Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные положения философии экзистенциализма




Социальные взгляды экзистенциалистов.

Попытки реформировать экзистенциализм.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 


 

Введение

Среди западноевропейских концепций человека видное место принадлежит философии экзистенциализма. Исходным пунктом экзистенциализма, определяющим его содержание, является категория существования, или экзистенции. Причем под этим подразумевается именно существование человека. Вся философия экзистенциализма посвящена человеку, его бытию, его личности, его внутреннему миру, который противопоставляется враждебной реальности.

Несмотря на то, что это философское направление возникло еще в первой четверти ХХ века, нельзя говорить о том, что его идеи потеряли свою значимость и актуальность. Обстановка, сложившаяся сейчас в мире в некотором смысле схожа с обстановкой, в которой возник экзистенциализм. Тогда человечество пережило мировую войну и готовилось к следующей. Насилие, смерть заставляли многих задумываться о враждебности мира, о ценности и важности человека. В наше время многочисленные террористические акты и военные столкновения, которые порой невозможно объяснить рационально, рождают в умах людей примерно такие же мысли.

Цель этой работы – изложить и проанализировать основные идеи философии экзистенциализма. В соответствии с этим были поставлены следующие задачи: рассказать о причинах возникновения экзистенциализма, а также о наиболее известных представителях данного философского течения; рассмотреть наиболее важные экзистенциалистские положения и категории; проанализировать отношение философов-экзистенциалистов к человеку, обществу, истории, познанию, науке и философии; описать развитие данного направления и попытки его модификации.

Экзистенциализма является значимой частью философии. Проповедуемые им идеи оказывали и продолжают оказывать воздействие не только на более поздние философские учения, но и на литературу, живопись, драматургию и другие направления искусства.


 

1. Причины возникновения экзистенциализма,
его разновидности и представители.

Основы экзистенциализма были заложены еще в XIX в. датским теологом и философом С. Кьеркегором, а сложилось это направление в XX в. Теоретическими источниками и своими предшественниками экзистенциалисты считают феноменологию Э. Гуссерля и «философию жизни» В. Дильтея, Ф. Ницше, а также Ф. М. Достоевского.

Идеи экзистенциализма возникали в разных странах в различные годы. Так, в России накануне первой мировой войны, теория экзистенциализма исповедовалась Л. Шестовым и Н. А. Бердяевым, которые в 20-х гг. в эмиграции распространяли свои идеи за границей, главным образом во Франции. В Германии экзистенциализм начал складываться после первой мировой войны и связан с именами К. Ясперса, М. Хайдеггера и О. Ф. Больнова. В период второй мировой войны и после нее он чрезвычайно быстро распространился во Франции – Г. Марсель, Ж.-П. Сартр – и других европейских странах – Испании (Ортега-и-Гассет), Италии (Э. Пачи, Н. Аббаньяно).

В конце 50-х гг. экзистенциализм стал распространяться в США. В 1962 г. в Нью-Йорке была опубликована книга Брейсаха «Введение в современный экзистенциализм», в которой автор говорит об экзистенциализме как об отражении в философии «века гибели иллюзий».

("1") В экзистенциализме, как и других направлениях философии, появляется национальная специфика. Так, можно говорить о немецком, французском, итальянском экзистенциализме. Одни экзистенциалисты называют свое учение «фундаментальной онтологией» (Хайдеггер), другие – «позитивным экзистенциализмом» (Аббаньяно), третьи считают себя христианскими экзистенциалистами (Ясперс, Марсель, Бердяев), четвертые проповедуют атеистический экзистенциализм (Сартр, Камю).

При всех разночтениях экзистенциализм имеет общие исходные принципы. Центральным положением этой философии является одинокий человек с его крайним индивидуализмом и раздвоенным сознанием. Экзистенциалистская философия выражает настроения определенных кругов интеллигенции, которая увидела в ней озабоченность проблемами культуры, путями ее развития в наш технократический век, увидела стремление объяснить причины неустроенности человеческой жизни, неустойчивого положения «простого человека» в обществе, выявила протест против нивелирования личности, массовой гибели людей в войнах.

