссылаться на свой нейтралитет, если они совершали действия, враждебные по отношению к воюющему, либо в пользу воюющего. Формально наемники, большая часть которых, действуя на территории одного из государств, имеет гражданство третьих, нейтральных стран, могли бы при задержании требовать признания себя нейтральными лицами согласно ст.16 Гаагской конвенции, но семнадцатая статья не дает им такого права, предоставляя, однако, возможность объявить себя добровольно присоединившимся к воюющей стороне лицами.

Неясность в толковании понятия «наемник», использующегося тем временем в различных международных актах, таких как Резолюции и Декларации Генеральной Ассамблеи ООН, требовала официальной трактовки. И первым официальным определением термина «наемник» стало закрепленное в I Дополнительном протоколе к Женевской конвенции 1949 г. от 8 июля 1977 г., статье 47, понятие, в котором устанавливались следующие основные признаки наемника:

) наемником признается лицо, специально завербованное на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

) лицо, фактически принимающее непосредственное участие в военных действиях;

) принимающее участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

) не являющееся ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

) не входящее в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; и

) не посланное государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Данное определение, достаточно широкое, было, тем не менее, дополнено и несколько преобразовано Международной конвенцией о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, принятой резолюцией 44/34 <http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/44/34> ГА ООН от 4 декабря 1989 года. Сохранив основные положения, Конвенция 1989 г. исключила из определения пункт о непосредственном участии лица в военных действиях и расширила понятие, внеся в определение следующие дополнения:

«Термин “наемник” означает также любое лицо, которое в любой другой ситуации:) специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:

) свержение правительства или подрыв конституционного порядка государства иным образом; или

) подрыв территориальной целостности государства;) принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом желанием получить значительную личную выгоду и которое побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения» (ч.2 ст.1 Конвенции 1989 г.).

Таким образом, введение данной статьи более широко раскрыло субъективную сторону преступления, а именно цель и мотив преступника. Кроме того, очевидно, что авторы Конвенции имели намерением обозначить связь наемничества с террористической деятельностью. Это движение было обусловлено активизацией радикальных исламистских группировок, использовавших наемников из арабских стран и стран Европы для организации терактов с целью свергнуть существовавшие на тот момент светские режимы. В частности, известен факт участия наемников в боевых действиях на стороне моджахедов в Афганской войне (1979-1989 г.г.).

Принятие Конвенции 1989 г. также было обусловлено давлением со стороны Организации Африканского Единства (ныне Африканский Союз), поскольку в годы деколонизации и противоборства колонизаторов и государств, стремящихся освободиться из-под гнета колоний, с обеих сторон были зафиксированы факты найма иностранных военных и инструкторов, в т.ч. и с целью непосредственного ведения боевых действий. После непосредственно деколонизации наемники широко использовались внутренними противоборствующими политическими группировками, что привело к трагическим последствиям в ряде стран, наиболее известным примером последствий деятельности наемнических отрядов является история Родезии. Но, несмотря на сильное африканское лобби, Конвенция вступила в силу только двенадцать лет спустя, подписанная 40 и ратифицированная 30 государствами, большая часть которых пострадала от действий наемников.

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что в международном праве под наемником понимается лицо, которое специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, фактически принимающее непосредственное участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и с такими же функциями из числа личного состава вооруженных сил данной стороны. Наёмник не является ни гражданином страны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте, он не входит в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и не послан государством, которое не является конфликтующей стороной, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица из состава его вооруженных сил.

В российском уголовном праве существует легально закрепленное определение понятия «наемник», данное в примечании к статье 359 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ):

«Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей».

Настоящее определение большей частью соответствует определениям, содержащимся в ратифицированном СССР I Дополнительном протоколе к Женевским конвенциям 1949 года от 8 июня 1977 г. и в Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 года, которая Россией не подписана и не ратифицирована. Тем не менее, оно отличается от данного I Дополнительным протоколом определения, в частности, опущены положения о фактическом участии лица в боевых действиях и о материальном вознаграждении, существенно превышающем обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и с такими же функциями.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Однако международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредственно, поскольку такими договорами прямо устанавливается обязанность государств обеспечить выполнение предусмотренных договором обязательств путем установления своей юрисдикции и наказуемости преступлений внутригосударственным законом.

Исходя из ст. 54 и п. «о» ст. 71 Конституции РФ, а также ст. 8 УК РФ, уголовной ответственности в Российской Федерации подлежит лицо, совершившее деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. В связи с этим международно-правовые нормы, предусматривающие признаки составов преступлений, должны применяться судами РФ в тех случаях, когда норма УК РФ прямо устанавливает необходимость применения международного договора РФ (например, ст. 355 и 356 УК РФ). В ст. 359 УК РФ необходимости применения международного договора не установлено, следовательно, суд должен использовать определение, приведенное в примечании к указанной статье.


