Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Попытки реформировать экзистенциализм




Некоторые экзистенциалисты предпринимают попытки реформировать экзистенциализм, освободиться от крайностей его иррационализма, идеалистически переосмыслить диалектику, включить в экзистенциализм естественнонаучную и социально-политическую проблематику.

Если К. Ясперс, например, в 30-х гг. писал, что философы существуют вне мира, то в 1967 г. в своей «Автобиографии» признал, что нет философии без политики, без политических выводов.

Итальянский представитель экзистенциализма Н. Аббаньяно поставил задачу реформировать экзистенциализм из негативного в позитивный, преодолеть его субъективный характер, враждебность к науке, пессимизм и бесперспективность, поднять у человека веру в будущее. В отличие от Сартра, который презрительно относился к позитивистскому уму естественников, Аббаньяно интересуется естественными науками и публикует статьи по этой проблематике. Он ссылается на «принцип неопределенности» Гейзенберга, неэвклидову геометрию, но утверждает, что современная наука отбросила понятие необходимости и отвергла детерминизм. Аббаньяно утверждает, что мир без сознания – хаос, лишенный определенного смысла, что этот смысл в него вносит индивидуальное сознание. Защита объективной познавательной ценности науки идет с позиций субъективного идеализма, и поэтому критика его остается декларативной. Аббаньяно не удалось создать положительной программы экзистенциализма и как-то примирить его с наукой.

Немецкий экзистенциалист О. Ф. Больнов тоже пытался реформировать экзистенциализм. Больнов ставил своей целью научить человека смотреть на действительность любящим взглядом, чувствовать себя в ней, как в родном доме. Стремясь освободить эту философию от настроения отчаяния, нигилизма и безысходности, Больнов создает оптимистический вариант экзистенциализма. Это выявляется у него в отыскании нового доверия к бытию в человеке, в его существовании. Это было связано с послевоенным подъемом экономики в Западной Германии, известным как «экономическое чудо». Поэтому из экзистенциализма выбрасываются элементы критики существующего общества. Больнов называет конфликтные ситуации лишь частными случаями более общего понятия «положение». Вместо категорий страха и заботы выдвигаются категории терпения, уверенности, спокойствия, благодарности, надежды, счастья, здоровья и т. п.

Больнов утверждал, что не существует чистого экзистенциализма. Там, где он долго существует как целое, он вырождается в нечто косное, абстрагированное от мира, вращается в самом себе. Это утверждение понадобилось для оправдания обновления экзистенциализма. Но в каком-то смысле утверждение оправдалось, и прогноз оказался верным в том смысле, что экзистенциализм последних лет стал эклектичным. Были попытки соединения экзистенциализма с персонализмом, фрейдизмом и даже с марксизмом. Некоторые экзистенциалисты трактовали марксистскую философию как одну из форм экзистенциализма, основываясь на ранних произведениях Маркса, например, на «Экономическо-философских рукописях», где Маркс говорит, что теория становится материальной силой, когда она овладевает массами. Это бывает тогда, когда она смотрит в корень. Корнем же человека является сам человек. На этом основании они утверждали, что Маркс был экзистенциалистом.

Французские экзистенциалисты претендовали на владение подлинным смыслом исторического материализма Маркса, но Сартр высказывался за желательность изменения исторического материализма в процессе сближения его с экзистенциализмом. Экзистенциалистов интересовала проблема диалектики общественно-исторического процесса. Марксистскую диалектику Сартр сводил к практике, растворив в ней теорию; диалектику по-экзистенциалистски применял к человеческому действию, признавая только два из основных законов материалистической диалектики: закон отрицания отрицания и закон единства противоположностей. Теория отражения толковалась им как чужеродный элемент в марксизме, он осуждал марксизм за гносеологический вакуум. Сартр посвятил этому вопросу несколько разделов своей книги «Критика диалектического разума», а также свое выступление на дискуссии с французскими материалистами. По этому же вопросу выступал и экзистенциалист Ипполит. Материалы дискуссии были помещены в вышедшем во Франции сборнике «Марксизм и экзистенциализм».