Интерес к этой философии вызван тем, что она выступила защитницей гуманизма, что она привлекла внимание к «вечной» проблеме – человека, его места и роли в мире, выступила глашатаем эмансипации личности – и это создало ей широкую популярность.

Двадцатый век философы противопоставляют предшествующему столетию, которое называют «веком уверенности», когда, несмотря на социальные бури в умах, господствовала вера в триумф человеческой мысли, в прогресс науки и техники.

В ХХ в. произошла переоценка ценностей, эта вера надломилась. Он характеризуется как век кризиса и тревоги. Когда разум бессилен, а возвышаются подсознательные моменты в поведении человек, господствует иррационализм. Французский экзистенциалист А. Камю считал, что мир, в котором мы живем, абсурден.

О. Ф. Больнов, указывая на причины возникновения экзистенциализма, пишет, что чудовищные политические потрясения ХХ в., две мировые войны противопоставили человеку мир как жуткий и опасный. Человек оказался безнадежно заброшенным, отданным всеобъемлющему разрушению, он направляет усилия на то, чтобы справиться с бременем своей судьбы.

Исторические катаклизмы приводят к выводу о бессмысленности традиционных взглядов на историческое развитие и о неустранимом трагизме человеческого существования. Философия экзистенциализма отвечает запросам выбитого из колеи человека, сметенного перед лицом прогресса науки и великих исторических сдвигов современного мира. Один из представителей экзистенциализма характеризует это состояние так: безопасность исчезла. Поэтому эту философию часто называют «философией отчаяния», или «философией кризиса». Социальный пессимизм получил в экзистенциализме свое дальнейшее развитие.

Регламентация общественной жизни различными нормами и правилами, усиление бюрократизации и стандартизации производственной, общественной и личной жизни человека сковывают многообразные возможности внутреннего мира человека; личность не может полностью проявить свои способности. Возникает иллюзия, что подлинный смысл человеческого существования коренится в отклонении от стандартизированной жизни и устойчивых общественных норм.

Объективный процесс обезличивания общества вызывает сопротивление в индивидуальном сознании. Это сопротивление по-разному выражается в зависимости от мировоззрения и среды, в которой живет человек. Одни люди не ограничиваются субъективным чувством внутреннего протеста и становятся участниками демократического движения. Другие колеблются, и их протест выражается в уходе от всякой общественной деятельности.

Экзистенциализм предлагает мысленно возвыситься над своим положением путем религиозного или философского порыва. Ставя в центр внимания человека, он утверждает, что может научить людей, стоящих на краю бездны, сохранить свободу и независимость в обстановке одиночества и страха и тем самым выступает как «философия утешения».

Экзистенциализм использует разнообразные и новые средства для пропаганды своих идей. Дело в том, что он боле, чем другие философские течения, обладает способностью влиять на искусство, а через него и на так называемого «массового человека». Пропаганда идей экзистенциализма вышла за рамки философских трактатов и лекционных курсов, рассчитанных на специалистов, и глубоко проникла в различные жанры художественной литературы: прозу, поэзию, драматургию, публицистику, а также в кинематограф, изобразительное искусство и т. д. Философия, и экзистенциализм в особенности, в значительной мере воздействует на современное западное искусство, видит в нем средство самоутверждения. Пропаганду своих идей посредством художественных образов экзистенциализм использует как более действенную и широкомасштабную, по сравнению с научными трактатами. Философы-экзистенциалисты часто обращаются к художественному творчеству. Среди них много писателей. С другой стороны, основная проблематика экзистенциализма – человек и смысл его жизни – не может быть безразличной писателям и художникам. Поэтому близкие к экзистенциализму настроения появились у таких писателей ХХ в., как А. Сент-Экзюпери, Э. Хемингуэй, Э. М. Ремарк и др.

Основные положения философии экзистенциализма

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...