 

ДИНАМИКА ОБЩЕСТВЕННОЙ ОПАСНОСТИ И УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЕМНИЧЕСТВО В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАНАХ ЕВРОПЫ

наемничество уголовный право ответственность

Для создания эффективного механизма противодействия наемничеству следует обратиться к многолетней истории феномена наемничества. Рассмотрение явления наемничества в его историческом развитии позволит выявить закономерности появления наемничества в обществе на определенном промежутке времени, его влияние на общественно-политическую жизнь государства.

Явление наемничества получало свое закрепление на национальном уровне начиная с конца XIX века. Так, в 1870 г. в Англии был принят Акт о службе иностранному государству. Положения этого акта запрещали подданным Великобритании поступать на службу к иностранному государству для участия в военных действиях против другого государства, если Великобритания не находилась с этим последним в состоянии войны. Характерно, что для многих стран Британского Содружества указанный акт остается и по сей день единственным законом, направленным против наемников. Английский парламент подтвердил действие акта во время войны в Испании. В мае 1968 года Великобритания приняла закон, запрещавший ее подданным поступать на какую-либо службу в Родезии. Однако Скотланд-Ярд полностью игнорировал сообщения прессы о вербовке наемников на территории Англии для борьбы против законного правительства народной Анголы и для службы в рядах армии Смита. Более того, английские полицейские власти облегчили отправку наемников в Анголу через аэропорты Англии в Бельгию, в ряде случаев отменив необходимые таможенные и пограничные формальности.

В Швеции XIX в. считалось преступлением вербовать подданных для службы иностранному государству без санкционирования короля. А в 1918 г. премьер-министр Швеции запретил формирование отрядов на территории страны для участия в гражданской войне в Финляндии. Во время гражданской войны в Испании в 1937-1939 г.г. в Швеции действовал специальный закон, запрещавший вербовку на военную службу в Испании. В 1948 г. был принят специальный закон (сейчас он включен в Уголовный кодекс), предусматривающий штраф или тюремное заключение на срок до 6 месяцев за вербовку на иностранную военную службу без разрешения правительства или за незаконный выезд из страны с этой целью и до двух лет тюремного заключения за те же действия, совершенные в военное время.

В целом современное уголовное законодательство стран Европы рассматривает различные проявления наемничества как преступления против внутренней безопасности и обороноспособности государства, преступления, направленные на подрыв добрососедских отношений с иностранными государствами или нарушение нейтралитета, т.е. как преступления против внешней безопасности, и как само наемничество, правда, в специфическом его выражении. Подобная классификация позволяет точнее выявить общее и специфическое в закрепленных в этих странах нормах о наемничестве или его проявлениях.

В качестве преступлений против внутренней безопасности и обороноспособности государства ряд проявлений наемничества рассматривается в уголовном законодательстве Бельгии, Дании, Франции, ФРГ, Швеции. В УК Бельгии, Дании, ФРГ, Швеции таким преступлением признается вербовка лица для иностранной службы без разграничения вербовки наемника или добровольца. Причем вербовка может являться собирательным названием для ряда составов: самой вербовки, а также «побуждения» и «пользования услугами другого лица» с корыстной целью (Ст. 126-129 гл. III разд. I Книги 2 УК Бельгии); «доставки» вербуемого вербовщику или завербованного лица к месту службы (§109h разд.5 Особой части УК ФРГ.УК ФРГ), «склонения» людей «незаконно покинуть страну для того, чтобы поступить на такую службу» (ст. 12 гл.19 ч.2 УК Швеции). Как видно, в одной норме содержатся и сам состав вербовки, и соучастие в такой вербовке в виде подстрекательства и пособничества к ней. В ряде случаев, например, в УК Бельгии, Швеции, вышеуказанные действия наказуемы только при условии совершения их без соответствующего разрешения. Шведский законодатель признает совершение указанных видов действий наиболее опасными в случае, «если Королевство находилось в состоянии войны» (ст.12 гл.18 ч.2 УК Швеции), в связи с чем повышается их наказуемость.

В законодательстве рассматриваемой группы стран нередки указания на то, что вербовка должна совершаться только на территории соответствующего государства или в его пределах (УК Дании, Швеции) - существенно сужая возможности привлечения к ответственности вербовщиков, выводя за пределы уголовного закона случаи, когда вербовка граждан данного государства происходит вне территории этой страны. Также значительно сужаются предписания международного права при распространении понятия наемника только на граждан соответствующего государства (УК ФРГ).