 

Хайдеггер отдает должное Марксу, признается, что Маркс, познав отчуждение, вторгался тем самым в существенное измерение истории, поэтому марксистское воззрение на историю превзошло прежние исторические концепции. Вместе с тем Хайдеггер дает свое толкование отчуждения, в котором мало что остается от понятия Маркса. Н. А. Бердяев также не обходил вниманием марксизм, признавал его влияние на свои взгляды и вел с марксизмом систематическую полемику. Он признавал ряд сильных сторон учения Маркса: социальный реализм – утверждение огромного значения экономической стороны жизни общества и борьбы классов, обнаружение болезней капиталистического строя, изобличение лжи идеалистически-гуманистической культуры. Однако Бердяев обращал внимание на то, что в марксизме не подчеркивается приоритет личности, человек в нем скрыт за социальными отношениями. Для Бердяева же, как представителя экзистенциалистской и персоналистской философии, личность всегда возвышалась над обществом.

Несмотря на некоторые модификации и попытки обновления экзистенциализма, сущность его остается неизменной. Анализируя судьбу этого учения, следует отметить, что в 60-е гг. влияние экзистенциализма, например, во Франции, стало ослабевать. Антропоцентризм и антисциентизм этой философии перестали удовлетворять потребностям общества, и восхищение философией существования прошло. В моду вошла философия структурализма. Но в последующие годы философия экзистенциализма несколько ожила. В Германии в 70-80 гг., а также на международных философских конгрессах взгляды Хайдеггера и Ясперса были в центре внимания. Хайдеггер оказал огромное влияние на представителей философской герменевтики (теории и практики истолкования текстов).

Философия экзистенциализма модифицируется, ярко проявляет себя в литературе и искусстве. Она не утрачивает своего значения, поскольку задевает тончайшие струны человеческой души, важнейшие общечеловеческие ценности.

Заключение

Экзистенциализм (от позднелат. existentia – существование) – «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине ХХ в., явившее собой самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности. Экзистенциалистская философия выражает общее чувство времени: чувство упадка и бессмысленности всего происходящего.

Согласно экзистенциализму, задача философии – заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуального человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Это действительно важные вопросы, которые не могут не волновать людей. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования (экзистенции), которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций – озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия. При рассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализма высказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений.

Человек для экзистенциализма – не объект, иллюстрирующий теорию, не элемент класса наряду с другими элементами того или иного рода, он также не момент всепостигающего разума, не то, что выводится из системы. Экзистенция недедуцируема, а реальность нельзя отождествить с рациональностью. Характеристиками реальности являются: центральное положение экзистенции как способа бытия человека; связь экзистенции и потустороннего; возможность как образующий принцип экзистенции.

Экзистенция указывает на конечность существования, это «возможность быть». Экзистенция – это не сущность, не что-то, данное от природы, предопределенное и неизменное. В отличие от растений и животных, человек есть то, чем он решил быть. Его существование в смысле самоконструирования дано как возможность и выхождение за пределы себя – неопределенная проблематичность, риск, решимость, бросок вперед. Бросок может быть направлен к Богу, миру, самому себе, свободе или ничто.

Идеи экзистенциализма живы и находят отражение в философии, искусстве и в мыслях людей и по сей день. Это объясняется тем, что вопросы, которые ставит экзистенциализм и на которые он дает ответы, никогда не потеряют своей значимости и актуальности.


 

Список использованной литературы

История философии: Учеб. пособие для вузов/ А. Н. Волкова, В. С. Горнев, З. Н. Данильченко; Под ред. В. М. Мапельман, Е. М. Пенькова. – М.: ПРИОР, 2001. – 368 с. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. Т. 4. От романтизма до наших дней/ Пер. С. Мальцевой. – СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1997. – 880 с. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – 2 изд. – М.: Гардарики, 2003. – 736 с.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...