В отличие от других стран первой группы, в УК Франции, принятом в 1992 г., прямо не закрепляется преступность вербовки для иностранной военной службы, а устанавливается ответственность за «набор вооруженных сил без приказа или без разрешения законных властей» (п. 2 ст. 412-7). На наш взгляд, данной нормой фактически должны охватываться и случаи противоправной вербовки лиц для создания вооруженных сил. К лицу, осуществляющему вербовку наемников, может применяться ст. 413-1, признающая преступлением «подстрекательство военных, относящихся к французским вооруженным силам, к переходу на службу иностранного государства», осуществляемое с целью «нанести ущерб национальной обороне». Как пишет Н.Е. Крылова, «при этом причинение реального вреда не является необходимым условием» и «этот ущерб может, в частности заключаться и в отсутствии данных военных в составе вооруженных сил Франции». По смыслу последней нормы наказуемо подстрекательство к переходу как на военную, так и на гражданскую службу.

Как преступления против внешней безопасности государства, т.е. преступления, направленные на подрыв добрососедских отношений с иностранными государствами или нарушение нейтралитета ряд проявлений наемничества представлен в законодательстве Великобритании, Финляндии, Бельгии. В этой группе стран в основном устанавливается ответственность за незаконное поступление на военную службу. Причем последнее также имеет свои составляющие:

1) само поступление на такую службу и побуждение к поступлению на нее (Закон Великобритании о поступлении на военную службу за границей (Акт о службе иностранному государству) 1870 г.);

2) «неоставление службы в таких вооруженных силах» (УК Финляндии);

)   или состоит из нескольких альтернативных действий: найм, вербовка, прибегание к услугам третьего лица (по смыслу ст. 126 УК Бельгии)

Надлежит отметить особенность установления уголовной ответственности за наемничество в праве Испании. УК Испании фактически не содержит состава наемничества, однако, он содержит норму, которая снимает все противоречия с международным правом и является примером прямого действия нормы международного права. Раздел XXIV «Преступления против международного сообщества» УК Испании содержит главу 111 «О преступлениях против лиц и собственности, имеющих защиту в случае вооруженных конфликтов», включающую ст. 614. По смыслу данной статьи, выделяются в отдельную группу субъекты, совершающие деяния, относящиеся к ведению боевых действий и противоречащие положениям международных Договоров, подписанных Испанией. К данным субъектам, согласно ратифицированному Испанией I Дополнительному протоколу, относятся и наемники.

Помимо различий в уголовной ответственности за найм и вербовку наемников, заметна и дифференциация ответственности виновных лиц за совершение предусмотренных нормами уголовного законодательства рассматриваемой группы зарубежных стран деяний. Так, в Великобритании ответственности за поступление на иностранную военную службу подлежит только британский подданный, «проживающий как в пределах доминионов ее величества, так и вне их», тогда как побуждение к поступлению на нее наказуемо независимо от подданства или гражданства виновного, но при соблюдении единственного условия - вербовщик действует «в пределах доминионов ее величества». Фактически последним положением охватываются случаи вербовки граждан Великобритании для осуществления преступных действий против их страны. Но при отсутствии возмездности службы, найма противоправные действия лиц - граждан Великобритании, как представляется, можно было бы при наличии соответствующих признаков рассматривать как одну из форм государственной измены.

Законодательству рассматриваемой группы стран присуща специфичность. Так, в Великобритании признается преступлением дача согласия принять предложение о поступлении, зачислении на службу или саму службу в пользу другого государства, находящегося в состоянии войны с любым дружественным им иностранным государством, т.е. подготовительные к совершению наемничества действия. Оба вышеуказанных состава 1 главы 12 УК Финляндии наказуемы только в случае, если виновный заведомо знал о неприятельских отношениях между Финляндией и государством, в ряды вооруженных сил которого он вступил.

Помимо рассмотренных примеров, это деяние криминализовано ст. 162 УК Республики Казахстан, ст. 375 УК Кыргызской Республики, ст.ст. 132-133 УК Республики Беларусь, ст. 447 УК Украины, ст. 141 УК Республики Молдова, ст. 395 УК Республики Армения и в уголовных законах других стран.

Что касается развития наемничества в России, то, согласно существующим данным, на Руси организованного наемничества не существовало. По формулировкам энциклопедических изданий приглашавшиеся из-за границы военные специалисты не были солдатами и представляли незначительную часть русских вооруженных сил. В новое и новейшее время проблема наемничества игнорировалась вплоть до 90-х годов прошлого века (I Дополнительный протокол Женевской конвенции 1949 г. был ратифицирован СССР только в 1989 г., и вступил в силу в 1990 г.). Ратификация Дополнительного протокола оказалась весьма своевременной - в 1999 г. началась вторая чеченская война, на которую и пришелся пик наемничества в России. В тот период времени на территории республики действовало несколько лагерей по подготовке боевиков и террористов (в т.ч. смертников), инструкторами которых являлись исключительно иностранные наемники, в основном из арабских стран. Тем не менее, несмотря на введенную в 1996г. Уголовным кодексом статью 359 («Наемничество»), вплоть до 2014 года ни одного обвинительного приговора по настоящей статье вынесено не было.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...